Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Журналистский детектив и его герои




Расследование предлагает авторскую версию, основанную на результа­тах поиска потаенных фактов. Цель — «вскрыть» ситуацию, «выйти на про­блему», для чего журналист добывает факты сам.

Он целеустремленно ищет высказывания, свидетельства, документы, пы­таясь уточнить представление о происшествиях и поступках, предупредить возможные негативные последствия, повтор нежелательных ситуаций (рас­следование причин аварии, технологической катастрофы и пр.).

Журналист собирает факты, на которых можно построить обвине­ние, подобно детективу, но делает это, не столько нацеливаясь на об­винение конкретного лица, сколько в надежде вскрыть некий «обще­ственный нарыв».

Очень часто «тема приходит сама», с письмом читателя, присланной кас­сетой («Пришел человек, принес видеозапись — исповедь киллера»...), с жалобой на власти, правоохранительные органы, просьбой разобраться и восстановить справедливость. Иногда расследование начинается с сообще­ния коллег другого издания: «Прочитаешь маленькую заметку и чувствуешь — за ней стоит история более глубокая и содержательная, которую надо бы раскрутить»...

Темой для расследований может стать выяснение подоплеки обществен­но-значимых событий (недавних и минувших лет), правду о которых скры­вают заинтересованные должностные лица (Почему отступила «Альфа»; Еще раз о гибели подлодки «Комсомолец»...).

Немало расследований начинается с доноса — «доброжелатель» пыта­ется руками журналиста свести счеты с более удачливым конкурентом, прежним соратником по бизнесу или политическому движению, подкидыва­ет разоблачительные документы.

Какую бы брезгливость это ни вызывало, пресса может использовать по­лученные сведения как первотолчок, работая дальше в своих, а не навязан­ных рамках расследования, и только в том случае, если ощущается действи­тельная опасность для общества.

Справедливости ради надо отметить, что есть и другие добровольцы. В отличие от обиженных подчиненных, бывших друзей и политических единомышленников, эта категория людей не боится открыто обратиться в газету.

Они пишут в газету, приходят и приносят с собой пачки документов, под­тверждающих их правоту и разоблачающих своих обидчиков. Настаивают, Даже требуют, чтобы журналист провел расследование и написал об этом. В роли обидчиков очень часто выступают должностные лица, чины органов власти (больше всего — правоохранительных органов), государственных учреждений и предприятий.

«ОХОТНИК» ИДЕТ ПО СЛЕДУ

Первое качество репортера — расследователя: умение отличать

простой «слив компромата» от подлинной темы

Профессиональное ощущение неблагополучия (а журналистика — «ли­тература неблагополучий») нечто более серьезное, чем нюх на «запах жаре­ного», на сенсацию. Еще нужны: интуиция, которая даст направление поис­ку, склонность к следственной работе, и, конечно, дар публициста.

В советской журналистике пользовались успехом у читателей так называемые «проблемный репортаж» и «проблемный очерк» по сути расследования. Часто их так называли сами журналисты, определяя процесс поиска, сбора материала (на­пример, в очерках А. Аграновского нередко звучало рефреном: «Я продолжал расследование...»). Предназначение жанра было то же самое: рассказать о том, что нашел сам журналист, сопоставить эти факты, выдвинуть версию.

В расследовании надо уметь комбинировать фрагменты

наблюдений с логикой рассуждений

Основания для проведения расследования:

личные наблюдения журналиста;

попавшие к нему документы;

собранные ранее факты и материалы, которые требуют подробного ис­следования и опубликования, ввиду их особой социальной и общест­венной значимости;

сделавшиеся достоянием гласности материалы следствия или суда, компетентность или объективность которых вызывает сомнение;

закрытость или отсутствие достаточно полной информации о ходе уго­ловного дела, или судебного разбирательства, к которым привлечено общественное внимание.

Во время работы журналиста над материалом выделяется несколько не­обходимых последовательных действий.

Основные этапы расследования:

выявление фактов;

прослеживание связей между ними;

выдвижение версии.

Первоначальный материал для расследования:

во-первых:

официальные документы (контракты, письма, нормативные акты);

публикации в других СМИ;

деловые бумаги (аналитические записки, расписки, схемы);

во-вторых:

сведения, полученные устным путем от новых источников;

сведения, полученные устным путем, от постоянных источников.

Кроме анализа документов и сообщенных (или опубликованных) фактов,

журналист ведет собственное разбирательство

Поиску предшествуют распределение ролей (если речь идет об отделе расследований), ведущего автора, его помощников и разработка темы: оп­ределение круга нужных лиц, последовательности общения с каждым, что можно заранее установить далеко не всегда.

Сужающиеся круги

Журналистское расследование предполагает расширенное поле наблюдения,

кропотливую работу с документами и усложненные варианты интервьюирования

Ведущим методом современного расследования считается экстенсивное интервьюирование (метод «сужающихся кругов»).

Стадии расследования:

«интервьюирование широкого круга», множества лиц (журналист лишь подбирается к теме...);

«интервьюирование среднего круга», уточнение «группы повышенно­го интереса», т.е. людей, близких проблеме;

стадия «Названное имя». (Выход на «виновника», очень ответствен­ное общение с «антигероем»).

Вслед за этими главными стадиями следуют перепроверки, уточнения и сбор дополнительных материалов.

