Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место России в современной системе международных отношений




Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века – остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений.

Реализуется государственная политика в области национальной обороны, государственной и общественной безопасности, устойчивого развития России, адекватная внутренним и внешним условиям. Созданы предпосылки для укрепления системы обеспечения национальной безопасности, консолидировано правовое пространство. Решены первоочередные задачи в экономической сфере, выросла инвестиционная привлекательность национальной экономики. Возрождаются исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти. Укрепляется общественное согласие на основе общих ценностей – свободы и независимости Российского государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа Российской Федерации, уважения семейных традиций, патриотизма.

Россия обладает достаточным потенциалом для того, чтобы рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для ее закрепления в числе государств – лидеров в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда, повышения глобальной конкурентоспособности национального хозяйства, оборонного потенциала, уровня государственной и общественной безопасности.

Международные отношения продолжают усложняться, их развитие становится все более труднопредсказуемым. Нарастает нестабильность в международных отношениях. Россия выступает за строительство более устойчивой системы миропорядка, за то, чтобы международные отношения строились на международном праве, в основе которого должны быть и моральные принципы, такие, как справедливость, равноправие, правда, уважение к партнеру и его интересам.

Концептуальная оценка современного состояния международных отношений, мировой политики, видения места и роли России в современном мире высказана В.В. Путиным в Мюнхене 10 февраля 2007 г. («Мюнхенская речь») и на Валдайском форуме 24 октября 2014 г. («Валдайская речь»).

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие системы международных отношений существовали?

2. Чем характеризуется современная система международных отношений?

3. Каково место России в современной системе международных отношений?

 

 

Дополнительная литература

1. Богатуров А.Д. Системная история международных отношений. Том 1-4. – М.: Изд-во НОФМО, 2004. – 2087 с.

2. Мировая политика и международные отношения: учебное пособие / под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. – СПб.: Питер, 2008. – 448 с.

3. Панарин, А.С. Искушение глобализмом / А.С. Панарин. – М.: Эксмо, 2003. – 416 с.

4. Современные международные отношения:учебник / под. ред. А.В. Торкунова, А.В. Мальгина. – М.: Аспект-Пресс, 2012. – 688 с.

5. Уткин, А.И. Новый мировой порядок / А.И. Уткин. – М.: Эксмо, 2006. – 640 с.

6. Цыганков, П.А. Теория международных отношений: учеб. пособие / П.А. Цыганков. – М.: Гардарики, 2003. – 590 с.

ГЛАВА 18. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА

1. Мировая политика.

2. Внешняя политика.

3. Геополитика.

 

Мировая политика

Как было выше сказано, международные отношения представляют собой систему экономических, политических, социальных, дипломатических, правовых, военных и культурных связей и взаимодействий, которые возникают между субъектами мирового сообщества. Очевидно, что не все эти взаимоотношения имеют политический характер. Мировая политика является ядром международных отношений и представляет собой политическую деятельность их субъектов. Мировая политика – это процесс принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества. К подобным решениям относятся, например, вопросы войны и мира, обеспечения всеобщей безопасности, охраны окружающей среды, преодоления нищеты, голода и болезней.

Мировая политика – активный фактор, формирующий международные отношения. Мировая политика – это деятельность, взаимодействие государств на международной арене, а международные отношения – это система реальных связей между государствами, выступающих и как результат их действий, и как своего рода среда, пространство, в котором существует мировая политика.

Если в политике всегда выражаются общезначимые или групповые интересы, то в мировой политике – преимущественно национальные интересы. Национальные интересы – стратегически важные цели, которые ставит перед собой каждое государство, и средства, с помощью которых оно рассчитывает их достичь.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», утвержденной 12 мая 2009 г., под национальным интересом понимается совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:

- в превращении России в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира;

- в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

- в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации.

Внешняя политика

Одним из главных субъектов международных отношений является государство.Общий курс государства в международных делах называется внешняя политика. Внешняя политика государства определяется его национальными интересами.

Целями внешней политики как одного из направлений политической деятельности являются сохранение государством своего суверенитета, территориальной целостности и обеспечение национальной безопасности. Под национальной безопасностью понимается совокупность внутренних и внешних условий, выполнение которых обеспечивает стабильное политическое, социально-экономическое и духовно-культурное развитие общества, независимость, защиту суверенитета и территориальной целостности государства.

Важнейшим средством внешней политики является дипломатия, т.е. официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних отношений (например, министерств иностранных дел) по ее осуществлению, защите прав и интересов государств за границей. Их внешнеполитические цели реализуются также путем установления и расширения торгово-экономических, научно-технических, кредитно-финансовых и культурных связей, которые поддерживаются как на официальном уровне, так и с помощью общественных и частных организаций и учреждений. Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

12 февраля 2013 г. была утверждена Концепция внешней политики Российской Федерации, в которой обозначены базовые принципы, приоритетные направления, цели и задачи ее внешнеполитической деятельности. Главные внешнеполитические усилия Российской Федерации сосредоточены на достижении следующих основных целей:

а) обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации как одного из влиятельных и конкурентоспособных центров современного мира;

б) создание благоприятных внешних условий для устойчивого и динамичного роста экономики России, ее технологической модернизации и перевода на инновационный путь развития, повышения уровня и качества жизни населения, укрепления правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека;

в) активное продвижение курса на всемерное укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности в целях утверждения справедливой и демократической международной системы, основанной на коллективных началах в решении международных проблем, на верховенстве международного права;

г) формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;

д) развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями и форумами на основе принципов уважения независимости и суверенитета, прагматизма, транспарентности, многовекторности, предсказуемости, неконфронтационного отстаивания национальных приоритетов;

е) укрепление торгово-экономических позиций России в системе мирохозяйственных связей, дипломатическое сопровождение интересов отечественных экономических операторов за рубежом, недопущение дискриминации российских товаров, услуг, инвестиций;

ж) всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, отстаивание в различных международных форматах российских подходов по теме защиты прав человека;

з) распространение и укрепление позиций русского языка в мире, популяризация культурных достижений народов России, консолидация русской диаспоры за рубежом;

и) содействие развитию конструктивного диалога и партнерства между цивилизациями в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и религий.

 

Геополитика

Геополитика – политологическая концепция, исходящая из признания зависимости политических процессов от территориально-пространственного расположения государств. Геополитика изучает влияние географических факторов (пространственного расположения страны, климата, размера территории, количества населения, наличия естественных ресурсов и пр.) на состояние и эволюцию экономической, политической и социальной систем общества. Возникновение и развитие геополитической концепции в середине XIX - начале ХХ века связывают с работами Ф. Ратцеля, Р. Челлена, К. Хаусхофера, Х. Маккиндера, Л. Гумилева и многих других. К середине ХХ века геополитика окончательно оформляется как самостоятельная область политической науки о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений.

Весьма важным представляется анализ геополитического положения Российской Федерации. Большинство современных авторов, исследующих проблемы российской геополитики, едины в том, что Россия благодаря своему особенному геополитическому положению объективно призвана играть довольно существенную роль во всех глобальных, международный и региональных процессах. Россия имеет целый ряд геополитических характеристик, благодаря которым она сохраняет статус великой державы. Она обладает самой большой в мире территорией (17 млн. км2), имеет непосредственный выход к морям, входящим в акватории Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов. Недра России богаты полезными ископаемыми: нефтью и природным газом, углем, железными и цветными рудами, алмазами и др. Россия обладает ядерным оружием и мощными вооруженными силами.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Чем отличается мировая политика от международных отношений?

2. Чем отличаются понятия «мировая политика», «внешняя политика», «геополитика»?

3. В чем заключаются национальные интересы России?

4. Каковы главные внешнеполитические цели Российской Федерации?

 

 

Дополнительная литература

1. Василенко, И.А. Геополитика современного мира / И.А. Василенко. – М.: Юрайт, 2014. – 420 с.

2. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президентом РФ от 12 февраля 2013 г. (любое издание).

3. Панарин, А. Стратегическая нестабильность в XXI веке / А. Панарин. – М.: Алгоритм, 2003. – 560 с.

4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (любое издание).

 

 

ТЕРМИНЫ

АБСЕНТЕИЗМ – форма аполитичности,уклонение избирателей от участия в политической жизни, в голосовании на выборах в представительные органы власти.

АВТОРИТАРИЗМ – политический режим, характеризующийся монополией на власть одного человека или группы лиц, опирающихся в своих действиях на развитую систему насилия по отношению к личности, обществу. При авторитаризме признается многообразие экономических, политических и культурных интересов, и режим не стремится осуществлять тотальный контроль за обществом. Допускается определенная свобода в экономической и культурной сферах, но власть контролирует политическую сферу. Примерами таких режимов являются военные и гражданские диктатуры, монархии.

АГРЕГАЦИЯ интересов – согласование интересов различных социальных групп с целью выработки единой политической позиции, единых требований.

АКТОР – субъект, осуществляющий политическое действие.

АНАРХИЗМ (от греч. – безвластие) леворадикальная политическая идеология, отрицающее необходимость государства и власти. Видные теоретики анархизма – М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин. Анархизм заключающая в себе представление о государстве как основном источнике зла в обществе (неравенства, угнетения, войн). Отсюда главной целью анархизма является уничтожение государства и власти путем стихийного бунта народных масс и создание самоуправляющихся ассоциаций производителей, основанных на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности каждого участника. Популярная в кризисные моменты истории данная идеология в принципе неспособна к завоеванию широких масс вследствие отрицания организованных политических средств борьбы, партий и правительственных организаций

АНОМИЯ – дезорганизация общества, вызванная тем, что значительная часть граждан не считает обязательным следовать существующим правилам и нормам.

АНТИГЛОБАЛИСТЫ -политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких, как Всемирная торговая организация (ВТО).

АРТИКУЛЯЦИЯ интересов процесс выражения интересов социальными группами.

БИХЕВИОРИЗМ – совокупность теорий и методов, направленных на изучение поддающегося наблюдению поведения в политике. Зародился в 1920-30-е гг. (Основоположниками бихевиористского метода считаются американские политологи Ч. Мерриам и Г. Лассуэлл).

ВЛАСТЬ – социальное взаимодействие, в результате которого одна сторона (объект) подчиняется решениям другой стороны (субъект) вопреки своей воле. Политическая власть реальная способность социальных субъектов навязывать свою волю, используя при этом институты государства и его ресурсы.Фактическим синонимом политической власти является государственная власть – власть, субъектом которой является государство.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА – это политика государства с другими государствами или международными организациями.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА – политика внутри государства.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. – воля) – форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы политической жизни политического процесса. Волюнтаристы преувеличивают роль волевого, стихийного начала в политике, трактуют ее как спонтанный, иррациональный процесс произвольных решений и действий, не основанных на программе деятельности, конкретной и реальной цели общественно-политического развития страны, региона. Абсолютизация волевых желаний вне их объективного наполнения, содержания неизбежно делает ущербной проводимую политику.

ГЕОПОЛИТИКА – политологическая концепция, исходящая из признания зависимости политических процессов от территориально-пространственного расположения государств. Геополитика изучает влияние географических факторов (пространственного расположения страны, климата, размера территории, количества населения, наличия естественных ресурсов и пр.) на состояние и эволюцию экономической, политической и социальной систем общества. Возникновение и развитие геополитической концепции в середине XIX - начале ХХ в. связывают с работами Ф. Ратцеля, Р. Челлена, К. Хаусхофера, Х. Маккиндера, Л. Гумилева и многих других. К середине ХХ в. геополитика окончательно оформляется как самостоятельная область политической науки о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ -процесс становления единого взаимосвязанного мира, процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Множество экономических, политических, социальных, культурных и иных отношений приобретает всемирный, глобальный характер. Активно процессы глобализации развернулись в конце ХХ в.

ГОСУДАРСТВО – это политическая организация общества, распространяющая свою власть на определенную территорию с помощью специального аппарата управления и принуждения. Различают правовое и социальное государства. Правовое государство –государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающее свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющее власть воле суверенного народа. В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом. Социальное государство – государство, стремящееся к созданию для каждого гражданина условий и возможностей его всестороннего развития; способное осуществлять современную социальную политику: заботиться о трудоустройстве населения, правах человека, социальной справедливости и т.п.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – сфера абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом; сфера жизнедеятельности людей, свободная от непосредственного влияния со стороны государства и его должностных лиц, т.е. все негосударственное. Вместе с тем, это сфера, где люди реализуют свои частные интересы, объединяются в организации и группы для защиты от вмешательства и произвола государства. Примерами гражданского общества являются партии, общества и общественные организации, ассоциации граждан и др.

Принципы жизни гражданского общества – индивидуализация, конкуренция и сотрудничество. Главные черты гражданского общества – неполитический и негосударственный характер, альтернативность государству. Экономической основой гражданского общества является частная собственность и средний класс.

ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ – организационные группы, оказывающие воздействие на власть, но не стремящиеся к обладанию ею.

ДЕМОКРАТИЯ (от греч.- народовластие) – форма правления, политической организации общества, государства, основанная на привлечении к решению политических, властных проблем широких слоев населения. Демократия прямая прямое участие населения в политическом процессе посредством голосования, референдумов, митингов, собраний и т.д. Демократия представительная формы передачи гражданами своих полномочий какому-либо лицу или органу, делегирование права на управление, например, депутатам. Главнейшим отличием либеральной демократии от классической является то, что либеральная демократия гарантирует права меньшинств и личности.

Современные концепции демократии: полиархия (Р. Даль), сообщественная демократия (А. Лейпхарт), делегативная демократия (О'Доннел).

ЕВРАЗИЙСТВО – течение русской за­рубежной мысли, возникшее в Европе между двумя мировыми войнами, которое поставило в центр своего внимания проблему «русского пути». Евразийцы считали, что Россия не есть часть европейской христианской цивилизации, она есть сим­биоз ордынских, византийских, других «восточных начал». К числу теоретиков относятся П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой и др.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (Евросоюз, ЕС) – региональное экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Союз юридически был закреплен в 1992 г. Договором о Европейском союзе (Маастрихтский договор). Союз является субъектом международного публичного права, имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль. Образован на основе ЕЭС (Европейское экономическое сообщество), созданного в 1957 г., которое формировалось как экономическое сообщество, реализовывавшее идеи создания единой Европы.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования.Существует 2 вида избирательных систем: 1) мажоритарная система вид избирательной системы, в основе которой лежит принцип большинства при определении результатов голосования. Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей; 2) пропорциональная система вид избирательной системы, основанный на принципе пропорциональности между поданными за партию голосами избирателей и полученными ею мандатами. Избиратель голосует не за индивидуальных кандидатов, а за партийные списки.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – система государственно-правовых норм, регулирующая условия и порядок проведения выборов в представительные учреждения и занятие выборных государственных должностей. Существуют активное избирательное право, т.е. возможность избирать (в России это право получает гражданин, которому исполнилось 18 лет), и пассивное избирательное право – это право избираться в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

ИМПИЧМЕНТ (англ. – порицание, обвинение) – правовая проце­дура отречения от должности высших лиц государства. Смысл импичмента заключается в контроле за деятельностью высшей государс­твенной элиты со стороны населения и демократических политических инс­титутов.

ИНТЕГРАЦИЯ политическая (от лат. – восстановление, восполнение целого) – объединение, слияние политических сил в рамках государственных или межгосударственных структур, политических институтов с целью достижения определенной политической общности, стабильности развития государств и обществ.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО – термин, применяемый для обозначе­ния современного состояния индустриально развитых стран, связан­ного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятель­ности, качественно новым уровнем (размахом) производства, перера­ботки и распространения информации. Главным ресурсом становятся знания (Д. Белл, А. Турен, О. Тоффлер, Р. Дарендорф, Д. Белл).

КОММУНИЗМ (от лат. – общий) – идеи, теории, идеология, отрицающие основы капиталистического строя и обосновывающие необходимость и неизбежность утверждения общества, основанного на общественной собственности, социальном равенстве и социальной справедливости, народовластии, гуманизме. Теоретиками коммунизма были К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин (марксизм-лени­низм).

КОМПРОМИСС (лат. – соглашение) – сознательно заключенное политическое соглашение между противоположными политическими силами (партиями, организациями, государствами), выражающими интересы различных слоев и групп общества. Это способ разрешения конфликтов, противоречий путем уступок сторон, участвующих в политической деятельности.

КОНВЕРГЕНЦИЯ (от лат. – сближаться, сходиться) – теория, осно­ванная на идее преобладания тенденций объединения элементов в систему над процессами дифференциации, различения и индивидуализации. Идея конвергенции оформилась в работах Дж. Гэлбрейта, У. Рос­тоу, П. Сорокина (США), Я. Тинбергена (Нидерланды), Р. Арона (Франция) и многих других мыслителей. В СССР в эпоху господства марксистско-ле­нинской идеологии с идеями конвергенции выступал известный физик и мыслитель-диссидент А. Сахаров.

КОНСЕРВАТИЗМ (от лат. – сохранение) – идеология, направленная на сохранение сложившихся форм общественного и политического устройства. Сформировалась после Великой французской революции как итог критической оценки ее опыта и результатов. Главными ценностями в консерватизме выступают стабильность, порядок, религиозность, патриотизм, органицизм, историзм, семья, собственность. Впервые термин «консерватизм» был введен в обиход фран­цузским писателем Ф.Р. Шатобрианом (1768-1848), основавшим журнал «Консерватор», который выражал взгляды сторонников политической и религиозной реставрации в послереволюционной Франции.

Ведущими теоретиками консерватизма конца XVIII – начала XIX века были Э. Бёрк (считается родоначальником идеологии), Ж.де Местр и др. Э. Бёрк написал в 1790 г. книгу «Размышления о французской революции», которая стала «Библией» консерватизма.

КОНСОЛИДАЦИЯ – укрепление,объединение для усиления за общие цели.

КОНСОЛИДАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ – 1) тенденция, состоящая в усилении демократических институтов и демократической практики в каждой из стран; 2) совокупность условий, в которых демократические принципы признаны основными в сфере политики и демократические перемены являются необратимыми.

КОНСОЦИАТИВНОСТЬ – принцип организации власти, основанный на сотрудничестве в рамках сложившейся структуры политических элит.

КОНФЕДЕРАЦИЯ – тип государственного устройства, при котором субъекты государства имеют больше полномочий, чем центр.

КОНФЛИКТ (лат. – столкновение) – вид политического процесса, характеризующийся столкновением политических сил, обусловленный противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.

КОНФОРМИЗМ (лат. подобный, сходный) – способ политического при­способленчества, который характеризуется пассив­ным принятием существующего порядка, отсутстви­ем собственных политических позиций, принципов, «слепым» подражанием любым политическим сте­реотипам поведения, господствующим в данной по­литической системе.

КОРРУПЦИЯ – преступная продажность должностных лиц, использующих свое служебное положение в интересах личного обогащения.

КРАТОЛОГИЯ – наука о власти.

ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ – признание законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений со стороны общества. М. Вебер различал три модели легитимности. Традиционная легитимность основана на обычаях, силе и верности традициям, сложив­шимся в конкретном обществе. Легально-рациональная легитимность основана на принципе рациональности, с помощью которого устанавлива­ется политическая власть. Харизматическая ле­гитимность характеризуется личной преданностью лидеру, вождю в силу его необычайных качеств.

ЛИБЕРАЛИЗМ (от лат. – свободный) – идеология, для которой характерно отстаивание свободы личности, рыночного хозяйства, свободы предпринимательства и конкуренции при минимальном вмешательстве государства, умеренного реформаторства, рационализма, парламентаризма, индивидуализма. Сложился в эпоху революций XVII-XVIII вв. Основателем считается Дж. Локк, для которого важное значение имело обос­нование частной собственности, теории разделения властей (Локк выделяет законодательную, исполнительную и федеративную), много­партийной системы, правового государства.

Идеи либерализма нашли свое отражение во взглядах просве­тителей – Вольтера, Руссо, Монтескье, в идейных течениях фран­цузской революции, а также в учениях XIX века – А.де Токвиля (Франция), Дж.С. Милля (Анг­лия), В. Гумбольдта (Германия) и др.

Основополагающая либеральная идея общественного устройства – руссоистская идея социального договора, в который добровольно и сознательно вступают члены социальных групп в целях контроля и упорядочения риска, присущего любым отношениям между людьми, особенно в сфере обмена. Таким образом, освобождению личности сопутствовало увеличение договорных отношений. К числу важнейших компонентов либеральной идеологии относит­ся идея гражданского общества, как общества экономического, осно­ванного на частной собственности и рынке и независимого от госу­дарства и политических институтов.

ЛИДЕРСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ – постоянное воздействие определенного лица, наделенного властью, на общество, политическую организацию или социальную группу.

ЛОББИ – разновидность групп давления, создаваемых при исполнительных и законодательных органах власти для защиты интересов социальных общностей, слоев.

МАКИАВЕЛЛИЗМ — образ, схема политического поведения, пренебрегающая нормами морали для до­стижения политических целей. Термин связан с именем итальянского политического деятеля и пи­сателя И. Макиавелли, приверженца сильной государственной власти. Отличительной особенностью макиавеллизма, его основанием явля­ется тезис «цель оправдывает средства», когда ради достижения поставленных целей считаются оправ­данными и приемлемыми любые средства, включая вероломство, жестокость, обман политического противника.

