Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Устройство бюджетной системы




Бюджетная система Российской федерации

Лекция 1

ž Государственные финансы и бюджет (история, определения, развитие)

ž История государственных финансов и бюджетных реформ

Уильям Петти (1623-1687) - «Трактат о налогах и сборах» 1662 г.

Франсуа Кенэ (1694-1774)

Адам Смит (1723-1790) - «Исследование и природе и причинах богатства народов» 1772 г.

Иоганн Юсти «Системы государственных финансов» (1766 г.)

М.М. Сперанский «План финансов» (1810 г.)

Представители итальянской школы государственных финансов: Панталеони, Маццола, Де Вити де Марко (конец XIX в.)

С.Ю. Витте «Конспект лекций о народном и государственном устройстве»

Возникновение бюджета

Во всех государствах Европы собирались доходы и производились расходы, т. е. существовала, основанная на юридических нормах, система доходов и расходов. Бюджет появился, когда финансовая деятельность государства приобрела плановое начало — начала составляться смета доходов и расходов на определенный период.

Первые бюджеты представляли собой сметы вероятных доходов и расходов государства Бюджет государства возник и начал действовать как объединен­ная совокупность разрозненных смет доходов и расходов по важнейшим общегосударственным мероприятиям.

Экономическое содержание и роль государственного бюджета

Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получает название бюджет (от англ. budget – сумка казначея, мешок с деньгами), была осуществлена в конце XVII в. в Англии.

Начиная с конца XVIII–начала XIX вв. практически все государства Европы начали формировать свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год.

По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.

С.Ю. Витте (1848 – 1915)

В 1889 г. опубликовал работу «Национальная экономия и Фридрих Лист», в которой обосновывал необходимость создания мощной национальной промышленности, защищённой на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером.

В 1891 году был принят новый таможенный тариф России, разработанный при активном участии С. Витте и Д. И. Менделеева.

Этот тариф сыграл важную роль во внешнеторговой политике России и стал защитным барьером для развивавшейся промышленности.

В конце 1892 С. Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет.

Проведение денежной реформы в 1897 г. В результате Россия на период до 1914 получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.

Сущность бюджета

Бюджет представляет собой систему денежных отношений.

Бюджет — это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.

Признаки бюджета

Существенный признак бюджета — его плановость.

Бюджет (в теории и на практике) — план государственного хозяйства на предстоящий период.

Момент плановости есть родовой признак, объединяющий бюджет с другими видами финансовых планов.

В настоящее время государственный бюджет

ž приобретает характер основного финансового плана, определяющего движение преобладающей части финансовых ресурсов государства.

ž является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в единую систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с различными звеньями финансовой системы.

ž Занимает важное место в перераспределении национального дохода (через государственный бюджет перераспределяется около 50% национального дохода, примерно 3/4 всех денежных средств многих стран).

Бюджет – сложное финансовое явление, представляющее с одной стороны, экономическую категорию, а с другой – реальный субъективный финансовый инструмент (рычаг) воздействия субъекта на те или иные сферы жизнедеятельности общества.

Как экономическая категория бюджет выражает планомерные отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования фондов денежных средств различных экономических субъектов.

Государственный бюджет должен составляться на определенный период.

Во многих государствах таким периодом был избран один год, который получил название финансового.

Финансовый год (период) – время, протекающее между открытием и закрытием государственного счетоводства.

Финансовый год

· в большинстве стран (Италия, Франция, РФ) соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

· начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта (Великобритания, Япония)

Природа бюджета

Бюджет — план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью на одобрение парламента.

Утверждение бюджета – выражение доверия парламента правительству, отклонение — выражение недоверия. Большинство бюджетных правил носят чисто политический характер.

Финансовый год может длиться

ž с 1 июля по 30 июня (Канада),

ž с 1 октября по 30 сентября (США),

ž с 1 марта по 28 февраля (Турция).

Отличие финансового года от календарного объясняется исторически сложившейся практикой, сроками созыва сессий парламентов.

Текущий финансовый год – год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Очередной финансовый год – год, следующий за текущим финансовым годом.

Плановый период – два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

Отчетный финансовый год – год, предшествующий текущему финансовому году.

Основные функции государственного бюджета:

Перераспределительная:

ž проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления.

ž В развитых странах через бюджеты разных уровней распределяется до 50% ВВП

Контрольная

ž концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни

ž позволяет узнать, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются

Функции гос. бюджета как финансового плана государства, утверждаемого законодательными органами власти, с экономико-законодательной точки зрения:

· перераспределение ВВП;

· государственное регулирование и стимулирование экономики;

· финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

· контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Функции государственного бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами и позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

Условия оптимального функционирования бюджетного механизма:

ž правильное построение межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней

ž соблюдение чёткого, справедливого баланса его доходов и расходов

Основные определения:

Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления

Бюджетная система – один из наиболее важных государственных институтов, эффективность функционирования которого оказывает влияние на качество экономического роста и уровень благосостояния

Государственный бюджет:

ž важнейший инструмент регулирования экономической и финансовой системы государства

ž определяет совокупный спрос со стороны государства на определенные виды товаров и услуг

ž является главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства

ž дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Правовая форма бюджетов:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов

2. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ

3. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Бюджетная система

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, взаимосвязанных между собой. Структура бюджетной системы основывается на форме государственного устройства.

Устройство бюджетной системы

Существуют две формы устройства бюджетной системы с точки зрения государственных финансов:

ž простая (унитарная);

ž сложная (федеративная, конфедеративная, имперская).

Бюджетная система Российской Федерации, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

 

 

Лекция 2

 

Управление бюджетами:

ž Бюджетное устройство и бюджетная система

ž Структура бюджетного законодательства РФ

ž Принципы бюджетной системы РФ

 

Бюджетное устройство:

ž организационно-правовое построение бюджетной системы, позволяющее

ž выделить в ее составе структурные подразделения (виды бюджетов, звенья);

ž определить формы взаимосвязей между ними;

ž базируется на государственном устройстве, отражая характерные для него взаимосвязи.

Бюджетное устройство определяет:

ž взаимоотношения между отдельными звеньями бюджетной системы страны на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями,

ž правовые основы функционирования бюджетов, входящих в неё, состав и структуру бюджетов,

ž процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств

Бюджетное устройство зависит от

ž формы государственного устройства страны, действующих в ней основных законодательных актов

ž роли бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах

Бюджетное устройство включает 3 составляющие:

1) бюджетную систему

2) бюджетные права, которыми наделяются органы публичной власти соответствующего уровня

3) принципы разграничения, распределения и перераспределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов

Бюджетная система:

ž часть финансовой системы государства

ž занимает главное место в бюджетном устройстве

ž представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов страны

ž зависит от государственного устройства и территориального деления страны

Для создания эффективной бюджетной системы, адекватной динамике рыночной экономики, необходимо:

1 – разработать и обосновать теоретические принципы построения бюджетной системы

2 – создать научно-обоснованную, четкую и ясную систему бюджетного законодательства

3 – сформировать бюджетный механизм, способный реализовать принципы бюджетной системы на практике

4 – разработать эффективную систему межбюджетного движения финансовых ресурсов

5 – разработать стабильные принципы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов на всех уровнях государственного и муниципального управления

6 – повысить социально-позитивный аспект бюджетной политики

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСТРОЙСТВА по степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями:

· унитарные

o административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии

o 2-х уровневая бюджетная система: гос. бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления

o Франция, Турция, Италия, Япония, Великобритания, Испания

· федеративные

o административно-территориальные образования имеют собственную государственность и обладают определённой политической самостоятельностью

o 3-х уровневая бюджетная система

o РФ, США, Германия, Индия, Бразилия, Канада, Мексика

· конфедеративные

o постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей

o бюджет формируется из взносов входящих в конфедерацию государств, в которых действуют свои бюджетные и налоговые системы

БС унитарных государств:

ž Бюджетная система Японии состоит из государственного бюджета, бюджетов 47 префектур и 3255 муниципалитетов.

ž Бюджетная система Франции включает центральный бюджет и бюджеты 95 департаментов, а также около 38 000 коммун.

Трехуровневая бюджетная система включает:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

2. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3. Местные бюджеты, в т.ч. Бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, бюджеты городских и сельских поселений.

Особенность федеративного устройства состоит в самостоятельности каждого уровня бюджета и разнообразии взаимоотношений между этими уровнями.

Бюджетная система ФРГ состоит из:

1) федерального бюджета;

2) бюджетов 16 земель, в том числе бюджетов ганзейских городов;

3) бюджетов общин, в том числе бюджетов объединений общин и округов и т. д.

Бюджетная система США включает:

1) федеральный бюджет;

2) бюджеты штатов;

3) более 80 000 бюджетов местных административных подразделений:

а) 3000 округов;

б) 19 000 муниципалитетов;

в) 17 000 городов и тауншипов;

г) 15 000 школьных округов;

д) 29 000 специальных округов.

Федеральный бюджет – финансовая основа правительства. Расходы и доходы местных бюджетов при федеративном устройстве не входят в бюджеты членов федерации, а расходы и доходы членов федерации не входят в федеральный бюджет.

