Хартия ес об основных правах
Хартия основных прав Европейского Союза от 7 декабря 2000 г. – последний по времени в минувшем тысячелетии, но весьма значимый «билль о правах». Он как бы подводит итог всему предшествовавшему развитию идей прав человека в конституционном и международном праве не только в Европе, но и во всем мире. Совет Европы и формируемое на его основе право, регламентирующее права человека, оказали огромное влияние на содержание и дух этого важного документа. Находящаяся одновременно в сфере действия и конституционного и международного права, Хартия являет собой первый фундаментальный «наднациональный» акт в сфере гуманитарного права. Этот документ впервые ставит своей целью защиту личности не от государства (или не только от государства) и его органов, но от надгосударственной организации и ее органов. За Хартией весьма вероятно может последовать целая серия аналогичных источников права других интеграционных группировок. В этом смысле Хартия может сыграть роль прецедента, обладающего большой убедительной силой. Для России Хартия – не только важный образовательный материал для повышения общей правовой культуры граждан и будущих юристов, но и образец для сравнения и совершенствования отечественного законодательства в области прав человека и законодательства, формирующего возможные интеграционные союзы России с другими странами. Хартия Европейского Союза сочетает в себе преемственность и оригинальность. Так, с одной стороны она вобрала в себя основные достижения гуманитарного права, уже выработанного человечеством, с другой – подошла к этим достижениям творчески и по-своему. Преемственность этому документу обеспечивает в частности принцип недопустимости ограничения прав и свобод, закрепленных в других источниках права. Он прямо зафиксирован в тексте Хартии. Как следует из ст. 53 документа, ни одно из ее положений в своем толковании, а значит в претворении в жизнь, не должно наносить ущерба основным правам и свободам, признанным другими юридическими источниками в рамках права Союза, международного или внутригосударственного права. Следовательно, Хартия может лишь улучшить, усовершенствовать существующее в Европе положение с правами человека, но ни в коем случае не ухудшить его.
Права и свободы в Хартии излагаются по совершенно новой схеме. В отличие от традиционного для западной доктрины прав человека деления прав и свобод на первостепенные, к которым относились прежде всего гражданские и политические права и «второстепенные», к которым обычно причисляли группу социально-экономических прав, Преамбула и Хартия в целом рассматривают правовой статус человека и гражданина Европейского Союза в единстве и равенстве составляющих его прав и свобод, в чем одновременно проявляется также принцип единства и недискриминации прав и свобод в его «европейском варианте». В Хартии основой классификации избраны не вид или сфера применения прав, а ценности, на которых они базируются, и которые они защищают. В этом проявляется принцип неделимости основных прав и свобод, который отражен в Преамбуле документа. Хартия Европейского Союза сводит все личные, политические и социально-экономические права воедино, признает все их в качестве основных. Социальные права по своей природе хотя и сохраняют во многом программный характер, но они более не считаются второстепенными. Хартия Европейского Союза об основных правах состоит из преамбулы, которая сама по себе не содержит юридических норм (указывает причины и цели принятия Хартии, ее источники, основополагающие ценности), и 54 статей, сгруппированных в 7 глав.
