Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Формы и виды мышления в условиях зрительной депривации




Отражение существенных свойств и связей окружающего мира при помощи мышления совершается опосредованно в понятиях, суждениях и умозаключениях – основных формах мыслительной деятельности. Понятие – это обобщенное и опосредованное знание об объекте или группе однородных объектов, закрепленное в слове. Понятия обобщенно отражают действительность в ее наиболее существенных свойствах, связях и отношениях. Сужение сферы чувственного познания, возникающее при слепоте, отражается в области мышления, в первую очередь, именно на формировании понятий и последующем оперировании ими. Наиболее характерной особенностью мышления слепых является расхождение чувственного и логического в познании. Усваивая исторически сложившиеся понятия, существующие в словесной форме, и не получая в то же время в индивидуальном опыте соответствующих чувственных, конкретных знаний, слепые приобретают формальные, оторванные от жизни знания. Формальность, вербализм знаний слепых отчетливо проявляются при изучении мышления лиц с дефектами зрения. В процессе решения мыслительных задач на основе понятий строятся суждения (установление связей различной степени сложности между объектами) и умозаключения (выводы из имеющихся знаний). Правильность суждений и умозаключений зависит от степени овладения понятиями, которыми оперируют, устанавливая те или иные связи, делая определенные выводы. Дивергенция чувственного и логического в понятиях слепых приводит к тому, что у них часто можно наблюдать неверные либо формальные суждения и умозаключения. В зависимости от того, в какой деятельности решает человек мыслительные задачи, выделяют конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое или словесно-понятийное мышление. Слепота не может внести принципиальных изменений в данную классификацию мышления. Формирование видов и типов мышления при дефектах зрения проходит через те же этапы, что и в норме, и логическое мышление может развиваться только на основе высоко развитого конкретно-действенного и конкретно-образного мышления. Таким образом, мыслительная деятельность слепых подчиняется в своем развитии тем же закономерностям, что и мышление нормально видящих. Хотя сокращение чувственного опыта вносит определенную специфику в этот психический процесс, замедляя интеллектуальное развитие и изменяя содержание мышления, оно не может принципиально изменить его сущности. Отмеченные отклонения в развитии мышления от нормы могут быть в значительной степени преодолены в результате обучения, направленного на формирование полноценных знаний, в которых чувственное и понятийное представлены в единстве.

Раздел 6. Особенности развития воображения лиц с нарушениями зрения Воображение – своеобразная форма отражения действительности, в которой на основе представлений конструируются образы объектов, до того никогда не воспринимавшиеся. Воображение имеет для слепых такое же значение, как и для нормально видящих: расширяет сферу познания, создает возможность предвидеть результаты деятельности, способствует развитию мышления, воли, эмоциональной сферы, оказывает существенное влияние на формирование личности. Отличаясь от представлений по функциям, воображение тесным образом с ними связано. Ни один, даже самый фантастический, образ воображения не может быть создан без опоры на представления, объективную реальность. Поэтому чем шире, разнообразнее опыт человека, тем богаче будет и его воображение. Узость круга представлений, фрагментарность, недостаточная обобщенность и другие недостатки образов не могут не сказаться на уровне развития способности к воображению. В тифлопсихологии конца 19 – начала 20 века существовали две диаметрально противоположные точки зрения на воображение слепых. Представители ассоциативной психологии (Г. П. Недлер, К. Краузе) утверждали, что сужение сферы чувственного познания ограничивает возможности комбинирования и создания новых образов, образов воображения, особенно творческого. Утверждая зависимость воображения от ощущений, тифлопсихологи данного направления не видели его тесной связи с мышлением, речью, позволяющими в значительной мере восполнить пробелы чувственного отражения, и разрывали единство чувственного и понятийного. В противовес тифлопсихологам и педагогам, придерживающимся сенсуалистического направления, А. А. Крогиус и А. М. Щербина развивали концепцию преимущественного развития психики при слепоте, утверждая, что выпадение функции зрения способствует развитию и богатству внутренней жизни. Будучи отгорожен от внешнего мира, слепой, по их мнению, создает с помощью мышления и воображения свой внутренний мир, а это способствует развитию высших психических процессов. Воображение слепых характеризуется авторами как более живое, чем у зрячих, слепым приписывается высокое развитие творчески-музыкального и математического воображения. Приведенные взгляды несмотря на их противоположность имеют много общего: разрывается единство чувственного и логического.

