Программа второго дня корпоративного тренинга 7 глава
Получив высокую оценку, молодой человек был переведен на руководящую должность в центральный офис и успешно работает до сих пор. Мотиваторы для сотрудников, имеющих потребность в самоутверждении. • При приеме нового сотрудника в компанию обратите внимание, если в качестве своего ведущего побудительного мотива в работе он называет желание реализоваться как специалист. • Обратите также внимание, если сотрудник говорит, что главное для него — интересная работа, создающая условия для самовыражения. • Создавайте условия для творческой, содержательной работы такого сотрудника; помните, что он будет трудиться «спустя рукава», если работа окажется монотонной и рутинной. • Не сравнивайте между собой самоактуализирующихся сотрудников, каждый из них — индивидуальность. • Создавайте условия профессионального роста для сотрудника: направляйте на учебные семинары, формулируйте передним задачи в зоне ближайшего профессионального развития. • Поощряйте инициативу такого сотрудника. • Интересуйтесь его новыми идеями. • Создавайте условия для самостоятельной работы. • Демонстрируйте доверие к такому сотруднику, помните, что он сам заинтересован работать высокопрофессионально. • Осуществляйте над его работой минимальный контроль. [ 88 ] Эффективная мотивация персонала Потребность в достижениях Есть «люди процесса» и «люди результата». Первые получают удовлетворение от самой работы, вторые всегда стремятся к конкретному результату. Потребность в достижениях проявляется у вторых и связана с потребностью в самоутверждении за счет получения высокого результата в работе Проявление потребности в достижениях на мотивационпом уровне зависит от психогипа сотрудника. Интровертированным, «внутренним» людям при получении высокого результата важно почувствова'п удовлетворение и сказать себе: «У меня получилось! Я это сделал!» Для экстравертированных, «внешних» работников значимо признание успеха со стороны руководства и коллет
Однако не следует думать, что экстравертов нужно поощрять, а интровертов — нет. Поощрять за успехи нужно всех сотрудников, неза-ииеимо от психотипа. Потребность в достижениях относится к числу развиваемых потребностей. Культивирование потребности в достижениях способствует не только профессиональному росту и повышению креативного потенциала сотрудников в отдельности, но и развитию компани* в целом. Проводя тренинг в одной из западных компаний, я отметила, что многие сотрудники говорят одну и туже фразу: "Не будем снижать амбициозность поставленной задачи!» При расспросах участников после тренинга мне удалось выяснить, что в корпоративном документе компании, отражающем его внутреннюю деловую культуру, записан слоган: «Не снижай амбициозность задачи!» В компании принято ставить завышенные цели и сложные задачи и прикладывать энергичные усилия к их выполнению. Считается, что сотрудник «вытянет» себя на такой уровень профессионализма, какого требует поставленная им перед собой задача. Если задача окажется ниже его возможностей, развивающий эффект не наступит. Повышение профессиональной компетентности и формирование уверенности в себе происходят только в тех случаях, когда сотрудник ставит перед собой задачи из зоны ближайшего развития. Именно при решении амбициозной задачи происходит настоящее, реальное профессиональное развитие. Глава 3 Потребности сотрудников и персональные мотиваторы [ 89 ] Стимулируйте у своих сотрудников потребность в достижениях. • На отчетных собраниях показывайте динамику развития компании, сравнивайте достижения разных лет( рисуйте вектор поступательного движения вперед.
