Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование системы развития предприятия.




Формирование системы научно-технического развития предприятия предполагает:

У организацию собственных подразделений технического развития (проектно-конструкторские бюро, опытные и экспериментальные производства и лаборатории, монтажно-наладочные службы и т. д.);

^ привлечение внешних организаций (или их подразделений), выполняющих во взаимодействии с внутренними подразделениями те или иные функции развития предприятия (в области продукции, технологической системы или технологических процессов, монтажно-строительных работ, подготовки кадров);

> определение и организацию каналов повышения научно-технического уровня производства;

315


> формирование в системе управления предприятием целевой (программно-целевой) подсистемы управления развитием производства и качеством продукции.

Предприятия имеют различный набор функций по жизненному циклу продукции. Наиболее типичный вариант: предприятие выполняет функции производства продукции и ее сбыта, частично — функцию НИОКР в части продукта производства и очень ограниченно — в части технологической системы. Чем выше сложность выпускаемой продукции, тем в большей степени функция НИОКР принадлежит внешним организациям. Таким образом, схема «НИОКР — производство — маркетинг» реализуется предприятиями не полностью.

При определении структуры собственной системы развития перед диверсифицированной фирмой встает вопрос — что разрабатывать самим и что внедрять на основе приобретения лицензии на использование технологии, разработанной другой организацией? Не исключено, что ближайшие цели могут быть достигнуты более эффективно в случае приобретения лицензий. Но как это скажется на перспективах дальнейшего развития? Следует считаться с тем, что в технологических системах и продуктах собственной разработки легче обеспечить конструктивную и технологическую преемственность и тем самым обеспечить эффективность последующих нововведений в действующий производственный процесс. Лицензионные технологии надолго связывают предприятие с их разработчиками, поэтому выбор парт­нера целесообразно осуществлять с учетом долговременности сотрудничества. Возможно, лучшие условия для такого сотрудничества могут быть созданы взаимным приобретением лицензий, руководствуясь мотивами кооперации и максимизации общего успеха.

Ориентация разработчика не на конкретный продукт, а на потребности приводит к существенным изменениям в представлениях разработчика о характере преобразования его научно-технического потенциала в цели бизнеса, так как сам научно-технический потенциал способен формировать новые цели. Продукт при таком представлении превращается лишь в носителя (образ) технологии, а


его параметры определяются в результате приведения технологии в соответствие с самой потребностью. Если разработчик находится в составе предприятия, его связи с потребителями осуществляются через подразделения маркетинга, что облегчает разработчику понимание целей бизнеса. В этом случае НИОКР и маркетинг являются главными источниками идей. Когда же разработчик находится вне предприятия, он сам должен заняться изучением потребностей и состояния рынка. Круг участников выдвижения идей сужается.

Однако подразделения маркетинга привязаны к существующим потребителям, рынкам и продуктам. И ориентация разработчика только на их требования может затруднить осуществление радикальных нововведений, когда потенциал новой техники позволяет создавать совершенно новые продукты для новых рынков. В этом случае большую свободу действий имеют организации разработчиков, находящиеся вне предприятия.

При продаже технологий возможны следующие стратегии:

Стратегия усиления своих позиций на рынке за счет продажи технологий как единственной возможности достижения успеха. Эта стратегия применима к нововведениям высокой радикальности, как в оценке лицензиара, так и в оценке лицензиата. В продукции и технологии предприятия-лицензиата осуществляются радикальные преобразования (4-5 категорий). Реализация такой стратегии требует рынков новых технологий, высокого имиджа лицензиара, а также определения целесообразного класса лицензии и условий лицензирования.

Стратегия продажи технологий, не усиливающих конкурента. Такая стратегия может распространяться на нововведения, не вносящие коренных изменений (в оценке лицензиара это 3—4 категории изменений). Но для предприятия-лицензиата приобретение такой технологии может оказаться радикальным как в области продукции, так и в области технологической системы.

