Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В чем проблема анонимной информации




Что дают приватные сведения

Нужно ли прятать диктофон

 

РОЛЕВОЙ РЕПОРТАЖ

Материалы типа «Журналист меняет профессию» или «испытано на се­бе» — одни из самых популярных. Почти все издания российской прессы применяют этот вариант «репортерского перевоплощения», о чем свиде­тельствуют многочисленные материалы на их полосах.

Однако, является ли (и если да, то в какой степени) эта форма професси­онального поведения, этот метод сбора материала объективным способом познания действительности — вопрос спорный. И спор идет давно.

Рассмотрим внимательнее, каковы возможности метода перемены амп­луа в плане профессиональном, и какие этические неточности встречаются при этом наиболее часто.

«СМЕНА ПРОФЕССИИ»

Смысл ролевого репортажа, как и репортажа обычного — подвести к проблеме, поставить читателя «лицом к лицу» не с отдельным человеком, как в интервью, но лицом к лицу с проблемой.

Для этого репортер создает сюжет не на бумаге — в жизни.

В ролевом репортаже журналист входит в жизнь, в работу

и заботы других людей, пытаясь «подсмотреть проблему изнутри»

Знакомство с ситуацией

Первое впечатление о ситуации (как и первое впечатление о человеке при проведении обычного интервью) очень важно.

Порой журналист очень существенно корректирует намеченный план действий. Это случается, порой неожиданно, при первых же контактах с незнакомым окружением, в тех случаях, когда обнаруживается, что пробле­ма лежит вовсе не в той плоскости, как виделось, когда автор проводил предварительную работу, только готовился к ролевому репортажу.

Как и в случае с интервью, в ролевом репортаже нельзя надеяться на

единственно правильные ходы, намеченные в стадии подготовки.

Ведущий метод работы — подготовленная импровизация

Работая в стиле «ролевого репортажа», лишний раз не стоит заострять внимание на теме своего будущего выступления.

Журналист меняет профессию, надеясь выявить и показать читателю

какие-то ситуации, характерные для той «среды обитания», в которую внедрился

Его задача — чисто репортерская: «воочию», наглядной «картинкой» представить своему читателю «кусочек жизни». Только на сей раз это не взгляд со стороны, главным действующим лицом выступает сам журналист.

В ролевом репортаже выделяются два направления:

«Изучение явления «изнутри».

«Испытано на себе».

Репортеры действуют вместе со своими героями. Другой вариант — ав­тор выступает в роли «подопытного кролика», пробуя на себе сложности, тя­готы и привычные заботы людей определенного круга.

Наиболее сложная смена профессии — долговременное

внедрение в определенную среду

Например, репортер проводит не «три дня в такси», а год в роли наем­ного рабочего-турка. Так поступил «король ролевого репортажа» середины XX века немецкий журналист Гюнтер Вальраф: он ежедневно гримировал лицо и руки, выкрасил волосы, носил контактные линзы, превращая свои голубые глаза в темно-карие...

Первостепенно важным для успеха ролевого репортажа оказывается умение общаться, не просто разговаривать с людьми, вежливо просить их сообщить какую-то информацию. Ведь в подавляющем большинстве случа­ев репортеры стараются добыть скрытую информацию, сведения, о которых люди хотели бы умолчать, либо преподнести их с большими оговорками.

Репортеры — люди, обычно, «коммуникабельные», общительные, уме­ющие расположить к себе собеседника, о чем подробно речь шла в преды­дущем разделе). Показателен совет опытного интервьюера и репортера Александра Бека:

«Во время общения и беседы обязательно подбадривайте рассказываю­щего выражением заинтересованности, изумления, восклицаниями «Вот как!», «Это интересно!» и т.д.

И, глядишь, твой собеседник разойдется, одолеет смущение или какие-то другие свои тормоза...»

Авторское «я»

«...Показывая себя таким, каким он хочет казаться, но отнюдь не та­ким, каков он есть» (Руссо)

Хотя автор — реально существующее лицо, не всегда правомерно говорить о точной документальности его образа в ролевом репортаже. Это и конкрет­ный человек и обобщенный «наш современник», «журналист вообще».