Главной идеей Преамбулы и всей Хартии является провозглашение в абзаце 2 того, что Европейский Союз «помещает человеческую личность в центр своей деятельности посредством введения гражданства Союза и создания пространства свободы, безопасности и правосудия». Преамбула как бы предваряет логику закрепления в тексте Хартии прав и свобод человека вокруг семи основополагающих принципов-ценностей, воплощающих в себе единый комплекс, составляющий правовой статус личности: принцип уважения человеческого достоинства, принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина, принцип равенства, принцип солидарности, принцип демократии и принцип правового государства. Особо подчеркивается, что эти принципы основаны на духовном, нравственном и историческом наследии народов Европы (абз. 2). Соответственно названы и главы Хартии: I – Достоинство, II – Свободы, III – Равенство, IV – Солидарность, V– Гражданство, VI – Правосудие. Соединенные вместе они и дают то, что мы называем демократией. Такое объединение прав-ценностей, прав-принципов без разделения их на группы в соответствии с традиционными классификациями, в неразрывной связи с ответственностью и обязанностями (абз. 6), которые мы видим в Преамбуле, подчеркивает растущую универсальность и единство правового статуса человека и гражданина Европейского Союза и одновременно отражает принцип неделимости основных прав, свобод, ответственности и обязанностей, как они зафиксированы в Хартии. Общую структуру правового статуса гражданина Европейского Союза усиливает принцип недопустимости ограничений прав и свобод, которым пронизаны Преамбула и текст Хартии Европейского Союза об основных правах. Проявляя первостепенную заботу о людях, как индивидуумах Хартия, однако, не забывает о коллективах людей, политически организованных на местном, региональном, национальном и европейском уровнях. Поэтому развивая общие ценности, Союз уважает «в то же время разнообразие культур и традиций народов Европы, а также национальную индивидуальность государств-членов и организацию их публичной власти…» (абз. 3 Преамбулы). Приведенные выше положения Преамбулы подчеркивают, что защита прав и свобод человека при помощи права Европейского Союза не вытесняет и не подменяет соответствующие правовые механизмы государств-членов. По сути, защита прав человека на уровне Европейского Союза является еще одним правовым механизмом, который, одновременно, и унифицирует существующие национальные системы защиты прав и свобод, объединяет их с действующими международно-правовыми актами и при этом существует параллельно с ними, не исключая, а логически дополняя их.
Новые концептуальные походы, использовавшиеся при создании Хартии, привели к тому, что в ней отчетливо отразились новейшие тенденции развития современного права, а также проявились и новые тенденции, которым еще предстоит формироваться в третьем тысячелетии. Сравнительно гладкое развитие интеграционных процессов в XX веке сменило более осторожное, иногда критическое отношение разных слоев населения к интеграции и связанной с ней глобализации. В чем-то глобализация уже рассматривается как опасность для некоторых прав человека и гражданина. Неудивительно, что в момент одобрения Хартии в Ницце, на улицах шли демонстрации с протестами против опасностей, порождаемых глобализацией. Из буквы и духа Преамбулы и Хартии можно вывести принципиально новую тенденцию развития гуманитарного права в третьем тысячелетии. Она состоит в поиске правовых средств ограничения негативных последствий интеграции, интернационализации и глобализации. Началом этого процесса может стать предпринятая Хартией попытка нового, более гармоничного сочетания прав и свобод с обязанностями и ответственностью друг перед другом, «человеческим обществом и будущими поколениями». Тем более, что эта ответственность касается такого нестандартного единого комплекса субъектов, который в настоящем времени охватывает личность, государства, нации, интеграционные объединения и человечество в целом, а в будущем – обращено к еще не существующим будущим поколениям. Эта неразрывная связь современного права с будущим и признание ответственности перед ним имеет, на наш взгляд, особое значение.
Красной нитью через Преамбулу проходит новое осмысление принципа ненасилия, проявляющегося в стремлении к эволюционному созиданию без разрушения, огульного отрицания и насилия, то есть выбор объединяющейся Европой взвешенного, цивилизационного, а не революционного движения из уважаемого прошлого через толерантное настоящее к достойному будущему. Хартия основных прав Европейского Союза отразила также тенденцию все большего сближения и взаимопроникновения гуманитарных положений конституционного права и международного права. В этом также отразилась общемировая тенденция унификации гуманитарного права, а также все большего выдвижения его на ведущее место. С планируемым расширением Европейского Союза дальнейшее развитие получит тенденция территориального расширения «европейского гуманитарного права», а также расширение его влияния как примера или как «мирового гуманитарного стандарта». С прекращением идеологической конфронтации между «социализмом» и «капитализмом» идеи прав человека превращаются в мировую идеологию, которая, тем не менее, может использоваться как коварное орудие в целях достижения теми или иными кругами своего господства. В этом плане следует особое внимание обратить на формирование «наднационального», в том числе европейского, гуманитарного права. Именно в ходе развития в «европейском праве» его гуманитарной сферы, происходит своеобразное отлаживание и методов «европейского права». Поскольку право Европейского Союза находится где-то между международным и конституционным правом, в нем должны присутствовать собственные своеобразные методы регулирования. Если в международном праве более всего приемлем метод координации, согласования, то в конституционном праве с закономерностью преобладает императивный метод, метод подчинения. Обоснованным становится и то, что в праве Европейского Союза участники этого объединения сначала договариваются и координируют свои позиции, а затем в своей деятельности подчиняются достигнутым договоренностям, то есть все более формируется и отлаживается метод «скоординированной субординации». Этот метод, как представляется, с неизбежностью будет все больше использоваться человечеством в будущем. В Преамбуле отчетливо зафиксирован расширительный характер закрепления в Хартии прав и свобод человека. Прежде всего, она требует безусловного соблюдения прав и свобод, зафиксированных уже действующим законодательством. Кроме этого, Преамбула предусматривает по возможности постоянное дополнение этого списка правами, возникающими в результате социального прогресса, научного и технологического развития, стремясь при этом закрепить не минимальный уровень, как это обычно принято в международно-правовой практике, а возможно достижимый максимум их числа и уровня осуществления. В абз. 4 Преамбулы ставится цель «усилить защиту основных прав, обеспечив посредством Хартии более ясное их выражение».
Хартия одновременно является инструментом ускорения создания гражданских обществ в странах-участниках Европейского Союза и формирования гражданского общества в рамках всей европейской интеграционной группировки. Демократический глобализм будущего может быть построен только на основе гуманистического регионализма. При этом государства с неизбежностью должны будут отдавать некоторые из своих полномочий наднациональному гражданскому обществу по мере его созревания. Наднациональные гражданские общества, как представляется, будут расширять свои региональные границы в планетарном направлении. В Хартии отразилась интересная и чрезвычайно гуманная идея, стимулирующая дальнейшее совершенствование правового статуса граждан. Она состоит в стремлении признавать практически равным законодательно закрепленному достигаемый на практике все более превышающий, по сравнению с формально закрепленным, реально достигнутый уровень осуществления прав и свобод человека. Хартия Европейского Союза об основных правах укрепила и расширила возможности судебной защиты прав и свобод граждан и других лиц, находящихся на территории ЕС. Это важная тенденция, особенно усилившаяся со второй половины XX века. В завершающей ее части Преамбула (абз. 6) подчеркивает, что «пользование данными правами порождает ответственность и создает обязанности как перед другими лицами, так и по отношению к человеческому обществу и будущим поколениям». Это положение Преамбулы не вполне традиционно для такого рода документов, поскольку обычно Преамбулы рассматриваются лишь как вводные общие положения, не предусматривающие конкретных прав и не порождающие обязанностей. Хартия обращена как к современному человечеству, так и к будущим поколениям, что делает ее одновременно «программным» документом. Прогрессивное развитие Хартией гуманитарного права приводит к все большему сближению и взаимопроникновению «Европейского права» и «права Европейского Союза», расширению и обогащению последнего. Это расширение и сближение происходит прежде всего за счет права Совета Европы и авторитета Европейской Конвенции 1950 г. В Хартии ставится задача полной имплементации прав и свобод, которые вытекают «из Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, социальных хартий, принятых Сообществом и Советом Европы, а также из судебной практики Суда Европейских сообществ и Европейского суда по правам человека» (абз. 5) преамбулы. Последняя часть приведенной фразы свидетельствует о тенденции к унификации гуманитарного права в целом, и, в частности, права Европейского Союза и права Совета Европы, а также судебной практики по правам человека (особенно Европейского Суда по правам человека, находящегося в Страсбурге) и существующих в Европе механизмов их защиты. Достижения гуманитарного права Европы все более сливаются и переплетаются с наработками других интеграционных группировок и международного права в целом, развивая и обеспечивая все более эффективные формы и средства защиты прав человека и гражданина в самых различных государствах мира. В Хартии отразилось стремление при посредстве инструментария прав и свобод человека, в значительной степени созданного в результате деятельности Совета Европы, обеспечивать внутреннюю стабильность и безопасность, достигать консенсуса в рамках интеграционной группировки, сводя к минимуму классовые, национальные и иные конфронтации, по возможности избегая грубого наднационального или государственного принуждения, мирно разрешая в интересах граждан возникающие конфликты, балансируя в рамках Союза интересы индивидуумов, мест, регионов и стран, обеспечивая при этом поддержку слабым и перспективы сильным, находя эффективные стимулы и инструменты для прогресса и пользования большинством населения Европейского Союза его плодами. Гражданство ес Новая разновидность гр-ва – наднациональное. Ст.17 Д-ра о ЕС (осн-я и порядок приобретения союзного гр-ва): Гражданство (подданство) означает правовую принадлежность лица к данному государству. При этом если подданство и гражданство равнозначны в том, что из принадлежности данного лица к конкретному государству следует распространение на него суверенитета этого государства (в силу чего упомянутое лицо пользуется со стороны государства защитой прав и законных интересов как внутри страны, так и за ее пределами), то эти понятия различаются с точки зрения признания за лицом свойств субъекта политической деятельности. Понятие подданства утверждается в древних и средневековых монархиях и означает личную верность монарху. В русском языке термин "подданство" является однокоренным со словом "дань", т. е. подданный - буквально "платящий дань" определенному монарху. Этот термин отражает существовавшее в эпоху средневековья представление