Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Взаимосвязь чувственного и логического в познании




Мышление, являясь обобщенным и опосредованным отражением существенных признаков, связей и отношений объективного мира, будучи высшей ступенью познавательной деятельности, возникает и развивается на основе чувственного отражения. Связь мышления с ощущениями, восприятиями и представлениями имеет двусторонний характер. Возникая и развиваясь на базе «живого созерцания», мышление оказывает корригирующее влияние на процессы чувственного познания, проявляющееся в первую очередь в осознанности и обобщенности образов.

Полная или частичная утрата функций зрения, ограничивая количественно ощущения и восприятия, снижая полноту, точность и дифференцированность чувственного отражения внешнего мира, в той или иной степени сказывается на процессе интеллектуального развития. Однако отсутствие или неполноценность зрительных впечатлений не может остановить или исказить до неузнаваемости общий ход развития мышления, так как основные физические, пространственные и временные свойства и отношения движущейся материи с достаточной полнотой отражаются сохранными чувствующими системами. Развиваясь на основе осязательных, слуховых, а у частично зрячих еще и зрительных восприятий, мышление оказывает на них обратное влияние, ускоряя и уточняя процесс чувственного познания, делая его целенаправленным и осмысленным, способствуя дифференциации и обобщенности образов. Однако выпадение или серьезные нарушения функций зрения затрудняют процесс восприятия, в частности формирование целостного образа, его дифференцированности и возможность к широким обобщениям. В связи с этим мышлению слепых приходится проделывать дополнительную, по сравнению с нормой, работу, преодолевая относительную сукцессивность осязательных образов слепых, их фрагментарность, схематизм, восполняя многочисленные пробелы чувственного познания. А. Г. Литвак и А. Ф. Самойлов отмечают три концепции развития мышления лиц с дефектами зрения: теория ускоренного развития мышления слепых и слабовидящих (С. Ф. Струве, А. М. Щербина, А. Р. Крогиус, К. Бюрклен, Б. И. Коваленко): потеря зрения способствует более раннему, быстрому, преимущественному развитию логического мышления у слепых по сравнению с нормально видящими, теория отрицательного влияния нарушения зрения (М. И. Земцова, Ф. Н. Шемякин): недостатки чувственного познания сказываются на мышлении и на образовании неточных обобщений и их формальных понятий, концепция независимости развития мышления от дефектов зрения (А. И. Зотов и его школа): связывает уровень развития мыслительной деятельности слепых и слабовидящих с качеством программирования и управления процессом его формирования.

2. Особенности мыслительных операций у детей с нарушениями зрения Мыслительные процессы, являясь актами познания, раскрывают закономерности существования объективного мира. Выявление связей, отношений, а также основных свойств и сущности явлений и объектов действительности осуществляется посредством мыслительных операций.

Анализ и синтез. Глубокие нарушения функций зрения, влекущие за собой затруднения в сфере восприятия, затрудняют операции анализа и синтеза отражаемых и являющихся объектом познания различных сторон действительности. Это объясняется, с одной стороны, недостаточно полным отражением свойств и признаков объектов, а с другой – относительной сукцессивностью осязательного и нарушенного зрительного восприятий, препятствующих формированию целостного образа, в результате чего страдают различение и дифференцировка. Эти же причины лежат в основе трудностей, испытываемых слепыми при вычленении наиболее существенных, характерных свойств и связей объектов познания. Затруднения слепых в операциях анализа–синтеза проявляются во всех видах психической деятельности. Примером является характерное для слепых неспецифическое узнавание (узнавание по несущественным признакам). О трудностях и недостаточном развитии аналитико-синтетической деятельности мышления свидетельствуют также низкий уровень дифференцированности представлений, недостаточное наполнение понятий конкретным содержанием, формальность суждений и умозаключений слепых, а также трудности, испытываемые ими в остальных мыслительных операциях, основанных на анализе и синтезе. Сравнение. В операции сравнения при наличии серьезных дефектов зрения также наблюдаются определенные затруднения, особенно на уровне чувственного познания. Невозможность или сложность получения ряда чувственных данных при полной или частичной утрате зрения препятствует тонкому различению и дифференцировке объектов, а следовательно, и их сравнению. Недостаточная глубина сравнения на чувственном уровне не может не отразиться на научно-теоретическом мышлении, так как при сравнении понятий необходима опора на их конкретное содержание, причем, чем сложнее мыслительная задача, тем более часто приходится опираться на конкретные, чувственные данные. Недостаточно тонкий анализ часто приводит к установлению тождества или различия по несущественным или слишком общим, генерализованным признакам, в результате чего сравнение не способствует вычленению характерных признаков и существенных связей. Классификация. Часто наблюдающееся у слепых выделение несущественных или чрезмерно общих признаков препятствует правильной классификации и систематизации. Классифицируя понятия, дети с нарушениями зрения часто не могут выделить родовые признаки и дают неверные ответы. В овладении операциями классификации слабовидящих детей начальных классов отмечается больше затруднений; для них характерны трудности в образовании групп предметов, потеря единого основания при организации групп, переход к объединению по функциональному или внешнему сходству предметов. Они не владеют в полном объеме понятиями «все» и «некоторые». Таким образом, полная или частичная утрата зрения, сужая сенсорную сферу, затрудняя и обедняя чувственное познание, тем самым отрицательно влияет на развитие аналитико-синтетической деятельности мышления слепых. У слепого ребенка, в связи с выключением зрительной рецепции, сфера сопоставления и сравнения предметов более сужена в сравнении со зрячим сверстником. Дифференцировка предметов, имеющих сходные признаки и свойства, затруднена; обобщения производятся в более суженной сфере опыта. При узнавании малознакомых предметов внутренние существенные связи обнаруживаются не сразу, нередко выступают побочные следовые, иногда очень отдаленные связи. Пробелы в чувственном опыте слепого ребенка значительно затрудняют процессы обобщения и систематизации предметов. Малознакомые предметы иногда обобщаются по случайным единичным признакам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...