Способы разрешения политических конфликтов
Успех в разрешении конфликтов во многом зависит от выбора стратегии его участниками. При этом следует четко различать урегулирование и разрешение конфликтов. Стратегия урегулирования нацелена на существенное снижение социального напряжения между сторонами, когда устранение причины конфронтации оказывается невозможным. Стратегия разрешения конфликта должна учитывать тип политического конфликта и означает ликвидацию самой основы его существования. Выделяется четыре варианта таких стратегий. 1. Стратегия «силы» – она сориентирована на ликвидацию противника – либо как биологического организма, либо как дееспособного и свободного в выборе своих действий субъекта. 2. Стратегия «уязвления» противника предполагает изменение обстоятельств, в которых оппонент выдвигал нежелательные требования. Эта стратегия уязвляет противника, ставит его в невыгодное положение. 3. Стратегия «уклонения» заключается в ожидании благоприятного момента для выдвижения требований, она не предусматривает воздействия на другого участника или участников. 4. Стратегия «партнерства» направлена на поиск таких вариантов решения проблемы, которые позволили бы удовлетворить интересы всех сторон, причем в максимальном объеме. К основным способам, как урегулирования, так и разрешения политического конфликта относятся арбитраж, посредничество, переговоры, применение силы, достижение компромисса. Арбитраж – способ разрешения конфликта, при котором третья сторона (арбитр, например, орган власти, международная организация) выслушивает обе стороны и выносит свое решение, которое является окончательным и обжалованию не подлежит. Посредничество предусматривает более активное участие третьей стороны (комиссии, известные политики), которая выслушивает обе стороны и дает рекомендации по разрешению конфликта. Однако эти рекомендации не являются обязательными для обеих сторон.
Переговоры – метод регулирования конфликта путем организации взаимной дискуссии, прямого диалога между сторонами. Они могут осуществляться при посредничестве. Применение силы – метод разрешения конфликта, при котором одна сторона способна навязать оппоненту свое решение с помощью силовых ресурсов. Компромисс – средство достижения соглашения между участниками конфликта, при котором обе стороны идут на взаимные уступки и договариваются отказаться от некоторых своих требований. При компромиссе нет абсолютных победителей и проигравших, а значит повода к дальнейшим дискриминациям со стороны победителя или реваншу со стороны проигравшего.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Каковы особенности политического конфликта? 2. Какие разновидности политических конфликтов бывают? 3. Почему возникают политические конфликты? 4. Какой способ разрешения политических конфликтов является наиболее конструктивным? 5. Чем различается урегулирование и разрешение конфликта?
Дополнительная литература 1. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с. 2. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта: учебное пособие для студентов вузов / А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 317 с. 3. Козырев, Г.И. Политическая конфликтология / Г.И. Козырев. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 432 с. 4. Хрестоматия по конфликтологии / А.Я. Анцупов, Н.И. Леонов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 161 с. 5. Этничность и религия в современных конфликтах / отв. ред. В.А. Тишков, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 2012. – 651 с.
ГЛАВА 15. ВЫБОРЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
1. Выборы: понятие и принципы. 2. Избирательное право. 3. Избирательные системы.
Выборы: понятие и принципы Существуют различные способы формирования органов власти: наследование, насильственный захват власти, назначение на пост вышестоящим руководителем. В демократическом обществе основным способом формирования органов власти являются выборы. Выборы – это способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан. К главным функциям выборов можно отнести следующие: - артикуляция интересов различных социальных групп; - мирное разрешение конфликта между политическими субъектами, претендующими на власть; - легитимация структур власти; - рекрутирование в политическую элиту и ее обновление; - политическая социализация и мобилизация граждан. Модели воздействия в виде совокупности приемов, способов и процедур, которые используют субъекты политической деятельности для достижения желаемого результата на выборах, называются избирательными технологиями. Во время избирательной кампании недопустимо манипулирование. Политическое манипулирование – скрытое воздействие на политическое сознание электората с целью побудить избирателей к выгодным для субъекта политики действиям. Объективная информация о политической реальности подменяется или искажается, в результате формируются ориентации, установки и иные мотивы электорального поведения, выгодные интересам мотиватора - субъекта политики (например: «наклейка ярлыков» - наделение личности кличкой, эпитетом, подрывающим авторитет). Для того, чтобы придать выборам действительно демократический характер, необходимо соблюдение следующих принципов: 1. Периодичность выборов – позволяет гарантировать сменяемость выборных лиц по итогам голосования. 2. Альтернативность выбора – предполагает наличие двух и более реальных претендентов на власть и состязательность между ними. 3. Равные права кандидатов – все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации. Исходя из этого, предусмотрено ограничение избирательных расходов.
4. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях. 5. Свободное волеизъявление избирателей вплоть до возможности не ходить на выборы. Уклонение избирателей от участия в голосовании на выборахназывается абсентеизм. Однако он отрицательно влияет на политическую жизнь. 6. Прозрачность процесса выборов – реализуется в предоставлении общественности права наблюдать за избирательным процессом через наблюдателей (в том числе международных) и СМИ, а также права знать, от кого и откуда кандидаты и партии получают деньги и сколько их расходуют на выборную кампанию. Избирательное право Процедура выборов регламентируется избирательным правом страны. Избирательное право – система правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных государственных органов и осуществление избирателями своих прав. Различают активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право – это право гражданина избирать. Пассивное избирательное право – это право избираться, право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность. В основу современного избирательного права, в том числе и российского, заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов. 1. Всеобщность выборов означает, что все дееспособные граждане независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений, имеют право избирать и быть избранными в органы власти. На деле у этого принципа существуют исключения. Всеобщность ограничивают цензы – установленные законодательством ограничения реализации избирательного права: - возрастной ценз - в большинстве государств, в том числе и в России, граждане получают избирательные права с 18 лет; - ценз оседлости - избирателем или кандидатом может стать лишь тот, кто прожил в данной местности не менее установленного законом срока. Например, чтобы баллотироваться на пост президента России, необходимо достичь 35 лет и прожить на территории страны не менее 10 лет; - ценз гражданства предполагает, что избирать и быть избранными могут лишь граждане государства.
- ценз пола, ограничивающий участие женщин в выборах, сохраняется в некоторых мусульманских странах, например в Саудовской Аравии, Кувейте и Иордании. 2. Прямые выборы предполагают, что все совершеннолетние граждане государства напрямую выбирают все уровни власти. 3. Тайные выборы – когда никто без ведома самого гражданина не вправе знать, за кого он голосовал. 4. Равенство означает равное количество голосов для всех избирателей. Чаще всего это требование выражено в формуле «один человек - один голос». Количество избирателей в каждом избирательном округе также должно быть примерно равным. Избирательные системы Избирательная система – совокупность норм и процедур, регулирующих избирательный процесс; порядок формирования представительных органов власти и избрания должностных лиц путем голосования. Понятие «избирательная система» включает в себя все общественные процессы и правила, связанные с выборами. Существует два типа избирательных систем. 1) Мажоритарная система. В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства (победителем на выборах считается кандидат, набравший большинство голосов). Избирательные округа здесь являются одномандатными, т.е. от каждого округа избирается один депутат. Мажоритарная система имеет свои разновидности. При мажоритарной системе относительного (простого) большинства избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов избирателей, чем любой из его соперников. Система обеспечивает победу одной партии (кандидата) даже при минимальном перевесе. Но может получиться так, что за победителя проголосует меньшинство избирателей (остальные голоса заберут другие), и он не будет пользоваться поддержкой большинства граждан. Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что избранным является тот кандидат, который получил более половины голосов избирателей, участвовавших в голосовании (50 % плюс один голос). Если ни один из кандидатов не набрал более 50 %, проводится второй тур выборов, в котором, как правило, участвуют два кандидата, добившиеся лучших результатов, что позволяет одному из них получить большинство голосов (абсолютное или относительное). Такая система используется, например, на выборах президента России. Мажоритарная система абсолютного большинства позволяет победителю добиться большего признания, но она требует дополнительных расходов. Так, если бы в 2012 г. проводился второй тур выборов Президента РФ, то на него было бы затрачено более 1 млрд. руб.
2) Пропорциональная система предполагает голосование по спискам партий, что означает выделение многомандатного округа (округом является вся территория страны) либо нескольких округов. Обычно эта система используется при выборах в парламент. Смысл этой системы заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте число мандатов, пропорциональное количеству поданных за нее голосов. Во многих странах существует «избирательный порог» (барьер) – минимальное количество голосов, необходимое для попадания партии в парламент. Он нужен для того, чтобы избежать излишней партийной фрагментации. При выборах в Государственную Думу РФ этот порог составлял 7 % голосов избирателей.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Каким принципам должны соответствовать демократические выборы? 2. На каких принципах основывается современное избирательное право? 3. Чем различаются активное и пассивное избирательное право? 4. Что такое ценз? Какие виды цензов существуют? 5. В чем плюсы и минусы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем?
Дополнительная литература 1. Ершов В.А. Основы избирательного права Российской Федерации: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Ершов. – М.: ГроссМедиа, 2011. – 192 с. 2. Избирательное право: учебник / под ред. Б.С. Эбзеева, К.К. Гасанова, Е.Н. Хазова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 391 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|