Сужение сферы чувственного познания за счет полного или частичного выпадения функций зрения обедняет восприятие и представления, ограничивает возможности комбинирования и реконструкции образов воображения. Бедность воображения слепых можно наблюдать на самом низшем уровне его проявления – при непроизвольной трансформации образов в сновидениях. Наиболее яркие сновидения имеют место у лиц, ослепших в зрелом возрасте. Сновидения ослепших в детстве бедны образами и лишены зрительных элементов. Несмотря на ограниченные возможности, воображение слепых широко используется в процессах деятельности и в ряде случаев восполняет недостатки восприятия и бедность чувственного опыта, выполняя компенсаторные функции. Особо важная роль в компенсации дефектов зрения и обусловленных ими пробелов в чувственном познании принадлежит воссоздающему воображению. При его помощи слепые на основе словесных описаний и имеющихся зрительных, осязательных, слуховых и других образов формируют образы объектов, недоступные для непосредственного отражения. Обследуя макеты, модели, рельефные изображения, недоступные для осязательного или нарушенного зрительного восприятия, они в своем воображении трансформируют возникающие образы, в результате чего адекватно представляют реально существующие, но не воспринимавшиеся ими непосредственно в натуральном виде предметы. Особенно отчетливо комбинирующая деятельность воображения проявляется у ослепших, которые на основе сохранившихся зрительных представлений создают новые яркие образы воображения. Наличие остаточного зрения еще больше расширяет возможности слепых в этом виде психической деятельности. Развитие воссоздающего воображения у слепых является важной задачей педагога. Целенаправленное, управляемое педагогом развитие воображения необходимо не только потому, что оно заполняет пробелы в чувственных знаниях, но и потому, что воображение, опирающееся на недостаточные по полноте и осмысленности преставления, может уводить слепого в сторону от реальной жизни. Особенно часто это наблюдается при пассивном воображении, к которому в силу своего малоподвижного образа жизни, недостаточно активного включения в деятельность склонны слепые. Воображение, не регулируемое волей и сознанием, создает нереальные, фантастические образы. Отход воображения слепых от действительности, возникновение желаемых, но нереальных образов отчетливо проявляется в мечте как особом виде воображения, создающем картины будущего. Исследования Н. Г. Морозовой показали, что слепые в своих мечтах часто видят себя летчиками, археологами и т. д. Подобный отрыв от реальности превращает мечту из стимула деятельности в пустую мечтательность и отрицательно влияет на развитие личности. Поэтому необходимо, чтобы человек с нарушением зрения глубоко осознал свой недостаток, оценил свои возможности и познакомился со сферой их применения. Творческое воображение слепых из-за отсутствия или недостаточного количества, а также неполноценности зрительных представлений страдает значительнее, чем воссоздающее. Наиболее отчетливо это проявляется при врожденной, абсолютной слепоте. Художественное творчество может быть полноценным только в том случае, если оно отражает жизнь во всей ее полноте. Само по себе творческое воображение не может возместить тех пробелов в чувственном отражении внешнего мира, которые имеются у слепых. Низкий уровень творческого воображения у слепых связан также с тем, что отсутствие или серьезное нарушение зрительных функций препятствует овладению ребенком культурой, так как творческая деятельность во многих областях науки, культуры, искусства возможна только при наличии зрения. Ограниченность творческих возможностей слепорожденных подтверждается отсутствием среди них подлинно творческих талантов. Но вместе с тем следует иметь в виду, что существует ряд таких видов деятельности, участие в которых не требует обязательного зрительного контроля и объекты которой адекватно отражаются без участия зрения. Отсюда следует, что дефекты зрения ограничивают возможности развития творческого воображения лишь в определенных, связанных с нормальным функционированием зрения областях человеческой деятельности.

