Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Наука и предпосылочное знание




Предисловие

 

Раздел 1. Наука и предпосылочное знание

 

Глава I. Холистическое мировидение и наука

 

Современный цивилизационный кризис

Наука и поиск путей развития цивилизации

От картезианского дуализма к холистическому мировидению

 

Глава II. Реальность и ее восприятие

 

Проблема восприятия в философском дискурсе

Обусловленность восприятия социокультурными и физическими параметрами

Психологизм видения реальности

 

Глава III. Отношения "человек-природа" от античности до современности

 

Гармоничное тело - образ природы в античности

Текст как образ природы в христианской культуре

Образ природы в эпоху Возрождения

Механизм - образ природы Нового времени

Организмическое и холистическое видение природы

Художественное изображение природы

Раздел 2. Наука и научное познание

 

Глава I. Концептуальная история науки

 

Природа научного знания

Генезис и эволюция науки.Эпистемологическое обоснование научных концепций

Научное и ненаучное знание. Проблема демаркации

 

Глава II. Динамика науки в западноевропейской культуре

 

Классическая наука. Критерии научности. Типы научности

Неклассическая наука

Постнеклассическая наука

 

Раздел 3. Эволюционно-синергетическая парадигма современной науки

 

Глава I. Синергетика как ядро постнеклассической науки

 

Становление синергетической парадигмы

Категориальный каркас синергетики

Синергетическая парадигма: основные характеристики

Познавательные отношения в синергетике

Мировоззренческое значение синергетики

 

Глава II. Концепция глобального эволюционизма

 

Идея глобального эволюционизма

Становление эволюционизма в естествознании

Глобальный эволюционизм - феномен современной науки

Системность эволюции, или процесс как система

Универсализм механизмов и факторов эволюции

Многоаспектность эволюции: метастабильность, случайность, закономерность

Объяснение и понимание эволюционных процессов

 

Раздел 4. Человечество и культурные стратегии развития науки

 

Глава I. Наука и философия о путях выхода из экологического кризиса

 

Экология как самосознание цивилизации и как наука

Экологизация науки и энвайроментализм

Философия природной среды

Глубинная экология

Наука. Этика. Экология

 

Глава II. Концептуальная модель ноосферного знания

 

Онтологии единства: корреляции реальности и сознания

Рациональность в постнеклассической науке

Ноосферное знание и новая философия науки

Ноосферные идеи в космизме и в современной науке

История и перспективы развития западного мышления

 

Вместо заключения

Предисловие

Предлагаемая вниманию книга обращена к тем, кто интересуется наукой и научным познанием. Изучение природы науки, критериев научности, оснований и генезиса научного знания имеет смысл не только с целью развития науки, хотя наука является вполне достойным предметом исследования. Сегодня знание, именуемое философия науки, приобретает судьбоносное для цивилизации значение. Современная философия науки не ограничивается исследованием структуры и языка науки, методов получения нового знания, но и анализирует науку как социальный институт, социальное пространство, организующее новый диалог человека и природы. Развитие науки определяется не только внутринаучными параметрами, но сопряжено с задачами, формируемыми цивилизационными событиями.

Человечество вступило в третье тысячелетие в ситуации, которая характеризуется как глобальный кризис современности, аспекты которого, кризис техногенной цивилизации, глобальный экологический кризис. Все это создает необходимость поиска новых способов мышления и действия. Наука, которая начиная с XVI в., являлась ядром европейской культуры, не может не участвовать в поиске стратегий цивилизационного развития и новых способов бытийствования. Отсюда обращение философии науки не только к методологии науки и техники, но и к социологии и культурологии науки, к психологии.

Преодолеть разорванность бытия человеку надлежит в собственном сознании. Важен интерес к науке не самой по себе, а к науке в отношении к метафизике, если под метафизикой понимать размышление об основополагающем строе сущего. Предметом рассмотрения в данной книге является наука как исторический и культурный феномен, которая есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием.

Сегодня наряду с продолжающимися исследованиями в разных областях науки и новыми открытиями наблюдается тенденция нарастающей критики науки, причем не только в контексте постмодернистского спора и критики стандартов рациональности. Науку обвиняют в том, что ценности сциентистского мышления - объективность, технологический логос, универсализм научных законов и др., привели человечество в конечном итоге к еще более сложным проблемам, среди которых глобальный экологический кризис. Решить эти проблемы только своими средствами наука не в состоянии.