Одним из ведущих условий создания предприятием собственных подразделений технического развития является наличие технических специалистов высокого уровня квалификации. Как


 


316


317


показало, например, изучение уровня квалификации специалистов предприятий легкой промышленности, этот уровень различен для специалистов разных профессий; квалификация конструкторов технологического оборудования находится на среднем уровне отрасли или ниже среднего уровня; конструкторов-модельеров — на уровне передовых предприятий отрасли, а в ряде случаев — на уровне передовых зарубежных фирм; технологов — на уровне передовых предприятий отрасли или на среднем уровне отрасли; организаторов производства — на среднем уровне отрасли. Это означает, что на предприятиях легкой промышленности собственными силами успешно могут решаться вопросы создания новых моделей (структур) продукции; достаточно успешно может осуществляться модернизация технологических процессов; менее успешно — нововведения в области организации производства и на­ибольшие трудности будут иметь место в осуществлении модернизации технологического оборудования и внедрении нового оборудования. Разбалансированность уровня квалификации специалистов различных профессий снижает восприимчивость предприятия к нововведениям: менее квалифицированные специалисты в меньшей степени заинтересованы (или вообще не заинтересованы) в нововведениях, чем более квалифицированные, так как реализация нововведений создает сложности в их работе, и они опасаются, что не смогут преодолеть возникающие трудности.

Недостаточный уровень квалификации своих конструкторов технологического оборудования или их отсутствие вынуждает предприятия ориентироваться на внешних разработчиков, даже при решении задач модернизации оборудования.

Использование научно-технического потенциала внешней системы технического развития предлагается ряд моделей рас­пространения технологических новшеств:

> двухэтапная модель — ранние новаторы (предприятия,
первыми воспринимающие новшества) осуществляют нововведения,
ориентируясь на внешние источники информации. Остальные
предприятия (поздние новаторы) ориентируются на ранних
новаторов;

> «инфекционная» модель — нововведение получает

318


распространение благодаря наличию взаимосвязей между потребителями новшеств. Динамика восприятия данного новшества в группе взаимосвязанных предприятий (его потенциальных потребителей) может быть описана S-образной кривой (кривой «диффузии нововведений»), Эта модель представляет собой рыночный аналог широко известной отечественной модели распро­странения передового опыта;

> модель «ведущего пользователя» — нововведение первым внедряет предприятие, способное более полно выявить возможности новой техники, что способствует ускорению его распространения. В отечественной практике в роли ведущего пользователя выступало головное предприятие, которое являлось «ранним новатором» и распространяло свой опыт внедрения среди других предприятий отрасли.

Таким образом, дореформенные аналоги этих моделей достаточно широко известны специалистам промышленности и могут быть адаптированы к рыночным условиям.

Рассматриваемые модели отражают процесс распространения нововведений с момента, когда новшество уже представлено на рынке. При этом роль потребителя в разработке технологического нововведения пассивна и ограничивается рамками маркетинга фирмы-производителя: его мнения выясняются при изучении рыночного спроса. Потребитель, не воспринявший направление, предложенное поставщиком, будет исключен из числа возможных клиентов, так как не попадает в нишу интересов предприятия-производителя. Цикл нововведения на предприятии ограничивается в этом случае стадиями: получение информации о наличии новшества, анализ свойств и отбор по определенным критериям, внедрение новшества, дальнейшее развитие внутри внедрившего предприятия. Ведущими факторами успешности использования внешней системы научно-технического развития являются:

S наличие высокоразвитой научно-производственной базы, способной осуществить создание перспективных технологических систем и технологических процессов, иначе говоря — конкурентоспособной отрасли, производящей новую технику;

•S отсутствие монополии предприятия-производителя новой

319


техники;

•f активное воздействие предприятия-потребителя новой техники на предприятие-производителя на этапах создания и освоения новшества;

S активное поведение предприятия-потребителя новой техники на рынке нововведений в соответствии с выработанной им стратегией научно-технического развития.

При выборе и организации внешних каналов научно технического развития, возможно, руководствоваться несколькими взаимосвязанными стратегиями:

Стратегия мобилизации внешнего научно-технического потенциала в форме подрядных НИОКР и организации научно-технической кооперации. Эта стратегия тесно увязывается со стратегией формирования собственной программы НИОКР. Может быть также сформирована более широкая программа: собственные НИОКР, разработки в кооперации с внешними организациями, подрядные НИОКР. Основными задачами управления в этой стратегии являются: выбор подрядчика и организация научно-тех­нической кооперации; координация и научно-техническая экспертиза разработок; организация внедрения разработок.

Стратегия мобилизации внешних технологических ресурсов:

> покупка лицензий (простых, исключительных, полных) и
«ноу-хау» (беспатентных лицензий);

> покупка технологического оборудования и инженерных
услуг;

> привлечение инвестиций.

