1. Понятие о речи и ее функциях в тифлопсихологии
Речь, являясь процессом общения посредством языка, имеет ярко выраженный социальный характер. Она возникает и развивается в трудовой деятельности. Будучи средством общения, речь в то же время является специфической обобщенной формой отражения действительности. В русской и зарубежной тифлопсихологии начала XX столетия речевое развитие считалось результатом индивидуального опыта. В связи с этим трактовка данного психического процесса страдала односторонностью и неизбежно приводила к выводу, отрицающему возможность полноценного овладения и понимания слепорожденными речи, так как отсутствие зрения создает, якобы ничем не компенсируемый разрыв между словами, которые отражают, главным образом, зрительные впечатления, и конкретными представлениями, которые у слепорожденных формируются на основе принципиально отличного от зрительного-осязательного восприятия. Установление такой односторонней зависимости развития речи от способа восприятия дало толчок для целого ряда попыток «изобрести» особый язык для слепых на том основании, что слепые не понимают языка зрячих и не могут его правильно использовать. Эта точка зрения развивалась в ряде работ тифлопсихологов конца XIX – начала XX веков (Т. Геллер, А. Штумф, К. Бюрклен, А. А. Скребицкий, А. А. Крогиус, П. Г. Мельников и др. ). Материалистическое понимание природы речи все-таки оказало влияние на некоторых тифлологов (Оппель, Шимбетц), отрицавших необходимость создания особого языка слепых. Не исключая принципиальной возможности создания особого языка слепых, они совершенно справедливо полагали, что такой язык, во-первых, может быть создан только при условии полного обособления слепых от зрячих на протяжении многих поколений, и, во-вторых, вряд ли между языком слепых и зрячих имелись бы практически значимые различия. Материалистический подход к изучению речи слепых не отрицает, а напротив, предполагает в ряде случаев неизбежность возникновения у них разрыва между словом и образом (например, обозначение и представление цвета), однако значение слов, основанных даже исключительно на зрительном восприятии в силу их обобщенности, может быть доступно слепым. Отраженные в понятии и закрепленные в слове свойства, связи и отношения предметов и явлений объективной реальности адекватно отражаются не только зрительно, но и при помощи других органов чувств, поэтому в соотношении слова и образа у зрячих и слепорожденных имеется преимущественно количественное, а не качественное различие. Таким образом, речь людей с нарушениями зрительного анализатора выполняет те же функции, что и в норме. Однако помимо основных функций (коммуникативной, сигнификативной (обозначения, обобщения и абстрагирования), в тифлопсихологии выделяется компенсаторная функция речи. Выделение этой функции не означает возникновения каких-либо особенностей в структуре, характере и содержании речи, а только указывает на новый, появляющийся в связи с сужением сферы чувственного познания и направленный на ликвидацию его последствий в психическом развитии личности аспект изучения речи. Речевая компенсация последствий слепоты проявляется главным образом в сфере чувственного познания. Дефекты зрения ведут к полному либо частичному выпадению зрительных образов из чувственного опыта, причем в ряде случаев предметы и явления внешнего мира оказываются недоступными для восприятия сохранными органами чувств. Возмещение этих пробелов, а также уточнение и корригирование недостаточно полных и точных, а зачастую искаженных до полной неадекватности эталону осязательных, зрительных (при наличии остаточного зрения) и других образов является функцией речи совместно с мышлением. Процесс отражения действительности имеет условно-рефлекторную природу и основан на образовании временных нервных связей между первой и второй сигнальными системами. При выпадении или сокращении количества зрительных ощущений и восприятий возможность приобретения знаний, понимания сущности вещей сохраняется, хотя при этом возникают серьезные затруднения. В основе этого процесса у слепых лежит установление сложных системных связей между сохранными компонентами первой сигнальной системы и второй сигнальной системой. На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными для слепого чувственными данными, а у ослепших и сохранившимися зрительными образами, лица с дефектами зрения получают представление о многих недоступных для их восприятия предметах и явлениях действительности. Компенсаторная функция речи отчетливо выступает во всех видах психической деятельности слепых: в процессе восприятия, когда слово направляет и уточняет его, при формировании представлений и образов воображения, в процессе усвоения понятий и т. д. Для успешного познания действительности непременным условием является связь обедненного чувственного опыта слепых со словом, которое способствует выделению существенных признаков, установлению связей и отношений между объектами и их частями, позволяет преодолеть формальное усвоение понятий (А. И. Скребицкий, Б. И. Коваленко, П. Мельников, П. Виллей). Компенсаторная функция речи не исчерпывается познавательной деятельностью. Огромное значение она имеет для формирования личности слепого в целом. Только благодаря речи слепые могут поддерживать контакт с обществом и ориентироваться в нем, оставаться его полноправными членами, активно участвующими в общественно-трудовой деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: