Тема: Функциональное использование
Кадров
Тест 22. «АТТЕСТАЦИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА» (разработано Д. К. Саутом, доработано Г. Воробьевым,
Инструкция Протестируйте молодого специалиста, которого вы знаете по своей работе (если это условие невыполнимо, выберите студента). Вам будет предложено 33 вопроса, группирующихся в 5 групп навыков с максимальным числом очков по каждой группе – 20, итого 100. Каждый вопрос – это утверждение о вашем работнике, оцениваемое некоторым числом очков. На основе этого числа вы ставите свой балл в пределах от 0 до этого числа (как считаете нужным). Полученные данные прокомментируйте по отдельным группам навыков и в целом. Количество набранных баллов и их сравнительный анализ позволяют судить об основных группах качеств молодого специалиста (или студента). Коммуникационные навыки (20) Пишет так, что каждый может его понять – 3,9. Написанные им работы редко требуют переделки – 3,6. Его выступления всегда тщательно обдуманы – 2,8. Рабочие записи всегда правильны и точны – 2,7. Умеет всегда подчеркивать основное; не утопает в подробностях – 2,5. Умеет обсуждать результаты своей работы сжато, ясно, исчерпывающе – 2,3. Умеет давать объяснения – 2,2. Взаимоотношения (20) Терпелив с теми, кто обладает меньшими знаниями, чем он – 4,5. Хорошо ладит со всеми типами людей – 4,4. Уважает суждения и способности других людей – 3,9. Готов принять совет – 3,6. Прислушивается к чужой точке зрения – 3,6. Мотивация (20) Готов работать сверх положенного, когда в этом есть необходимость – 4,6. Отдает все силы и способности решению поставленной перед ним задачи – 3,7.
Если выдается свободное время, активно ищет работу – 3,1. Часто выполняет работу «сверх нормы» –3,1. Не бросает работу, пока она не сделана –2,8. Стремится выполнить задание полностью, без недоделок – 2,7. Специальные навыки (20) Предпочитает вести подопечных, а не понукать ими – 3,6. Умеет организовывать работу других – 3,6. Тратит время на чтение специальной литературы – 3,1. Требует серьезных доказательств, прежде чем соглашается с предложением – 2,9. Умеет применять на практике свои теоретические познания – 2,4. Умеет найти какой-либо путь для решения имеющейся проблемы –2,4. Умеет разбить сложную проблему на сравнительно простые части –2,0. Самостоятельность (20) Не выбивается из колеи при неожиданностях в работе – 3,8. Не выводится из душевного равновесия такими факторами, как рабочая перегрузка, жесткие сроки и т.д. – 3,8. Не избегает решений и не колеблется при их принятии – 2,5. Решает проблемы сам, не просит об этом других – 2,2. Замечания и несерьезные упреки переносит легко – 2,2. Не боится задавать вопросы – 2,1. Опирается на свое собственное суждение там, где это возможно и разумно – 1,9. Готов признать ошибку, если в самом деле допустил ее – 1,5.
Тест 23. «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ»
Тест может быть использован при изучении вопроса о послеаттестационном собеседовании. Довольно часто в процессе аттестации сотрудники заявляют о желании сменить место работы или заняться более интересной деятельностью. Далеко не всегда у организации есть такие возможности, а часто это не целесообразно и для работника. Предлагаемая тестовая методика помогает углубить понимание проблемы и принять правильное решение.
Инструкция Один из ваших подчиненных заявил, что не испытывает удовлетворения от своей работы, она ему не по душе, и просит поручить ему более интересное дело. Как вы отреагируете на подобное заявление подчиненного?
А. Установлю, какая работа дала бы ему удовлетворение и, если есть возможность, как можно скорее предоставлю такую работу. Б. Думаю, что любой хотел бы иметь работу по душе, приносящую удовлетворение. Однако фирма не может предоставить такую возможность всем работникам. Поэтому постараюсь убедить работника, что многие сотрудники терпеливо трудятся на порученных им участках. В. Объясню, что удовлетворенность работой определяется тем, как к ней относиться и как ее выполнять. Надо доказать, что и от выполняемой им работы можно получать большое удовлетворение, если видеть в ней творческое начало. Правильный ответ: вариант В. Удовлетворенность трудом – это ощущение того, что вы полностью раскрываете в нем своим силы и реализуете свои способности и что ваша деятельность имеет смысл и должным образом оценивается окружающими. Одна и та же работа может порождать и удовлетворенность и неудовлетворенность, неудовольствие: все зависит от вашего отношения к ней. Поэтому, если проситель будет переведен на желательную для него работу, а его настрой и отношение к выполняемым обязанностям останутся прежними, то временно появившаяся удовлетворенность на новом месте едва ли сохранится долго. Сама по себе перемена работы едва ли будет полезна и работнику, и организации. Кроме того, стоит только пойти на поводу у одного сотрудника, как сразу же возникнет вопрос о необходимости перевода на лучшие места и других. Поэтому в любом случае следует добиваться правильного понимания подчиненными сущности удовлетворенности работой.
Тема: Организация и руководство работой коллектива Тест 24. «ЭФФЕКТИВНОСТЬ РУКОВОДСТВА»14
Предлагаемый тест используется в комплексе с нижеприведенным тестом «Неэффективный руководитель». Хотя он ориентирован в первую очередь уже на состоявшихся руководителей, их можно применить и в испытании студентов, которое помогает глубже уяснить поведенческие характеристики эффективного и неэффективного руководства. При этом для студентов, не имеющих опыта руководящей работы, тест носит элемент ролевой игры – они отвечают на вопросы, исходя из своих представлений о действиях успешного руководителя. После завершения теста с целью закрепления в памяти студентов знаний об условиях эффективного и неэффективного руководства полезно обсудить ошибочные варианты ответов.
Инструкция Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.
Опросник 1. Стремитесь ли вы к использованию в работе новейших достижений в своей профессиональной области? 2. Стремитесь ли вы сотрудничать с другими людьми? 3. Вы говорите с сотрудниками кратко, ясно и вежливо? 4. Поясняете ли вы причины, заставившие вас принять то или иное решение? 5. Доверяют ли вам подчиненные? 6. Вовлекаете ли вы всех исполнителей задания в процесс обсуждения целей, сроков, методов, ответственности и т.д.? 7. Поощряете ли вы сотрудников проявлять инициативу, вносить предложения и замечания? 8. Помните ли вы имена всех людей, с которыми общаетесь? 9. Предоставляете ли вы свободу действий исполнителям в достижении поставленной цели? 10. Контролируете ли вы ход выполнения задания? 11. Помогаете ли вы подчиненным только тогда, когда они об этом просят? 12. Выражаете ли вы свою благодарность подчиненному за каждую хорошо выполненную работу? 13. Стремитесь ли вы найти в людях лучшие качества? 14. Знаете ли вы, как эффективно можно использовать возможности каждого подчиненного? 15. Знаете ли вы интересы и устремления ваших подчиненных? 16. Умеете ли вы быть внимательным слушателем? 17. Благодарите ли вы сотрудника в присутствии его товарищей по работе? 18. Делаете ли вы критические замечания своим подчиненным наедине? 19. Отмечаете ли вы хорошую работу своего коллектива в докладе вышестоящему руководителю? 20. Доверяете ли вы своим подчиненным? 21. Стремитесь ли вы дать сотрудникам всю информацию, которую получаете сами по административным и управленческим каналам? 22. Поясняете ли вы сотруднику значение результатов его труда в соответствии с целями предприятия, отрасли? 23. Оставляете ли вы время себе и подчиненным для планирования работ? 24. Есть ли у вас план самосовершенствования, по крайней мере на один год вперед?
25. Существует ли план повышения квалификации персонала в соответствии с требованием времени? 26. Читаете ли вы регулярно специальную литературу? 27. Имеете ли вы достаточно большую библиотеку по специальности? 28. Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья и работоспособности? 29. Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу? 30. Эффективно ли вы проводите беседы со своими подчиненными по вопросам улучшения их работы? 31. Знаете ли вы, какие качества работника должны быть в центре внимания при приеме на работу? 32. Занимаетесь ли вы с готовностью проблемами, вопросами и жалобами своих подчиненных? 33. Держите ли вы определенную дистанцию с подчиненными? 34. Относитесь ли вы к сотрудникам с пониманием и уважением? 35. Вы уверены в себе? 36. Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны? 37. Часто ли вы применяете оригинальный творческий подход в принятии управленческих решений? 38. Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах? 39. Достаточно ли вы гибки в своем поведении, в отношениях с людьми? 40. Готовы ли вы изменить стиль своего руководства с целью повышения его эффективности?
