Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация и контроль самостоятельной работы обучающихся




Самостоятельная работа студентов проводится в виде подготовки конспекта, реферата (презентации) по теме занятия из дополнительных литературных источников, написания студенческой истории болезни..

В течение клинических практических занятий студент должен: в

- 7 семестре (28 часов) подготовить 1 реферат (презентацию) (4 часа),, подготовка 5 конспектов по теме занятии (10 часов) разбор конкретной ситуации (презентация) – (6 часов), подготовить 2 реферата по иностранной литературе (презентации) (10 часов),

- 8 семестре (15 часов) подготовка и представление клинического случая по теме занятия (5 часов), подготовить 2 реферата (презентации) по материалам современных монографий и периодических неврологических изданий (10 часов). О проделанной самостоятельной работе студенты отчитываются устно, представляя свои материалы о работе (реферат,, конспект), разбор конкретной ситуации, письменно (учебная история болезни,)

 

Принципы и критерии оценивания результатов обучения

Оценка результатов обучения основана на проведении различных этапов контроля (промежуточный, заключительный) по пятибалльной системе

 

 

Приложение 5

Порядок документального представления интерактивных форм обучения

 

Порядок документального представления кейсов

(ситуационных задач)

 

1. Название кейса.

2. Наименование раздела дисциплины, в котором применяется кейс.

3. Цель использования кейса (на развитие каких компетенций он направлен)

4. Содержание кейса.

5. Методика использования кейса в учебном процессе.

6. Рекомендации для обучающихся.

 

Порядок документального представления игровых форм

 

1. Название игры ее вид.

2. Наименование раздела дисциплины, в котором применяется игра.

3. Цель и задачи игры.

4. Участники, возможные роли.

5. Время и место проведения.

6.Этапы проведения: подготовительный, организационных, заключительный.

7. Материалы для организации игры.

8. Позиция преподавателя.

 

Приложение 6

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ_

Неврологии, медицинская генетика

Модуль № 1 «Неврология»

2013 г.

 

1. Тема занятия № 1 Двигательный анализатор, анатомия, физиология. Центральный и периферический параличи. Уровни замыкания сегментарных рефлексов.

Цель: изучить структурно-функциональные особенности центрального и периферического мотонейронов, освоить методику исследования двигательных нарушений.

Задачи

1. Изучить терминологию по изучаемой теме.

2. Изучить симптомы поражения пирамидного пути.

3. Научить студентов исследовать двигательную сферу, выявлять наличие и характер двигательных нарушений.

4. Познакомится с симптомами центрального и пери­ферического параличей.

5. Научить студентов ставить топический диагноз по вы­явленным двигательным нарушениям.

Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Рефлексы спинного мозга (глубокие и поверхностные, миотатический рефлекс). Рефлекторная дуга (на примере коленного рефлекса). Строение периферической нервной системы и сегментарного аппарата спинного мозга.

Строение и физиология кортико-мышечного пути. Понятия: монопарез, гемиплегия, нижний парапарез, трипарез, тетраплегия. Симптомы центрального и периферического параличей. Поражение двигательного пути на различных уровнях. Методика исследования двигательной сферы.

 

Вопросы к занятию

1.Каково функциональное значение пирамидного пути?

2.Основные доли коры больших полушарий, основные отделы больших полушарий и ствола мозга.

3.Строение коркового отдела двигательного анализатора.

4.В каком отделе внутренней капсулы проходят волокна пирамидного пути?

5.В каких отделах ножек мозга, моста и продолговатого мозга проходит пирамидный путь?

6.На каком уровне ствола мозга происходит перекрест пира­мидных волокон?

7.В каком отделе спинного мозга находятся периферичес­кие мотонейроны?

8.Что такое сегмент спинного мозга?

9.Из какого числа сегментов состоит спинной мозг?

10.Какие утолщения имеются в спинном мозге?

11.Какие волокна образуют «конский хвост»?

12.Из каких волокон построен периферический нерв?

13.На каком уровне спинного мозга замыкаются рефлексы с двуглавой и трехглавой мышц, карпо-радиального рефлекса, рефлексы коленный, ахиллов и подошвенный.

14.Что включено в понятие пареза (паралича) и как оценивается его степень?

15.Какие специальные приемы используются для выявления парезов?

16.Как исследуют патологические рефлексы со стопы?

