Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Латентный этап приватизации и появление крупного бизнеса




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Когда модель номенклатурного капитализма вчерне была опробована и была убедительно доказана ее экономичес­кая эффективность, власти решили действовать всерьез. Начался процесс, который я называюприватизацией госу­дарства государством. На этом этапе прошла приватизация чиновниками той части государственной собственности, которая находилась в сфере их управления. Этот латентный этап начался в 1989 г. и в основном закончился к моменту объявления массовой приватизации за ваучеры в 1992 г. Важнейшими направлениями этого этапа становления рын­ка были: трансформация системы управления экономикой; приватизация банковской и распределительной системы; приватизация отдельных наиболее рентабельных предпри­ятий. Этот этап слабо изучен по вполне понятным причи­нам: доказать то, что делалось за кулисами, всегда труд­нее, чем описать легальные изменения, зафиксированные в документах и законодательных актах. Моей информаци­онной базой являются исследования, проводимые секто­ром изучения элиты в период 1989—2001 гг., объектом ко­торых становились наиболее влиятельные бизнесмены и крупные коммерческие структуры29.

Скрытая от глаз стороннего наблюдателя приватизация проходила без всякого объявления, под полным контро­лем государственных чиновников и имела целью привати­зировать экономическую инфраструктуру — управление промышленностью, банковскую систему и систему распре­деления. В этот период (с 1988 по 1992 г.) на месте мини­

AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

стерств были созданы концерны, на месте госбанков — коммерческие банки, на месте Госснабов— биржи, СП и крупные торговые дома. Латентный этап приватизации вы­глядел так: министерство упразднялось, на его обломках создавался государственный концерн, который вскоре ак­ционировался (в том же здании, с той же мебелью и теми же кадрами), министр уходил в отставку, контрольный пакет акций переходил в руки руководства министерства, главой концерна становилось, как правило, второе или третье лицо упраздненного ведомства. Так появился на свет знаменитый «Газпром». Иногда на базе финансового уп­равления министерства создавался коммерческий банк, председателем правления которого становился бывший на­чальник финансового управления министерства (или его заместитель).

Но большая часть крупных банков была образована с помощью приватизации отделений бывших советских спец­банков. До реформ 1987—1988 гг. в СССР была монобан­ковская система, при которой Совет Министров СССР прямо контролировал Госбанк (позднее — Центробанк) и Министерство финансов. Председатель Госбанка СССР был членом правительства. Госбанк имел отделения во всех со­юзных и автономных республиках, краях и областях Совет­ского Союза. Кроме этого Госбанк контролировал специа­лизированные банки: Промышленно-строительный банк (Промстройбанк), Банк жилищно-коммунального хозяй­ства и социального развития (Жилсоцбанк), Агропромыш­ленный банк (Агропромбанк), Сберегательный банк (Сбер­банк) и Банк внешнеэкономической деятельности (Вне­шэкономбанк). Каждый из этих спецбанков имел сотни отделений по всей стране (см. рисунок 3). Промстройбанк занимался кредитованием предприятий промышленности и транспорта, Жилсоцбанк — объектов жилищно-комму­нального хозяйства, Агропромбанк — сельскохозяйствен­ных производителей, Сбербанк был розничным банком и обслуживал население, а Внешэкономбанк обслуживал внешний долг СССР. Наличными деньгами оперировал только Сбербанк. В результате реформ 1987—1988 гг. Гос­банк был преобразован в Центробанк, и была создана дву­хуровневая банковская система. В 1991 г. Промстройбанк,

Глава 5. Российская бизнес-элита

Агропромбанк (Россельхозбанк с 1992 г.) и Жилсоцбанк были отделены от государства и трансформированы в ак­ционерные банки30. Каждое бывшее территориальное отде­ление Госбанка стало самостоятельным коммерческим бан­ком. Исключение составил лишь Внешэкономбанк, остав­шийся в собственности государства, и частично — Сбер­банк.

ГОСБАНК СССР

Внешэкономбанк

Л

Промстройбанк

Агропромбанк

Жилсоцбанк

Сбербанк

Региональные филиалы

Региональные филиалы

Региональные филиалы

Региональные филиалы

Рисунок 3. Советская банковская система

Собственниками новых коммерческих банков, создан­ных на базе территориальных отделений спецбанков, ста­ли их бывшие управляющие и основные клиенты. Здания, мебель, оборудование, штат — все осталось прежним. Даже руководители банков во многих случаях сохранили свои посты. Шел массовый процесс: бывшие государственные управляющие становятся собственниками. На этом этапе приватизации были созданы и совершенно новые банки: «Менатеп», Кредобанк, Инкомбанк, ОНЭКСИМбанк и др. Уже при своем создании эти банки были «уполномоченны­ми», их учредителями являлись крупные государственные структуры. Как правило, клиентами этих новых банков яв­лялись их учредители. Государственные организации раз­мещали свои расчетные счета в новых банках, так как ус­ловия там были более привлекательными. Борьба за круп­ных клиентов в период латентной приватизации была не­шуточной: ведь при невероятно высоких темпах инфляции и неустойчивости курса рубля распоряжаться остатками на

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

счетах было одной из основных экономических привиле­гий того времени. Привилегия делать большие деньги дава­лась только «номенклатурным» банкам, связанным неви­димыми нитями с политической элитой общества. Формой доверия государства финансовой структуре было присвое­ние ей статуса «уполномоченной». Это означало, что госу­дарство уполномочивало привилегированные банки осуще­ствлять самые выгодные и высокорентабельные операции31.

Появились банки, уполномоченные правительством Мос­квы совершать операции с его бюджетными средствами. Таких же уполномоченных имело и российское правитель­ство. Очень быстро число номинаций«уполномоченности» стало расти: появились банки, уполномоченные обслужи­вать счета спецэкспортеров нефти; уполномоченные Ми­нистерства финансов РФ по распространению «золотых сертификатов», по погашению долговых обязательств Внеш­экономбанка СССР, уполномоченные Центробанка по реализации государственных краткосрочных облигаций, уполномоченные Минфина и Внешэкономбанка по пога­шению долговых обязательств России, уполномоченные по работе с драгоценными металлами, уполномоченные по кредитованию централизованными ресурсами, уполномо­ченные Таможенного комитета по таможенным платежам, уполномоченные различных территорий и бывших союз­ных республик и проч.

Росло не только число номинаций, но и количество самих уполномоченных банков в каждой из них. Причисле­ние банка к числу «уполномоченных» означало как при­знание его солидности и надежности со стороны властных структур, так и близости банка к правительственным кру­гам. В любом случае положение банка существенно меня­лось в лучшую сторону, как только он становился уполно­моченным. Обслуживание государственного бюджета и бюд­жетных организаций придавало коммерческому банку ус­тойчивость и уверенность в завтрашнем дне. Более двух ты­сяч новых коммерческих банков, возникших в 90-е годы, разделились на две неравные группы: уполномоченные и все остальные (причем среди этой второй группы могли быть весьма крупные по размеру активов банки).

Глава 5. Российская бизнес-элита

В 1994 г. я и мои коллеги провели исследование «Круп­ные банки России». На основе собранной информации был построен индекс «уполномоченности», соответствующий чис­лу номинаций, по которому банк являлся уполномочен­ным государственными органами. По данным нашего ис­следования, к 1995 году общее число уполномоченных бан­ков в России составило 78 32. Причем 48 из них являлись уполномоченными лишь по одной номинации. Лидерами же «уполномоченности» стали банки «Менатеп» (М.Ходор-ковский) и Инкомбанк (В.Виноградов). Анализ данных по­казывает, что корреляция между размером капитала банка и степенью его«уполномоченности» незначительна, что по­зволяет говорить о независимости этих двух переменных. То есть государство уполномочивало вести наиболее ответ­ственные финансовые операции банкам отнюдь не самым крупным, и не самым надежным. Главное, почему те или иные финансовые институты получали привилегированный статус «уполномоченных» — это близость их собственни­ков к структурам власти.

