Цели и задачи милитаризации власти
Правление Б.Ельцина породило кризис легитимности, десубординацию властных институтов и функциональный хаос. Политическая система утратила стабильность. Нарушились традиционные связи между социальными субъектами, их роли стали неопределенными. Репрессивные и АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ контрольные функции государственной машины перестали исполняться или были минимизированы. Власть не имела широкой социальной базы поддержки. Ослабление государства было следствием того, что почти все управленческие сети были разрушены, а гражданского общества так и не возникло. Система политических организаций КПСС-ВЛКСМ, поддерживающая связь между властью и народом, так и не была заменена иной, столь же разветвленной и эффективной. Теперь институты, пронизывающие все общество, были расколоты, связи между этажами политической пирамиды нарушены, единые «правила игры» упразднены. После коллапса СССР горизонтальные и вертикальные хозяйственные связи получили значительные разрывы, перестали существовать единые принципы управления экономикой. Наименьшим разрушениям подверглись бюрократическая и военная иерархии. Но первая была крайне коррумпированной и плохо управляемой. Новый президент России не доверял чиновничьему аппарату. Военные же были средой, из которой он вышел и которую хорошо понимал. Военные институты, хотя и ослабли, всё же сохранили прежние принципы: единоначалие, идеологию патриотизма, строгую дисциплину, каналы развития карьеры. Они были менее других поражены коррупцией, легче управлялись, подчиняясь приказам, сохранили систему санкций за провинность, руководителей здесь можно было назначать и снимать без всяких демократических процедур. Начать укрепление власти для Путина легче всего было, восстановив сеть силовых структур как опору своей личной власти, а также как базу усиления контрольных и репрессивных функций государства.
Кремль не скрывал своего стремления контролировать все — и гражданское общество, и выборы, и частный бизнес, и независимую прессу, и парламент. Усилия Путинской администрации последних двух лет были направлены на это: проведение форума гражданских сил, создание центристского блока в Государственной Думе, изгнание из страны медиамагнатов В.Гусинского и Б.Березовского и взятие под контроль телевидения и т.п. И везде, где задачи восстановления контроля государства стояли остро, появ Глава 4. Модернизация верховной власти лялся человек в погонах — «смотрящий»* Кремля. Такими «смотрящими» стали в регионах полпреды и инспектора, в правительстве заместители министров и начальники управлений в погонах, в бизнесе руководители общественных организаций, объединяющих предпринимателей и отставников, работающих в коммерческих структурах. Новая власть в 2000—2003 гг. усиленно работает над тем, чтобы создать не только управленческую вертикаль, направляя доверенных людей в погонах в на все этажи федеральной власти в регионах, но и «управленческую горизонталь», рассаживая высших офицеров на вторые и третьи этажи властных структур, чтобы обеспечить контроль над всеми направлениями политики и экономики. Насыщение военными экономических и политических ведомств при Путине становится основной тенденцией кадровой политики. Происходит диверсификация агентов влияния Кремля, их рассеяние по всему политическому пространству. Кремль расширяет зоны своего контроля, встраивая на ответственные посты всех ветвей власти офицеров, приказы которым отдаются не военным, а политическим ведомством. Осуществлена масштабная мобилизация военных на государственную службу.
Задача усиления Российского государства решалась параллельно с задачей укрепления личной власти президента. Необходимо было сформировать не только команду президента, но и группы его поддержки. И здесь роль военных была экстраординарной. Именно из них укомплектовывался кадровый резерв, именно они составляли опору Путинского режима. Внедрив новый «этаж» федеральной власти, президент Путин добился не только усиления центра, но и создал группу чиновников, преданных ему лично. Федералы, действующие от имени президента в регионах, постепенно аккумулировали силы, создавая так называемые координационные советы по безопасности или по экономическим вопросам. Тем самым они выводили и военные, и финансовые ресурсы из-под полного контроля губернато AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ ров. Власть местных чиновников была ослаблена, а федеральные представители набирали вес и влияние. Путинская «вертикаль» обретала устойчивость. Военные, рассеянные по полпредствам, по государственным и коммерческим организациям, осевшие в парламенте и правительстве, в партийных организациях образовали коалицию Путина. ПРЕЗИДЕНТ ГРУППЫ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ КОАЛИЦИИ (Вертикаль власти» Полпреды Аппараты полпредов Главные федеральные и федеральные инспектора Координационные советы по безопасности в федеральных округах «Горизонталь власти» Заместители министров Заместители руководителей федеральных ведомств Начальники управлений федеральных ведомств Военные — депутаты Госдумы и Совета Федерации Агенты влияния в частном бизнесе Торгово-промышленная палата Российский союз промышленников и предпринимателей Координационные советы при МВД и ФСБ по взаимодействию с охранно-сыскными структурами Общественные организации ветеранов спецслужб Глава 4. Модернизация верховной власти убеждений, уровня культуры. То, какая у нас политика, зависит от тех, кто ею занимается. Рекрутируя в элиту военных* президент и его окружение придали определенный вектор ближайшему будущему реформ. Политика теперь приобретает ряд специфических особенностей, которые связаны с профессиональными качествами военных — группы, формирующейся в замкнутом иерархизированном социальном пространстве. В ходе социализации военных приучают не рассуждая подчиняться приказам, строго следовать уставам, безусловно уважать старшего по званию. Творческая составляющая их мышления систематически подавляется, а исполнительность развивается. Сама военная среда является авторитарной, демократический стиль управления здесь неприемлем.
Конечно, среди военных есть разные люди, более или менее приверженные авторитарным методам управления. И если бы речь шла о нескольких генералах, перешедших в политику, разговор об опасностях этого обстоятельства для общества, наверное, был бы беспочвенным. Но мы наблюдаем не единичные переходы. Речь идет о наполнении всех ветвей и этажей власти военными, которые составляют в разных элитных группах от 10 до 70%. Известный диалектический закон гласит, что количество переходит в качество. Присущий военным структурам авторитарный метод управления может быть перенесен на все общество. Хотя, как уже отмечалось выше, военные Путинского призыва прошли школу демократизации, поработали в коммерческих структурах или за границей. Их внутренний авторитаризм подвергся модернизации, трансформировался, стал условнее. Стремление к тотальному контролю теперь было ограничено рамками закона, нормами западных стандартов жизни, оглядкой на реакцию мирового сообщества. Но все же, примиряясь с существованием институтов, которыми она не может руководить открыто, Путинская милитократия не оставляет самого стремления к контролю. Контроль принимает скрытые формы: внедрение «комиссаров при командирах», использование административного ресурса на выборах, инициация создания институтов квазигражданского общества, внедрение агентов влияния в бизнес, в средства массовой информации и проч. AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ Нео-авторитаризм Путинской милитократии соседствует с плюрализмом мнений, с существованием частной собственности, с гражданскими свободами. Демократические свободы формально соблюдаются. Но федеральная власть чувствует себя все более уверенно — исход согласительных процедур почти всегда известен, итоги выборов прогнозируемы. Новая управленческая сеть, созданная Путиным, базу которой составляют военные, восстановила контроль практически над всеми ключевыми процессами в обществе. Началось выхолащивание демократии, приобретение ею имитационного характера. Образцом такой квазидемократии было советское общество, в котором существовали три ветви власти (независимые только на бумаге), и выборы (хотя и безальтернативные), и конституционно закрепленные демократические свободы граждан. Не та ли самая опасность подстерегает современное российское общество, в котором произошла мобилизация военных в политику?