Подведите итоги Подсчитайте количество ответов «да» и «нет». Оцените свой результат. 40 «да» – результат идеального, наивысшего управленческого потенциала: все 40 вопросов являются критериями успешного руководства и поэтому предполагают правильный ответ «да». Как всякий идеал, он практически недостижим, если вы были искренни и не пытались представить себя в более выгодном свете. Важно отметить, сколько вы дали ответов «нет» и на какие именно вопросы. Здесь ваши слабые места. Какой результат – соотношение «да» и «нет» – считается оптимальным? Это зависит от уровня ваших требований к себе. Количество ответов больше33 «да» характеризует хороший управленческий потенциал.
Тест 25. «НЕЭФФЕКТИВНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ»15
Для дополнительной самопроверки ответьте, пожалуйста, еще на 20 вопросов, которые являются критериями неэффективного управления.
Инструкция Вам предлагаются некоторые утверждения, с которыми вы либо согласитесь (ответ «да»), либо не согласитесь (ответ «нет»). Опросник 1. Вы постоянно сталкиваетесь с непредвиденными трудностями? 2. Вы компетентнее других и поэтому стараетесь все делать сами? 3. Основная часть рабочего времени уходит на детали, второстепенные вопросы? 4. Вам приходится делать много дел одновременно? 5. Ваш стол постоянно завален бумагами без приоритета важности? 6. Вам приходится работать по 10–14 часов в сутки?
7. Часто приходится дома заниматься производственными проблемами? 8. Предпочитаете отложить решение вопроса, чтобы со временем решить его окончательно? 9. Стараетесь принять наилучшее решение, а не самое реальное? 10. Стараетесь, чтобы ваш авторитет не пострадал ни при каких обстоятельствах? 11. Вам постоянно приходится идти на компромиссы, уступки? 12. В случае неуспеха дела ищете, кто из подчиненных виноват? 13. Чувствуете себя орудием в руках других людей? 14. Действуете по привычной схеме в разных производственных и житейских ситуациях? 15. Считаете, что полная информированность подчиненных о ходе дел на предприятии снижает эффективность их труда? 16. В экстремальных ситуациях предпочитаете не брать на себя ответственность за судьбу коллектива, а сообща решаете, что делать? 17. Считаете, что подчиненные не должны обсуждать распоряжений руководителя? 18. Считаете, что стаж практической работы всегда дает преимущество перед специальным образованием, профессиональными способностями? 19. Стараетесь не рисковать, «не высовываться»? 20. Работаете в узкой профессиональной области, остальное вас мало касается. Подведите итоги Подсчитайте количество ответов «да» и «нет». Оцените свой результат. Высокий управленческий потенциал предполагает ответы «нет» на все вопросы. Ваши слабые места в ответах «да». Количество ответов не менее 15 «нет» характеризует достаточно эффективный управленческий потенциал.
Тест 26. «ХАРАКТЕР СОТРУДНИКА»16
Характер сотрудника непосредственно влияет на его мотивацию, отношение к делу, к другим членам группы, к руководству. Эффективный руководитель должен знать как основополагающие черты своего собственного характера, так и особенности характера своих сотрудников. Предлагаемый тест поможет сделать это.
Инструкция Перед вами оценочный лист (см. табл. 10). С его помощью по семибалльной шкале определите выраженность важных для деловой деятельности черт своего характера или характера другого оцениваемого лица, поставив соответствующую точку на шкале баллов. После этого соедините все точки сплошной линией, и вы получите профиль характера. При этом семью баллами (левая часть шкалы) оцениваются ярко выраженные черты высоконравственного поведения.
Таблица 10 Оценка характера сотрудника
Подведите итоги Оцените свой характер. Максимальная сумма баллов, которую можно получить, равна 84. Благоприятным для действий в слаженной группе считаете профиль с суммой баллов свыше 48. Сделайте вывод о четырех видах отношений. Для этого подсчитайте полученные баллы по секциям: отношение к людям – 1, 2,3, к делу – 4, 5, 6, к себе – 7, 8, 9, к вещам – 10, 11, 12. Попросите других лиц заполнить форму. Сравните данные двух оценок. Сделайте выводы.
