Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аутсайдерский политический рынок




На аутсайдерском политическом рынке сделки осуще­ствляются между властными субъектами и объектами вла­сти. Субъекты власти — инсайдеры — обладают ресурсами, в которых нуждаются аутсайдеры: это могут быть разреше­ния, лицензии, должности, награды, материальные блага и услуги элитарного качества и проч. Государственные слу­жащие, наделенные правом награждать или карать, разре­шать или не разрешать, давать или брать, контролировать или нет, могут осуществлять свои права, а могут этого не делать. Дефицитные ресурсы, в которых ощущается острая потребность у аутсайдеров, выступают в виде привилегий, социальная цена которых всегда относительна и связана с престижем. Привилегированными являются те ресурсы, которые недоступны для других, которые символизируют особый статус тех, кто ими обладает. Поскольку возмож­ность распоряжаться привилегиями как дефицитными ре­сурсами появляется после приобретения элитного статуса, позиция в государственной корпорации является старто­вым условием накопления политического капитала. Как пишет В.Радаев, именно занятие должности предоставля­ет «различные возможности мобилизации и распределения ресурсов, а также регулирования доступа к ресурсам дру­гих агентов. Они также обеспечивают привилегии или воз­награждения, привязанные к должностной позиции»68. Но инкорпорация в политический класс — это не просто за­нятие должности, это и приобщение к капиталу во всех его формах (в том числе и экономической), аккумулиро­ванных в этой должности.

Поэтому одной из целей, которые преследуют прото-политические круги, является инкорпорация в политичес­

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

кий класс, сопровождающаяся занятием государственной должности. Тот, кто принимает решение об инкорпорации, ожидает, что инкорпорируемый будет как минимум лоя­лен (т.е. не критичен) к нему лично, а также будет эффек­тивно исполнять свои функции, что повлечет, в свою оче­редь, увеличение политического капитала инсайдера. Про­исходит обмен, где инсайдерским ресурсом является дол­жность, а аутсайдерским — лояльность и компетентность. Потребительская стоимость обоих ресурсов в данном слу­чае признается эквивалентной. Любой пример инкорпора­ции может быть рассмотрен как покупка должности, хотя далеко не всегда аутсайдер платит за нее деньгами.

В период выборов игроки политического рынка ощуща­ют наиболее острый дефицит в голосах избирателей. Эти голоса отчасти уже превращены в политический капитал, которым владеют ведущие партии, имеющие устойчивый пул своих сторонников. Партия может обменять свой капи­тал, который выражен в голосах избирателей, на государ­ственную должность для своего лидера. Тогда заключается сделка между государственной бюрократией, капитал ко­торой выражен в возможности распоряжаться должностя­ми, и партией. Во время выборов не бюрократическая партия может передать свои голоса бюрократической (пар­тии власти), за что ее лидер и получает искомую долж­ность. В ходе переговоров может выясниться, что стоимость голосов избирателей оценивается одним из участников торга выше, чем предлагаемая должность, и тогда сделка не уда­ется. В другом случае такое соглашение покажется взаимо­выгодным сторонам торгов и произойдет обмен ресурса­ми: лидер партии отдаст голоса своих сторонников, а ли­дер организации, получивший голоса в свою поддержку, отдаст имеющийся в его распоряжении высокий пост. Та­кие торги проводятся постоянно во время выборов. Так, на президентских выборах 1996 г. в России 15% голосов сто­ронников генерала Александра Лебедя стали эквивален­том должности секретаря Совета Безопасности РФ, пре­доставленной ему Борисом Ельциным в благодарность за снятие своей кандидатуры. А 8% голосов сторонников Г.Яв­линского в той же избирательной кампании были оценены ниже, чем пост премьер-министра, на который претендо­вал лидер «Яблока».

