Новинки в реабилитации глубоко недоношенных детей
Новинки в реабилитации глубоко недоношенных детей Светотерапия На участки тела воздействуют инфракрасными лучами, они улучают работу клеток кожи и сосудов, а также проникновение кислорода в ткани. Благодаря такому эффекту запускается каскад реакций на месте воздействия, которые распространяются на весь организм — " вторичные ответы". В результате ускоряется восстановление тканей, а также запускаются собственные механизмы выздоровления. Тактильная стимуляция Заключается в мягком воздействии на определенные зоны ладоней и пальцев недоношенного. При применении методики понижается тонус мышц и улучшается выработка пищеварительных ферментов. Методика положительно влияет на развитие речи и слуха, эмоциональных реакций у ребенка. Ранние психосенсорные занятия Проводится обучение детей по индивидуально разработанным программам — используются элементы кондуктивной педагогики. Согласно ей, все реабилитационные мероприятия проводятся в течение всего дня. В результате у ребенка формируются реакции (зрение, слух) согласно возрасту, улучается познавательное и психическое развитие. Сухая иммерсия Метод заключается в искусственном создании состояния невесомости — имитация внутриутробного состояния. На поверхность ванночки с водой закрепляется специальная водонепроницаемая пленка, на которую укладывается недоношенный. Проведение процедуры снимает нагрузку с мышц и суставов (уменьшается тонус мышц), способствует улучшению работы сердца и сосудов, нормализации артериального давления и сердечного ритма, набору веса. Первые процедуры рекомендуется проводить в течение 10-15 минут, постепенно увеличивая их продолжительность до 30 минут.
На заметку! 1. Методики применяются поэтапно с учетом индивидуальных особенностей организма крохи и степени недоношенности. 2. Проведение тех или иных реабилитационных мероприятий зависит от оснащенности медицинского учреждения аппаратурой и укомплектованности квалифицированным медицинским персоналом. Чем выше уровень перинатального центра – тем больше имеется возможностей. 3. Реабилитация начинается и проводится в стационаре. После выписки вы продолжаете выполнять рекомендации врачей в домашних условиях: массаж, гимнастка в воде, упражнения и другие. Недоношенный ребенок дома — третий этап Кормление недоношенных детей Первое кормление При первой степени недоношенности и хорошем состоянии здоровья Кроху прикладывают к маминой груди в родильном зале в течение первых 20-30 минут жизни либо спустя два-три часа после рождения. При сроке менее 33-34 недель гестации и массе тела ребенка при рождении до 2000 граммов Вначале подготавливается кишечник и желудок малыша к новому виду питания и восполняется жидкость внутривенным введением растворов. Первые несколько кормлений малышу предлагают питье в виде 5% раствора глюкозы. При хорошей переносимости приступают к кормлениям. Незрелый кроха не усваивает необходимый полный объем питания, поэтому количество смеси или грудного молока увеличивается постепенно. Недостающую жидкость и калории ребенок получает в виде внутривенных вливаний растворов и/или в виде питья раствора глюкозы внутрь. Чем кормить? Естественное вскармливание Наиболее предпочтительно, когда недоношенный малыш получает мамино молоко либо через шприц, либо при прикладывании к груди. К тому же естественное вскармливание экономически выгодно, малыш меньше болеет, у него быстрее созревает слизистая желудка и кишечника. Однако, увы, не всегда имеется возможность кормить малыша маминым молоком. Тогда используются молочные смеси для смешанного естественного или полностью искусственного вскармливания. Смесь для недоношенных детей Рекомендуются специально обогащенные молочные смеси.
Смеси-фортификаторы Применяются как добавки к естественному или смешанному грудному вскармливанию — например, " Неонатал-ВМF" фирмы " Нутриция". Смеси содержат полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), оказывающие благоприятное воздействие на физическое и психическое развитие крохи, способствующие созреванию нервной системы. Донорское грудное молоко Не рекомендуется использовать в свежем виде, поскольку имеется высокий риск заражения малыша возбудителями инфекционных заболеваний от другой женщины. Однако возможно применение донорского грудного молока после заморозки, которая губительно действует на болезнетворные микроорганизмы. Объем кормления Зависит от массы тела при рождении: Ребенка с весом более 2000 граммов и при наличии у него сосательного и глотательного рефлексов прикладывают к маминой груди, а при необходимости докармливают из шприца, рожка или ложечки. Вес от 1500 до 2000 граммов — первые кормления по 5 мл, от 1000 до 1500 граммов — по 2-3 мл. Количество смеси или маминого молока постепенно увеличивается на 3-5 мл. Кроха кормится через 2-2, 5 часа без ночных перерывов. Масса тела менее 1000 граммов — первое кормление спустя 12-24 часа после рождения. Начинают с 2-3 мл на одно кормление, постепенно увеличивая количество смеси или грудного молока на 2-3 мл. Параллельно с питанием продолжается вливание растворов внутривенно с учетом суточных потребностей ребенка в жидкости и калориях, усваиваемого объема питания, количества выделенной мочи. По мере увеличения количества питания и улучшения состояния ребенка объем внутривенных вливаний уменьшается. Способы кормления недоношенных детей Старше 33-34 недель: ребенок обычно прикладывается к маминой груди. При необходимости малыш докармливается через шприц или ложечку. До 33-34 недель: у малыша слабо выражены глотательный и сосательный рефлексы. Поэтому, как правило, глюкоза, молочная смесь или грудное молоко вводятся при помощи зонда.