• Итоговое собрание начинайте с озвучивания списка успешных сотрудников и перечисления их достижений. • Положительно оценивайте работу активных сотрудников, проявляющих инициативу • Поощряйте всех, кто берет на себя ответственность при выполнении производственных задач. • Регулярно проводите для сотрудников своей компании мотива-ционные тренинги • Искрение хвалите. • Поддерживайте п сотрудниках уверенность в собственных силах, воодушевляйте их на высокие достижения и преодоление трудностей. • Говорите им «Я знаю, ты сможешь решить эту сложную задачу. Я уверен в твоих возможностях». • Для формирования уверенности напоминайте таким сотрудникам об их прошлых достижениях • Ставьте успешного сотрудника, направленного на достижения, в пример молодым работникам. Потребность в престиже Если сотрудник стильно одевается, имеет машину модной модели, работает в известной компании, а на его столе — компьютер последней версии, — перед вами тот, для кого важен престиж. Внимание к престижу отражает отношение человека к себе, своей жизни и работе, своему успеху и благосостоянию. Несмотря на то что потребность в престиже относится к внешней атрибутике жизни, она часто выступает серьезным мотиватором. На имидж тратится мною средств, и это себя оправдывает. По внешним признакам, проявляющимся водежде, выборе марки машины или компьютера, деловые люди оценивают успешность и надежность компании. В частной жизни они демонстрируют принадлежность к своему кругу. [ 90 ] Эффективная мотивация персонала *..% W..«#,. Щ.ГЛШй'Н-кП- 1'»11.-*»у|«*». Во время консультации я случайно обратила внимание на перьевую ручку своего визави — изящную, инкрустированную золотом и явно очень дорогую. Я выразила искреннее восхищение этим предметом так, как можно выражать восхищение настояцим произведением искусства. Мой партнер оценил внимание к своему имиджу и потом долго и увлеченно рассказывал, как работает над внешней атрибутикой своего делового образа. Он детально описывал, какие костюмы, рубашки, галстуки, започки и обувь следует носить, где они могут быть куплены, как все это правильно выбирать и т. п. В общем, в конце своей консультации по эффективной мотивации сотрудников я получила сего стороны квалифицированную консультацию по деловому имиджу.
Мотивация сотрудников, имеющих потребность в престиже, • Поддерживайте деловую культуру в компани и, фор мулируйте тре -бования к официальному костюму сотрудников, порядку на их рабочих местах. • Помните, что красивый офис — важный фактор мотивации сотрудников, проявляйте заботу о дизайне рабочих помещений, мебели, офисных цветов. • Создавайте стильную корпоративную символику, работайте над логотипом, сайтом в Интернете, выдавайте сотрудникам ежедневники, блокноты, ручки, календари и пакеты с корпоративной символикой. • Стимулируйте честолюбивых сотрудников при помощи имиджевых условий; обновления обстановки их кабинетов, замены марки служебной машины на более престижную, смены поколения рабочего компьютера. • Выбирайте для корпоративных праздников престижные рестораны и пансионаты. • Приглашайте на корпоративные праздники модных и известных артистов. • Один раз в год вывозите успешных сотрудников в престижные пансионаты для семинаров или тренингов. • Помните, что для успешных сотрудников, имеющих потребность в престиже, мотивирующим станет направление на семинар по деловому этикету и корпоративной культуре. • Одевайтесь в модные костюмы, следите за своей прической, помни -те, что оправа ваших очков должна быть современной и модной. Глава 3. Потребности сотрудников и персональные мотиваторы [ 91 ] • В неформальной обстановке положительно оценивайте внешний вид сотрудника, имеющего потребность в престиже: скажите несколько хороших слов о его костюме, галстуке, прическе, манере делового поведения. Потребность в стабильности Не все сотрудники хотят рисковать, испытывать стрессы, строить успешную карьеру и зарабатывать солидные деньги. Многие хотят одного: спокойствия и стабильности. Оки выбирают стабильные компании и готовы работать за небольшую, но регулярно выплачиваемую заработную плату.