В России в тот же период возникло и множество бирж. Советская распределительная система имела два основных института: Государственный комитет по материально-тех­ническому снабжению (Госснаб) СССР с его системой республиканских филиалов и Министерство торговли СССР. Первый распределял «средства производства» и товары промышленного потребления, второй — товары народно­го потребления и курировал розничную торговлю. Особое место в советской экономике занимало Министерство внеш­ней торговли и его базовые структуры экспортно-импорт­ных операций: «Экспортлес», «Экспортхлеб» и т.п. Прива­тизация советской распределительной системы началась с создания «комсомольских» бирж (МТБ, МЦФБ и др.), за­тем на базе советских торговых организаций было создано множество совместных предприятий по международным торговым операциям и крупных торговых домов.

К этому же периоду приватизации надо отнести и при­ватизацию ряда рентабельных производств, которая про­исходила в виде эксперимента, без соответствующей зако­нодательной базы. Одним из первых на коммерческие рельсы становятся: концерн «Бутэк», МНТК «Микрохирургия гла­

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

за», автомобильные заводы ВАЗ и КАМАЗ. В одном из ин­тервью известный российский предприниматель Михаил Юрьев рассказывал, как он купил четыре завода в 1988 г. и создал свое объединение «Интерпром». Для этого ему не­обходимо было убедить нескольких членов правительства и людей со Старой площади. Он стал владельцем заводов только потому, что государственные чиновники ему раз­решили это сделать33.

Другой формой «приватизации до приватизации» было создание коммерческих структур при заводах. В число учре­дителей таких фирм входило руководство предприятия, а созданное коммерческое предприятие представляло собой выделенный отдел снабжения и сбыта. Предварительно вся продукция завода делилась на имеющую спрос и иную. Низкокачественная и не пользующаяся спросом продук­ция шла по государственным каналам. Пользующаяся спро­сом продукция распределялась руководством завода через «фирму». Разница между государственной ценой и рыноч­ной составляла прибыль дирекции. Таким образом, еще не приватизированный завод уже давал прибыль его руко­водителям.

На рисунке 4 показано, как, на наш взгляд, происходи­ло перераспределение государственной собственности в ходе реформы. В советской экономической системе существова­ли крупные управленческие структуры, объединяющие целые сектора народного хозяйства. Такими оболочками были: для банков — Госбанк СССР, для заводов — отрас­левые министерства, для организаций снабжения — Гос­снаб СССР и т.п. Каждый отдельный хозяйствующий субъект не имел самостоятельности и полностью контролировался оболочечной структурой. Управление экономикой было построено по отраслевому принципу.

При перестройке начался процесс приватизации, кото­рый сначала разрушил оболочечные структуры управле­ния, чему способствовал и распад СССР. Произошла ато-мизация экономики, связи между хозяйствующими субъек­тами были разрушены. Это было тяжелое время для пред­приятий: никаких инвестиций, устаревшее оборудование, недовольство трудовых коллективов, растерянность руко­водителей. Но чем сложнее было положение на произвол ­

Глава 5. Российская бизнес-элита

стве, тем активнее формировался бизнес вокруг новых коммерческих банков, которые в этот период стали цент­рами экономической активности. Тогда у них еще недоста­вало ни хозяйственного опыта, ни финансовой мощи для того, чтобы идти в реальный сектор экономики, с его многочисленными проблемами, гигантскими капитало­вложениями, социальной сферой и проблемами трудовых коллективов.

Только после 1993 г. частный капитал занялся промыш­ленностью, скупая сначала «наобум», а потом все более осмысленно предприятия того профиля, которые казались наиболее рентабельными. Начался процесс создания фи­нансово-промышленных групп. Но это было позднее. А в период латентной приватизации 1988—1992 гг. без всяких конкурсов и объявлений в прессе шел активный процесс раздачи уполномоченным важнейших элементов экономи­ческой системы.


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7