Кормление через шприц Удобно и используется при отсутствии необходимости в кормлении через зонд, но состояние ребенка не позволяет приложить его к маминой груди. При таком способе кормления кроха выполняет движения, как при сосании маминой груди. В дальнейшем при естественном вскармливании малыш лучше захватывает сосок. При кормлении из бутылочки через соску малыш неправильно выполняет сосательные движения, что затрудняет впоследствии грудное вскармливание. Фактически малыш ленится, ибо привыкает легко получать питание через соску. Тогда как для получения молока из маминой груди необходимо прилагать усилия. Вместо шприца можно использовать ложечку или рожок, но ими пользоваться менее удобно. Стадии грудного вскармливания Разработаны специально для глубоко недоношенных детей, но они применимы для малышей, родившихся с небольшой степенью незрелости. Сроки перехода от одного этапа к другому индивидуальны: зависят от " обучаемости" крохи и его состояния. Первый этап Ребенка кормят через зонд, иногда одновременно используя пустышку с имитацией соска маминой груди. Подход стимулирует малыша совершать глотательные и сосательные движения, что не создает помех для кормления грудью в дальнейшем. Для ребенка такое действие привычно: в утробе мамы он сосет свой палец. Второй этап Заключается в непитательном кормлении, которое стимулирует развитие сосательного и глотательного рефлексов. Как только самочувствие крохи улучшается и становится стабильным, то его вынимают из кувеза на некоторое время и стараются вложить в полость рта сосок. Третий этап Ребенка продолжают прикладывать к маминой груди, вкладывая в полость его рта сосок одновременно с катетером, имеющим несколько отверстий. При этом другой конец опускают в емкость с молочной смесью или сцеженным грудным молоком. На этом этапе также можно кормить малыша через шприц, но при этом предлагают маме вложить свой палец крохе в полость рта. Цель такого подхода: в полость рта ребенка попадает питательная жидкость без усилий и для запоминания. Четвертый этап Кроху прикладывают к маминой груди, не используя приспособления и постепенно переходя к полному грудному вскармливанию. При необходимости продолжают докармливать.
Введение прикорма:
Наблюдение недоношенных детей Во многих городах активно развивается служба катамнестического наблюдения за малышами, родившимися с экстремально низкой массой тела. Катамнестическое наблюдение Представляет собой сбор информации о малыше после окончания лечения в стационаре и постоянное активное наблюдение в дальнейшем. В катамнестическом отделении или кабинете работают врачи разных специальностей: педиатр, окулист, детский невропатолог, генетик, ортопед, специалист по УЗИ-диагностике и другие. В целом работа направлена на активное выявление и одновременное комплексное лечение различных заболеваний у малыша: и глаз, и ушей, и кишечника, и нервов. Как правило, катамнестические кабинеты или отделения прикрепляются к медицинским научным кафедрам, поэтому малыша при необходимости консультируют доценты и/или профессора. Обычно по достижению возраста трех лет малыш передается под наблюдение врачей по месту жительства. К сожалению, не всегда имеется возможность получить такую комплексную квалифицированную помощь. Наблюдение за недоношенными детьми на участке
Первый визит — на следующий день после выписки. Вторая-четвертая неделя после выписки — один раз в неделю. Четвертый-шестой месяц жизни — один раз в две недели. С шести месяцев до одного года — один раз в месяц. Наблюдение ребенка ведется по индивидуальному плану при отставании в физическом и умственном развитии, наличии заболеваний, недостаточном наборе веса и некоторых других состояниях. Прививки недоношенным детям Малыши, рожденные раньше срока, имеют меньшую сопротивляемость инфекциям, чем доношенные дети. Поэтому их рекомендуется прививать в соответствии с общепринятыми схемами. Однако проведены исследования, доказывающие, что у детей с массой тела менее 1500 граммов, привитых в обычные календарные сроки, иммунный ответ на введение вакцины невыраженный. Вероятно, это также связано с низкой активностью иммунной системы. Поэтому в большинстве случаев прививки недоношенным детям вводятся по индивидуальным схемам. БЦЖ — вакцина против туберкулеза Не вводится ребенку с весом менее 2000 граммов. Малыш получает прививку перед выпиской со второго этапа выхаживания. В редких случаях прививка откладывается до 3-6 месяца жизни. Наиболее часто применяют вакцину БЦЖ-М — для щадящей первичной вакцинации. ВГБ — вакцина против вирусного гепатита В Водится всем недоношенным детям в течение первых 12 часов жизни. При выявлении у матери вируса гепатита В ребенок дополнительно получает специфический иммуноглобулин против гепатита В — в учреждениях, в которых имеется такая возможность. При этом первая дозы вакцины не засчитывается, а ребенок в дальнейшем получает полный курс вакцинации: три прививки. Вакцины против инфекционных заболеваний Если позволяет состояние ребенка, то его прививают согласно стандартным схемам, как и доношенных детей. При наличии противопоказаний введение прививок откладывается, а ребенок вакцинируется по индивидуальной схеме. Возможно введение вакцины АДС-М, содержащей дифтерийный и столбнячный анатоксины (токсины). В ней отсутствует коклюшный компонент, который тяжелее переносится малышом. Однако у детей, рожденных намного раньше предполагаемого срока, в основном используются комбинированные вакцины. Против гемофильной инфекции вводится вакцина Акт-ХИБ или Хиберикс. Против полиомиелита вакцина бывает двух видов, которые содержат: Живые ослабленные вирусы. Убитые вирусы (инактивированные). Комбинированные вакцины Нашли широкое применение и наиболее предпочтительны, поскольку недоношенными детьми они обычно переносятся хорошо. К тому же количество инъекций значительно сокращается. Комбинированные вакцины содержат столбнячный, коклюшный, дифтерийный, гемофильный и полиомиелитный компоненты, которые водятся одномоментно. Наиболее часто используется вакцина Инфанрикс или Пентаксим.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|