Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

– Административно-управленческий портал AUP.Ru




– Административно-управленческий портал AUP. Ru

http: //www. aup. ru;

– Портал «Библиотека менеджмента»   

http: //www. managment. aaanet. ru;

– Сайт «info management» http: //infomanagement. ru

 

                       

Лекция 8. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера.

                      План лекции

1. Основные стили руководства.

2. Источники руководящей силы менеджера.

3. Личность менеджера.

4. Деловой этикет в профессиональной деятельности

   Стиль руководства – это совокупность способов и приемов деятельности по решению задач, вытекающих в процессе управления.

  Типы руководителей

- Руководитель - Автократ (автократичный стиль управления):

Принимает решения сам. Придирчив, жесток, сам контролирует, никому не доверяет, часто не тактичен, не любит критики, окружает себя конформистами, узкими исполнителями. Вокруг него бездари и подхалимы. Плохо руководит работой в пределах его компетенции.

- Руководитель - Демократ (демократический стиль управления).

Считает, что труд – процесс естественный, Создает атмосферу открытости и доверия. Методы работы: просьба, совет, рекомендации. В случае контроля акцент делает на положительное. Требователен, справедлив, доброжелателен, строг.

- Руководитель – Либерал (либеральный стиль управления).

Либеральный стиль – значит попустительский. Не руководит коллективом. Пассивен, боится менять существующий порядок, боится указаний «сверху», стремится переложить ответственность на подчиненных, склонен к управленческой работе и хищениям. Методы работы: - упрашивание, уговоры, бесконтрольность, панибратство, формализм.

                         Стили руководства

     В теории менеджмента различают несколько стилей руководства. Стиль руководства — это совокупность приемов поведения руководителя по отношению к подчиненным.

     Каждый менеджер в силу своей индивидуальности обладает собственным стилем управления. Однако, несмотря на это, можно с известной долей приближения выделить несколько типичных стилей руководства. В жизни, как правило, в чистом виде эти стили не проявляются, более того, менеджер может в различной обстановке использовать те или иные их варианты.

1. Авторитарный стиль руководства (от лат. auctoritas — власть, влияние) — властный, основанный на стремлении утвердить свое влияние, авторитет, стиль руководства.

      При авторитарном стиле менеджер привержен формальному характеру взаимоотношений с подчиненными. Он предоставляет своим сотрудникам лишь минимум информации, поскольку никому не доверяет. При первом благоприятном случае старается избавиться от сильных работников и талантливых людей, которым не хватает подобострастия. В то же время, по его мнению, лучшим работником является тот, кто умеет понимать мысли начальника. В такой атмосфере процветают сплетни, интриги и доносы.

       Отдельные работники многим обязаны руководителю. Однако такая система руководства не способствует развитию самостоятельности работников, так как подчиненные все вопросы стараются решать у руководства. Никто из сотрудников не знает, как их руководитель будет реагировать на те или иные события — он непредсказуем, из одной крайности бросается в другую. Люди боятся сообщать ему плохие новости, и в результате он живет в наивной уверенности, что все получилось так, как он предполагал. Сотрудники не спорят и не задают вопросов, даже если видят серьезные ошибки в решении или поведении менеджера.

В результате деятельность такого руководителя парализует инициативу подчиненных, мешает их работе. Он создает вокруг себя негативную обстановку, которая, в том числе, угрожает и ему самому. Недовольные подчиненные могут в любой момент сознательно дезинформировать своего руководителя и, в конечном счете, просто подвести. Кроме того, запуганные работники не только ненадежны, но и работают не с полной отдачей сил и способностей, что, естественно, снижает эффективность производства.

Авторитарный режим — это когда,

лидер/менеджер:

имеет полную власть и никаких преград для ее использования;

сохраняет за собой право на любые чрезвычайные полномочия;

имеет определенный набор уникальных знаний и навыков;

руководит формально, не является действительным лидером, пользующимся полной поддержкой и пониманием.

Подчиненные:

зависимы от своего руководителя;

не имеют возможности высказать свое мнение;

имеют невысокую квалификацию (не всегда);

осознают, что могут быть жертвами применения чрезвычайных полномочий;

осознают, что являются членами группы «трудовые излишки»;

практически не обладают независимостью;

порой сами становятся последователями авторитарного режима либо сторонниками.

Ситуация на рабочих местах:

Царит строгая дисциплина, поддержание ее осуществляется по­средством строгого контроля. Уровень прибыли не очень высок. Осу­ществляется жесткий контроль объема затрат на производство. Суще­ствует постоянная опасность травматизма. Работа не требует высоких профессиональных навыков, часто производится переоборудование, смена производственного процесса. Возможные последствия от зло­употребления данным стилем ведут к тому, что:

беднеет общение, снижается адаптация рабочих к резким пре­образованиям; деятельность носит рутинный характер; творческий рост практически исключен.

  2. Демократический стиль руководства (от греч. demos — народ и kratos — власть). Этот стиль основан в первую очередь на инициативе коллектива, а не руководителя. Демократический стиль руководства характеризуется в первую очередь коллективной деятельностью, при которой обеспечивается активное и равноправное участие всех сотрудников в обсуждении намечаемых к реализации целей, определении задач и выборе исполнителей для их решения. Руководитель старается быть максимально объективным к подчиненным, подчеркивая свою причастность к мнению коллектива.