Глава 1. Основы теории элиты

Как видим, и здесь дефицитным ресурсом для инсайде­ров является политическая поддержка и лояльность. Именно это делает возможным существование политического рынка: ведь власть имущие обычно владеют многим, а народ — малым. Сделки были бы невозможны, если бы члены по­литического класса не нуждались в том, что не может ро­диться в недрах государственной организации, — в массо­вой поддержке. Политики не могут существовать без сто­ронников, так же как руководитель не существует без под­чиненных. Государственная политика не может осуществ­ляться без поддержки со стороны населения страны, ина­че цена такой политики непомерно возрастает. Сила любо­го члена политического класса измеряется числом его сто­ронников, доверием, которое к нему испытывают вверен­ные в его управление люди. А существование института выборов делает такую поддержку жизненно необходимой не только для инкорпорации, но и для сохранения статуса.

Можно сказать, что на аутсайдерском политическом рынке основными обмениваемыми товарами являются привилегии, которыми инсайдеры могут наградить аутсай­деров, и лояльность, преданность, послушание и доверие, которыми аутсайдеры могут расплатиться. Конечно, суще­ствуют и сделки с участием экономического капитала в виде денег, материальных благ и услуг, которыми обмени­ваются стороны торгов. Например, аутсайдеры ждут от инсайдеров бюджетных ассигнований в социальную сфе­ру, а инсайдеры от аутсайдеров — уплаты налогов или спон­сорства социальных проектов. Возможны и другие типы обменов с предоставлением административного ресурса для обеспечения безопасности, сохранения стабильности, по­рядка и проч. Но все же самым дефицитным ресурсом для политического класса является преданность сторонников, что и делает возможными и взаимовыгодными отношения между властью и народом.

Политическая система государства устроена таким об­разом, что капитал в ней накапливается неравномерно. Есть точки концентрации капитала, которые располагаются в местах, являющихся источником наградных или репрес­сивных решений власти. Чиновники, контролирующие (име­ющие право решающей подписи) выдачу всякого рода раз­

А НА ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

решений или запускающие механизм репрессивных дей­ствий, располагают большим политическим капиталом, чем те, которые занимают должности, не связанные с вне­шними контактами. В дальнейшем мы будем называть этих чиновников вето-группами.

В то же время и в аутсайдерской среде не все акторы активно контактируют с государством. Здесь существуют приграничные зоны, в которых группы находятся в посто­янных контактах с политическим классом: это политичес­кие партии, крупный бизнес и его лоббисты, правитель­ственные эксперты и пр. А основная масса населения ком-муницирует с политическим классом только на выборах, становясь электоратом. Большинство сделок аутсайдерско-го рынка рождается именно на этом протополитическом пространстве. Вспомним, что М.Вебер выделял три груп­пы людей по степени их политического участия: политики «по случаю», политики «по совместительству», «профес­сиональные политики»69. В нашей концепции первые две веберовские группы и составляют приграничное простран­ство, которое в дальнейшем мы будем также называть око­лоэлитными зонами.

Р.Патнэм выделял пять политических страт: 1) навер­ху — индивиды, прямо включенные в политику, те, кто непосредственно принимает решения. Большинство этой страты занимают официальные политические посты; 2) ни­же — «влиятельные«индивиды, оказывающие непрямое или имплицитное влияние. Эта страта может включать выс­ших бюрократов, крупных земельных собственников, про­мышленников, финансистов, лидеров групп давления, чи­новников и неформальных консультантов, а также тех, кто формирует общественное мнение («opinion makers»); 3) тре­тья страта включает большое число граждан, которые при­нимают сколько-нибудь активное участие в политике и правлении (члены партий, бюрократы среднего уровня, редакторы местных газет, составители национального за­конодательства). Эту страту можно назвать «активисты»;

4) наиболее многочисленная страта — это «электорат» (vo­ters). Их политическое влияние ограничивается выборами;

5) и, наконец, на самом дне — неголосующая часть насе­ления, политически совершенно пассивная70. Понятно, что

Глава 1. Основы теории элиты

59

когда мы говорим о приграничной политической зоне или о протополитическом пространстве, мы должны включить в него вторую страту Патнэма, которую он называет «вли­ятельными», и лишь отчасти третью страту «активистов». Политическая стратификация общества как раз демонст­рирует нам композицию аутсайдерского рынка, участие в котором тем выше, чем выше на шкале политического кон­тинуума находится та или иная группа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...