Философия науки это не только ретроспективный анализ методов научного познания, но и выявление перспективных направлений развития науки с учетом современных реальностей. Не отказ от науки, как это делают сторонники постмодернизма, а расширение научной рациональности, эпистемологического горизонта, поиск новых форм научности.

Существуют различные философские концепции науки. Позитивистский образ науки как системы высказываний, удовлетворяющей определенным логическим критериям типа верифицируемости или осмысленности (точность, ясность, однозначность) является далеко не единственным. Однако именно этот образ науки транслируется и закрепляется через систему образования в массовом сознании.

Постпозитивисты считают более перспективным для понимания науки исследование динамики и роста знания и создают эволюционную и динамическую концепцию науки. Такой подход позволяет понять науку как социокультурный феномен, как традицию. Научное знание не отрывается при этом от донаучного, предпосылочного знания. Наука представляет собой одновременно и исторический процесс, и динамическую систему. Выделяют соответствующие версии научности, которые по принятой в отечественной философии науки терминологии обозначены как классическая, неклассическая и постнеклассическая.

Холистический, системный подход современной науки имеет непосредственную связь с герменевтической методологией. Феноменологическая концепция науки актуализируется в естествознании в связи с экологизацией, изучением взаимосвязей, отношений, жизненности. Наука как коммуникативная практика раскрывается социологией науки и когнитивной социологией.

В итоге, в новой философии науки концептуально оформляются изменения в структуре науки, методах и целях научного знания, глубокие преобразования, связанные с человеком как субъектом научной деятельности, наконец, обосновывается онтология реальности, открывающейся в эволюционно-синергетической парадигме науки. Классическая наука основана на картезианском каркасе мира, постнеклассическая опирается на холистическое мировидение.

В разделе о предпосылочном знании прослеживается зависимость познавательного отношения к природе от реализованного в ментальности образа природы, онтологических схем, способа бытия человека в мире. Поскольку основным продуктом научной деятельности является объективное знание, то необходимо предварительное исследование вопроса о факторах, детерминирующих восприятие реальности.

Второй и третий разделы посвящены непосредственно концепциям научности. Сегодня термином наука называют, по крайней мере, три типа науки - классическую, неклассическую, постнеклассическую, различающиеся по многим параметрам, в том числе, критериями научности и научной рациональности.

Базовая и идеальная модель научного знания, заданная критериями научности, сформулированными позитивистской философией науки, обозначена как классическая наука, она описывает предметную реальность. Неклассическая наука, концептуальные схемы которой созданы в квантовой механике и теории относительности, описывает реальность не как совокупность тел в пространстве, а как сеть взаимосвязей. В постнеклассической науке реальность трактуется как сеть взаимосвязей, в которую включен человек. Показано, что эволюционно-синергетическая парадигма является содержательной основой постнеклассической науки.

В четвертом разделе проанализированы интегративные процессы в современной науке. Холистическое мировидение формируется, с одной стороны, самим естествознанием, а с другой, науками о человеке, психологией. Мир как целостность, включающая человека, такова одна из создаваемых естествознанием второй половины XX в. моделей мироздания. Сопричастной такому пониманию мира является концепция знания, обозначаемая как ноосферное.

Ноосферное знание - это новое представление отношений "Человек-Природа", возникающее на стыке науки, философии, психологии. Здесь образ мира задается вместе с человеком, природа понимается как самоорганизующаяся целостность, включающая человека. Ноосферное знание предстает как место встречи духа и разума.

В заключительном разделе обобщаются особенности современной научности. Новая научная рациональность формируется в предельно широком социально-культурном пространстве. Главной чертой современного идеала научности является высокая социально-практическая ориентированность. Становление новой рациональности связано с такими реальностями как глобальный экологический кризис, с необходимостью учитывать такие свойства реальности как нелинейность, спонтанность, динамичность, неравновесность. Аксиологическая ориентация новой научной рациональности проявляется в том, что основной целью науки становится понимание и диалог.

Раздел 1. Наука и предпосылочное знание

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...