Другой опасностью милитаризации власти является кла-новость, основу которой будет составлять не родственно-финансово-криминальные связи так называемой Семьи (как было при Ельцине), а корпоративный дух единения, присущий сотрудникам безопасности. Сети агентов влияния, специфические каналы обмена информацией, методы манипулирования людьми — эти навыки делают офицеров, работающих или работавших в КГБ/ФСБ особой кастой, «братством», в котором господствует дух взаимопомощи. Когда человек, развивший в себе эти навыки, получает власть, вся страна становится ареной оперативной работы. Сам Путин говорил, что «бывших чекистов не бывает — это на всю жизнь»67. Корпоративный дух спецслужб цементирует власть. Милитократическая элита становится общностью, в которой главенствует солидарность. Такая власть вдвойне устойчива, тем более что она скреплена идеологией патриотизма, разбавленного, правда, либеральными экономическими идеями. Новая плановость режима Путина — это корпоративный дух спецслужб. В российском обществе давно существует миф, героем которого является бывший председатель КГБ СССР, ставший первым лицом государства Ю.Андропов. Правивший совсем недолго, он оставил в обществе веру в то, что со Глава 4. Модернизация верховной власти ветский строй можно было реформировать, сохранив все достоинства социализма и расставшись с его недостатками. Большинство людей, которые жили в этот период, сохранили убеждение в том, что если бы Андропов дольше находился у власти, не произошло бы катастрофы перестройки и распада страны. Люди, верящие в этот миф, не обязательно были ортодоксальными коммунистами, но всё же считали советский строй в своей основе «правильным». Все годы бурных реформ эта часть населения испытывала острый шок и была склонна к протестному голосованию. Их ностальгия по тому хорошему, что было при социализме, сохранилась и по сей день.
Это и явилось основой поддержки нового президента, который повторил путь Андропова. Люди увидели в Путине надежду на возрождение прошлого величия страны, соглашаясь на отказ от дальнейшей демократизации в обмен на порядок. «Андропов нашего времени» сплотил народ, обещая поставить крупную экономику под госконтроль, ликвидировать коррупцию и правовой беспредел, восстановить авторитет армии, прижать олигархов. Символом возврата к основам советского строя стало восстановление гимна СССР. Но если Андропов пускался в плавание под парусами реформ от социалистического берега, то его духовный преемник Путин отчалил от берега Ельцинского дикого капитализма. И тот и другой были государственниками, но первый пытался построить «социализм с человеческим лицом», а второй надеется получить «очеловеченный» капитализм. С каждым годом правления Путина все более отчетливо проступают черты советского стиля управления: пышные съезды партии власти со скучными, длинными речами, бесконечные заверения элиты в верности президенту и его «генеральной линии», диктат политики над экономикой, сжатие поля свободы слова, страх перед репрессиями к нелояльным, восстановление закрытости элиты, увеличение ее привилегий и т.п. Говоря о частном бизнесе, президент употребляет глагол «должен» и вменяет в его обязанности повысить ВВП в два раза к 2010 г. Надо сказать, что ренессанс «советскости» был встречен с одобрением большинством политических игроков — ведь для них это озна АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ чает восстановление понятных и стабильных правил игры, прогнозируемого будущего. Путинская советизация не означает, конечно, полного возврата к советскому режиму. В России продолжает формироваться рынок, существует определенный плюрализм мнений, продолжают происходить альтернативные выборы. При Горбачеве и Ельцине страна сделала два шага вперед в сторону демократизации, при Путине — один шаг назад. Но все же в плюсе у России кое-что осталось. ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 4 1. Данные исследования сектора изучения элиты Института Социологии РАН 1989—2000 гг. «Трансформация российской элиты». 2. Совет Народных Комиссаров СССР. Совет Министров СССР. Кабинет Министров СССР. 1923—1991. Энциклопедический справочник // Автор-составитель С.Д. Гарнюк. М.: Мосгорархив, 1999. стр. 507. 