Они не всегда удовлетворены условиями работы, однако не предпринимают усилий в поиске новой компании. Они с опаской относятся к любым изменениям и на вопрос «Как дела?» обычно отвечают: «Нормально! Все как обычно, без особых изменений!» По характеру это спокойные люди, которые уважают руководство и не проявляют особых инициатив на работе. Они могут быть медлительными, осторожными и с трудом привыкают к новым условиям. Даже перевод отдела в новое помещение может вызвать у них снижение производительности, пока они не адаптируются к новому маршруту. ЬЛ*' ■ I»»J<f У+. ■'.ТЛЛ'/w Руководство крупной компании планировало серьезные структурные изменения, и сотрудницы жаловались, что испытывают страх перед увольнением или переводом в другое подразделение. Они говорили о том, что давно работают вместе, привыкли друг к другу, считают компанию «второй семьей» и изменения вызовут у них тяжелый стресс. Потребность d стабильности может проявлять и руководитель, затягивающий принятие решений из страха перед изменениями. На семинаре по тайм-менеджменту при обсуждении проблемы сопротивления делегированию молодая женщина, руководящая собственной компанией, высказала мнение о том, почему руководитель не принимает важных решений сам и не делегирует выполнение задач своим подчиненным. 92) Эффективная мотивация персонала Она говорила отом, что именно страх перед изменениями блокирует принятие решения или в некоторых случаях затягивает его. И, соответственно, делегирование задачи связано именно с нежеланием каких-либо изменений. Мотивация сотрудников, имеющих потребность в стабильности. • Чаще говорите, что ваша компания — надежная и стабильная. • Четко и в установленные сроки выплачивайте заработную плату и бонусы. • Всегда выполняйте свои обещания. • Не допускайте угрозы немотивированного увольнения или сокращения персонала, не меняйте руководителей среднего звена управления чаще, чем это объективно необходимо. • Старайтесь уменьшить «деловую лихорадку» в компании (авралы, стрессы, излишнюю спешку). • Стремитесь, чтобы в компании было реализовано четкое планирование работы. • Проведите семинар по тайм-менеджменту и самоменеджменту. • Помните, что в компании должны присугствовать корпоративные традиции и ритуалы, которые неукоснительно повторяются и создают чувство уверенности в завтрашнем дне. • Обязательно помните, что введение необходимых изменений должно предваряться тщательной подготовительной работой: разъяснением необходимости изменений и подтверждением гарантий профессиональной, должностной и экономической безопасности для сотрудников, имеющих потребность в стабильности.
• При введении инноваций всегда говорите также о том, что осталось в компании стабильным и неизменным. Потребность в новизне Потребность в новизне противоположна потребности в стабильности и проявляется в желании сотрудников получать новую информацию, новые впечатления, иметь активные контакты с новыми людьми. В компании должны быть как стабильные сотрудники, так и иино-ваторы. Первые успешно выполняют одинаковые, повторяющиеся Глава 3. Потребности сотрудников и персональные мотиваторы [ 93 ] задачи, а вторые с удовольствием внедряют новые программы и технологии. Преобладание в штате стабильных и «революционеров» зависит от этапа развития компании и корпоративных целей. Так, если организации необходимо удержать достигнутые рубежи, наиболее активная мотивация должна быть направлена на стабильных сотрудников Если же компании важно вырваться на нозый уровень развития, необходимо усиленно мотивировать тех, кто составляет костяк «революционеров» Для внедрения новой программы в компанию была принята сотрудница. В течение полугода задача была успешно решена, и оставалось только поддерживать получен ные результаты. Сотрудница явно заскучала и предприняла поиски новой работы. Стремясь удержать ее в компании, руководитель сформулировал передней новую задачу и в разговоре произнес очень важную фразу: «Только вам я могу поручить это серьезное дело! Успешно выполнить эту задачу можете только вы1» В результате сотрудница прекратила поиски новой работы и с увлечением взялась за порученное дело. Мотивация сотрудников, имеющих потребность в новизне. • Помните, что эти сотрудники приветствуют нововведения п компании и окажут вам поддержку, если вы будете проводить инновации. • Формулируйте новые задачи. • Привлекайте сотрудников к «мозговым штурмам» по выработке новых идей в решении производственных проблем. • Имейте в виду, что такие сотрудники хорошо работают в продажах. • Направляйте таких сотрудников в частые командировки. • Создавайте условия для горизонтальной карьеры в компании (освоение новых навыков или новой специальности). • В качестве поощрения отпускайте таких сотрудников на обучение. Создавайте условия для того, чтобы они сами выбрали тему семинара. Им свойственна высокая обучаемость, и они искренне любят учиться. Такие слушатели — ценный ресурс в работе преподавателя на тренингах и консалтинговых семинарах. Они проявляют внимание и интерес к новой информации, активны в обучении, позитивно относятся к коррекции и замечаниям тренера. [ 94- ] Эффективная мотивация персонала • Интересуйтесь, что показалось сотрудникам на семинаре ипте- I ресным. • Создавайте условия для внедрения новой информации, полученной на семинаре, в работу компании. • Создавайте условия для получения нового профессионального опыта. Потребность в творчестве Решение новых, нестандартных проблем, разработка креативных проектов, рождение новых идей — все эти условия стимулируют сотрудников, имеющих потребность в творчестве. Их привлекает неизведанное, они испытывают прилив анергии, осваивай новое интеллектуальное пространство и расширяя возможности профессии. Творческий «полет» — истинное наслаждение для таких людей, и им не заменить сладость тьорчестьа никакими льготами или бонусами. Неудивительно, что нередко эти сотрудники отказываются от повышения в должности: выполнение управленческой работы влечет за собой увеличение административных обязанностей, которые будут мешать профессиональному творчеству. Креативные сотрудники нуждаются в свободном графике, наличии технических средств, возможности получать свежую информацию и работать б команде, которая выполняет творческие задачи. Такие ребята могут работать в небольшом и совсем не престижном помещении, они не любят официальной одежды, ходят в свитерах и носят серьги в ушах, могут сидеть сутками, спорить, бесконечно курить и пить кофе, но выдают великолепный результат, поражающий воображение самых именитых профессионалов. Главное для них: «Чтобы не мешали заниматься интересной работой». Следовательно, возможность профессионального творчества — лучшая мотивация для таких сотрудников. При проведении корпоративного тренинга в проектной мастерской я обратила внимание на архитектора, который активно выступал в защиту своих идей. Необычный стиль речи, образный язык, умение привлекать к себе внимание и убеждать при помощи фактов и аргументов выделяли его из общей группы сотрудников. Безусловно, в своей группе он был авторитетным лидером. Глава 3. Потребности сотрудников и персональные мотиваторы [ 95 ] При обсуждении результатов тренинга с руководством мастерской мне сказали, что этому сотруднику не раз предлагали стать начальником отдела, но он постоянно отказывается. В чем дело? Причина такого поведения явно заключалась в том, что архитектора привлекала творческая сторона его профессии и он осознанно избегал административных нагрузок. В другой компании, занимающейся производством программного обеспечения. я проводила интервью с участниками перед тренингом и обратила внимание на очень утомленного сотрудника. В беседе выяснилось, что два года назад он стал руководителем отдела, но любит заниматься созданием новых компьютерных программ. Поэтому он берет работу домой и ночью с увлечением сидит за компьютером. В результате он спиттри-четыре часа в сутки, но отказать себе в удовольствии работать за компьютером не может. Поскольку потребность в творчесзе, если она есть, должна быть удовлетворена, для это'о сотрудника выходом из положения было бы снижение административной нагрузки за счет делегирования ее своему заместителю. Увеличение рабочего времени, отдаваемого творчеству, было бы для него сильным мотивирующим фактором. Мотивация сотрудников, испытывающих потребность в творчестве. • Формулируйте творческие, нестандартные задачи. • Говорите так: «Этого еще никто не делал! Мы будем первыми, кто это сделает!» • Создавайте условия для свободного графика работы. • Не проявляйте директивности и жесткости в управлении. • Помните, что контроль должен быть минимальным. • Поощряйте работу в команде, • Поддерживайте креативного лидера. • Обеспечивайте его техническими и информационными ресурсами. • Регулярно прослушивайте креативные проекты на совещаниях. • Организуйте «мозговые штурмы» по решению креативных задач, контролируйте результаты таких обсуждений, внедряйте наиболее интересные идеи. • Организуйте на новогоднем корпоративном празднике проявление спонтанного творчества, например песенные выступления наиболее активных сотрудников (выбор песен, запись фонограмм, подарки персоналу с аудио- и видеозаписями выступлений сотрудников). [ 96 ] Эффективная мотивация персонала Потребность в осмысленности работы Эта потребность имеется не только у сотрудников с высшим образованием, как это может показаться на первый взгляд, но и у простых рабочих В своей книге -Маленький принц- А. де Сент-Экзюпери говорит: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, чтобы все спланировать, разделить работу, достать инструменты и рубить деревья, надо заразить их стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль*. Осмысленность работы в компании для сотрудников задается руководством и ведущими лидерами. Эффективный руководитель, обладающий харизмой, всегда стремится воодушевить сотрудников на активную. радостную и качественную работу Воодушевление энергией хорошей работы, полезной для людей, передается от руководства и лидеров персоналу компании в форме видения, деловой философии или делового кредо. Так, в приведенном выше рассуждении А. де Сент-Экзюпери видением является стремление к бесконечному морскому простору Видение етратегичес кого направления деятельности компании должно быть сформулировано с учетом принципов реальности и достижимости. Кроме того, идея, положенная в основу формулировки видения, должна отражать этапы движения компании к успеху. При достижении одного смысла необходимо вырабатывать новый смысловой ориентир, чтобы азарт движения и развития не иссякал в душе сотрудников. Обычно видение сформулировано в корпоративном кодексе компании. в понятных для каждого сотрудника с\овах. Однако чтобы видение действительно способствовало воодушевлению сотрудников, оно должно проявляться в решениях и поступках руководства и ведущих лидеров компании. Если они сами испытывают воодушевление и видение идет от их сердца и души, это внутреннее состояние передается персоналу. В молодой российской компании возник кризисный период: снизились показатели продаж, появились проблемы на производстве и, как следствие этого, возникли серьезные конфликты между учредителями. Сменилось руководство. Исполняющим обязанности директора стал молодой специа- Глава 3. Потребности сотрудников и персональные мотиваторы [ 97 ] ^Ист, не имевший до этого назначения опыта руководства большой компанией. Перед ним стояли сложные проблемы определения стратегических Целей компании,обновления персонала, мотивации и обучения сотрудников. Он начал решать эти проблемы правильно, задумавшись о видении, Которое должен сформулировать для компании. Он понимал, что видение Может возникнуть только у него самого и он, как руководитель, должен воодушевить им своих подчиненных. -Мотивация сотрудников, имеющих потребность в осмысленно-сх** работы. % «Разогревайте» свою управленческую харизму: будьте влиятель-ным и убедительным • Помните, что харизматичный руководитель умеет воодушевить людей своим примером и заразить своей энергией • Работайте над видением миссии своей компании, стремитесь, чтобы оно было искренним, затрагивало души и сердца лк>а^^ • Помните, что в-идение содержит стратегический взгляд на развитие компании, как бы с высоты птичьего полета. • Видение должно быть осуществимым, нереализуемая мечта не мотивирует людей. • Людей мотивирует полезность их работы для других. • Повторяйте формулировку миссии компании на важных совета -ниях и конференциях, говорите о видении разными словами, но всегда с искренним