Автор излагает свои размышления, оценивает собственное поведение, изображает себя в различных ситуациях... Однако, это «он» и «не он». То, что видит читатель, не может идти ни в какое сравнение не только со слож­ностью воплощения внутреннего мира автора в художественном произведе­нии, но и с «автопортретом личности» в авторских колонках и очерках. Тут не столько портрет «публицистического героя», сколько «одного из нас».

Ошибочно чрезмерное внимание к личности автора в ролевом репортаже.

Репортер остается наблюдателем

Автор предстает перед читателем не во всей сложности личности, но в виде «наблюдателя». Причем, наблюдение может, преимущественно, вес­тись «изнутри».

Это, однако, не означает авторского бесстрастия. Журналист не просто выполняет какую-то функцию, играет роль, «как по нотам». Когда он, «вжи­ваясь в роль», чувствует себя «одним из нас», в его материале отражается и подлинное сопереживание, и подлинное сострадание.

Это и есть наиболее верный путь к достижению «этического баланса» в опубликованном материале.

Уточняя позиции

Как правило, сменив профессию, репортер не только накапливает впе­чатления, но и собирает большое количество фактов и документов.

Журналист оценивает их важность, оценивает и подлинность. Не стоит по­спешно радоваться великолепному «компромату». Профессионала часто насто­раживает, когда, говоря словами Анатолия Аграновского: «Действительность слишком охотно ложиться ковром под ноги, не оказывая сопротивления...»

«Журналистская удача» слишком часто на поверку

оказывается примитивной «липой»

Для того, чтобы избежать самообмана, собранные материалы прежде всего рассортировываются:

на главные и дополнительные;

на аргументы и на факты-примеры;

на те, которые достаточно привести, и те, которые стоит обыграть, вос­создать, передать через картинку-эпизод.

Документы дифференцируют:

по датам (в порядке возрастания);

по ведомственной принадлежности;

по личностной принадлежности;

по эпизодам.

Диктофонные записи, обычно, не имеет смысла расшифровывать полно­стью. Репортеры довольствуются тем, что составляют к ним краткую аннота­цию, дословно записывая лишь особо важные высказывания (например, со­держащие разоблачающие, сенсационные сведения или совершенно нео­жиданно характеризующие проблему или ситуацию).

Рассматривая тут или иную бумагу, надо приложить максимум усилий, чтобы выжать из нее всю суть... Бывает, на первый взгляд, документ может ничего и не показывать: официальное письмо, правильно составленный контракт, без ошибок заполненная платежная ведомость... Но позднее экс­перты могут помочь разобраться в смысле этого документа подробнее, уста­новить, нет ли тут криминала...

Изучая документы, надо быть полностью «в теме» — знать и понимать, что собой представляет та или иная бумага. Как она должна быть оформ­лена, если это не подделка, какие входящие и исходящие номера на ней сто­ят, какие резолюции и в каком порядке наложены.

Сопоставляя эти данные, разбираясь в хитросплетениях порядка подпи­сей, печатей, дат, проставленных на официальной бумаге, зачастую можно придти к сенсационным разоблачениям.

Роль опубликованного документа бывает решающей

После того, как собранные материалы проанализированы и отобраны, их надо проверить. Сведения, добытые журналистом, неизменно нуждаются в проверке на достоверность и надежность.

В том числе, это надо делать еще и потому, что автор может просто не по­нять, или не так понять, не так истолковать добытые сведения, ввиду опреде­ленного уровня своего культурного, да и профессионального развития. (Ва­жен приемлемый уровень социально-политической культуры журналиста).

Возможны ошибки во время отбора и осмысления собранного,

ошибки интерпретации (поспешные выводы,

выдача желаемого за действительное)

В практике многих достойных изданий отечественной и, в целом миро­вой журналистики, ролевые репортажи связаны не только с надеждой на вызов скандала (как это делается в таблоидной, так называемой «желтой» прессе), сколько с совершенно иной задачей — поиском конструктивных выходов из создавшегося положения.