17.Какие изменения мышечного тонуса встречаются при поражении центрального и периферического мотонейронов?

18.При поражении каких отделов мозга возникают моноплегия, гемиплегия, параплегия, триплегия, тетраплегия?

19.Какие клинические симптомы характерны для периферического паралича?

20. Какие симптомы характерны для центрального паралича?

21. Каковы клинические проявления синдромов раздражения в различных отделах передней центральной извилины?

22.Какие двигательные расстройства возникают у больных при поражении спинного мозга на шейном, грудном и поясничном уровнях?

23.Какие электрофизиологические методы исследования могут применяться для исследования двигательных функций?

24.Установите топический диагноз,

Вопросы для самоконтроля

Задания первого уровня:

1. Выберите, какой из перечисленных симптомов не является признаком поражения пирамидного пути:

1) гемипарез. 2) повышение сухожильных рефлексов. 3) снижение мышечного тонуса. 4) снижение кожных рефлексов. 5) защитные рефлексы

 

2. Выберите из перечисленных симптомов признак раздражения передней центральной извилины:

1. Фибриллярные подергивания, 2. Тонико-клонические судороги, 3. Фасцикулярные подергивания,

 

3. Где расположены клетки центрального двигательного нейрона?

1. Передние рога спинного мозга, 2. Верхняя теменная долька, 3. Ножки мозга, 4. Внутренняя капсула, 5. Передняя центральная извилина.

 

4. Где проходит основной пирамидный путь в спинном мозге?

1. Передние рога, 2. Боковые столбы, 3. Задние столбы, 4. Передняя серая спайка.

 

5. Какой из перечисленных симптомов признаков наблюдается при поражении клеток передних рогов спинного мозга?

1. Клонические судороги, 2. Фасцикулярные подергивания. 3. Тонические судороги. 4. Миоклонии.

 

6. Какие сегменты спинного мозга образуют поясничное утолщение?

А). I - V поясничные и I - II крестцовые сегменты, Б). I - V поясничные и XI - XII грудные сегменты, В). II – IV поясничные сегменты.

 

7. Какие сегменты спинного мозга образуют конус?

А). III - V крестцовые сегменты и копчиковые сегменты, Б). I - V поясничные и I - II крестцовые сегменты, В) все крестцовые и копчиковые сегменты.

 

8. Какие сегменты спинного мозга образуют шейное утолщение?

А) I - VIII шейные сегменты, Б) V - VIII шейные сегменты и I - II грудные сегменты, В) III – VIII шейные сегменты.

 

9. Где проходит пирамидный путь в стволе мозга?

1. Покрышка, 2. Основание, 3. Крыша, 4. Червь мозжечка.

 

10. Укажите, какой из перечисленных симптомов характерен для поражения внутренней капсулы.

а) монопарез, б) гемипарез, в) парапарез, г) альтернирующий синдром

 

11. Укажите, какой из перечисленных симптомов не наблюдается при поражении центрального двигательного нейрона.

а) спастический тонус, б) гиперрефлексия, в) фасцикулярные подергивания, г) патологические рефлексы, д) клонусы стоп и коленных чашечек

 

12. Укажите, какой из перечисленных симптомов не наблюдается при поражении периферического двигательного нейрона.

а) гипотония мышц, б) фибриллярные подергивания, в) фасцикулярные подергивания, д) гипотрофия мышц, е) клонусы стоп и коленных чашечек

 

13. Укажите, какой из перечисленных симптомов характерен для поражения переднего корешка спинного мозга.

а) повышение сухожильных рефлексов, б) фасцикулярные подергивания, в) патологические рефлексы

 

14. Укажите, какой из перечисленных симптомов наблюдается при поражении ствола мозга.

а) альтернирующие синдромы, б) гемиплегия + гемианестезия + гемианопсия + центральный парез VII и XII черепных нервов, в) спастическая моноплегия

 

15. Укажите, поражение какого анатомического образования не нарушит целостность кортикоспинального пути?

1.Боковые столбы спинного мозга, 2. Ножки мозга, 3. Лучистый венец, 4.Мозолистое тело

 

16. Укажите, какой из перечисленных симптомов не характерен для двухстороннего поражения пирамидных путей в грудном отделе?

1) Спастический тонус, 2) Клонусы стоп, 3) Отсутствие коленных и ахилловых рефлексов, 4) Парез нижних конечностей

 

17. Укажите, какой из перечисленных симптомов не характерен для двухстороннего поражения периферических нервов нижних конечностей?