энтузиазмом. • Показывайте своей работой и жизнью, что видение миссии ком -пании для пас — реальный ориентир; стремитесь, чтобы слова не расходились с делом. • ТЛзбстайте формализма; обращаясь к персоналу, будьте искренним. говорите с людьми «своими словами». • Обращайтесь к ним открыто, с доверием и уверенностью во взаимопонимании. Потребность в радости и удовольствии Человек тянется к радости и удовольствию, и не только в жизни, но и на работе. Если в компании созданы условия для работы, приносящей удовольствие, многие сотрудники будут мотивированы трудиться с отдачей и стремлением к высокому результату. Известный консуль- (98 ] Эффективная мотивация персонала j тант Клаус Кобьелл так описывает эту потребность: «Я занимаюсь только тем, что доставляет мне удовольствие. Я отвергаю любую работу, которую не смогу сделать хорошо, даже если она займет у меня совсем немного времени. В противном случае неудача гарантирована» (15, с. 31). Счастливы те сотрудники, которые работают в любимой профессии' Эта жизненная удача создает устойчивую внутреннюю мотивацию для человека. Однако не все смогли найти работу, приносящую им удовольствие. Некоторые вынуждены смириться с обстоятельствами и судьбой. Один считает, что мог бы быть отличным спортивным комментатором, а работает экономистом в банке. Вторая чувствует себя в душе известной пианисткой, а ей приходится трудиться учетчицей на складе. Третья мечтает путешествовать, а сидит в бухгалтерии. Тем не менее потребность людей в удовольствии необходимо учитывать при мотивации персонала. В молодой организации возникла проблема с оплатой рабочих, которые трудились в тяжелых условиях повышенной загазованности, холода, отсутствия раздевалок и горячего питания. Компания только налаживала свое производство и не могла существенно повысить их заработную плату. С целью удержания рабочих на предприятии был приглашен консультант, который побеседовал с каждым о том, в чем состоит его неудовлетворенность работой и какие условия труда доставляли бы ему удовольствие. Рабочие называли условия, которые были для них приятны: цветы на окнах в цехе, возможность сходить вместе на футбол или хоккей, совместные праздники. Администрация компании пошла навстречу пожеланиям рабочих и в течение непродолжительного времени организовала необходимые условия труда. Мотивация персонала на получение радости и удовольствия от работы. • Демонстрируйте в своем управленческом стиле деловой оптимизм; будьте всегда энергичны; помните, что сотрудники всегда смотрят на своего руководителя. • Чаще улыбайтесь. • Создавайте эмоциональный комфорт на совещаниях; стремитесь снизить страх и зажатость своих сотрудников. • Заботьтесь о позитивной атмосфере в компании. Глава 3. Потребности сотрудников и персональные мотиваторы [ 99 ] • Регулируйте конфликты, стремитесь, чтобы они заканчивались конструктивным решением, • Решайте проблемы и преодолевайте трудности с верой в успех и удачу. • Говорите так: «Проблем нет! Есть просто работа!» • Поддерживайте и поощряйте радостных и энергичных сотрудников • Создавайте в компании условия для того, чтобы сотрудники нашли работу по душе. • При организации отдыха для сотрудников интересуйтесь, какие виды корпоративных мероприятий будет им интересны и принесут радость и удовольствие. Глава 4 Индивидуальность сотрудника и мотивация Человеку доставляет удовольствие разбивать те способности, которыми его наградил Бог Ганс Сеяье, врач, физиолог На формирование потребностей влияет не только воспитание и образ жизни человека, но и его индивидуальность, поэтому при поиске мотиваторов для конкретного сотрудника учитывайте его индивидуальность, илипсихотип. С этих позиций в первую очередь нас будет интересовать темперамент человека как генетический фактор. Кроме того, обращайте внимание на стилевые характеристики мышления сотрудника, проявляющиеся в его профессиональной деятельности (30, 31). Темперамент сотрудника и мотиваторы Темперамент определяется наследственностью и устойчиво проявляется в течение всей жизни человека. Так, гиперактивный и сверхпод-вижный ученик, с которым учителя мучаются в школе, останется таким же активным в тридцать, сорок и восемьдесят