о монархе как о единственном лице, воплощающем и сосредоточивающем в себе государственный суверенитет. Полагали, что все остальное население монархии к суверенитету имеет пассивное отношение, другими словами, не может выступать как носитель суверенитета, хотя и обладает большим или меньшим объемом прав и свобод (в зависимости от сословной принадлежности) и может в известных пределах оказывать воздействие на осуществление государственной власти. Понятие гражданства предполагает нечто большее, чем пассивная лояльность некоего лица. Гражданин - это лицо, обладающее правом и обязанностью активно участвовать в реализации государственной власти, субъект политической деятельности, хозяин собственной судьбы и судьбы своей страны. Не случайно во многих европейских языках слово "гражданин" имеет общий корень со словом "город". В Средние века именно в рамках многих городов развивалось самоуправление, что давало их жителям право в установленных пределах самим управлять городом, совместно решать многие общие проблемы. При этом данное право сопряжено с ответственностью за судьбу города, а значит, на граждан возлагаются и связанные с этим обязанности. Подданство характерно, как правило, для монархий, хотя в определенных парламентарных и даже дуалистических монархиях в настоящее время принят термин "гражданство" (например, в современной Великобритании). Гражданство же характерно прежде всего для республик. Наполнение понятия гражданства конкретным содержанием зависит от политического режима. В республиках с тоталитарным режимом, например, статус гражданина означает лишь государственную принадлежность (что, по сути, тождественно понятию подданства в абсолютной монархии), а реальная возможность гражданина воздействовать на управление государством гораздо меньше, чем у подданного, в частности, парламентарной монархии с демократическим политическим режимом. Иначе говоря, при тоталитарном режиме, даже если жители данной страны официально именуются гражданами, это понятие не имеет того содержания, о котором шла речь выше. Помимо общесоюзного гражданства в федерациях, как правило, существует гражданство субъекта федерации (штата, земли, кантона). Это один из традиционных, исторически сложившихся принципов федеративного устройства ряда стран, закрепленный конституциями (поправка XIV к Конституции США, ст. 6 Конституции Австрии и др.). Договор о Европейском Союзе в ст. 8 (1) предусматривает, что "каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена, является гражданином Союза". Вместе с тем в некоторых федерациях существует лишь единое федеральное гражданство (Индия, Малайзия и др.). Гражданство субъекта федерации носит во многом номинальный характер, и все граждане федерации по общему правилу равноправны. В частности, в Конституции США (ст. IV, раздел 2) говорится: "Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и вольности граждан других штатов". Конституции подавляющего большинства федеративных государств среди основных прав граждан предусматривают право на свободное передвижение и выбор места жительства. Существует несколько способов приобретения гражданства (подданства). Во-первых, гражданство (подданство) приобретается по рождению (филиация). Гражданство (подданство) по рождению может определяться согласно праву/принципу крови (ius sanguinis) - когда гражданство ребенка устанавливается в соответствии с гражданством родителей - или праву/принципу почвы (ius soils) - когда гражданство ребенка зависит от места рождения. Исторически право крови было присуще странам Старого Света, а право почвы утвердилось в странах Нового Света, где население формировалось главным образом за счет иммиграции. Применение права почвы позволило потомкам иммигрантов уже в первом поколении стать полноправными гражданами стран Нового Света без особых формальностей. В настоящее время практически нигде не используется в чистом виде ни тот, ни другой принцип. Вплоть до настоящего времени существуют страны, в которых гражданами становятся лишь по рождению (но это редкое исключение). Так, в Андорре гражданином становятся лишь вследствие рождения, когда оба родителя являются гражданами этого небольшого государства в Пиренеях (право крови). Иностранцы, поселившиеся на постоянное жительство в Андорре, могут рассчитывать, что их внуки станут гражданами, если дети и внуки родятся и будут постоянно жить в этом государстве (право почвы). Правда, в конце 1970-х гг. законодательство о приобретении гражданства в Андорре несколько либерализовалось, и при определенных обстоятельствах человек, родившийся в Андорре от родителей-иностранцев, постоянно проживающих в Андорре, и сам проживший в Андорре до 28 лет, может рассчитывать на приобретение гражданства. Если один из родителей - иностранец (иностранка), а другой -- гражданин (гражданка) Андорры, то ребенок, родившийся в Андорре (если родители постоянно проживают там), может стать гражданином. До сих пор в ряде зарубежных стран сохраняется неравноправие мужчин и женщин по передаче ребенку своего гражданства. В таких различных с точки зрения географического положения, истории и культуры странах, как, например, Непал, Ливан, Багамские Острова, гражданами по рождению признаются дети только в том случае, если отцами являются граждане соответствующих государств. Гражданство матери при этом для определения гражданства детей никакого значения не имеет. Приобретение гражданства в силу факта рождения не связано с волеизъявлением приобретающего его лица, оно осуществляется автоматически на основе действующего законодательства. Другие же способы приобретения гражданства требуют от лица, его приобретающего, совершения каких-либо действий, свидетельствующих о его желании приобрести гражданство данного государства. Во-вторых, гражданство (подданство) приобретается путем натурализации (укоренения), что связано с обращением лица в установленные законом государственные органы с просьбой о предоставлении ему гражданства. Окончательное решение выносится соответствующим органом. В большинстве стран для натурализации необходимо, чтобы данное лицо постоянно проживало на территории государства, гражданином которого оно желает стать. Может устанавливаться также минимальный промежуток времени, в течение которого данное лицо должно проживать на территории этого государства. В Болгарии, например, такой минимальный промежуток составляет пять лет непрерывного проживания в стране непосредственно перед подачей заявления о предоставлении гражданства. Требуемый срок может быть сокращен только в специально оговоренных случаях. В ряде государств, кроме проживания в течение определенного времени на соответствующей территории, к лицу, желающему вступить в гражданство, предъявляются и другие требования. В Бразилии требуется, чтобы в отношении такого лица не был вынесен приговор по какому-либо уголовному делу. В США не может быть натурализовано лицо, состоящее членом Коммунистической партии США, коммунистической партии какого-либо штата, коммунистической политической ассоциации, поддерживающее экономические, международные и правительственные доктрины мирового коммунизма, а также лицо, стремящееся к установлению тоталитарного режима в США, поддерживающее или проповедующее насильственное свержение правительства США или отмену законодательных актов и т.п. При натурализации в США к претенденту предъявляются также требования к знанию английского языка. В отдельных странах порядок натурализации и требования, предъявляемые к лицу, желающему натурализоваться, столь сложны, что практически существенно ограничивают возможности для вступления в гражданство. Действующие универсальные и региональные международные конвенции запрещают дискриминацию при предоставлении гражданства по расовым, этническим, гендерным основаниям, а также по ряду других оснований. Вместе с тем отказ от дискриминации вовсе не означает, что государство не должно или не может проводить собственную иммиграционную политику, вводя определенные приоритеты и стимулы для обеспечения проведения такой политики в жизнь. Taк, Межамериканский суд по правам человека в 1984 г. в своем решении признал не являющимися дискриминационными предлагавшиеся поправки к Конституции Коста-Рики, согласно которым на выходцев из других стран Центральной Америки, испанцев и лиц, относящихся к иберо-американским народам, распространяются преференции при натурализации, так как упомянутые группы имеют наиболее тесные связи с народом Коста-Рики и могут легче войти в национальное сообщество данного государства. Указанный Суд разъяснил, что "нет дискриминации, если различия в отношении [к тем или иным людям] имеют легитимную цель и если это не ведет к ситуации, которая противоречит справедливости, здравому смыслу и природе вещей". В-третьих, гражданство может приобретаться путем оптации, т. е. выбора гражданства одного из двух государств при изменении границ. В этом случае предусмотрен упрощенный порядок приобретения гражданства. Чаще всего в случае оптации волеизъявление лиц о сохранении одного гражданства или приобретении другого выражается в том, что они переезжают или остаются на определенной территории. Отметим, что приобретение гражданства путем оптации - явление не столь частое, как приобретение гражданства на других основаниях. В-четвертых, гражданство приобретается в результате репатриации, т. е. восстановления ранее утраченного гражданства. Обычно порядок восстановления гражданства (подданства) совпадает с порядком принятия в