Управленческий стиль руководителя-прагматика
Прагматик — амбициозными харизматический лидер, ведущий компанию или подразделение к высотам успеха. Особенно высоких достижений он добивается на начальном, тактическом этапе развития компании. Нередко он сам учреждает компанию, и его называют лидером «Данко»; горящее сердце, самопожертвование, способность увлекать и стимулировать сотрудников. Он задает высокий темп работы не только для себя, ной для других. Hence выдерживают этот темп, многие «сходят с дистанции», но приходят другие, которых он смог увлечь, Следует признать, что с годами сам прагматик тоже устает. Он может сказать, что «перегорел», что денег для себя и близких у него теперь достаточно, ему хочется отдохнуть, путешествовать по миру или жить в деревне. Такие размышления прагматика по-человечески понятны, но опасны для компании. Прагматик — директивный руководитель, берущий ответственность на себя. Он не признает рядом с собой таких же сильных и ярких лидеров. С ним остаются послушные люди, вдохновленные его энергией и готовые идти за ним до конца. Они привыкли к его лидерству и сами становиться лидерами не хотят или просто не могут. Если прагматик уйдет «на заслуженный отдых», не подготовив себе достойной замены, компания начнет разваливаться. У прагматика-лидера есть еще одна проблема. Его эффективность особенно сильно проявляется на первом, тактическом этапе развития компании. Когда компания переходит на этап стратегического бизнеса, учредителю-прагматику становятся нужны специальные знания в области менеджмента. Если же из-за отсутствия свободного времени он не смог получить качественного образования, желательно, чтобы компанию возглавил другой руководитель — профессионал.
Легко ли основателю-прагматику передать свое дело наемному менеджеру? Конечно нет! Тем более что высококлассных специалистов на рынке немного, стоимость их высока, а риски — большие. Поэтому прагматик продолжает стоять «у руля» и в тот период развития своей компании, когда она нуждается прежде всего в грамотных специалистах, совершая ошибки, вызывающие снижение показателей и те- Глава 4. Индивидуальность сотрудника и мотивация [ 125 ] кучееть персонала. Но особенности российского рынка таковы, что компания все равно работает и держится «на плаву». Мотиваторы для руководителя-прагматика. • Ведущий мотиватор: построение нового (компании, подразделения. нового направления деятельности). В инновациях полагается на интуицию и способность к предвидению. • Важные мотиваторы: высокий доход и успешность. • Его привлекаег работа в условиях риска и борьбы, прорывах и противоборстве. • Повышает эффективность в условиях жесткой конкуренции. • Успешен в условиях ограничения во времени и недостатка информации. • Рутина и однообразие — серьезные демотиваторы для прагматика. • Может «перегореть» и снизить эффективность в условиях затягивания времени и отсрочек. Профессиональный почерк подчиненного-прагматика Прагматик — хороший инноватор и борец, но не очень удобный подчиненный- Быть в управляемой позиции он не любит, особенно бурно будет бунтовать против директивного руководителя, контролирующего его самостоятельность и профессиональную свободу-Руководитель доволен энергичным и инициативным прагматиком, но критикует его за поверхностность в работе, недоделки и невнимание к деталям. Прагматик способен предлагать рискованные проекты, которые при успехе дают максимальную прибыль. Полагается на свое «чутье» и не прорабатывает детали. Очень обаятельный, многие ему искренне симпатизируют. Любит нравиться, быть в центре внимания, артистичный. Однако не придает должного значения бизнес-этикету. С первых минут знакомства, стремясь стать «своим парнем», может перейти на «ты», размашисто хлопать собеседника по плечу, рассказывать факты из личной биографии и ждать от своего партнера такой же открытости. В общении создаеттакой эмоциональный «накал», что быстро устанавливает контакт с темпераментным партнером, однако у сдержанного человека появляется «коммуникативная оскомина» и возникает стремление уйти на дистанцию.
[ 126 J Эффективная мотивация персонала В контактах - эмоциональный, общительный, но непостоянный и импульсивный, с перепадами настроения. В спорах и дискуссиях — открытый и жесткий, может быть конфликтным. Борьба зажигает прагматика, иногда он провоцирует затяжное противостояние-Политические качества противоречивые; борется до конца, но скрывать свою позицию и проявить гибкость не может. На короткой дистанции выиграету прямого и открытого соперника, а в долгосрочной перспективе может проиграть, особенно «теневому лидеру», терпеливому и умеющему затягивать время. Прагматик — хороший продавец, эффективный переговорщик в условиях прессинга и жестких переговоров. Он с удовольствием ездит в командировки, открывает новые региональные представительства и филиалы. В его записной книжке — множество телефонов нужных деловых людей. Мотиваторы для подчиненного-прагматика. • Хороший мотиватор — постановка задачи проведения инновации (открытые нового подразделения, регионального представительства и филиала, разработка нового проекта). • Мотиватор - наличие условий для получения конкретных результатов в краткосрочной перспективе. • Директивный стиль управления и жесткий контроль со стороны непосредственного руководителя — демотиваторы. Тем не менее настойчивый и регулярный контроль необходим. • Успешен в коммуникативных профессиях — переговорах, продажах. • Рутина и однообразие — демотиваторы для прагматика. Реалист Сотрудник, обладающий реалистическим складом ума, как правило, хороший организатор и управленец. Внешне он похож на прагматика, такой же живой, подвижный, активный и общительный. Имеет свое мнение и открыто его высказывает. Быстро принимает решения, берет ответственность на себя. В дискуссии может быть резким и не терпит возражений. Выносливый, работоспособный. Любит веселые компании, грубоватый юмор.
Но в отличие от прагматиков, которые доверяют только своему личному опыту, реалисты ценят факты и цифры. Руководствуются ий- Глава 4. Индивидуальность сотрудника и мотивация [ 127 ] струкциями и законами. В работе они методичны, дисциплинированны и в этом похожи на аналитиков. Главный мотив реалиста — власть, стремление к управлению людьми. Причем это не только личная власть, но и организация работы большого количества людей для достижения общей цели. Разумеется, нелегко определить, где заканчивается стремление к личному влиянию и начинается мотив достижения общих результатов. Скорее, в характере реалиста эти тенденции перемешаны. Тем не менее реалист — это деятель. Ему необходима включенность в важное дело, и он особенно успешен в тех проектах, в которых выступает oprai шзатором. Он нацелен заниматься организацией, контролем и управлением. Профессиональный предмет интересует его в меньшей степени. На самом деле даже неважно, какой вуз он окончил и какое имеет образование. Он — организатор и со временем всегда становится руководителем. Реалист умеет окружать себя классными специалистами. Он может не знать юриспруденцию, но в его команде есть хороший юрист. Он может не разбираться в бухгалтерии, но у него всегда под рукой опытный бухгалтер. Как только он почувствует неполадки в отношениях между сотрудниками, в команде появится HR-менеджер. И так по всем направлениям деятельности. Реалист рассуждаег примерно так: «Сейчас я понимаю, что происходит в моей команде (компании, подразделении). Но если почувствую, что начинаю понимать хуже, мне не надо переучиваться или менять работу. Нужно будет найти специалистов, которые бы объяснили мне, что происходит. Я быстро все пойму и опять встану "у руля"».
Реалист — эффективный коммуникатор. Он терпимо относится к недостаткам людей, хорошо их понимаег и чувствует. В его команде редко возникают конфликты и неконструктивные споры. Все ориентированы на своего лидера, а он — на высоте! Реалисты любят не только управлять, ной советовать, разрабатывать рекомендации. Кроме управленческой работы они успешны в консалтинге. Советуют они довольно напористо и директивно: «Следует сделать именно так, а не иначе». Активный и уравновешенный, с преобладающим сангвиническим темпераментом, реалист стремится влиять на партнера при помощи фактов, Он приводит примеры и разбирает типичные ситуации. Он апеллирует к объективным законам и общепринятым принципам. [ 128 ] Эффективная мотивация персонала Он всячески показывает, что его рекомендация — не субъективное мнение, но обязательный подходили решение. Собеседник чаще всего с ним соглашается, При таких сильных деловых качествах у реалистов, увы, тоже есть недостатки. Они слишком увлекаются делами и работой. Эмоции и сантименты для них не существуют. В какой-то момент люди для них превращаются в «винтики», механизмы, условия, инструменты и прочее, такие же как финансы, временные и информационные ресурсы. Интересно, что реалист относится подобным образом и к себе самому! Он поддерживает свое здоровье, потому что «здоровый человек лучше работает». Он имеет крепкую и стабильную семью, потому что «семейный человек лучше работает». Он имеет хороших друзей, потому что «друзья помогут в работе». Наконец, он придает значение деловому имиджу: солидный внешний вид, дорогая машина, квартира или дом в престижном месте влияют на партнера и «помогают хорошо работать». Управленческий стиль руководителя-реалиста Особенности управления руководителя-реалиста описаны выше. Можно добавить, что руководитель с таким сладом ума — хороший переговорщик в компании, где конкурируют внутренние группировки. Он легко занимает нейтральную, центристскую позицию, понимает всех и находит общие основания, удовлетворяющие конкурентов. Реалист эффективен также при взаимодействии с партнерами, поставщиками и солидными клиентами. Он хорошо реализует функцию представительства. Мотиваторы для руководителя-реалиста. • Ведущий мотиватор — власть, организация общего дела, управление командой. • Хороший мотиватор — возможность самому принимать новых специалистов и формировать команду. • Достойный доход, конечно, значимый мотиватор для реалиста. • Если на корпоративные праздники можно пригласить членов семьи, — это мотиватор для реалиста, ценящего семейные устои. • Помощь компании в обучении детей и медицинская страховка для него и супруги мотивируют реалиста. Глава 4. Индивидуальность сотрудника и мотивация [ 129 ]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|