1. Понятие об ориентации в пространстве
Ориентация – процесс определения человеком своего местоположения в пространстве при помощи какой-либо системы отсчета. Для определения своего местоположения в пространстве необходимо локализовать себя в определенной его точке, а также локализовать окружающие предметы. В результате этой операции человек определяет форму и величину окружающего пространства и его заполненность. В процессе ориентации осуществляется: восприятие пространства, сличение воспринятого с имеющимися представлениями, определение взаиморасположения индивида и окружающих его объектов. Ориентацию в пространстве можно определить как процесс решения трех задач, которые принято называть «выбор направления», «сохранение направления», «обнаружение цели». Решение этих задач необходимо для ориентации в любом пространстве – для ближней ориентации в малом пространстве, когда непосредственно воспринимаются ориентиры, по которым определяется положение, и для дальней ориентации в большом пространстве, когда ориентиры находятся вне зоны восприятия (видимости, слышимости, осязания). Процесс пространственного различения осуществляется благодаря совокупной условно-рефлекторной деятельности всех анализаторов. Нарушение функций одного из них не может лишить человека возможности различать пространство. Несмотря на то, что анализаторов, специализирующихся на восприятии пространства, не существует, все же нарушение зрительных функций существенно ограничивает и затрудняет ориентацию в пространстве. Причина трудностей, испытываемых слепыми в ориентировочной деятельности, заключается в том, что при слепоте, во-первых, сужается круг и снижается точность и дифференцированность восприятия пространства, соответственно, пространственных представлений, во-вторых, значительно ограничивается возможность воспринимать мир дистантно. Указанные причины затрудняют формирование навыков пространственной ориентировки, делают невозможной в ряде случаев ее автоматизацию. По сравнению со зрячими, определяющими свое местоположение, оценивающими обстановку, преодолевающими препятствия во многих случаях автоматически, слепые производят аналогичные операции под непрерывным контролем сознания. Это не означает, что ориентировочные навыки слепых не автоматизируются вообще. В ориентировке слепых имеется некоторая часть действий, сенсомоторные регуляции которых вследствие частой повторяемости становятся привычными и совершаются без видимого участия сознания, автоматически. Однако несмотря на широкие возможности в формировании адекватных пространственных представлений, находящих свое практическое применение в пространственной ориентировке, в области пространственной ориентировки, в широком смысле этого понятия, как бы высоко не были развиты способности и умения слепого, его возможности всегда останутся чрезвычайно ограниченными, а во многом и несоизмеримыми с возможностями зрячего. Выпадение или нарушение функций зрения, играющего в пространственной ориентировке нормально видящих ведущую роль, выдвигает у слепых на первый план другие анализаторы. Однако необходимо учитывать не только пространственно-различительные возможности того или иного анализатора, но и характер отражаемого пространства (его величину, заполненность и т. д. ). В зависимости от характера объекта, то один, то другой анализатор, функционируя совместно с остальными, может выдвигаться на первый план. По характеру пространства, в котором совершается ориентирование, выделяют следующие виды ориентации слепых (В. С. Сверлов): 1. Ориентировка в предметно-познавательном пространстве, к которой относятся: а) ориентация в малом пространстве, недоступном осязанию даже одним пальцем. В этом случае ведущим является инструментальное осязание при помощи иглы, ногтя и т. д. Иногда используется язык (вдевание нитки в иголку, обследование внутреннего строения цветка и пр. ); б) ориентировка в пространстве, умещающемся под одним или несколькими осязающими пальцами; в) ориентировка в пространстве, ограниченном зоной одновременного охвата кистей рук. В двух последних видах ведущим является активное осязание. 2. Ориентировка в рабочем пространстве. Здесь выделяется: а) ориентировка в пространстве, ограниченном зоной действия рук (ориентировка в бытовых, учебных, производственных операциях); б) ориентировка в пространстве, несколько превышающем зону действия рук, и совершающаяся благодаря стереотипным перемещениям тела (ориентировка в пространстве, непосредственно примыкающем к рабочему месту). Эти виды ориентации осуществляются на основе активного осязания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: