Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешняя компетенция и международная правосубъектность




См картинку выше

6. Принципы права Европейского Союза:понятие и классификация.

Принципы — это предписания основополагающего характера, которые определяют сущность, содержание и порядок применения остальных норм правовой системы.

В праве Европейского Союза существует своя собственная, присущая ему совокупность принципов. Некоторые из них сходны с принципами других правовых систем (внутригосударственного и международного права), а некоторые имеют оригинальную природу.

Общую совокупность принципов права Европейского Союза можно разделить на несколько групп, которые различаются своим назначением и сферой действия:

— принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза, определяющие его соотношение с правовыми системами государств-членов;

— общие принципы права — исходные начала правового регулирования, которые действуют во всех сферах ведения Союза и присущи также другим демократическим правовым системам(соблюдение прав и свобод человека и гражданина; правовая определенность и безопасность; свобода; демократия)

— специальные принципы права Европейского Союза, имеющие силу в рамках отдельных отраслей или сфер его правового регулирования;(свободы движения товаров, лиц, капиталов; бюджетного права; экологического

— принципы деятельности Европейского Союза, которые определяют порядок реализации Союзом имеющейся у него компетенции.

7.Принцип верховенства права Европейского Союза.

Принцип верховенства права Европейского Союза означает, что нормы данной правовой системы имеют большую юридическую силу, чем правила, установленные в рамках государств-членов.

Иными словами, в случае несоответствия (коллизии) между законом или другим источником национального права, с одной стороны, и источниками права Европейского Союза — с другой, надлежит руководствоваться последними.

Противоречия между предписаниями Европейского Союза и его государств-членов чаще всего обнаруживаются в национальных судах при рассмотрении конкретных дел. В подобных обстоятельствах судебные органы должны отдавать приоритет Договору о ЕС, регламенту, директиве, другому источнику права Союза, при необходимости «откладывая в сторону» противоречащий им внутригосударственный закон или подзаконный акт.

Если национальный суд испытывает трудности или сомнения, он может приостановить производство и направить преюдициальный запрос в Суд Европейских сообществ

8. Принцип прямого действия права ЕвропейскогоСоюза.

означает, что право Европейского Союза наделяет субъективными правами и обязанностями не только государства-члены, но и непосредственно физических и юридических лиц. Последние могут основывать свои требования в национальных судах, «напрямую» ссылаясь на статьи учредительных документов или правовых актов Союза.

При этом в доктрине и судебной практике различаются два вида прямого действия — горизонтальное и вертикальное:

а) горизонтальное прямое действие — это прямое действие в «горизонтальных» правоотношениях, т. е. отношениях между частными лицами (например, обязательство из договора между двумя предприятиями-контрагентами);

б) вертикальное прямое действие — прямое действие в отношениях «индивид — власть», т. е. в правоотношениях между частными лицами и государственными органами и учреждениями.

В отличие от принципа верховенства, принцип прямого действия не имеет универсального характера. Его реализация в жизнь зависит от вида источника права Европейского Союза, в котором закреплена соответствующая норма:

— нормы регламентов («законов» Союза) имеют прямое действие в полном объеме; более того, государствам-членам запрещено подменять регламенты своим внутренним законодательством (например, издавать нормативные акты, воспроизводящие предписания регламентов);

— нормы учредительных договоров имеют прямое действие, если они достаточно четко закрепляют субъективное право или обязанность, в том числе обязанности государств-членов.

9. Источникиправа Европейского Союза:понятие и классификация.

Акты первичного права

К актам первичного права относятся все учредительные договоры Европейского Союза. По своей юридической природе акты первичного права являются международными договорами. Нормы актов первичного права обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам Европейского Союза, содержащимся в актах вторичного права.

 

Акты вторичного права

К актам вторичного права относятся акты, издаваемые институтами Союза, а также все другие акты, принимаемые на основе учредительных договоров. Вторичный акт может быть принят, если существуют полномочия для его принятия и соблюдена бюджетная дисциплина.

Типы вторичных актов:

 

1. Юридически обязательные:

законодательные: регламенты, директивы и решения, принятые на основе первичного права

незаконодательные: акты, принятые в соответствии с полномочиями, предусмотренными в законодательном акте

2. Юридически не обязательные:

рекомендации, мнения и другие необязательные для исполнения акты

Акты третичного права

Международные договоры между странами ЕС, которые облегчали функционирование ЕС. В течении времени были постепенно заменены на акты вторичного права. Нельзя с точностью говорить о актах третичного права, как о источнике европейского права

 

Конвенция о гармонизации законов в интересах физических и частных лиц в 4 областях

Конвенция координации действий государств-членов в полицейском и судебном сотрудничестве по уголовным делам

Конвенция, содействующая выполнению первичных актов(далее смотри 10 и 11 вопросы)

10. Источники первичного права ЕвропейскогоСоюза.

Первичное право Европейского Союза — это документы основополагающего характера, которые обладают высшей юридической силой в его правовой системе. Источники первичного права разрабатываются и принимаются совместно государствами-членами и потому являются по форме международными договорами.

В качестве источников первичного права Союза выступают, в первую очередь, его учредительные документы (договоры): Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Договор о ЕС), Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. (Договор о Евратоме) и Договор о Европейском Союзе 1992 г. Эти документы (включая протоколы к ним) были рассмотрены выше в разделе II (см. вопрос № 15). Они составляют основное первичное право Союза.

Кроме учредительных договоров в первичное право Европейского Союза входят источники, которые содержат к ним изменения или дополнения, — дополнительное первичное право:

а) ревизионные договоры, посредством которых вносятся поправки в Договор о Европейском Союзе и другие учредительные документы.

Последним ревизионным договором, в редакции которого действуют ныне учредительные документы Союза[44], служит Ниццкий договор от 26 февраля 2001 г. (вступил в силу 1 февраля 2003 г.). Полное название этого источника: «Ниццкий договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые связанные с ними акты»;

б) договоры о присоединении, на основании которых в Европейский Союз вступают новые государства-члены.

Подобные договоры заключаются с согласия Европейского парламента между действующими государствами-членами, с одной стороны, и государствами-кандидатами на вступление — с другой. Последние договоры о присоединении, на основании которых в Европейский Союз вступили 12 стран Восточной Европы и Средиземноморья, были подписаны в 2003 и 2005 гг. и вступили в силу соответственно в 2005 и 2007 гг. (см. вопрос № 16).

Составной частью каждого договора о присоединении выступает Акт об условиях присоединения, который вносит соответствующие поправки в учредительные документы (например, об изменении численного состава «европейских» институтов) и устанавливает переходный период для постепенной адаптации новых государств-членов к требованиям Европейского Союза.

К актам об условиях присоединения, как и к учредительным документам, приложены многочисленные протоколы, являющиеся их составной частью. Всего существует порядка 100 подобных протоколов.

Некоторые из них содержат переходные положения, которые с течением времени утрачивают значение. Например, Протокол «О реструктуризации чешской металлургической промышленности», приложенный к Акту об условиях присоединения стран Восточной Европы и Средиземноморья 2003 г. (вступил в силу в 2005 г.)

Другие протоколы рассчитаны на постоянное применение. Они могут устанавливать специальные дополнения или изъятия в отношении правового статуса вступающих в Европейский Союз государств. Например: Протокол «О Фарерских островах», приложенный к Акту об условиях присоединения Великобритании, Ирландии и Дании 1972 г. (в силе с 1973 г.), Протокол «Об использовании специфически австрийских терминов немецкого языка в рамках Европейского Союза», приложенный к Акту 1994 г. об условиях присоединения Австрии, Финляндии и Швеции (в силе с 1995 г.), Протокол «О транзите лиц сухопутным путем между Калининградской областью и остальными частями Российской Федерации», приложенный к Акту 2003 г. об условиях присоединения стран Восточной Европы и Средиземноморья (в силе с 1 мая 2005 г.).

