Функции бюджетной системы РФ
1 – обеспечение своевременной и полной аккумуляции поступлений бюджетов всех национально-государственных и административно-государственных и территориальных образований РФ 2 – обеспечение своевременного и полного финансирования функций органов управления РФ 3 – обеспечение связи и эффективного взаимодействия бюджетов различных административно-территориальных образований 4 – перераспределение денежных средств между бюджетами разных уровней по горизонтали и по вертикали 5 – осуществление строгого контроля формирования и использования бюджетных средств Бюджетная система РФ:
Объединяет экономические нормы всех звеньев бюджетной системы рф
Включает юридические положения федерации, субъектов и органов самоуправления
Совокупность всех бюджетов государства Принципы бюджетной системы РФ Целевые установки, определяющие вектор развития бюджетных отношений. В результате взаимодействия принципов бюджетной системы формируется определенная модель бюджетного устройства страны, обеспечивается ее равновесие на всех этапах бюджетного процесса Принципы бюджетной системы РФ: Построения бюджетной системы РФ Организации бюджетов Планирования и исполнения бюджетов Принципы построения бюджетной системы РФ: единства бюджетной системы РФ разграничения доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований самостоятельности бюджетов Принципы бюджетной системы РФ: единства бюджетной системы РФ означает:
единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов гос. власти (местного самоуправления) и органов управления гос. внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. самостоятельности бюджетов означает Право и обязанность органов гос. власти и местного самоуправления обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК Право органов гос. власти и местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ; в соответствии с БК определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финанс обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);
предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами гос. власти и местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов Недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств; изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов. равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает: определение бюджетных полномочий органов гос. власти субъектов РФ и местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК.
Принципы организации бюджетов: полноты отражения в бюджете доходов, расходов и источников финансирования дефицита сбалансированности бюджета общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов прозрачности (открытости) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах. сбалансированности бюджетов означает что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся: субвенций и субсидий из других бюджетов бюджетной системы РФ; средств целевых иностранных кредитов (заимствований); добровольных взносов, пожертвований; расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием РФ; расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ; отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года. прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов гос. власти, муниципальных образований; обязательную открытость для общества и СМИ проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы гос. власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в т. ч.по вопросам, вызывающим разногласия; стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, и обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода). Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета
Принципы планирования и исполнения бюджетов
результативности и эффективности использования бюджетных средств достоверности бюджета адресности и целевого характера бюджетных средств подведомственности расходов бюджета единства кассы
Результативности и эффективности использования бюджетных средств означает что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. Адресности и целевого характера бюджетных средств означает что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Подведомственности расходов бюджета означает: что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Главные распорядители бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного гл. распорядителя бюджетных средств. Единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов гос. власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ. Выводы: Бюджетная система РФ основана на 13 принципах, среди которых 2 новых: 1. подведомственности расходов, введение которого обусловлено необходимостью усиления ответственности за исполнение бюджетных обязательств гл. распорядителями бюджетных средств
2. единства кассы, который необходим для обеспечения полной прозрачности при формировании и использовании бюджетных средств. законодательно подтверждает требование осуществления всех бюджетных операций в рамках единого счета. Бюджетная классификация один из важнейших инструментов регулирования, стандартизации и интеграции бюджетной системы РФ в мировую финансовую систему. ее совершенствование – одно из приоритетных направлений в рамках реформы государственных финансов РФ ее основное назначение – обеспечение сопоставимости показателей различных бюджетов, сравнения их по годам, выявления динамики, тенденций Единая бюджетная классификация – универсальный механизм, необходимый для ведения учета расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, а также для организации эффективного и четкого бюджетного планирования. Бюджетная классификация обусловлена потребностями: прогнозирования и планирования, формирования и исполнения бюджетов ведения учета и составления отчетности проведения контроля за полным и своевременным поступлением платежей по видам плательщиков и целевым использованием бюджетных средств проведения аналитической работы по отдельным видам доходов и расходов и бюджета в целом кодирования показателей бюджетов и отчетов при внедрении автоматизированной системы финансовых расчетов Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ, которые в соответствии с БК являются едиными для всех бюджетов бюджетной системы РФ, осуществляются Минфином России. Бюджетная классификация включает: классификацию доходов бюджетов; классификацию расходов бюджетов; классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов; классификацию операций публично-правовых образований (т.е. классификация операций сектора государственного управления). Код классификации доходов бюджетов состоит из: 1) кода главного администратора доходов бюджета; 2) кода вида доходов; 3) кода подвида доходов; 4) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов. Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода. Единые группы доходов: 1) налоговые и неналоговые доходы: налоги на прибыль, доходы; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на товары реализуемые в России доходы от внешнеэкономической деятельности административные платежи, сборы и штрафы 2) безвозмездные поступления: безвозмездные поступления от нерезидентов Код классификации расходов состоит из: 1) кода главного распорядителя бюджетных средств; 2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов; 3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, устанавливается законом о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов. Едиными разделами классификации расходов являются (до 2010 г.): 1) общегосударственные вопросы: 2) национальная оборона: 3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность: 4) национальная экономика: 5) жилищно-коммунальное хозяйство: 6) охрана окружающей среды: 7) образование: 8) культура, кинематография, средства массовой информации: 9) здравоохранение, физическая культура и спорт: 10) социальная политика: 11) межбюджетные трансферты: В рамках реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года 1) для подготовки к переходу на программную классификацию расходов бюджета были выделены разделы: «Обслуживание госуд. и муниципального долга» «Физическая культура и спорт» «Средства массовой информации» Расходы по разделу «Межбюджетные трансферты» были распределены по другим разделам в зависимости от отраслевой принадлежности. 2) В составе материалов, предоставляемых одновременно с проектом федерального бюджета в Государственную Думу, внесено аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из: 1) кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов; 2) кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов; 3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов. Группы источников финансирования дефицитов бюджетов: 1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов: государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации; кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации; бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации; изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета; иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов; 2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов: гос. ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте; кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте; кредиты кредитных организаций в иностранной валюте; иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов Код классификации операций сектора государственного управления состоит из кода группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления. Едиными для бюджетов бюджетной системы группами и статьями операций сектора государственного управления являются: 1) доходы: 2) расходы: 3) поступление нефинансовых активов: 4) выбытие нефинансовых активов: 5) поступление финансовых активов: 6) выбытие финансовых активов: 7) увеличение обязательств: 8) уменьшение обязательств
Лекции 4, 5 Политика формирования доходов бюджета РФ Доходы бюджета- финансовые отношения, возникающие между государством (органами местного самоуправления), хозяйствующими субъектами и гражданами в процессе формирования и исполнения соответствующего бюджета Форма проявления- различные виды налоговых и неналоговых платежей юридических и физических лиц в бюджеты бюджетной системы РФ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА: НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от его продажи, а также доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными организациями денежные взыскания (штрафы), конфискации, компенсации и средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от его продажи, а также доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными организациями денежные взыскания (штрафы), конфискации, компенсации и средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ- зачисляемые в доходы бюджетов – дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ, а также безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т.ч. добровольные пожертвования. СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ РФ: ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ: · Налог на добавленную стоимость · Акцизы · Налог на доходы физических лиц · Налог на прибыль организаций · Налог на добычу полезных ископаемых · Государственная пошлина · Водный налог · Сборы за пользование объектами животного мира и водных ресурсов РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ: · Налог на имущество организаций · Транспортный налог · Налог на игорный бизнес МЕСТНЫЕ НАЛОГИ: · Земельный налог · Налог на имущество физических лиц СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ: · Упрощенная система налогообложения · Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) · Система налогообложения для с/х предприятия · Система налогообложения при разделе продукции Основные цели налоговой политики РФ Отказ от увеличения номинального налогового бремени при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы Повышение эффективности и нейтральности налоговой системы Методология планирования доходов бюджета РФ Бюджетное планирование – это 1. макроэкономическое планирование, которое отражает весь комплекс сложных взаимосвязей субъектов национальной экономики 2. комплекс мероприятий, осуществляемых государственными органами для формирования, экономического обоснования и сопоставления показателей доходов и расходов бюджетов всех уровней Задачи бюджетного планирования: 1. определение оптимального объема бюджетных поступлений 2. определение направлений и приоритетов их расходования 3. повышение эффективности бюджетных расходов 4. целевое использование бюджетных средств и др. Бюджетный план: a. является инструментом адаптации государства к постоянно изменяющимся экономическим условиям b. определяет вектор социально-экономического развития страны / количественные и качественные параметры социально-экономической политики с. направлен на максимизацию положительного и минимизацию негативного воздействия на эффективность функционирования субъектов национальной экономики d. носит целевой и директивный характер, характеризуется конкретностью и адресностью показателей е. представляет собой роспись доходов и расходов органа государственной власти / местного самоуправления Бюджет: 1. основной финансовый план 2. утверждается в установленном порядке 3. подлежит обязательному исполнению ОБЪЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ: экономические отношения в процессе определения объема и структуры бюджетных показателей УЧАСТНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ: 1. структуры, обладающие бюджетными полномочиями, каждая из которых выполняет собственные задачи и действует в пределах закрепленных полномочий 2. участники бюджетного процесса, выполняющие обязанности формирования централизованных фондов денежных средств Этапы бюджетного планирования Бюджетное планирование – это длительный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов (3) 1-й этап: анализ выполнения плана за предыдущий период
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|