При реализации данной стратегии предприятие осуществляет управление лицензированием и другими формами научно-тех­нического обмена (определение класса лицензии, организация конкурса лицензий, заключение соглашения, контроль выполнения обязательств и т. д.). Так как многие зарубежные фирмы продают лицензии и осуществляют поставки устаревших технологий, должна осуществляться тщательная экспертиза предложений по лицензиям, поставкам, услугам, инвестициям. Для реализации такой стратегии потребуется комплексное изучение рынка товаров и рынка технологий, отбор перспективных технологий, определение условий

320


лицензирования и организация внедрения нововведений.

Стратегия межотраслевого и внутриотраслевого научно-технического обмена: заказы на разработку новых и покупка готовых технологий, оборудования и ноу-хау, а также покупка предприятий. Делая заказы на новые разработки, предприятия ориентируются на решение задач отдаленной перспективы, а покупая готовые технологии — на решение среднесрочных задач. Основными задачами управления при реализации данной стратегии являются: выдвижение социально-экономических требований к новым технологиям, поиск и отбор разработчиков и поставщиков, научно-техническая экспертиза проектов, испытания разрабатываемых образцов продукции и технологических систем.

Таким образом, концепция формирования конкурентоспособного потенциала промышленных предприятий включает: использование общих методологических подходов и принципов к процессу стратегического управления инновационным развитием; обоснование применения инструментария модернизации предприятий. Инновационный потенциал промышленного предприятия представлен как взаимодействие различных элементов, каждый из которых характеризует возможности предприятия, имеет внутреннюю структуру и особенности. Стратегическое управление инновационным потенциалом осуществляется на основе использования общих и специальных функций менеджмента, среди которых выделяется функция диагностики. Реализация этой функции предполагает оценку элементов, образующих инновационный потенциал и его интегральную.оценку, а также анализ синергизма элементов.

Реализация концепции достигается на основе создания механизма управления инновационным потенциалом промышленного предприятия, действие которого направлено на стратегическое проектирование и реализацию стратегий развития. Концепция стратегического управления инновационным потенциалом промышленных предприятий постоянно адаптируется к состоянию внешней среды предприятия.

321


Практикум к модулю 4. Тесты.

1. Оперативный план инвестиционной деятельности
предприятия, отражающий объемы, сроки и исполнителей отдельных
видов работ, связанных с его осуществлением, - это:

а) бюджет реализации инвестиционного проекта

б) календарный план реализации инвестиционного проекта

в) бизнес-план

г) инвестиционный проект

2. Вероятность возникновения неблагоприятных финансовых
последствий в форме потери ожидаемого инвестиционного дохода в
ситуации неопределенности условий реализации реальных
инвестиций,- это:

а) проектный риск

б) политический риск

в) хозяйственный риск

г) инфляционный риск

3. Проектный риск, независящий от деятельности предприятия,
характерный для всех участников инвестиционной деятельности и
для всех видов операций реального инвестирования, - это:

а) прогнозируемый проектный риск

б) непрогнозируемый проектный риск

в) систематический проектный риск

г) несистематический проектный риск

4. Инвестиционная политика, часть общей инвестиционной
стратегии предприятия, обеспечивающая выбор наиболее
эффективных финансовых инструментов вложения капитала и
своевременное его реинвестирование, - это:

а) политика управления реальными инвестициями

б) политика управления финансовыми инвестициями

в) политика формирования инвестиционных ресурсов

322


г) инновационная политика

5. Целенаправленно сформированная совокупность финансовых
инструментов, предназначенных для осуществления финансового
инвестирования, - это:

а) инвестиционная программа

б) инвестиционный портфель

в) инвестиционная стратегия

г) инвестиционная политика

6. Инвестиционный портфель, сформированный по критерию
максимизации уровня инвестиционной прибыли в текущем периоде
вне зависимости от темпов прироста инвестируемого капитала в
долгосрочной перспективе, - это:

а) портфель дохода

б) портфель роста

в) агрессивный портфель

г) консервативный портфель

7. Инвестиционный портфель, сформированный по критерию
максимизации темпов прироста инвестируемого капитала в
предстоящей долгосрочной перспективе вне зависимости от уровня
формирования инвестиционной прибыли в текущем периоде, - это:

а) портфель дохода

б) портфель роста

в) агрессивный портфель

г) консервативный портфель

8. Инвестиционный портфель, сформированный по критерию
максимизации текущего дохода или прироста инвестированного
капитала вне зависимости от сопутствующего ему уровня
инвестиционного риска, - это:

а) портфель дохода

б) портфель роста

в) агрессивный портфель

г) консервативный портфель

323


9. Инвестиционный портфель, сформированный по критерию
минимизации уровня инвестиционного риска, - это:

а) портфель дохода

б) портфель роста

в) агрессивный портфель

г) консервативный портфель

10. Инвестиционный портфель, в котором удельные веса
основных видов финансовых инструментов инвестирования остаются
неизменными в течение продолжительного периода времени, - это:

а) портфель с фиксированной структурой активов

б) портфель с гибкой структурой активов

в) моноцелевой портфель

г) полицелевой (комбинированный) портфель

11. Инвестиционный портфель, в котором удельные веса
основных видов финансовых инструментов инвестирования являются
подвижными и изменяются под воздействием факторов внешней
среды и целей осуществления финансовых инвестиций, - это:

а) портфель с фиксированной структурой активов

б) портфель с гибкой структурой активов

в) моноцелевой портфель

г) полицелевой (комбинированный) портфель

12. Инвестиционный портфель, в котором все входящие в его
состав финансовые инструменты инвестирования отобраны по
критерию решения одной из стратегических целей его формирования,
- это:

а) портфель с фиксированной структурой активов

б) портфель с гибкой структурой активов

в) моноцелевой портфель

г) полицелевой (комбинированный) портфель

13. Инвестиционный портфель, который предусматривает
возможности одновременного решения ряда стратегических целей

324


его формирования, - это:

а) портфель с фиксированной структурой активов

б) портфель с гибкой структурой активов

в) моноцелевой портфель

г) полицелевой (комбинированный) портфель

14. Портфель дохода - это:

а) инвестиционный портфель, сформированный по критерию
максимизации уровня инвестиционной прибыли в текущем периоде
вне зависимости от темпов прироста инвестируемого капитала в
долгосрочной перспективе

б) инвестиционный портфель, сформированный по критерию
максимизации темпов прироста инвестируемого капитала в
предстоящей долгосрочной перспективе вне зависимости от уровня
формирования инвестиционной прибыли в текущем периоде

в) инвестиционный портфель, сформированный по критерию
максимизации текущего дохода или прироста инвестированного
капитала вне зависимости от сопутствующего ему уровня
инвестиционного риска

г) инвестиционный портфель, сформированный по критерию
минимизации уровня инвестиционного риска

15. Портфель роста - это:

а) инвестиционный портфель, сформированный по критерию
максимизации уровня инвестиционной прибыли в текущем периоде
вне зависимости от темпов прироста инвестируемого капитала в
долгосрочной перспективе

б) инвестиционный портфель, сформированный по критерию
максимизации темпов прироста инвестируемого капитала в
предстоящей долгосрочной перспективе вне зависимости от уровня
формирования инвестиционной прибыли в текущем периоде

в) инвестиционный портфель, сформированный по критерию
максимизации текущего дохода или прироста инвестированного
капитала вне зависимости от сопутствующего ему высокого уровня
инвестиционного риска

г) инвестиционный портфель, сформированный по критерию

325


минимизации уровня инвестиционного риска

16. Агрессивный портфель - это:

а) инвестиционный портфель, сформированный по критерию
максимизации уровня инвестиционной прибыли в текущем периоде
вне зависимости от темпов прироста инвестируемого капитала в
долгосрочной перспективе

б) инвестиционный портфель, сформированный по критерию
максимизации темпов прироста инвестируемого капитала в
предстоящей долгосрочной перспективе вне зависимости от уровня
формирования инвестиционной прибыли в текущем периоде

в) инвестиционный портфель, сформированный по критерию
максимизации текущего дохода или прироста инвестированного
капитала вне зависимости от сопутствующего ему высокого уровня
инвестиционного риска

г) инвестиционный портфель, сформированный по критерию
минимизации уровня инвестиционного риска

17. Консервативный портфель -это:

а) инвестиционный портфель, сформированный по критерию
максимизации уровня инвестиционной прибыли в текущем периоде
вне зависимости от темпов прироста инвестируемого капитала в
долгосрочной перспективе

б) инвестиционный портфель, сформированный по критерию
максимизации темпов прироста инвестируемого капитала в
предстоящей долгосрочной перспективе вне зависимости от уровня
формирования инвестиционной прибыли в текущем периоде

