Предварительная оценка ценовых стратегий предприятий. Затратное ценообразование и область его применения.
Рассматривая проблему ценообразования товара на рынке, можно указать на две принципиальные методологические схемы: затратное ценообразование, в основу которого заложены предстоящие затраты фирмы на производство и реализацию продукции; рыночное ценообразование, при котором цена формируется под влиянием спроса и предложения товаров на рынке. Методологически затратное ценообразование строится по схеме 203 величина прибыли, которая закладывается фирмой при создании нового дела в виде определенной, заранее планируемой рентабельности производства. Такое ценообразование широко применяется фирмами при отсутствии сколь-нибудь ощутимой конкуренции со стороны других предприятий, производящих товар аналогичного назначения. Перечислим те ниши рынка, в которых может успешно применяться затратное ценообразование: • производство и продажа товаров монополиями • частичное производство и продажа товаров в условиях • производство товаров с учетом заказов потребителей • значительный дефицит продукции и • локально изолированная ниша рынка (например, при Учитывая изложенные обстоятельства, можно записать формулу для определения цены товара в следующем виде: Ц=С + П =С+РС = C(l +P), (6.1) где Ц — цена единицы товара, производство которого будет осуществляется в новом предпринимательском проекте;
С — себестоимость единицы продукции после освоения производственной мощности будущего предприятия; П — планируемая прибыль на единицу продукции после освоения производственной мощности предприятия. Формула получения планируемой прибыли такова: П = Р-С, (6.2) где Р — планируемая рентабельность производства продукции после освоения производственной мощности предприятия (в долях от единицы). Запишем формулу для определения себестоимости единицы продукции, составляющей основу затратного ценообразования: 204
(6.3) где Спер — переменные затраты на единицу товарной продукции (заработная плата основных производственных рабочих, выполняющих технологические операции по сдельным расценкам, со всеми начислениями, затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия, расходуемые непосредственно на изготовление готовой товарной продукции, затраты на топливо и энергию, расходуемые на технологические операции, и пр.); С„ос — условно-постоянные затраты в абсолютном выражении за календарный год (заработная плата всех прочих категорий работающих, находящихся на повременной оплате труда, со всеми начислениями, затраты на сырье и материалы, расходуемые на вспомогательные и обслуживающие операции, затраты на запасные части к оборудованию и транспортным средствам, затраты на топливо и энергию, расходуемые на отопление, освещение, вентиляцию, арендная плата за производственные площади, оборудование, амортизация основных производственных фондов, платежи за страхование имущества и хозяйственной деятельности, прочие платежи, которые не зависят от объема выпускаемой продукции); N — планируемый годовой объем производимой товарной продукции после освоения производственной мощности предприятия в натуральном выражении. Следует отмстить, что плановая величина объема продукции не должна превышать производственной мощности предприятия, за вычетом резервной се части. Это условие можно записать в виде следующего неравенства:
N< Nm(l-Mp), где Nm — величина годовой производственной мощности предприятия в натуральном выражении товарной продукции; Мр — резервируемая часть производственной мощности предприятия в долях от единицы (устанавливается фирмой для себя самостоятельно в зависимости от характера продукции, ее стоимости, договорных обязательств перед потребителями и штрафных санкций за задержку с поставкой готовой продукции; обычно эта величина 205 принимается в пределах от 0,1 до 0,4). Приняв определенную величину годовой производственной программы с учетом установленного в соответствии с формулой (6.4) ограничения, рассчитывается себестоимость единицы товарной продукции по формуле (6.3). Теперь, чтобы установить цену единицы выпускаемого товара, надо определить уровень планируемой рентабельности производства. Это делается с учетом следующих соображений. Во-первых, фирма стремится работать с самой высокой рентабельностью. Ведь это, как правило, монопольная фирма, имеющая очень слабых конкурентов или не имеющая их вообще. Во-вторых, маловероятно, что она начнет организовать новое предпринимательское дело, если не сможет обеспечить рентабельность производства больше 20—25%. В-третьих, фирма должна учитывать, что чрезмерная рентабельность производства приведет к очень высокой цене товара, и спрос на него резко сократится. Поэтому хотя она и будет стремиться работать с высокой рентабельностью, но ограничит свои аппетиты возможностью продажи производимых ею товаров. В-четвертых, в большинстве стран с рыночной экономикой, включая и Украину, функционируют антимонопольные комитеты, которые на основе антимонопольного законодательства регламентируют уровень рентабельности производства монопольных предприятий. Так что монопольные фирмы не совсем свободны в установлении рентабельности собственного производства. Обычно ограничения на рентабельность устанавливаются в пределах 50 — 100%. Все зависит от характера продукции, ее дефицитности, спроса потребителей на нее и т.п. Однако совершенствуя свое производство, фирма может обеспечить и более высокую рентабельность, чем это было установлено антимонопольным комитетом при обосновании цены товара.
Приняв определенную величину годового объема производства продукции с учетом се спроса на рынке, а также ориентировочный уровень рентабельности в пределах установленного антимонопольным комитетом ограничения, по формуле (6.1) рассчитывают цену будущего товара. Это дает возможность определить наиболее важные технико-экономические и финансовые показатели деятельности фирмы после освоения производственной мощности. Приведем формулы для расчета и последующего анализа 206 показателей деятельности фирмы от реализации нового предпринимательского дела. Здесь для расчета параметров применяются следующие исходные данные и обозначения: производственная мощность предприятия (Nm); резерв производственной мощности (М„); ограничение рентабельности производства (Ро); переменные затраты на единицу продукции (С„ер); постоянные затраты за год (С„„с); переменная зарплата на единицу продукции (3„); постоянная годовая заработная плата (3„ос); величина прошлого овеществленного труда (То). На их основе рассчитываются все остальные важнейшие показатели деятельности предприятий. Они определяются по формулам, которые представлены в табл. 6.2. Таблица 6.2 - Формулы для расчета технико-экономических и финансовых показателей нового продукта.
207
Выбор направления совершенствования деятельности полностью зависит от самой фирмы. И важно при этом, чтобы она использовала в новом для себя предпринимательском деле все предоставленные законом возможности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|