Наиболее острые проблемы при экстенсивном интервьюировании это — конфликтное общение и работа с конфиденциальными сведениями.

Различаются «источники»:

заинтересованные;

незаинтересованные:

Относительно нейтральные.

Конечно, редакция направляет официальные запросы в организа­ции, где могут находиться интересующие документы и сведения, и на них, по закону, должен быть дан ответ в семидневный срок. Однако, ведомства порой скрывают объективную информацию, дают вместо нужных малозначительные материалы, а, случается, даже передают дезинформацию.

Материалы, полученные официальным путем, редко бывают основными в расследовании журналиста. Несовершенство отечественного законодатель­ства позволяет ведомствам либо скрывать объективную информацию, не да­вать нужных материалов, либо давать откровенную дезинформацию, вроде бы и не нарушая правил. Поэтому полученные официальным путем сведения лишь подтверждают (зачастую косвенно) или опровергают другие материа­лы, на которые опирается автор.

Репортеры — расследователи используют официальные ответы как не­обходимое подспорье в работе (для подтверждения или опровержения дру­гих материалов), но опираются, в основном, на информацию, добытую нео­фициальным путем. Официальные запросы нередко играют роль прикрытия настоящих источников, «отвлекающего маневра».

Когда приходится документы и достоверную информацию добывать нео­фициальным путем, самый легкий путь — получить материалы от «доброже­лателей»: они почти ничего будут скрывать, сами подскажут, где взять недо­стающие бумаги или выяснить подробности. Но в этом случае есть опас­ность того, что автор может оказаться «зажатым» в определенные рамки расследования, которые устанавливает «доброжелатель». Он ведь лицо за­интересованное и в прошлом, как правило, является участником расследуе­мых событий (часто — не безгрешным...). Если журналист раскопает нечто, негативно характеризующее «доброжелателя», он часто пытается дать об­ратный ход: «Раз так — не надо ничего писать!» В этом случае автор просто обязан довести расследование до конца.

Критически перепроверяются и материалы от «доброжелателей», и ряд официальных документов.

В окружении интересующего объекта ищут людей, который согласятся помочь, пытаются их заинтересовать (речь не о тривиальной взятке!), скло­нить их к сотрудничеству.

Полоса препятствий

У расследователя, работающего в определенном направлении, специали­зирующегося, например, на раскрытии финансовых махинаций, или выясня­ющего подоплеку уголовных дел, со временем складывается круг конфиден­циальных источников.

Как правило, постоянные, к тому же «конфиденциальные» источники расследователя — это люди компетентные, авторитетные в своем деле.

Журналисты их считают «своими людьми» в той сфере, где они работа­ют. Но и они должны видеть в журналисте «своего» человека, который по­может в случае необходимости.

Важно, чтобы отношения с ними строились исключительно на довери­тельной основе. (Подкуп, помимо прочего, чреват дезинформацией. Не слу­чайно в кодексах профессиональной этики журналистов разных стран зву­чат предостережения против покупки информации). Некоторые конфиден­циальные источники называют золотым фондом журналиста и утверждают, что их надо беречь, не «подставлять» ни при каких обстоятельствах. Одна­ко, надо быть уверенным, что и источник не обманет автора, сообщив недо­стоверную информацию.

О существовании конфиденциальных источников должен знать только автор расследования. Их координаты держать в отдельной книжке, к которой затруднен доступ посторонних лиц, или в отдельном закодирован­ном файле компьютера.

Конфиденциальные источники никогда не должны пересекаться между собой. Они вообще не должны знать о существовании друг друга.

С конфиденциальными источниками не надо прерывать отношений, даже если их долго не используют. Как минимум, раз в месяц-полтора давать знать, что о них помнят, что в них нуждаются, что их ценят.

Все эти рекомендации сводятся к следующему.

Журналисты стараются беречь свои источники и работать только с теми,

в ком безусловно уверены

Репортер — расследователь заключает некое «джентльменское соглаше­ние» со своими конфиденциальными источниками, предполагающее «пра­вило»: стараться не разглашать их даже в суде, когда по закону о СМИ жур­налист обязан раскрыть все источники информации.

Это «соглашение» соблюдают многие профессионалы. Репортеры увере­ны — журналист, хоть один раз назвавший свои конфиденциальные источ­ники без их согласия, может навсегда разрушить свою репутацию.

Напомним, однако, что проблема разглашения — неразглашения источ­ника одна из самых сложных и спорных в этико-правовых отношениях жур­налиста и общества, один из «камней преткновения». Единой рекомендации на все случаи жизни тут нет.

«Дымящееся ружье»

Тайная мечта каждого расследователя — пустить в дело прием, извест­ный в англоязычной журналистике как smoking gun («дымящееся ружье»). Предполагается, что бывает решающий момент, когда журналист, собравший ценой долгих усилий безотказные и, безусловно, достоверные разоблачи­тельные свидетельства, может предъявить их собеседнику, «бросить факты ему в лицо»... Но делает репортер это не сразу. Он некоторое время играет со своим «антигероем» как кошка с мышью, выслушивает в очередной раз его новую «убедительную версию» о полной непричастности к коррупции, вымогательству, шантажу и пр. И вдруг — выкладывает на стол свои нео­провержимые улики. Выстрел сделан. Тогда-то и наступает эффект «дымя­щегося ружья» — противник повержен, обескуражен. Наступает пауза. Про­тивнику нечего сказать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...