Юридическая сила ранее заключенных договоров о присоединении, включая все прилагаемые к ним документы, не затрагивается положениями Лиссабонского договора 2007 г. о реформе Европейского Союза (см. вопрос № 17). После вступления в действие Лиссабонского договора присоединение к Европейскому Союзу новых государств-членов будет производиться в аналогичном порядке. Следовательно, объем рассмотренной группы источников дополнительного первичного права и количество входящих в нее документов будут возрастать;

в) Акт «Об избрании представителей в Европейский парламент всеобщим прямым голосованием» от 20 сентября 1976 г. (с изменениями и дополнениями от 25 июня и 23 сентября 2002 г.). Данный Акт закрепляет основополагающие правила, в соответствии с которыми проходят выборы в представительный институт Европейского Союза на всей его территории (см. вопрос № 35);

г) Решение «О системе собственных ресурсов Европейских сообществ» от 7 июня 2007 г., устанавливающее источники финансирования доходной части бюджета Сообществ (ныне — общего бюджета Европейского Союза) на базе сочетания международно-правовых и государственно-правовых подходов.

 

11.Источники вторичного права Европейского Союза.

 

Вторичное (или производное) право Европейского Союза — это документы, которые принимаются в соответствии с его учредительными договорами и не должны им противоречить.

Состоит из двух частей. Главная — это правовые акты институтов.

Другая часть — нормативные договоры, которые в зависимости от субъектов, их заключающих, подразделяются на:

а) соглашения Европейского Союза с третьими странами. Это международные договоры, которые Союз заключает с иностранными государствами или (реже) — с международными организациями.

— соглашения «Европейский Союз — третья страна», например Соглашение между Европейским Союзом и Российской Федерацией «Об участии Российской Федерации в деятельности Полицейской миссии Европейского Союза в Боснии и Герцеговине» от 24 июля 2003 г., соглашения от 25 июня 2003 г. с США «По вопросам выдачи» и «По вопросам взаимной правовой помощи» и др.

— соглашения «ЕС (Европейское сообщество) — третья страна» или «Евратом — третья страна», например Соглашение между Правительством РФ и Европейским сообществом «О сотрудничестве в области науки и технологий» от 31 декабря 2000 г., соглашения между РФ и Евратомом «О сотрудничестве в области ядерных реакций» и «О сотрудничестве в области ядерной безопасности» 2000 г.

— соглашения «Европейские сообщества — третья страна», называемые также «совместные соглашения». Подобные соглашения заключаются от имени сразу нескольких Сообществ в том случае, когда их предмет относится к компетенции и ЕС, и Евратома (ранее также и ЕОУС).

 

б) дополнительные конвенции между государствами-членами. В прошлом в отношении ряда вопросов, по которым институты Союза не были уполномочены издавать нормативные акты, государства-члены иногда заключали между собой специальные дополнительные конвенции. Возможность подписания такого рода документов до сих пор предусмотрена в Договоре о ЕС 1957 г. (ст. 295) и Договоре о Европейском Союзе 1992 г. (ст. 34).

Наиболее известными примерами дополнительных конвенций служат: Конвенция от 19 июня 1980 г. «О праве, применимом к договорным обязательствам», Конвенция от 25 июля 1995 г. «О создании Европейского полицейского ведомства (Конвенция о Европоле)», Конвенция от 26 июля 1995 г. «О защите финансовых интересов Европейских сообществ», Конвенция от 29 мая 2000 г. «О взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами-членами Европейского Союза», а также Шенгенские соглашения, которые первоначально не входили в правовую систему Европейского Союза.

в) межинституционные соглашения — нормативные договоры, заключаемые институтами Союза в целях уточнения и дополнения отдельных положений учредительных документов (как правило, процедурных норм). Межинституционные соглашения чаще всего носят трехсторонний характер, связывают три политических института: Европейский парламент, Совет и Комиссию. Примером может служить Межинституционное соглашение от 16 декабря 2003 г. «Повысить качество законотворческой деятельности».

Аналогичные соглашения способны заключать также другие органы Европейского Союза, например Соглашение от 13 декабря 2001 г. между Европолом и Европейским центральным банком, посвященное их сотрудничеству в борьбе с фальшивомонетничеством.

 

12. Источники прецедентного права Европейского Союза.

Еще на этапе становления Европейского Союза в его правовой системе появилась третья, особая группа источников, состоящая из решений наднациональных судов (главным образом, Суда Европейских сообществ).