   Демократический стиль руководства предполагает взаимодействие. У руководителя и подчиненного в этом случае возникает чувство доверия и взаимопонимания. Но стремление прислушиваться к мнению своих сотрудников по самым разным вопросам объясняется не тем, что сам он чего-то не понимает. Менеджер убежден в том, что при обсуждении проблем всегда могут возникнуть новые дополнительные идеи, которые позволят улучшить процесс реализации решения. Такой руководитель не считает для себя зазорным идти на компромисс либо вообще отказаться от принятого решения, если логика подчиненного убедительна. Там, где авторитарный руководитель действовал бы приказом и давлением, менеджер-демократ старается убедить, доказать целесообразность решения проблемы, показать выгоды, которые могут получить сотрудники.

   Хорошо знающий дело и обстановку в коллективе, он при осуществлении контроля обращает особое внимание на конечный результат работы. Благодаря этому создаются условия для самовыражения подчиненных, у которых развивается самостоятельность. Такая обстановка, создаваемая демократическим стилем руководства, носит воспитательный характер и позволяет достигать цели с малыми издержками. В этом случае авторитет должности менеджера подкрепляется личным авторитетом. Управление происходит без грубого нажима, с учетом способностей людей, опыта и уважения их достоинства.

Демократический режим — это когда,

лидер/менеджер:

имеет ограниченную власть, может сам устанавливать рамки ее применения либо принимает условия;

группа может снять его с должности и заменить членами коллектива;

является зависимым от временных рамок в своей деятельности;

может применять ограниченное число санкций по отношению к подчиненным.

Подчиненные:

осуществляют контроль над методами управления;

преимущественно являются средним классом;

чаще всего имеют такие профессии, как ученые, инженеры, ме­неджеры и т. д.;

имеют высокие профессиональные навыки;

любят строгий порядок, но не авторитарный;

имеют высокие социальные потребности.

Ситуация на рабочих местах:

Цели деятельности доступны и понятны всем. Ответствен­ность и контроль разделены между руководителями разных уров­ней. Всегда существуют временные рамки для выполнения того или иного задания. Преобразования носят поступательный, про­грессивный характер. Реальный или потенциальный риск здоро­вья очень низок. Широко используется коллективный труд. Воз­можные последствия от злоупотребления данным стилем ведут к тому, что человек приспосабливается к зависимости от коллектива, за­частую теряет способность самостоятельно мыслить. В экстремаль­ных ситуациях возможны серьезные заминки при принятии ре­шений

3. Либеральный стиль руководства (от лат. Hberalis — свободный). Этот стиль предполагает склонность к излишней терпимости, снисходительности, нетребовательности, попустительству.

      Данный стиль руководства отличается полной свободой индивидуальных и коллективных решений сотрудников при одновременно минимальном участии руководителя, который, по существу, самоустраняется от руководящих функций. Обычно в такой роли выступают люди недостаточно компетентные, не уверенные в прочности своего служебного положения. Менеджер-либерал обычно предпринимает какие-нибудь решительные действия только по указаниям вышестоящего руководства и стремится уклониться от ответственности за полученные неудовлетворительные результаты.

       В организации, в которой трудится такой руководитель, важные вопросы часто решаются просто без его участия, поэтому в коллективе, возглавляемом этим менеджером, скорее всего, будет царить фамильярность. В стремлении приобрести и укрепить авторитет он способен предоставлять подчиненным различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии. Руководитель редко комментирует действия подчиненных и не пытается анализировать и регулировать ход событий, Во взаимоотношениях с подчиненными либерал корректен и вежлив, положительно реагирует на критику, нетребователен к сотрудникам и не любит контролировать их работу.

   Такой руководитель не может отказать работнику, не чувствуя себя виноватым. Больше всего его волнует, что о нем думают сотрудники, и он всеми силами старается им понравиться. Либералы непринципиальны, могут под влиянием разных людей и обстоятельств изменять свое решение по одному и тому же вопросу. Такой руководитель может даже сам выполнить работу за нерадивого подчиненного, поскольку не любит и не хочет увольнять плохих работников. Главное для него — поддержание хороших отношений с подчиненными, а не результат работы. Создается подобие семейной обстановки, в которой все дружат и чувствуют себя расслабленно. Психологический комфорт обволакивает работников и отодвигает на второй план дело. Пока все спокойно, коллектив, возможно, будет исправно функционировать. Но стоит возникнуть кризисной ситуации, при которой потребуются энергичные, дружные действия всей команды, — и хорошие личные отношения исчезнут. Деловых же отношений просто не было. Есть хорошее правило: на работе между менеджером и сотрудниками не может быть дружеских, панибратских отношений.

Режим слабого, безынициативного руководства (либеральный) — это когда,

ли­дер/менеджер:

не обладает реальной властью;

не ограничен временными рамками;

не сменяем на должности, поскольку всех такое положение уст­раивает;

не может применять никаких санкций;

не обладает знаниями по специфике производства.

Подчиненные:

имеют больше власти, чем руководитель;

не принимают порядок;

легко поднимаются на мятеж, забастовку;

слабо организованы;

как правило, это ученые или другие рабочие с редкими знания­ми, осознающими свою необходимость.

Ситуация на рабочих местах:

Нет четко определенных целей деятельности. Нет структуры в организации. В основном существует только система самоконтроля. Не ограничено время на выполнение заданий. Преобразований и из­менений в системе труда практически не происходит, либо они пред­сказуемы. Атмосфера на рабочих местах мягкая, благоприятная. Для выполнения профессиональных функций требуются высокие навы­ки и особые знания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...