ДОСТОИНСТВА бюджетной системы унитарного государства:

ž наличие одного правительства

ž действуют одни и те же правила

ž нет различий в оказываемых государственных услугах по всей стране вне зависимости от региональных различий, особенностей региональных законов

ž деньги и торговые потоки перемещаются без ограничений, региональных и таможенных или иных внутренних барьеров по всей стране

ž нет различий ставок налогов на продажи, единая система налогов на доходы.

НЕДОСТАТКИ бюджетной системы унитарного государства:

ž единое правительство не обеспечивает быстрого реагирования на проблемы отдельных областей, не учитываются региональные различия

ž в связи с единством центрального правительства административная структура становится громоздкой, что делает администрацию сложным и негибким инструментом, не учитывающим интересы областей и жителей

ОСОБЕННОСТИ бюджетных систем федеративных государств:

ž Гораздо большая самостоятельность органов власти субъектов федерации, в области установления налоговых ставок и введения новых налогов, распределения расходных полномочий и распоряжения средствами собственных бюджетов

ž расходные обязательства бюджетов субъектов федерации гораздо шире, чем у бюджетов аналогичного уровня в унитарных государствах, указанные параметры могут отличаться друг от друга в разных субъектах федерации в зависимости от регионального законодательства

ž Распределение и закрепление функций, а также доходов и расходов между отдельными властями и звеньями бюджетной системы осуществляется на основе законодательных актов

ž Главные внешние и внутренние государственные обязательства возлагаются на федеральное правительство, которое осуществляет международные связи, оборону страны, макро-регулирование экономических и социальных процессов, финансирование науки, управление гос. долгом, эмиссию денег

Выводы:

1. Существуют 2 основные формы государственного устройства: унитарное и федеративное (в унитарном бюджетная система состоит из 2-х звеньев – государственный бюджет и местные бюджеты; в федеративном – из 3-х звеньев: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

2. Ни унитарные, ни федеративные государства не имеют каких-либо преимуществ друг перед другом в вопросе разграничения компетенции между уровнями власти.

3. Нет оснований утверждать, что унитарное или федеративное устройство обеспечивают лучшее или худшее государственное регулирование развития своих территорий.

4. Государственное устройство не формирует ни качество, ни успешность этого регулирования, но оно самым прямым образом формирует модель этого регулирования, его схему, механизмы и процедуры.

Бюджетное законодательство РФ включает:

ž Бюджетный кодекс РФ

ž Федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов

ž Законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ и бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов

ž Муниципальные правовые акты

 

Лекция 3

Управление бюджетами:

ž Структура бюджетного законодательства РФ

ž Функциональный механизм бюджетной системы РФ

ž Принципы бюджетной системы РФ

 

Бюджетное законодательство РФ включает:

ž Бюджетный кодекс РФ

ž Федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов

ž Законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ и бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов

ž Муниципальные правовые акты

Бюджетный кодекс

устанавливает

ž общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений

ž правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ

определяет

ž основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды

состоит из 5 частей и 28 глав:

ž ЧАСТЬ I. Общие положения

ž ЧАСТЬ II. Бюджетная система РФ

ž ЧАСТЬ III. Бюджетный процесс РФ

ž ЧАСТЬ IV. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ

ž ЧАСТЬ V. Заключительные положения

является

ž первым законодательным актом в области регулирования бюджетных правоотношений, объединивший в себе основы организации бюджетного процесса всех уровней бюджетной системы РФ

ž одним из важнейших законодательных актов РФ, обеспечивающих единое правовое пространство и целостность бюджетной системы РФ

разграничивает

ž бюджетные полномочия РФ, ее субъектов и муниципальных образований

Бюджетные правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом:

ž установление доходных источников бюджетов всех уровней;

ž порядок расходования бюджетных средств;

ž организацию бюджетного процесса;

ž организацию бюджетного контроля;

ž составление, рассмотрение, утверждение бюджетной отчетности

Бюджетные полномочия РФ предусматривают:

установление

ž общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ

ž основ бюджетного процесса и межбюджетных отношени

Бюджетные полномочия субъектов РФ включают:

ž установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, их утверждение, исполнение, осуществление контроля за их исполнением

ž утверждение отчета об исполнении бюджета субъекта РФ

Бюджетные полномочия органов местного самоуправления включают:

ž установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения, осуществления контроля;

ž утверждение отчета об исполнении местного бюджета

Бюджетная система РФ:

ž сложная экономическая категория, отражающая совокупность экономических отношений между органами государственной власти, негосударственными экономическими субъектами и физическими лицами по поводу формирования и использования денежных фондов различных органов государственной власти

ž мощный планомерный субъективный механизм формирования и использования всей совокупности бюджетов различных органов государственной власти

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...