МАРКЕТИНГ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (от англ. – рынок, сбыт) – система целенаправ­ленного воздействия на сознание и поведение лю­дей; их объединений и организаций, позволяющая в условиях политических и гражданских свобод сформировать у них такие интересы и потребнос­ти, которые выгодны действующему субъекту политических отношений. Эта система включает в себя политические теории, методы, приемы и способы изучения политической среды, а также пути формирования политических запросов и ожиданий, удовлетворение которых призвано влиять на поведение граждан.

МВФ (Международный Валютный Фонд) – субъект системы межгосударственного регулирования валютно-финансовых отношений и связей. Образован в 1945 г. МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платежного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – совокупность всех политических, экономических, дипломатических и других связей и взаимодействий между субъектами мирового сообщества. Субъектами международных отношений являются государства и международные (межгосударственные и негосударственные) организации.

МЕРИТОКРАТИЯ (от лат. – достойный и греч. – власть; букв. – власть наиболее одаренных) – теория, доказывающая, что традиционная демократия в условиях научно-технической революции перерастает в правление, осуществление власти наиболее талантливыми, одаренными людьми, квалифицированными специалистами.

Основателем теории меритократии является английский социолог М. Янг. Он считал, что социальный прогресс зависит от меры сочетания власти и интеллекта. От использования человеческого потенциала, талантов зависит успех развития общества. Поэтому назначение меритократии он видел в интеллектуализации общественной жизни, раскрытии естественных дарований личности.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – самостоятельная, ответственная деятельность местных сообществ людей по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется населением через представительные и исполнительные органы местного самоуправления, а также непосредственно – путем проведения местных референдумов, сходов, собраний, конференций жителей и в других формах. Местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Однако их органы могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА – процесс принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества. Представляет собой политическую деятельность субъектов международных отношений.

МОДЕРНИЗАЦИЯ – изменение политической системы в процессе перехода от традиционного общества к современному. Большой вклад в разработку концепции модернизации внес Г. Алмонд.

МОНАРХИЯ – форма правления, при которой власть главы государства передается по наследству. Виды монархий: 1) Абсолютная монархия (имперская, единодержавная) – в которой монарх не ограничен конституцией, единодержавно осуществляет законодательство, руководит правительством, контролирует правосудие, местное самоуправление (примеры – Бахрейн, Кувейт, Саудовская Аравия). 2) Ограниченная монархия – в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом. Законодательство осуществляется выборным органом – парламентом, под контролем главы государства и парламента создается ответственное правительство, формируется независимое правосудие и муниципальное самоуправление (примеры – Великобритания, Швеция, Испания и др.).

НАТО (Организация Североатлантического договора), создана в 1949 г., главный военно-политический блок стран Западной Европы и Северной Америки. На конец 2014 г. состояла из 28 стран: США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия, Португалия, Греция, Турция, Германия, Испания, Венгрия, Польша, Чехия, Болгария, Латвия, Литва, Эстония, Словакия, Словения, Румыния, Албания, Хорватия.

НАЦИОНАЛИЗМ – идеология, в основе которой лежит преданность своей нации. Не следует путать национализм с нацизмом или шовинизмом.

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПСНОСТЬ – совокупность внутренних и внешних условий, выполнение которых обеспечивает стабильное политическое, социально-экономическое и духовно-культурное развитие общества, независимость, защиту суверенитета и территориальной целостности государства.

НЕОКОНСЕРВАТИЗМ – разновидность консервативного идейно-политического течения, приспособившая его традиционные ценности и цели к реалиям позднеиндустриального и постиндустриального развития. Сложился в 70-е гг. ХХ века в борьбе с леворадикальными программами. Его идеологии придерживаются крупные партии в ведущих индустриальных государствах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии).

НЕОЛИБЕРАЛИЗМ – идейно-политическое течение, сохранившее и частично видоизменившее демократические постулаты классического либерализма в соответствии с реалиями второй половины ХХ в. Наиболее важным для эволюции либеральной доктрины явилось изменение отрицательного отношения к государственному вмешательству в экономическую жизнь на признание необходимости определенного регулирования государством социально-экономических процессов и осуществление прав и свобод граждан в целях расширения класса собственников. Послужил питательной почвой для доктрины «государства всеобщего благоденствия», предполагавшей осуществление активной социальной политики.

ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) – региональное объединение, созданное для поддержки безопасности и развития сотрудничества, которое возникло на основе подписания Хельсинкского акта в 1975 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...