Раздел 7. Внимание при глубоких нарушениях зрения

В отечественной психологии внимание определяется как «направленность и сосредоточенность психической деятельности человека, выражающая активность его личности в данный момент и при данных условиях» и как организация психической деятельности. Внимание не имеет своего собственного содержания и связано с характером активности и деятельности человека. При глубоких нарушениях зрения наблюдается снижение активности, проявляющееся наиболее четко в ранние периоды развития, что связано с невозможностью воспринимать и реагировать на мощные раздражители, воспринимаемые нарушенным зрительным анализатором. Отсутствие зрительных впечатлений снижает уровень внешней стимуляции деятельности ребенка, что приводит к меньшей его активности по отношению к внешнему миру. Целый ряд тифлопсихологов показывают значительное снижение общей активности слепого ребенка в ранние периоды развития и меньшую его подвижность. Проявляется это и в ориентировочно-поисковой деятельности. В связи с этим внимание как направленность деятельности, ее избирательный характер, оказывается под опосредованным влиянием зрительных ощущений. Снижение внешних стимуляций сказывается в большем внимании к своему «я», преобладании среди слепых интровертов по сравнению со зрячими, в избирательным общении с узким кругом хорошо знакомых людей. Практически все качества внимания, такие как: активность (произвольное и непроизвольное внимание), направленность (внешнее и внутреннее), широта (объем, распределение), переключение (трудное, легкое), интенсивность, сосредоточенность (высокая, низкая), устойчивость (устойчивое или неустойчивое) оказываются под влиянием нарушения зрения, но способны к высокому развитию, достигая, а порой и превышая уровень его развития у зрячих. Сокращение количества и разнообразия внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирование качеств внимания. Замедленность процесса восприятия как на основе осязания, так и на основе нарушенного зрительного анализатора отражается в: низком темпе переключения внимания; неполноте и фрагментарности образов; снижении объема, устойчивости внимания. Активное включение лиц с нарушением зрения в совместную деятельность со зрячими требует большей самостоятельности и умения управлять деятельностью. В зависимости от видов деятельности, для ее успешного выполнения требуется развитие различных свойств внимания. Так, при учебной деятельности важным условием является произвольность организации внимания, сосредоточенность на учебном материале при выполнении заданий, умение не отвлекаться, т. е. развитие его сосредоточенности, устойчивости. В то же время в такой специфической деятельности, как пространственная ориентация, а также в трудовой деятельности условием эффективности и результативности является распределение внимания, умение переключать его в соответствии с решением конкретных практических задач. Слепому и слабовидящему необходимо для компенсации зрительной недостаточности активно использовать информацию от всех сохранных и нарушенных анализаторов. Концентрация же внимания на анализе информации от одного из видов рецепции не создает адекватного и полного образа, что приводит к снижению точности ориентировочной и трудовой деятельности. Реабилитация слепых и слабовидящих в современных условиях требует от них большей самостоятельности и активности, что связывается также с развитием таких качеств, как произвольность организации деятельности, устойчивость и интенсивность деятельности, широта объема внимания, умение его распределять и переключать в зависимости от условий и требований деятельности. Воспитание внимания и формирование внимательности как свойства личности у детей с дефектами зрения осуществляется на той же основе и теми же способами, что и в массовой школе. Таким образом, развитие внимания связано, как и у нормально видящих, с формированием волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности в условиях активной деятельности и осуществляется по тем же закономерностям, что и у нормально видящих.

Тема 4. Развитие речи и неязыковых средств общения лиц с нарушениями зрения

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...