1) Гипотония мышц, 2) Клонусы стоп, 3) Отсутствие коленных и ахилловых рефлексов, 4) Парез нижних конечностей

 

19. На каком уровне замыкается дуга кремастерного рефлекса?

1). Th 9 – Th 10, 2). L 5 – S 1, 3). L 1 – L 2, 4). S 1 – S 2

 

20. На каком уровне замыкается дуга подошвенного рефлекса?

1). Th 9 – Th 10, 2). L 5 – S 1, 3). L 1 – L 2, 4). S 1 – S 2

 

21. На каком уровне замыкается дуга карпорадиального рефлекса?

1). С 4 – С 5, 2). С 7 – С 8, 3). С 5 – С 8. 4). С 1 – С 2

 

22. На каком уровне замыкается дуга верхнего брюшного рефлекса?

1). Th 7-9, 2). Th 11-12, 3). L 1- 2, 4). С 7-8

 

23. Укажите, какой из перечисленных симптомов характерен для поражения конуса спинного мозга?

1). Вялый паралич дистальных отделов ног, 2). Истинное недержание мочи, 3). Центральный паралич ног

 

5. Основная и дополнительная литература к теме

1. Никифоров А.С., Гусев Е.И. Общая неврология Учебник Москва, «Медиа»,2007

2. Скоромец А.А.,Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Нервные болезни Москва 2005

3. Скоромец А.А.,Скоромец А.П.,Скоромец Т.А.Пропедевтика клинической неврологии: Учебник для студентов мед.вузов.-СПб.: Политехника,2004.-322с..

4. Скоромец А.А.,Скоромец А.П., Скоромец Т.А.Топическая диагностика заболеваний нервной системы.-СПб.,2004

5.Нервные болезни под редакцией М.Н Пузина Москва,»Медицина»,2002

5.2 Дополнительная литература

1.Баркер Р., Барази С., Нил М. Наглядная неврология: учебное пособие/пер. с анл. Под ред. В.И. Скворцовой. – 2-й изд.- М.: ГЗОЭТАР-Медиа, 2009. – 136 с.

6.* Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Основные доли коры больших полушарий, основные отделы больших полушарий и ствола мозга конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;
Строение коркового отдела двигательного анализатора. проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях
Симптомы центрального и периферического параличей.   поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору
Поражение двигательного пути на различных уровнях. написание рефератов
По всем вопросам занятия работа с тестами и вопросами для самопроверки
Методика исследования двигательной сферы выполнение переводов на иностранные языки/с иностранных языков

 

Самостоятельная работа должна носит систематический характер Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет, экзамен). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ.

 

 

1. Тема занятия № 2 Чувствительный анализатор, анатомия, физиология. Виды и типы нарушений чувствительности. Синдром Броун-Секара. Черепно-мозговые нервы 2, 5 пары (анатомия, клиника поражения)

Цель занятия:

Цель: изучить проводящие пути поверхностной и глубокой чувствительности, овладеть методами исследования различных видов чувствительности и болевых синдромов.

Задачи:

1.Научить исследовать поверхностную (болевую, температурную, тактильную) и глубокую (суставно-мышечное чувство, чувство вибрации, давления, веса, кинестетическое) чувствительность, сложные виды чувствительности (стереогноз, двумерно-пространственное чувство, локализации).

2. Уметь нарисовать схему нарушений чувствительности

3. По характеру и локализации нарушения чувствительности определить очаг поражения.

Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Рецепторы. Путь поверхностной и глубокой чувствительности. Соматотопическая проекция в корковых зонах анализаторов и в проводящих системах. Виды и варианты расстройств чувствительности.

Поражение чувствительного пути на различных уровнях. Классификация болевых синдромов.

Вопросы к занятию

1. Какова классификация рецепторов?

2. В чем заключается разница между понятиями «чувствительность» и «рецепция»?

3. Где находятся проприорецепторы и каково их функциональное значение?

4. В каких тканях и органах расположены интерорецепторы и каково их функциональное значение?

5. В каких тканях расположены экстерорецепторы и каково их функциональное значение?

6. Какие виды чувствительности относятся к поверхностным, глубоким и сложным?

7. Где расположено тело клетки первого чувствительного нейрона? второго? третьего?

8. В каких отделах коры представлены проекционные зоны общей чувствительности?

9. В каких отделах спинного мозга находятся проводники болевой и температурной чувствительности?

10.В каких отделах спинного мозга расположены проводники глубокой чувствительности?

11. В чем сущность закона эксцентричного расположения более длинных проводников в спинном мозге (закон Флатау)?

12.Какими проводниками образована медиальная петля?

13.В каком отделе внутренней капсулы расположены чувст­вительные пути?

14. Какие типы чувствительных нарушений различают в зависимости от уровня поражения?

15.Какие нарушения чувствительности возникают при пора­жении периферического нерва?

16.Какова клиническая картина характерна для поражения задних корешков?

17.При какой локализации очага в спинном мозге возникают нарушения чувствительности по сегментарному и проводниковому типу?

18.Каковы клинические проявления нарушений чувствитель­ности при поражении половины спинного мозга?

1. Какой вариант расстройства чувствитльности возникает при поражении зрительного бугра и внутренней капсулы?

20. Какие расстройства чувствительности характерны для поражения задней центральной извилины?

21.Перечислите все варианты расстройств чувствительности.

22.При поражении каких отделов го­ловного мозга возникает астереогноз?

23.Что такое анозотопагнозия и при поражении каких структур она возникает?

24. При какой локализации процесса возникает наруше­ние схемы тела?

25.Что такое соматалгия и симпаталгия? Какова патофизиологическая сущность боли? 26.Какие афферентные системы участвуют в формировании болевого синдрома?

27.В чем суть понятия и патогенез «курковых» зон?

28.Каковы клинические проявления и патогенез «фантомных болей»?

29.Как формируются зоны Захарьина—Геда?

30.Какова общепринятая классификация расстройств чувстви­тельности?

31.Имеетс ли классификация болей и какова она?

32.При какой локализации патологического очага возника­ет периферический тип расстройства чувствитель­ности?

33.При какой локализации поражения возни­кают расстройства чувствитель­ности по проводниковому типу?

34.К какому варианту расстройств чувствительнос­ти относится симптом «перчаток, «носков»?

35. К какому варианту расстройств чувствительнос­ти относится симптом ««полукуртки»?

36.Как исследуется поверхностная чувствитель­ность?

37.Как исследуется глубокая чувствительность?

38.Как исследуются сложные виды чувствитель­ности?

39.Как исследуются симптомы Ласега, Нери, посадки, Вассермана, и Мацкевича?

40. Установите топический диагноз (задачи).

Вопросы для самоконтроля

Задания первого уровня

 

1. Какой из перечисленных симптомов не характерен для поражения задних корешков?

1) Боли, 2) Диссоциированное расстройство чувствительности, 3) Нарушение глубокой чувствительности, 4) Нарушение поверхностной чувствительности.

 

2. Укажите, где перекрещиваются проводящие пути глубокой чувствительности?

1) Передняя серая спайка, 2) Продолговатый мозг, 3) Мозолистое тело, 4) Варолиев мост.

 

3. Какой из перечисленных симптомов не характерен для поражения внутренней капсулы?

1) Гемианопсия, 2) Гемианестезия, 3) Гемиатаксия, 4) Гиперпатия

 

4. Какой из перечисленных симптомов не характерен для поражения таламуса?

1) Гемианопсия, 2) Диссоциированное расстройство чувствительности, 3) Гемиатаксия, 4) Гиперпатия

 

5. Укажите, поражение, какого из перечисленных образований не приведет к нарушению чувствительности по проводниковому типу?

1) Боковые столбы спинного мозга, 2) Половина поперечника спинного мозга, 3) Задние корешки, 4) Поражение всего поперечника спинного мозга.

 

6. Какой из перечисленных симптомов не характерен для поражения конского хвоста?

1) Боли, 2) Анестезия на нижних конечностях и в промежности, 3) Спастическая параплегия нижних конечностей, 4) Нарушение функций тазовых органов

 

7. Какой из перечисленных симптомов не характерен для поражения межпозвонкового ганглия?

1) Утрата или понижение всех видов чувствительности, 2) Боли, 3) Диссоциированное расстройство чувствительности в области соответствующих сегментов 4) Высыпания герпетических пузырьков в области соответствующих сегментов.

 

8. Какой из перечисленных видов чувствительности не относится к поверхностной чувствительности?