3. Данные исследования сектора изучения элиты Института Социологии РАН 1989—2000 гг. «Трансформация российской элиты». 4. В таблице использованы следующие сокращения: буква означает период правления «Б» — Брежнева, «Г» — Горбачева; цифры означают год. Так, состав Брежневского Политбюро 1966 г. обозначен «Б66» и т.п. 5. В 1981 г. Брежнев совмещал посты генерального секретаря ЦК КПСС и председателя Президиума Верховного Совета СССР. 6. В 1988 г. Горбачев совмещал посты генерального секретаря ЦК КПСС и председателя Президиума Верховного Совета СССР. 7. Генеральный секретарь ЦК КПСС был из анализа исключен. 8. Интервью с кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС, секретарем по кадровым вопросам Г.П.Разумовским от 15.12.2001 г. 9. Об этом подробнее: Крыштановская О.В. Партийная элита в годы перестройки // Политические процессы в условиях перестройки. Вып. 1. М.: ИС АН СССР, 1991. стр. 9. 10. Данные исследования сектора изучения элиты Института социологии РАН 1989—2000 гг. «Трансформация Российской элиты». 11. Считалась доля должностей, которые были неизменно представлены от одного состава Политбюро к следующему. 12. Материалы пленума Центрального Комитета КПСС 27—28 января 1987 года. М.: Политиздат, 1987. стр. 29—30. 13. Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. 28 июня — 1 июля 1988. М.: Политиздат, 1988. Глава 4. Модернизация верховной власти 14. Материалы пленума Центрального Комитета КПСС 29 июля 1988 года. М.: Политиздат, 1988. стр. 46—47. 15. Материалы пленума Центрального Комитета КПСС 25 апреля 1989 года. М.: Политиздат, 1989. стр. 11—13. 16. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1997. стр. 7. 17. Горбачев М. С. Реформы губит номенклатура // Независимая газета, 23.04.1994. стр. 1 18. Указ президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе президента Российской Федерации в федеральном округе». 19. Федеральный закон РФ от 29.07.2000 «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», и федеральный закон РФ от 07.07.2000 «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления России». 20. Федеральный закон РФ от 5.08.2000 №111-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». 21. Указ президента РФ от 1.09.2000 №602 «О Государственном Совете Российской Федерации». 22. «Положение о полномочном представителе президента Российской Федерации в федеральном округе». Статьи 4, 10. 23. Об этом подробнее: Зубаревич Н, Петров Н, Титков А. Федеральные округа — 2000 // Регионы России в 1999 г. Под ред. Н.Петрова. М.: Гендальф, 2001. стр. 173. 24. Еженедельный журнал, 30 апреля 2002 г. стр. 8. 25. Галкин А. А., Федосов П. А., Валентей С. Д., Соловей В Д. Эволюция российского федерализма // Полис. 2002. № 3. стр. 124. 26. Известия. 24 апреля 2003 г. стр. 3. 27. Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». 28. Коммерсант-Власть, 4 июля 2000 г. стр. 12—13. 29. Коммерсант-Власть, 23 мая 2000 г. стр. 4. 30. Профиль, 13 мая 2002 г. стр. 23. 31. Данные исследования «Путинская элита», проведенного сектором изучения элиты Института социологии РАН в 2000—2002 гг. 32. Статья 1 «Положения о Государственном совете Российской Федерации // Адрес документа в Интернете: http://www.rg.ru/ oficial/doc/ykazi/602.shtm/. 33. Выборы депутатов Государственной Думы 1995. Электоральная статистика. М: Весь мир, 1996. стр. 94; Федеральное Собрание. АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ М.: Фонд развития парламентаризма в России, 2000. стр. 181; \www.cikrf\. 34. См.: http://www.duma.gov.ni; Выборы депутатов Государственной Думы 1995. Электоральная статистика. М.: Весь мир, 1996; Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, № 21 (87). 1999; Россия: партии, выборы, власть. М.: Обозреватель. 1996. 35. Федеральное Собрание. М.: Фонд развития парламентаризма в России, 2000. стр. 181. 36. Там же. стр. 181-182, 251. 37. Коммерсант-Власть, 25 января 2000 г. стр. 6. 38. Федеральное Собрание. М.: Фонд развития парламентаризма в России, 2000. стр. 238, 255. 39. Профиль, 16 апреля 2001 г. стр. 4—5. 40. Данные исследования сектора изучения элиты Института социологии РАН «Путинская элита» (руководитель исследования — О.. Крыштановская). Цитируемое интервью было проведено 21.10.2001 г. в кремлевском кабинете респондента. 