Следующим этапом разработки стратегии маркетинга является оценка привлекательности каждой из выбранных СЗХ предприятия.
Процедура проведения оценки привлекательности СЗХ представлена на рис. 6.1.
197 Рис. 6.1 - Процедура оценки привлекательности стратегической зоны хозяйствования 1. Оценка привлекательности СЗХ начинается с общего анализа и прогноза экономических, технологических, социальных и политических условий, на которые ориентируется предприятие. Среди применяемых методов прогнозирования глобальных условий внешней среды наибольшее распространение получил метод разработки сценариев будущих условий. Для прогнозирования вероятного составления рынка могут использоваться различные методы. Наибольшее распространение в практике маркетинга получили методы сценариев (сценарием называется формализованное описание наиболее вероятной последовательности взаимосвязанных событий и их последствий, которые отражают реализацию определенной программы или стратегии) будущего развития и метод «Дельфи». Теоретическим обоснованием данного метода является предположение о том, что определенная обобщенная характеристика рынка может быть описана набором вполне конкретных показателей. Эти показатели связаны между собой определенными причинно-следственными отношениями, которые могут быть измерены количественными и качественными переменными. Следовательно, если управляющие службы маркетинга обладают необходимой информацией о взаимосвязях между важнейшими показателями конъюнктуры рынка, темпов экономического роста, научно-технического прогресса, динамики демографических показателей, они получают возможность прогнозировать общую ситуацию во внешней среде. При этом вполне достаточно получить данные об отдельных показателях, чтобы смоделировать, как будут изменяться другие. Например, используя информацию о государственном регулировании экономики и общих тенденциях развития научно-технического прогресса, можно определить темпы роста в различных отраслях экономики, темпы и сроки обновления технологии производства в отдельном секторе экономики, темпы обновления продукции на уровень насыщения спроса на конкретные виды товаров или услуг.
Метод «Дельфи», названный так в честь дельфийского оракула в Древней Греции, был разработан в американской корпорации «Рэнд», с целью повышения точности прогнозирования в области развития научно-технического прогресса и передовых технологий. Процесс прогнозирования состоит из нескольких этапов. На первом этапе формируется группа независимых экспертов из числа ведущих специалистов в данной предметной отрасли. Каждому эксперту предлагается сделать прогноз относительно будущих изменений в конкретной сфере науки и техники. Например, может быть поставлен вопрос, когда начнется массовое производство телевизоров с повышенным качеством изображения. После получения экспертных оценок производится их обобщение, и результаты возвращаются экспертам. Получив эту информацию, эксперты продолжают давать оценку будущего состояния, учитывая обобщенные данные. Этот процесс может повторяться несколько раз, до тех пор, пока не начнут совпадать оценки. На этом этапе полученные результаты с учетом решения заказчика могут использоваться в качестве наиболее вероятного прогноза. Необходимо подчеркнуть, что
198 199 последовательная процедура прогнозирования и обратная связь в форме обобщенных оценок призваны обеспечить экспертов дополнительной информацией для большей обоснованности итоговых прогнозов развития. 2. Второй этап заключается в установлении степени влияния
3. На третьем этапе осуществляется количественная оценка По каждому параметру выставляется оценка, соответствующая характеру и размерам будущих изменений. Если предполагается, что в будущем сохраняются прежние характеристики, оценка будет равна середине шкалы (5). Соответствующим образом оценивается вероятность возникновения неблагоприятных и благоприятных факторов для роста (рентабельности) предприятия в данной СЗХ (табл.6. 1). 5. Следующий этап состоит в оценке перспектив 6. Общая оценка привлекательности данной СЗХ с учетом Привлекательность СЗХ = А^т + А2Р + А3О - А4Т, где Ст - общая оценка изменений в перспективе роста; Р - общая оценка изменений в перспективе рентабельности; О - общая оценка влияния благоприятных факторов; Т - общая оценка влияния неблагоприятных факторов; Аь А2, А3, А4 - коэффициенты, устанавливаемые экспертами, которые показывают весомость влияния каждого фактора и в сумме составляют 1,0. Эти коэффициенты отражают относительную значимость каждой оценки для руководства предприятия. Например, Ai = 0,35, А2 = 0,25, А3 = 0,15, А4 = 0,25. Рассмотренная методика оценки привлекательности СЗХ позволяет осуществить сравнительную количественную оценку различных факторов перспектив роста, рентабельности, условий конкурентоспособности и нестабильности в каждой зоне и на этой основе получить итоговые данные, сопоставимые для всего набора СЗХ предприятия. Анализ интегральных оценок дает возможность ранжировать все потенциальные СЗХ по их перспективной привлекательности для предприятия с точки зрения осуществления предпринимательской деятельности.
Таблица 6.1 Оценка изменений в прогнозируемом росте
201 6.2 Оценка инвестиционных возможностей в процессе планирования прибыли предприятия. Процесс планирования прибыли является первым этапом оценки маркетингового потенциала. При этом рекомендуется учитывать ряд факторов: 1. Возможность колебания цены реализации продукции как в 2. Изменение прямых переменных затрат предприятия под 3. Возможность изменения условно-постоянных затрат,
4. Модернизация производства, его развитие, расширение и 5. Возможный учет структурных сдвигов продукции, т.е. снятия 6. Возможное изменение производственной программы, 7. Существующую дискретность производства, его 202 многономенклатурный, многоассортиментный характер. Однако следует отметить, что изменения, перечисленные выше, относятся не ко всей продукции вообще (такого в жизни и в производстве не бывает), а к конкретным ее видам и моделям. Перечень условий, которым должна удовлетворять рабочая методика планирования прибыли, свидетельствует о том, что она должна обладать гибкостью, комплексностью, экономичностью, а также таким очень важным свойством, как дискретность. Последнее позволяет установить границы, в рамках которых может и будет находиться одно из возможных и допустимых планово-управленческих решений. Весь процесс планирования прибыли включает шесть этапов: первый - формирование исходной информации; второй - определение самой прибыли и важнейших экономических и финансовых показателей деятельности предприятия; третий - анализ полученной информации относительно приемлемости принятого варианта; четвертый - анализ рентабельности производства по видам продукции для выявления резервов в деле повышения прибыли; пятый - внесение изменений в технику и технологию, организацию производства и управления по видам продукции с целью повышения прибыли; шестой - принятие решения и расчет всей информации по видам продукции и обобщенной информации по предприятию в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|