1) Болевая, 2) Температурная, 3) Дискриминационная, 4) Тактильная

 

9. Какой из перечисленных видов чувствительности не относится к заднестолбовым?

1) Вибрационная чувствительность, 2) Проприоцепция, 3) Болевая чувствительность, 4) Чувство давления

 

10. Какой из перечисленных видов чувствительности не относится к сложной чувствительности?

1) Стереогноз, 2) Дискриминационная чувствительность, 3) Двухмерно - пространственное чувство, 4) Проприоцептивная чувствительность.

 

11. Где располагаются клетки второго нейрона поверхностной чувствительности?

1) передний рог; 2) задний рог; 3) передняя серая спайка; 4) ядра Голля и Бурдаха.

 

12. Где располагаются клетки второго нейрона глубокой чувствительности?

1) задний рог; 2) продолговатый мозг, 3) медиальная петля, 4) таламус.

 

13. В каких канатиках проходит основной спиноталамический путь?

1) передних, 2) задних, 3) боковых.

 

14. Где располагаются проводники глубокой чувствительности, по которым передаются импульсы от нижних конечностей и нижней части туловища?

1) боковые канатики, 2) пучок Голля, 3) пучок Бурдаха, 4) задние рога.

 

15. Где проходит чувствительный путь в стволе мозга?

1) основание, 2) червь мозжечка, 3) покрышка.

 

16. Где проходит чувствительный путь во внутренней капсуле?

1) переднее бедро, 2) колено, 3) передние две трети заднего бедра, 4) задняя треть заднего бедра.

 

17. Какой из перечисленных признаков не характерен для корешкового типа расстройства чувствительности?

1) опоясывающие боли, 2) иррадиирующие боли, 3) опоясывающий лишай, 4) выпадение всех видов чувствительности по сегментам.

 

18. Какой из перечисленных признаков характерен для спинального сегментарно-диссоциированного типа расстройства чувствительности?

1) выпадение всех видов чувствительности по сегментам, 2) спонтанные боли, 3) болезненность при пальпации корешковой зоны, 4) выпадение болевой и температурной чувствительности по сегментам.

 

19. Какой из перечисленных признаков характерен для проводникового типа расстройства поверхностной чувствительности?

1) нарушение поверхностной чувствительности по сегментам, 2) болезненность нервных стволов, 3) нарушение болевой и температурной чувствительности на стороне поражения в зоне всех нижележащих сегментов, 4) нарушение болевой и температурной чувствительности на стороне противоположной очагу в зоне всех нижележащих сегментов.

 

20. Какой из перечисленных признаков характерен для проводникового типа нарушения глубокой чувствительности?

1) болезненность нервных стволов, 2) симптомы натяжения, 3) нарушение глубокой чувствительности на стороне противоположной очагу, 4) нарушение вибрационной чувствительности на стороне очага в нижележащих сегментах.

 

21. Какие анатомические образования не включают в себя путь поверхностной чувствительности?

1) таламокортикальный путь, 2) спиноталамический путь, 3) задние канатики, 4) задняя треть заднего бедра внутренней капсулы, 5) медиальная петля.

 

22. Какие анатомические образования не включают в себя путь глубокой чувствительности

1) задняя треть заднего бедра внутренней капсулы, 2) ядра Голля и Бурдаха, 3) таламокортикальный путь, 4) спиноталамический путь, 5) медиальная петля.

 

23. Укажите, при поражении, каких отделов нервной системы наблюдается сенситивная атаксия?

1) задние рога спинного мозга, 2) боковые канатики, 3) задние столбы, 4) височная доля.

 

24.Где в прецентральной извилине проецируется стопа?

1) нижне-наружная поверхность, 2) средне-наружная поверхность, 3) медиальная поверхность

 

25. Какой из перечисленных признаков характерен для полиневритического варианта периферического типа расстройств чувствительности?

1) моноанестезия, 2) гемианестезия, 3) гиперпатия, 4) анестезия в дистальных отделах конечностей, 5) аллохейрия

 

26. Каким сегментом спинного мозга иннервируется внутренняя поверхность кисти?

1) С5 2) С6 3) С7, 4) С8

27. Какому сегементу спинного мозга соответствует уровень сосков?

1) Th7, 2) Th5, 3) C8, 4) Th2

 

28. Какому сегменту спинного мозга соответствует уровень пупка?

1) Th7 , 2) Th10 , 3) L1 , 4) Th12

 

29. Какому сегменту спинного мозга соответствует уровень паховой складки?

1) Th5 , 2) Th10 , 3) L1 , 4) Th12

 

30. На уровне тела какого позвонка заканчивается конус спинного мозга?

1) Th11 , 2) Th12 , 3) L1 , 4) L2

 

5. Основная и дополнительная литература к теме

1. Никифоров А.С., Гусев Е.И. Общая неврология Учебник Москва, «Медиа»,2007

2. Скоромец А.А.,Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Нервные болезни Москва 2005

3. Скоромец А.А.,Скоромец А.П.,Скоромец Т.А.Пропедевтика клинической неврологии: Учебник для студентов мед.вузов.-СПб.: Политехника,2004.-322с..

4. Скоромец А.А.,Скоромец А.П., Скоромец Т.А.Топическая диагностика заболеваний нервной системы.-СПб.,2004

5.Нервные болезни под редакцией М.Н Пузина Москва,»Медицина»,2002

5.2 Дополнительная литература

1.Баркер Р., Баразис С., Нил М. Наглядная неврология: учебное пособие/пер. с анл. Под ред. В.И. Скворцовой. – 2-й изд.- М.: ГЗОЭТАР-Медиа, 2009. – 136 с.

6.* Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Путь поверхностной и глубокой чувствительности конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;
Соматотопическая проекция в корковых зонах анализаторов и в проводящих системах. Виды и варианты расстройств чувствительности. Поражение чувствительного пути на различных уровнях. проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях
. Классификация болевых синдромов.   написание рефератов
По всем вопросам занятия работа с тестами и вопросами для самопроверки

 

Самостоятельная работа должна носит систематический характер Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет, экзамен). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ.

 


1. Тема занятия № 3. Черепно-мозговые нервы 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10 пары (анатомия, клиника поражения). Бульбарный и псевдобульбарный синдромы.

Цель занятия: изучить анатомию и симптомы поражения черепно-мозго­вых нервов Освоить методику исследования черепно-мозго­вых нервов.

Задачи:

1. Научиться исследовать состояние обонятельного, зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов.

2. Уметь выявить наличие нистагма, определить его характер, амплитуду и степень

3. Исследовать функции группы глазодвигательных ЧМН (выявлять парез взора, диплопию, анизокорию, исследовать движение глазных яблок, конвергенцию, прямую и содружественную реакцию зрачков на свет, конвергенцию и аккомодацию.

4. Исследовать двигательную порцию тройничного нерва (движение нижней челюсти, напряжение жевательных мышц) и чувствительную (типы расстройств чувствительности на лице).

5. Исследовать лицевую мускулатуру,расстройство вкуса на языке и дифференцировать центральный и периферический паралич лицевого нерва.

6. Уметь исследовать каудальную группу ЧМН (артикуляцию, дисфагию, фонацию, девиацию языка, акт дыхания,гипотрофию мышц языка и фибриллярные подергивания в мышцах языка, подвижность мягкого неба и отклонение язычка).

7. Распознавать альтернирующие синдромы

8. Интерпретировать результаты полученных обследований и определять уровень поражения.

Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Строение основных отделов ствола головного мозга (сред­ний мозг, варолиев мост, продолговатый мозг; основание, покрышка, крыша). Альтернирующие синдромы (педункулярные, понтинные, бульбарные).

Черепно-мозговые нервы

• Обонятельный нерв: ход нервного импульса от рецепторов до коры головного мозга

Симптомы поражения — гипо, аносмия.

• Зрительный нерв.. Признаки поражения зритель­ного анализатора на различных уровнях: сетчатка, нерв, хиазма, тракт, таламус, пучок Грасиоле, затылочная доля головного мозга. Нарушение остроты зрения, цветоощущения,полей зрения. Патология диска зрительного нерва (застойный сосок зрительного нерва, первичная и вторичная атрофия зрительного нерва).

• Глазодвигательный, отводящий и блоковый нервы,,симптомы поражения нервов: страбизм, диплопия, птоз, анизокория, мидриаз, ограничение движения глазных яблок, парез конвергенции и аккомодации. Рефлекторная дуга реакции зрачка на свет.

• Тройничный нерв: ход нервного импульса от рецепторов до коры. Типы расстройств чувствительности на лице. Иннервация жевательных мышц и ее нарушение.