Тест 27. «НАСКОЛЬКО ВЫ ТЕРПИМЫ?»17
Терпимость к другим людям – одно из важнейших условий эффективного руководства, уважения со стороны членов коллектива. Прислушиваетесь ли вы к чужому мнению, относитесь ли к нему с уважением, терпимы ли вы? Перед вами тест, который хотя бы приблизительно поможет определить степень вашей терпимости.
Инструкция Отвечайте быстро, не задумываясь.
Опросник 1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь? а) да; б) нет. 2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете? а) чтобы участвовали те, кто хорошо играет; б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил. 3. Спокойно ли вы воспринимаете неприятные для вас новости? а) да; б) нет. 4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми? а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует; б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать. 5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми с иной, чем у вас, профессией, положением, обычаями? а) мне трудно было бы это сделать; б) я не обращаю внимания на такие вещи. 6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь? а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники; б) если даже шутка и будет мне неприятна, то я постараюсь ответить в той же манере. 7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»? а) да; б) нет. 8. Вы приводите в компанию своего друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете? а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня; б) я лишь радуюсь за него (нее). 9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы? а) уходите пораньше под благовидным предлогом; б) вступаете в спор.
Подведите итоги Подсчитайте баллы, используя ключ. Запишите по два очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а. Оцените свой результат. 0–4 балла. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим, часто не колеблясь, чтобы достичь своей цели, повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете. 6–12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы, действительно, можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом» тогда, когда можно победить более достойно? 14–18 баллов. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочны.
Тест 28. «ОРИЕНТАЦИИ РУКОВОДСТВА»18
Тест может использоваться при выяснении склонности к использованию различных стилей руководства.
Инструкция В предложенных ситуациях выберите те варианты решения, которые вам подходят, и отметьте их соответствующей буквой. Старайтесь быть искренним. Ваши решения определяют вашу ориентацию, как руководителя. Предлагаются 4 типа ориентаций: ¨ на интересы дела («Д»); ¨ на психологический климат в коллективе, отношения с людьми («П»); ¨ на себя (С»); ¨ на официальную субординацию («О»). Ситуация 1. Однажды вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей производства о том, как лучше обращаться с подчиненными. Одна из точек зрения вам понравилась больше всего. Какая? а) чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывать особенности его личности; б) все это мелочи. Главное в оценке людей – это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено; в) я считаю, что успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчиненные доверяют своему руководителю, уважают его; г) это правильно, но все же лучшими стимулами для работы являются четкий приказ, приличная заработная плата, заслуженная премия. Ситуация 2. Вам предоставлена возможность выбрать себе заместителя. Имеется несколько кандидатур. Каждый претендент отличается следующими качествами: а) стремится прежде всего к тому, чтобы наладить доброжелательные товарищеские отношения в коллективе, создать на работе атмосферу взаимного доверия и дружеского расположения, предпочитает избегать конфликтов, что не всеми понимается правильно; б) часто предпочитает в интересах дела идти на обострение отношений «не взирая на лица», отличается повышенным чувством ответственности за порученное дело; в) предпочитает работать строго по правилам, всегда аккуратен в выполнении своих должностных обязанностей, требователен к подчиненным; г) отличается напористостью, личной заинтересованностью в работе, сосредоточен на достижении своей цели, всегда стремится довести дело до кона, не придает большого значения возможным осложнениям во взаимоотношениях с подчиненными. Ситуация 3. При распределении коэффициента трудового участия[1] (КТУ) некоторые члены бригады посчитали, что их незаслуженно «обошли», это явилось поводом их жалоб начальнику цеха. Как бы вы отреагировали на его месте, отвечая жалобщикам? а) КТУ утверждает и распределяет ваша бригада, я тут ни при чем; б) хорошо, я учту ваши жалобы и постараюсь разобраться в этом вопросе с вашим бригадиром; в) не волнуйтесь, вы получите свои деньги. Изложите свои претензии на мое имя в письменной форме; г) пообещав помочь установить истину, сразу же идете на участок и беседуете с бригадиром, мастером и другими членами актива бригады. В случае подтверждений обоснованности жалоб предлагаете бригадиру перераспределить КТУ в следующем месяце.