гражданство (подданство), однако последствия могут быть различны. Если лицо до утери гражданства было гражданином по рождению, то и после репатриации оно вновь обретает статус гражданина по рождению, в то время как в случае принятия в гражданство лицо приобретает статус гражданина в результате натурализации. Но в ряде стран статус гражданина по рождению несколько отличается от статуса гражданина, полученного в результате натурализации. Гражданство некоторых лиц зависит от гражданства других лиц. Так, гражданство несовершеннолетних детей по законодательству ряда стран соответствует гражданству родителей и меняется вместе с гражданством родителей. Однако по достижении определенного возраста (например, в Болгарии и Казахстане -с 14 лет, в Польше - с 16 лет) изменение гражданства родителей влечет за собой изменение гражданства несовершеннолетних детей не автоматически, а лишь с письменного согласия самих детей. Усыновление ведет к тому, что несовершеннолетний усыновленный приобретает гражданство усыновителей. По законодательству некоторых государств гражданство жены соответствует гражданству мужа, т. е. жена автоматически приобретает такое же гражданство, как и у мужа. Гражданство или подданство является некоторым качеством, содержание которого и определяется соответствующими правовыми актами. Приобретение гражданства (подданства) как некоего правового качества возможно лишь после определения его содержания. Поэтому приобрести гражданство (подданство) можно лишь после вступления в силу законодательного акта, регулирующего круг вопросов, связанных с институтом гражданства (подданства). Признание же качества граждан (подданных) за жителями той или иной страны означает констатацию факта, что определенный круг лиц обладает; указанным качеством без приобретения. Ведь приобретение гражданства связывается в законе с каким-либо юридическим фактом (регистрацией рождения, актом приема в гражданство и т. п.), помимо вступления нормативного акта в силу. Признание статуса граждан или подданных за определенным кругом лиц не требует ничего, кроме введения в действие законодательного акта. Такое признание гражданства (подданства) содержится, как правило, в нормативных актах всех стран, где таковые одобрены. В некоторых странах объем прав граждан несколько различается в зависимости от способа его приобретения. Так, в США и Бразилии президентом страны может быть избрано лишь лицо, являющееся гражданином по рождению. Только граждане по рождению имеют право замещать некоторые другие должности в этих странах. Прекращение гражданства. Гражданство может быть прекращено, во-первых, в результате выхода из гражданства на основе добровольного волеизъявления. Для осуществления выхода из гражданства заинтересованное лицо подает в компетентные органы соответствующее заявление. Вместе с тем свобода выхода из гражданства, как правило, законодательно ограничена. При этом могут быть и иные ограничения. Например, в Китае согласно ст. 11 Закона "О гражданстве" государственные служащие и военнослужащие, находящиеся на действительной службе, не имеют права на отказ от китайского гражданства. Во-вторых, гражданство может быть прекращено в результате его лишения, которое представляет собой санкцию за нарушение законодательства. Число лиц, чье гражданство прекращено в результате лишения, во всех странах намного меньше добровольно вышедших из гражданства. В некоторых странах граждане по рождению не могут быть лишены гражданства (например, в Бразилии). Существуют разные основания для лишения гражданства. Так, в США закон Уолтера - Маккарена предусматривает лишение гражданства всякого, кто, давая при приеме в гражданство клятву верности, "мысленно допустит для себя возможность не следовать этой клятве" или скроет, что в прошлом разделял убеждения, противоречащие официальному американскому мировоззрению. В-третьих, гражданство может быть прекращено в результате его утраты. Законодательство зарубежных стран иногда выделяет утрату гражданства в качестве особого основания прекращения гражданства, а иногда ничего об утрате не говорит, относя такие причины, как поступление на иностранную государственную службу, использование фальшивых документов при приобретении гражданства, непостановку на консульский учет в определенные сроки, к основаниям в одних странах для лишения гражданства, в других - для констатации фактического выхода из него. В США, к примеру, автоматически (т. е. без обязательного акта волеизъявления лица) гражданство утрачивает лицо, присягнувшее или иным образом заявившее о верности иностранному государству или его политико-территориальному подразделению; поступившее на службу или исполняющее обязанности в любом учреждении правительства иностранного государства