• Лицевой нерв. Особенности кортико-нуклеарного пути. Центральная и периферическая прозоплегия — отличие. Поражение на различ­ных уровнях: полушарие мозга, ствол, корешок (синдром мостомозжечкового угла), высокое и низ­кое поражение нерва в канале лицевого нерва, по­ражение после выхода из канала.

• Слуховой и вестибулярные нервы: ход нервно­го импульса от рецепторов до коры. Поражение нерва на различ­ных уровнях.

• Языкоглоточный и блуждающий нервы: ход нервного импульса для двигательной, чувствитель­ной и вегетативной части нерва. Бульбарный и псевдобульбарный параличи.

• Подъязычный нерв. Особенности кортико-нуклеарного пути. Центральный и перифе­рический параличи

Вопросы к занятию

1. Какие ЧМН относятся к двигательным?

2. Какие ЧМН относятся к смешанным

3. Какие черепно-мозговые нервы являются чувствительными

4. Опишите гомонимные и гетеронимные гемианопсии, при какой локализации процесса они возникают.

5. Какие функции обеспечиваются глазодвигательным нер­вом, отводящим и блоковым?

6. Какие ядра глазодвигательного нерва обеспечивают реак­цию зрачка на свет, конвергенцию и аккомодацию?

7. В каком отделе ствола головного мозга лежат ядра глазо­двигательного нерва, блокового и отводщего?

8. Где выходят ЧМН на основание головного мозга?

9. Каковы механизмы развития сходящегося и расходящегося косоглазия?

10. Где находится двигательное ядро тройничного нерва?

11. Где расположены чувствительные ядра тройничного нерва?

12. Какие варианты расстройств чувствительности бывают на лице?

13. Какие функции обеспечиваются двигательной порцией тройничного нерва?

14. В каком отделе ствола головного мозга лежит ядро лицево­го нерва и какие функции им обеспечиваются?

15. Какова особенность кортико-нуклеарного пути лицевого нерва?

16. Какова разница в клинической картине центрального и периферического паралича 7 нерва, а также 12 ЧМН?

17. Какая клиническая картина характерна для булъбарного и псевдобульбарного паралича?

18.Опишите рефлексы орального автоматизма.

Вопросы для самоконтроля

Задания первого уровня:

1. В какой области ствола мозга располагаются ядра глазодвигательного нерва?

1). Варолиев мост. 2). Ножка мозга. 3). Продолговатый мозг.

2. В какой области ствола мозга располагаются ядра отводящего нерва?

1). Варолиев мост. 2). Ножка мозга. 3). Продолговатый мозг.

3. Укажите, при поражении какой пары ЧМН наблюдается птоз?

1). VI, 2). V, 3). III.

4. Укажите, при поражении какой из перечисленных пар ЧМН не наблюдается страбизм?

1). III, 2). XII, 3). VI, 4). IV

5. Укажите, при поражении, каких пар ЧМН возникает дисфагия?

1). V, 2). VII, 3). X, 4). XI.

6. Укажите, при поражении, каких пар ЧМН возникает дизартрия?

1). IV, 2). VII, 3). XII, 4). XI.

7. Укажите, при поражении, каких пар ЧМН не возникает диплопия?

1). III, 2). VII, 3). VI, 4). IV

8. Укажите, какой нерв осуществляет иннервацию сфинктера зрачка?

1). III, 2). VI, 3). IV

9. Укажите, при поражении, каких пар ЧМН возникает лагофтальм?

1). V, 2). VII, 3). X, 4). XI.

10. Какие из перечисленных признаков не характерны для поражения лицевого нерва?

1). Сглаженность лобных и носогубных складок. 2). Лагофтальм. 3). Гиперакузия. 4). Гипогевзия. 5). Дисфагия.

11. Укажите, при поражении, каких ядер глазодвигательного нерва возникает мидриаз?

1). Крупноклеточное. 2). Мелкоклеточное. 3). Ядро Перлиа.

12. Какие из перечисленных признаков не характерны для поражения глазодвигательного нерва?

1). Мидриаз, 2). Птоз, 3). Диплопия, 4). Ограничение движения глазного яблока вверх, 5). Ограничение движения глазного яблока кнаружи.

13. Укажите, при поражении, каких пар ЧМН возникает дисфония?

1). X, 2). VII, 3). XII, 4). XI

14. Какие симптомы не характерны для бульбарного паралича?