Совокупность этих решений в западной доктрине обозначают терминами «прецедентное право» (англ. case law) — в странах англосаксонской правовой семьи (Великобритания, Ирландия)[53] или «судебная практика» (франц. jurisprudence) — в странах континентальной Европы (остальные государства-члены)[54].

Прецедентное право/судебная практика Европейского Союза создается в ходе толкования Судом положений учредительных документов и других источников первичного и вторичного права организации. Давая официальное толкование, Суд, однако, не только разъясняет смысл действующих правоположений, но и весьма часто выводит из них новые принципы и нормы.

Именно таким путем были сформулированы принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза, многие «общие принципы права Сообщества», а также значительное число более специальных норм, действующих в рамках отдельных отраслей права Союза.

Установленные Судом правила в дальнейшем служат источником, который используется при разрешении дел судебными органами всех государств-членов. Суд Европейских сообществ, со своей стороны, также руководствуется принципами и нормами, установленными им ранее. По этой причине в новых решениях Суда постоянно можно встретить ссылки на «сложившееся прецедентное право», «установившуюся судебную практику». В то же время Суд формально не связан своими правовыми позициями, может изменять их. Правда, он делает это обычно весьма осторожно и постепенно, в эволюционном порядке.

Существующее ныне прецедентное право Союза останется в действии и после вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г.). Можно предполагать, что роль этой группы источников продолжит возрастать в связи с предусмотренным Лиссабонским договором расширением юрисдикции союзных судов.

13.Система права Европейского Союза.


 

14. Компетенция Европейского Союза:понятие и особенности.

Совокупность прав и полномочий, необходимых для деятельности ЕС

Компетенция является важной, так как включает в себя полномочия издавать нормативные и индивидуальные акты, обладающие юр.обязательной силой на его территории

Является производной (т.е. Полученной от государств членов)

15. Категории и сферы компетенции Европейского Союза: общая характеристика.

Категории:

1) исключительная компетенция Союза (статья I-13) включает в себя вопросы, полностью перешедшие в его ведение от государств-членов. По своему объему исключительная компетенция Союза невелика - всего 5 сфер (установление таможенного тарифа на внешних границах и другие меры в рамках таможенного союза; установление правил конкуренции, необходимых для функционирования внутреннего рынка ЕС, и некоторые другие);

 

2) в рамках совместной компетенции Союза и государств-членов (статья I-14) последние не лишаются нормотворческих полномочий, но могут осуществлять их лишь в тех границах, которые установлены для них европейскими институтами. Совместная компетенция - наиболее обширная по объему категория компетенции Союза (внутренний рынок, социальная политика, транспорт, охрана окружающей среды и др.).

 

Помимо сфер, названных в статье I-14 Конституции, к данной категории относятся любые вопросы ведения Европейского Союза, которые прямо не включены в другие категории его компетенции. В частности, как следует из параграфа 1 упомянутой статьи, к совместной компетенции Европейского Союза и государств-членов Конституция причисляет координацию экономической политики и политики занятости (статья I-15) и общую внешнюю политику и политику безопасности (статья I-16). Применительно к этим сферам установлен особый правовой режим, что побуждает ряд экспертов рассматривать их как находящиеся за рамками "стандартных" категорий компетенции*(110) или в качестве "дополнительных" категорий*(111);

 

3) третью, специфическую категорию компетенции Союза, образует компетенция по осуществлению "поддерживающей, координирующей или дополняющей деятельности" (статья I-17). Сюда относятся, в основном, те сферы общественной жизни, которые наиболее тесно связаны с традиционным укладом жизни отдельных государств-членов (здравоохранение, культура и др.). Вмешательство Европейского Союза в эти сферы, соответственно, должно быть минимальным, сводиться преимущественно к оказанию финансовой или иной поддержки, а также к даче рекомендаций. Во всяком случае, в рамках упомянутой категории компетенции Союз, как правило, не может производить гармонизацию законодательства и иных правовых актов государств-членов (например, вводить общие стандарты образования).

16. Цели и принципы компетенции Европейского Союза.