«Негативный опыт», накопленный в чужой среде и засвидетельствованный

репортером, может открыть поиск перспектив оздоровления ситуации

Скажем, поездка в лепрозорий и пребывание там некоторое время в ка­честве помощника врача или представителя «обслуживающего персонала», может быть (и чаще всего станет) экзотичным репортажем, может расследо­ванием-скандалом.

Но этот же самый материал может выйти на газетные полосы в ином ка­честве: как добротный ролевой «проблемный» репортаж, который вовлечет в авторские переживания и размышления очень многих людей из разных сфер, затронет и тех, ответственных за ситуацию, кто в состоянии на нее по­влиять, способствовать изменению в лучшую сторону.

Нельзя не упомянуть в связи со сказанным практику отечественного «проблемного репортажа» тридцатых, затем шестидесятых и восьмидесятых годов XX века.

Используя сегодня очень выигрышную форму ролевого репортажа, сто­ит, безусловно, ориентироваться на опыт чрезвычайно талантливой и про­фессионально точной работы Михаила Кольцова, Александра Гудимова, Ана­толия Рубинова.

Эти и многие другие журналисты видели смысл своих временных «пере­одеваний» в совместном поиске, вместе с читателями (среди которых есть и ответственные лица, могущие как-то повлиять на развитие ситуации), путей решения проблем.

ЭТИКА «МИМИКРИИ»

Маски ролевого репортажа

Рассматривая в предыдущем разделе ролевые варианты интервью, уси­лия журналиста по созданию своего «имиджа», мы уже говорили о естест­венности, профессиональной необходимости доли «актерства» в практике любого репортера.

В ролевом репортаже, как свидетельствует само название жанра, тоже широко используется «мимикрия».

Некоторые из «масок» репортера помогают до поры до времени

скрывать истинную цель автора, другие — позволяют приспособиться

к новой «среде обитания»

Так, изучая «виды» и «подвиды» профессионального нищенства (Способов выжимания слез не итак уж много...) репортеры интервью­ируют людей, протягивающих руку за милостыней, и сами «меняют об­личье», пытаясь постичь секреты поведения этой профессии, сродни актерской...

В прессе появляются «записки дворника», принадлежащие перу журна­листа, репортеры осваивают и новые профессии, изучая, к примеру, все тон­кости нелегкой работы «челноков», с их проторенными маршрутами за де­шевыми товарами Турции, Польши, Китая.

Есть маски репортера, работающего в стиле ролевого репортажа, кото­рые усиливают весомость, масштаб его личности, заинтересовывают, зама­нивают окружающих выгодными видами на будущее при общении с ним.

Журналистка одной из центральных московских газет, много общавша­яся с официальными лицами из силовых структур, например, долгое время следовала совету своего главного редактора использовать «природные данные».

. ..Во-первых, я женщина. А во-вторых, огромное значение имеет мой ин­фантильный вид. Как ни странно, многие опытные следователи, которые вели дела, просто проговариваются, потому что уверены — я не пойму, о чем идет речь. А я играю, хлопаю глазами, задаю глупые вопросы. И записы­ваю, записываю... Со временем, правда, такую маску удается использовать реже. ( Н. Геворкян)

Во многих случаях, исследуя проблему средствами ролевого репортажа, журналист поневоле вынужден скрывать свою заинтересованность в ин­формации, переводить ее в сферу личных отношений с источником.

Поэтому, некоторые маски нацелены на то, чтобы собеседника к себе расположить, даже если это — потенциальный антигерой. Такая професси­ональная задача, порой, очень ответственна.

Например, репортер внедряется в среду чиновников. Ему важно форми­рование имиджа: «человек, достойный уважения».

Необходимые бумаги, блокнот, диктофон — в атташе-кейсе, не в сум­ке через плечо.

Документы, если их приходится показывать, надо положить в папки. Доставая их, цитируя какое-либо места из них и спрятав обратно, всем сво­им видом нужно показывать, что аккуратно относишься к бумагам и вооб­ще многое понимаешь в бюрократии. Это располагает... (Р. Арифджанов)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...