1). Отсутствие глоточного рефлекса, 2). Периферический парез подъязычного нерва, 3). Дисфония, 4). Симптомы орального автоматизма, 5). Дизартрия.

15. При поражении какого нерва наблюдается девиация нижней челюсти в сторону?

1). V, 2). VII, 3). X, 4). XI

16. Укажите, какой парой ЧМН иннервируются мимические мышцы?

1). V, 2). I, 3). VII, 4). XI

17. Укажите, ядро какого ЧМН имеет одностороннюю корковую иннервацию?

1). XI, 2). VI, 3). V, 4). XII

18. Какие симптомы не характерны для псевдобульбарного паралича?

1). Дисфагия, 2). Дизартрия, 3). Дисфония, 4). Атрофия и фибриллярные подергивания языка.

19. При каком альтернирующем синдроме отмечаются признаки поражения XII пары ЧМН?

1). Синдром Фовилля, 2). Синдром Вебера, 3). Синдром Джексона

20. При каком альтернирующем синдроме отмечаются признаки поражения III пары ЧМН?

1). Синдром Фовилля, 2). Синдром Вебера, 3). Синдром Джексона

21. При каком альтернирующем синдроме отмечаются признаки поражения VII пары ЧМН?

1). Синдром Вебера, 2). Синдром Джексона, 3). Синдром Мийара –Гублера.

22. При какой локализации патологического очага наблюдаются признаки синдрома Вебера?

1). Продолговатый мозг, 2). Средний мозг, 3). Варолиев мост.

23. При какой локализации патологического очага наблюдаются признаки синдрома Джексона?

1). Продолговатый мозг, 2). Средний мозг, 3). Варолиев мост.

24. При какой локализации патологического очага наблюдаются признаки синдрома Синдром Мийара –Гублера?

1). Продолговатый мозг, 2). Средний мозг, 3). Варолиев мост

25. Какие мышцы иннервирует блоковидный нерв?

1). Наружная прямая мышца, 2). Нижняя прямая мышца, 3). Верхняя косая мышца.

26. Какие мышцы иннервирует отводящий нерв?

1). Наружная прямая мышца, 2). Нижняя прямая мышца, 3). Нижняя косая мышца.

27. Где располагается патологический очаг, вызвавший битемпоральную гемианопсию?

1). Зрительный тракт, 2). Таламус, 3). Внутренние волокна хиазмы, 4). Передние бугры четверохолмия.

28. Где располагается патологический очаг, вызвавший биназальную гемианопсию?

1). Зрительный тракт, 2). Таламус, 3). Наружные волокна хиазмы, 4). Передние бугры четверохолмия.

29. Какой из перечисленных симптомов не характерен для поражения зрительного тракта?

1). Гомонимная гемианопсия, 2). Выпадение зрачкового рефлекса, 3). Гетеронимная гмианопсия, 4). Атрофия соска зрительного нерва.

30. При поражении какого из перечисленных ЧМН не наблюдается гипогевзия?

1). VII, 2). XII, 3). IX

5. Основная и дополнительная литература к теме

1. Никифоров А.С., Гусев Е.И. Общая неврология Учебник Москва, «Медиа»,2007

2. Скоромец А.А.,Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Нервные болезни Москва 2005

3. Скоромец А.А.,Скоромец А.П.,Скоромец Т.А.Пропедевтика клинической неврологии: Учебник для студентов мед.вузов.-СПб.: Политехника,2004.-322с..

4. Скоромец А.А.,Скоромец А.П., Скоромец Т.А.Топическая диагностика заболеваний нервной системы.-СПб.,2004

5.Нервные болезни под редакцией М.Н Пузина Москва,»Медицина»,2002

5.2 Дополнительная литература

1.Баркер Р., Барази С., Нил М. Наглядная неврология: учебное пособие/пер. с анл. Под ред. В.И. Скворцовой. – 2-й изд.- М.: ГЗОЭТАР-Медиа, 2009. – 136 с.

6.* Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Строение основных отделов ствола головного мозга (сред­ний мозг, варолиев мост, продолговатый мозг; основание, покрышка, крыша). Альтернирующие синдромы (педункулярные, понтинные, бульбарные). конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;
Черепно-мозговые нервы   проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях
По всем вопросам занятия работа с тестами и вопросами для самопроверки

Самостоятел

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...