41. Адрес документа в Интернете: http://www.rg.ru/oficial/doc/ federal_zak/95_fz.shtm/. 42. Профиль, 11 февраля 2002 г. стр. 16. 43. Эксперт, №8, 25 февраля 2002 г. стр. 68. 44. См. сайт Центральной избирательной комиссии РФ: www.cikrf.ru\ 45. Газета, 25.12.2003. 46. Коммерсант, 30.01.2004; 21.01.2004. 47. Коммерсант, 21.01.2004; 29.01.2004; 01.04.2004. 48. Газета, 25.12.2003; Коммерсант, 24.01.2004. 49. Федеральное Собрание. М.: Фонд развития парламентаризма в России, 2000. стр. 196; Коммерсант—Власть, 25 января 2000 г. стр. 6; Профиль, 8 апреля 2002 г. стр. 10—18. 50. Новая газета, № 4, 22—25.01.2004. 51. Политбюро (Президиум) ЦК партии в 1917—1989 гг.: Персоналии. М: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1990. стр. 12; Состав руководящих органов ЦК КПСС // Известия ЦК КПСС, № 1, 1989. стр. 9; http//www.sovbez.gov. 52. Подсчитано без учета первого лица — генерального секретаря ЦК КПСС или президента РФ. 53. Адрес документа в Интернете: http//www.sovbez.gov. 54. Медведев Р. Весна президента России: дела, оценки, ожидания // Вестник аналитики, № 3. 2001. стр. 4—23; Рар А. Кто есть Путин? Взгляд с европейского угла // Вестник аналитики, № 3. 2001. стр. 24—45; Зудин А. Неокорпоративизм в России? (Государство и бизнес при Владимире Путине) // Pro et Contra. Том 4, № 4. Часть II. 2002. стр. 171—198; Пушков А. Путин между образом и реальностью // Вестник аналитики, № 2. 2001. стр. 11—%Ъ\Делягин М. Глава 4. Модернизация верховной власти Экономика Путина: агония или возрождение? // Вестник аналитики, № 2. 2001. стр. 22—76; Медведев Р. Идеологические альтернативы президента Путина // Вестник аналитики, № 2. 2001. стр. 4—21; Медведев Р. Экономические дилеммы Владимира Путина // Вестник аналитики, № 5. 2001. стр. 4—57. 55. Например, см. Пушков А. Путин между образом и реальностью // Вестник аналитики, № 2. 2001. стр. 77—83; Мухин А.А Кто есть мистер Путин и кто с ним пришел? Досье на президента России и его спецслужбы. М.: ГНОМ, 2002. стр. 71—134. 56. Источник: база данных советской и российской элиты сектора изучения элиты Института социологии РАН (1989—2002 гг.). 57. Политбюро (Президиум) ЦК партии в 1917—1989 гг.: персоналии. М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1990. стр. 13. 58. Например, из 281 члена ЦК КПСС, избранных на XXVII съезде КПСС (1989 г.) военных было 30 чел., в том числе 26 — армейских генералов, 1 — министр МВД СССР, 3 — руководители КГБ СССР. Источник: Известия ЦК КПСС, 1989. № 2. стр. 43-114. 59. Подробнее о реформировании спецслужб в России см.: Мухин А.А. Кто есть мистер Путин и кто с ним пришел? Досье на президента России и его спецслужбы. М.: ГНОМ, 2002 г. стр. 135—253. 60. Информационный бюллетень Комитета государственной безопасности СССР. М., 1989—1991 гг. 61. Сумма по трем нижним столбцам больше 41,4%, так как некоторые руководители работали сначала в комсомольских, а затем в партийных органах. 62. Данные исследований российской элиты, проводимые сектором изучения элиты Института социологии РАН с 1989 г. по настоящее время. К элите были отнесены: члены Совета Безопасности РФ, депутаты обеих палат Федерального Собрания РФ, члены правительства РФ, главы субъектов Федерации РФ соответственно 1993 и 2002 гт. 63. К элитным вузам мы причисляем следующие: МГУ им. Ломоносова, МГИМО, Институт иностранных языков им. Мориса Тореза, высшие партийные и комсомольские школы, Академию народного хозяйства при Совмине СССР (ныне АНХ при правительстве РФ), Академию общественных наук при ЦК КПСС (ныне Академия Государственной службы при правительстве РФ), Московский финансовый институт (ныне Финансовая академия при правительстве РФ), Всесоюзная академия внешней торговли и Дипломатическая академия. 64. Состав Политбюро ЦК КПСС на 1988 г. — 21 человек (без учета генерального секретаря ЦК КПСС); состав Совмина СССР на конец 1989 г. — 74 человека; первые секретари ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов, горкомов и окружко-мов партии на сентябрь 1989 г. — 174 чел.; народные депутаты СССР созыва 1989 г. — 2245 чел.; состав Совета Безопасности РФ на 1993 г. —
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|