Цели: -соц-эконом содействие экономическому и социальному прогрессу, занятости и достижению развития)

- внешнеполитич-способствование утверждению самобытности союза на международной арене, защита ценностей и интересов

- Гуманитарные - усиление защиты прав и интересов граждан посредством введения гражданства союза

- Правоохранительные - сохранение и развитие союза как пространства свободы и безопасности

-

- Принципы

- Наделения компетенцией за государствами членами, т Е полномочия принимать решение по всем вопросам не отнесенным к ведению ес

- Субсидиарности в областях, которые не отнесены к его исключительной компетенции союз действует лишь тогда и насколько цели предусмотрены...

- Законности

- Гласности

- Пропорциональности

- Сотрудничества

- Экологической ориентированности

17. Внутренняя компетенция Европейского Союза.

Внутренняя компетенция предоставлена Союзу для регулирования отношений на своей территории.

Правовые предпосылки для разделения компетенции Союза на внутреннюю и внешнюю заложены в учредительных договорах. Подавляющее большинство сфер внутренних полномочий, подчиняются положениям части III «Внутренняя политика и деятельность Союза». Сюда входят внутренний рынок, пространство свободы, безопасности и правосудия, транспорт и т.д. Сферы внешних полномочий сосредоточены в Разделе V «Общие положения о внешней деятельности Союза и специальные положения о совместной внешней политике и политике безопасности» и «Внешняя деятельность Союза». К ним отнесены ОВППБ, СПБО, СТП, сотрудничество с третьими странами и гуманитарная помощь, международные соглашения и т.п.

Такое деление является условным. Отдельные сферы внутренней политики, предусматривают внешнюю деятельность Союза (образование, профессиональная подготовка, молодежь и спорт, культура, здравоохранение, защита потребителей, трансевропейские сети, окружающая среда), а определенные сферы полномочий учредительные договоры не относят ни к внутренней, ни к внешней деятельности (недискриминация и гражданство Союза, ассоциация с заморскими странами и территориями, институциональное право ЕС).

Основными инструментами являются постановления: регламенты, директивы и решения.

Внешняя компетенция и международная правосубъектность

Европейского Союза.

 

Внешняя компетенция необходима для регулирования отношений с другими субъектами международного права.

Такое деление является условным. Отдельные сферы внутренней политики, предусматривают внешнюю деятельность Союза (образование, профессиональная подготовка, молодежь и спорт, культура, здравоохранение, защита потребителей, трансевропейские сети, окружающая среда), а определенные сферы полномочий учредительные договоры не относят ни к внутренней, ни к внешней деятельности (недискриминация и гражданство Союза, ассоциация с заморскими странами и территориями, институциональное право ЕС).

Внешняя компетенция реализуется путем заключения международных соглашений

Правосубъектность: Оба сообщества (Европейское Сообщество и Евратом), из которых состоит Европейский Союз, обладают правосубъектностью. Однако ни в одной статье договора о Европейском Союзе не упоминалась Правосубъектность ЕС, хотя Союз и складывается из обоих названных сообществ плюс две сферы межправительственного сотрудничества – общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ) и полицейское и судебное сотрудничество по уголовным делам.

 

Теперь Лиссабонский договор ввел правосубъектность ЕС. Это означает, что он может заключать международные договоры во всех сферах его компетенции в четырёх случаях:

- Если это предусмотрено основополагающими договорами ЕС;

- Если того требует достижение целей, означенных в договорах;

- Если того требует юридически обязательный документ ЕС;

- Если данный договор может «повлиять на общие правила ЕС или изменить их».

 

Государства-члены имеют право заключать любой международный договор при условии, что он не противоречит соглашениям, подписанным ЕС или не относится к зоне компетенции Союза.

 

Договором закреплена следующая процедура по заключению международных соглашений от лица ЕС: Совет ЕС дает согласие на проведение переговоров после получения на то соответствующих рекомендаций Еврокомиссии и Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности, он также назначает главу делегации или представителя от ЕС и принимает решение о подписании договора. Европейский парламент имеет совещательную роль, за исключением положений договора, к которым применимы юридические процедуры, и соглашений о присоединении к Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...