лет. Конечно, с возрастом его характер меняется, развиваются контроль и самообладание, но избыток жизненной энергии остается с ним навсегда. Даже если он целенаправленно займется самосовершенствованием и «сделаетсебя» предельно сдержанным человеком, все равно в стрессовой ситуации его природный темперамент выступит из-под «культурных наслоений». Например, человеке избытком жизненной энер- Глава 4. Индивидуальность сотрудника и мотивация [ 101 ] гии в экстремальной ситуации может стать вспыльчивым, засуетится и можеч допустить ошибку из-за собственной поспешности. Сейчас все знают, что «чистые» темпераменты встречаются редко, как правило, люди имеют смешанные психогипы, но ведущий темперамент заметно выделяется у каждого человека. Важно помнить: нет «хороших» или «плохих» темпераментов. Каждый человек- уникальная индивидуальность, единственная во Вселенной. У каждого есть сильные стороны и преимущества, а также качества, которые делают его уязвимым. Воистину. «Нет людей без недостатков, но пет людей и бсэ достоинств» Как же распознавать тип темперамента человека*7 Темперамент проявляемся у человека t характеристиках скорости (темпоритмах), интенсивности, выносливости, чувствительности и степени открытости психических (внутренних) и сенсомоторных (поведенческих или внешних) действий. Скорость (темпоритмы) человека можно заметить потому, насколько быстро он говорит, отвечает собеседнику, запоминает, воспринимает информацию, получает впечатления, думает и принимает решения. Скорость проявляется в похедке и движениях человека. Ecu. люди быстрые, скоростные, и есть — медленные, «тормозные». Между ними — «средние» по темпоритмам. Интенсивность характера человека проявляется в его эмоциональном строе. Можно выделить напряженных людей с «плотным» внутренним миром непокойных, расслабленных, с «разряженной» внутренней атмосферой. Выносливость тоже относится к свойствам темперамента человека. Некоторые из нас — «пахари», нуждаются в непродолжительном отдыхе и могут трудиться по двадцать пять часов без перерыва. Иногда я слышу от активных и работоспособных людей, что они не устают вообще. Известие, например, что Маргарет Тэтчер спит не более двух часов в сутки. Но есть люди, которые «выдыхаются» достаточно быстро и им требуется регулярный и продолжительный отдых. Выносливость часто сопряжена с чувствительностью. Люди с высокой чувствительностью, эмоциональные, ранимые, обидчивые и впечатлительные нередко имеют сниженную выносливость, а «толстокожие» и мало чувствительные, как правило, выносливы и работоспособны. Степень открытости и закрытости человека проявляется в его на -правленности на себя или внешний мир. Некоторые живут, фокусируясь на собственном внутреннем мире, своих размышлениях и пере- [ 102 ] Эффективная мотивация персонала живаниях. Другие обращены на отношения с людьми, происходящие события, факты и т. п. Со времен Гиппократа описанные выше характеристики группируются в четыре темперамента. Поддерживая эту давнюю традицию, будем придерживаться в изложении материала следующей логики: • характеристика темперамента и его распознавание; • оценка управленческого стиля руководителя, имеющего подобный темперамент, и определение для него мотиваторов; • оценка профессионального почерка подчиненного, имеющего подобный темперамент, и его мотиваторы. Холерик Холерик имеет самые скоростные темпоритмы. Он много и быстро говорит, без промедления отвечает собеседнику. Часто перебивает: когда собеседник только начало чем-то говорить, холерик уже вес понял и имеет готовый ответ. Один мой знакомый холерик в этих случаях восклицает: «Догнал и перегнал!» Такой человек быстро воспринимает и запоминает новую информацию, правда, иногда поверхностно, и может сразу же ее забыть. Он много и быстро двигается, часто и суетливо поправляет детали своего костюма (мужчины — галстук, очки или часы, женщины — прическу и украшения). На совещании может крутить ручкой, снимать и надевать очки, болтать ногой, вынимать носовой платок и убирать, шептаться с соседом и т. д. Он с трудом переносит снижение активности и необходимость оставаться некоторое время в покое.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|