или его политико-территориального подразделения, при условии что эта служба или обязанности сопряжены с присягой или иным заявлением о верности иностранному государству или его политико-территоиальному подразделению; поступившее на службу в иностранные вооруженные силы без специального письменного разрешения государственного секретаря и министра обороны; совершившее любой вид измены или предпринявшее попытку насильственным путем свергнуть правительство США. Двойное (множественное) гражданство. Под двойным (множественным) гражданством понимается правовая принадлежность одного и того же лица одновременно двум (или более) различным государствам. Обычно государства стремятся избежать двойного гражданства, хотя есть и противоположные этой общей тенденции примеры: так, Швеция в принятом в 2002 г. законе допускает для своих граждан двойное гражданство. Дело в том, что двойное гражданство порождает массу разнообразных и зачастую трудноразрешимых проблем. При этом ссылка на то, что конкретное лицо, имеющее двойное гражданство, все же является гражданином данного государства и потому другое государство не должно вмешиваться в отношения этого гражданина с данным государством, непоследовательна и несостоятельна. Ведь это государство признает наличие устойчивой правовой связи своего гражданина с иностранным государством, следовательно, признает и покровительство со стороны другого государства по отношению к своему гражданину. Положение может усугубиться, если другое государство не признает двойного гражданства, но считает этого человека своим гражданином, тогда оно тем более должно будет вмешаться. Так, если обязанности, вытекающие из статуса гражданина, перед различными государствами у одного и того же лица вступают между собой в конфликт, то неясно, обязанностям какого государства надо отдавать приоритет. А это вполне вероятная ситуация в случае, например, войны между двумя государствами, гражданином которых является данное лицо. При аресте лица в одном из государств, гражданином которого он (она) является, неясно, может ли это лицо требовать к себе особого отношения как гражданин иностранного государства и требовать, в частности, вызова консула. В силу указанных причин государства идут на взаимное признание двойного гражданства далеко не всегда даже в условиях достаточно глубокой и всесторонней интеграции, причем в случае признания заключается соответствующий международный договор, в котором регулируются и разрешаются упомянутые сложные вопросы и противоречия. В таких международных договорах, в частности, указывается что некоторые обязательства государства в отношении защиты своего гражданина за границей приостанавливаются в отношении лица с двойным гражданством, если гражданин находится в стране другого своего гражданства. Могут приостанавливаться некоторые обязанности гражданина для лиц с двойным гражданством, постоянно проживающих в стране другого своего гражданства. Например, двойное гражданство взаимно признают для своих граждан, например, США и Канада. Известны случаи заключения международных договоров, нацеленных на ликвидацию состояния двойного гражданства. Так, 22 апреля 1955 г. между Китаем и Индонезией был заключен договор, согласно которому все лица, имеющие одновременно и китайское, и индонезийское гражданство, должны были выбрать себе гражданство одного государства в течение двух лет со дня вступления договора в силу. Необходимость подобных международных договоров вызвана тем, что законодательство разных стран по-разному подходит к определению гражданства, например по рождению, и у одного и того же лица с точки зрения законодательства разных стран будет различное гражданство, так что при неурегулированности упомянутых выше вопросов могут возникнуть серьезные проблемы как для соответствующих государств, так и для граждан. Правовое положение иностранцев. В отдельные исторические периоды некоторые государства объявляли себя закрытыми для иностранцев и все же вынуждены были впускать иностранных послов и иностранных торговцев, хотя и с существенными ограничениями в передвижении по стране и во времени нахождения. Сегодня для подавляющего большинства государств очевидно, что изоляция ничего позитивного в себе не несет, а международный обмен не только объективен, но в большинстве случаев и полезен. В последнее время мобильность населения на земном шаре возрастает. Так, по оценочным данным ООН, в 2003 г. примерно 175 млн человек, или 3% населения Земли, постоянно проживали не в той стране, где они родились. Конечно, во многих случаях люди, меняя постоянное место жительства, меняют и гражданство. Однако для получения гражданства необходимо, как было показано выше, н
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|