Распределение постоянных затрат между товарными позициями продукции.
Организация любого нового предпринимательского дела предполагает, что это может быть изготовление одного или нескольких продуктов, оказание одной или нескольких услуг. Очень часто основу проекта составляют две, три или более товарных позиций, совокупность которых и есть суть будущего бизнеса, его экономическая надежность и безопасность. Наряду с несомненными достоинствами многономенклатурного и многоассортиментного бизнеса возникает ряд организационно-экономических проблем, без разрешения которых невозможно обеспечить планирование деятельности фирмы и принятие рационального планово-управленческого решения. И речь в этом случае идет прежде всего о распределении постоянных затрат между товарными позициями, расчете на этой основе себестоимости каждой единицы продукции, а также установлении цены товара. 213 Разумеется, бизнес может содержать только одну товарную позицию, но тогда указанная проблема не возникает, поэтому в данном случае она не рассматривается. Итак, вернемся к многопродуктовому бизнесу. Как известно, затраты на производство складываются из двух составляющих — из переменных и постоянных затрат. Последняя величина относится к данному бизнесу в целом, и ее нельзя однозначно расчленить на такие части, которые строго бы соответствовали каждой конкретной товарной позиции. Поэтому приходится искать искусственные приемы как научно, так и практически обоснованного распределения постоянных затрат между выпускаемыми фирмой видами продукции. И от того, какая часть постоянных затрат окажется отнесенной на конкретную товарную позицию, будет зависеть себестоимость единицы продукции. Очевидно также, что последняя величина будет зависеть еще и от того, на какой объем производимой продукции будет отнесена распределенная часть постоянных затрат. Поэтому данный вопрос является отправным при решении задачи об определении себестоимости продукции.
Трудности при обосновании производственной программы, относительно которой будет определяться величина постоянных затрат, приходящихся на единицу продукции конкретной товарной позиции, заключаются в том, что эта программа заранее неизвестна. Но зато известно, что сама величина производственной программы обязательно будет находиться внутри производственной мощности предприятия. Это единственный параметр, который в данном временном интервале при создании нового дела остается не только известным, но и постоянным. Следовательно, именно этой постоянной величиной и нужно воспользоваться при расчете постоянных затрат по каждой товарной позиции. Другими словами, производственная мощность предприятия по каждому виду продукции и будет основанием для определения части постоянных затрат, распределяемых между товарными позициями осваиваемого предпринимательского дела. И такое решение является единственно возможным и разумным. Теперь попытаемся найти метод распределения постоянных затрат между товарными позициями продукции. Здесь существуют два принципиально разных подхода: по доходу и по затратам. Метод распределение но доходу возможен в очень ограниченных условиях, т.е. только тогда, когда заранее известна цена будущего товара по каждой позиции. Следовательно, он применим в условиях стабильного рынка, когда с большой долей уверенности можно прогнозировать будущую цену товара после реализации фирмой инвестиционной части проекта. Именно в том случае, когда цена товара будет заранее известна и величина прямых переменных затрат на единицу продукции будет определена, можно рассчитать маржинальный доход по каждой позиции как на единицу продукции, так и на весь товарный выпуск в рамках производственной мощности предприятия.
Расчет доли постоянных затрат на конкретную товарную позицию можно произвести по следующей формуле: (6.21) где Cnoci — величина постоянных затрат по i-й товарной позиции, относимая на себестоимость этой продукции; С„ос — общая годовая величина постоянных затрат на весь бизнес в целом (т.е. приходящаяся на песь товарный выпуск продукции); Nmi - производственная мощность предприятия по i-ому виду продукции; Ц — цена единицы продукции; Спев — переменные затраты на единицу продукции; (Ц- Cnep)i — маржинальный доход на единицу i-й продукции; Рассмотрим теперь наиболее распространенный метод распределения постоянных затрат — по затратам на производство продукции. Причем за основу распределения принимаются какие-то переменные затраты. Какие именно? Это зависит от того, что выберет для себя конкретная фирма. Ведь бизнес чрезвычайно разнообразен, и для каждого его вида характерными по своей доле в общих затратах будут либо оплата труда, либо расходы на приобретение материальных ресурсов, либо топливно-энергетические затраты. Может быть и такой бизнес, в 215 котором все элементы общих затрат примерно одинаковы. Поэтому и распределение постоянных затрат может происходить на весьма разнообразной основе. Укажем наиболее распространенные способы распределения постоянных затрат по товарным позициям выпускаемой продукции. К ним можно отнести следующие: • по прямым переменным затратам на заработную плату; • по прямым переменным затратам на сырье и материалы; • по прямым переменным затратам на топливо; • по прямым переменным затратам на энергию; • по полным прямым переменным затратам. Расчет величины постоянных затрат, относимых на себестоимость товарной продукции по конкретной позиции, следует производить по формуле: (6.22) где Fj — суммарные прямые переменные затраты на единицу i-й продукции, которые приняты за основу распределения постоянных затрат (зарплата, материально-сырьевые ресурсы, топливо, энергия, полные переменные затраты);
В том случае, когда имеет место рыночное ценообразование, возможности манипулирования затратами и определения на этой основе себестоимости продукции в интересах фирмы возрастают многократно, ибо в огромной степени рыночные цены и предложение товаров на рынке зависят от величины эластичности спроса по цене и доходам потребителей. Следовательно, можно так распределить постоянные затраты между товарными позициями, чтобы скоординировать уровни рентабельности, скрыть от посторонних глаз (особенно от налоговых органов) истинные издержки по каждой товарной группе и в конечном счете построить систему формирования себестоимости продукции с большой пользой для фирмы. Глава 7. ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РОСТА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ПОРТФЕЛЬНОГО АНАЛИЗА.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|