Подведите итоги Используя ключ, оцените свой результат.
Таблица 11
Тест 29. «ЧТО ЛЮДИ ХОТЯТ ПОЛУЧИТЬ
Тест основан на мотивационной теории Херцберга. Его можно использовать для определения того, какие факторы (гигиенические или мотивационные) актуализированы у испытуемых. Зная это, можно наиболее эффективно воздействовать на их мотивацию.
Инструкция Каждому участнику теста необходимо оценить по пятибалльной шкале степень важности для него каждого из 12 нижеуказанных факторов, влияющих на его отношение к работе.
Таблица 12
Крайними полюсами этой шкалы являются «очень важно» и «не важно», средней позицией – «важно, но не очень».
Опросник Как вы оцениваете влияние каждого из следующих факторов на ваше отношение к работе? 1. Интересное содержание работы. 2. Хороший начальник. 3. Признание проделанной вами работы, уважение к вам. 4. Возможность продвижения по службе. 5. Удовлетворенность личной жизнью. 6. Престижная работа. 7. Ответственная работа. 8. Хорошие условия для работы. 9. Разумные правила и процедуры, существующие в данной компании. 10. Возможность самосовершенствования. 11. Работа, которую вы можете хорошо делать и преуспевать в этом. 12. Чувство безопасности, связанное с работой.
Подведите итоги По результатам теста необходимо заполнить таблицу и выяснить, какие факторы (мотивационные или гигиенические) преобладают у того или иного участника.
Таблица 13
Необходимо разбить участников в группы по 5–6 человек и сравнить результаты: а) насколько они (результаты) схожи у всех участников мини группы? б) какие мотивационные факторы наиболее существенны для вашей мини-группы в целом?
Тест 30. «ЧТО ВАМИ ДВИЖЕТ?»20
Тест помогает определить ведущие потребности личности. Его методологической основой служит теория мотивации Д. Мак Клелланда, а также ряд ее более современных интерпретаций. Знание своих основных потребностей – исходный момент самомотивации, личностного менеджмента. Кроме того, зная ведущие потребности сотрудников и используя соответствующие стимулы, руководитель может повысить трудовую мотивацию сотрудников.
Инструкция Вам предлагается 15 высказываний. Выразите свое согласие («полностью согласен» – «ПС») или несогласие («не согласен» – «НС») с каждым из них путем выбора соответствующего количества баллов.
Таблица 14
Подведите итоги Для того, чтобы определить ваши доминирующие потребности, заполните таблицу. Вам необходимо поставить то количество баллов, которое соответствует вашему ответу на каждый вопрос. Таблица 15
Оцените свой результат В сумме в каждой колонке должно получиться от 5 до 25 баллов. Та колонка, в которой сумма баллов будет наиболее высокой, и определит вашу доминирующую потребность.
Тест 31. «МОТИВАЦИЯ ТРУДОЛЮБИЯ»22
Стимулирование интереса к работе – весьма важный фактор усиления трудовой мотивации. Инструкция Выберите из приводимых ниже 6 вариантов утверждений три наиболее эффективных, повышающих интерес к выполняемой работе (при этом особые случаи исключаются). А. Руководство должно подробно информировать коллектив о характере выполняемой им работы. Б. Время от времени следует менять поручаемую сотрудникам работу, чтобы она не надоедала. В. Если нужно заставить людей выполнять работу, следует объединить хорошо понимающих друг друга сотрудников в одну группу. Г. Подробно, в деталях сотрудникам нужно объяснить характер работы, помочь им выполнить ее без срывов. Д. Работу, которую нудно выполнять, следует время от времени дополнять новыми задачами. Неплохо организовать соревнование за лучший результат. Подведите итоги Соотнесите свой результат с правильными решениями: варианты А, Д, Е. Информация о характере работы, а также наличие интереса к ней, обеспечиваемого посредством включения новых задач и состязательности, – решающие факторы успеха. Очень важно также знать свои достижения и недостатки, которые лучше видны руководителю.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|