в) инвестиционный портфель, сформированный по критерию
максимизации текущего дохода или прироста инвестированного
капитала вне зависимости от сопутствующего ему высокого уровня
инвестиционного риска

г) инвестиционный портфель, сформированный по критерию
минимизации уровня инвестиционного риска

18. Обоснование и реализация управленческих решений,
обеспечивающих поддержание целевой инвестиционной

326


направленности сформированного портфеля по параметрам его доходности, риска и ликвидности путем замены отдельных его инструментов, - это:

а) формирование инвестиционного портфеля

б) оперативное управление реструктуризацией
инвестиционного портфеля

в) оценка эффективности инвестиционного портфеля

г) контроль инвестиционного портфеля

19. Юридическое лицо, которое от своего имени выпускает
ценные бумаги и обязуется выполнять обязательства вытекающие из
условий их выпуска, - это:

а) инвестор б)кредитор

в) эмитент

г) подрядчик

20. Ценная бумага без установленного срока обращения, которая
свидетельствует о долевом участии в уставном фонде акционерного
общества, подтверждает членство в этом акционерном обществе, дает
право ее владельцу на получение части прибыли в виде дивиденда, а
также на участие в распределении имущества при ликвидации
акционерного общества, - это:

а) акция

б) облигация

в) сберегательный сертификат

г) инвестиционный сертификат

21. Акция, дающая право на участие в управлении акционерным
обществом:

а) простая акция

б) привилегированная акция

в) все виды акций

22. Акция, обеспечивающая стабильный доход в виде заранее
оговоренного размера дивидендов:

327


а) простая акция

б) привилегированная акция

в) все виды акций

23. Ценная бумага, свидетельствующая о внесении ее
владельцем денежных средств и подтверждающая обязанность
эмитента возместить ему номинальную стоимость этой ценной
бумаги и предусмотренный в ней срок с выплатой фиксированного
процента, - это:

а) простая акция

б) привилегированная акция

в) облигация

г) инвестиционный сертификат

24. Ценная бумага, выпускаемая инвестиционным фондом или
инвестиционной компанией и дающая право ее владельцу на
получение дохода в виде дивидендов, - это:

а) простая акция

б) привилегированная акция

в) облигация

г) инвестиционный сертификат

25. Акция - это

а) ценная бумага без установленного срока обращения, которая
свидетельствует о долевом участии в уставном фонде акционерного
общества, подтверждает членство в этом акционерном обществе, дает
право ее владельцу на получение части прибыли в виде дивиденда, а
также на участие в распределении имущества при ликвидации
акционерного общества

б) ценная бумага, свидетельствующая о внесении ее владельцем
денежных средств и подтверждающая обязанность эмитента
возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги и
предусмотренный в ней срок с выплатой фиксированного процента

в) ценная бумага, выпускаемая инвестиционным фондом или
инвестиционной компанией и дающая право ее владельцу на
получение дохода в виде дивидендов

328


г) письменное свидетельство банка о депонировании денежных средств, которое подтверждает право вкладчика на получение после окончания установленного срока депозита и процента по нему

26. Облигация - это

а) ценная бумага без установленного срока обращения, которая
свидетельствует о долевом участии в уставном фонде акционерного
общества, подтверждает членство в этом акционерном обществе, дает
право ее владельцу на получение части прибыли в виде дивиденда, а
также на участие в распределении имущества при ликвидации
акционерного общества

б) ценная бумага, свидетельствующая о внесении ее владельцем
денежных средств и подтверждающая обязанность эмитента
возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги и
предусмотренный в ней срок с выплатой фиксированного процента

в) ценная бумага, выпускаемая инвестиционным фондом или
инвестиционной компанией и дающая право ее владельцу на
получение дохода в виде дивидендов

г) письменное свидетельство банка о депонировании денежных
средств, которое подтверждает право вкладчика на получение после
окончания установленного срока депозита и процента по нему

27. Инвестиционный сертификат - это

а) ценная бумага без установленного срока обращения, которая
свидетельствует о долевом участии в уставном фонде акционерного
общества, подтверждает членство в этом акционерном обществе, дает
право ее владельцу на получение части прибыли в виде дивиденда, а
также на участие в распределении имущества при ликвидации
акционерного общества

б) ценная бумага, свидетельствующая о внесении ее владельцем
денежных средств и подтверждающая обязанность эмитента
возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги и
предусмотренный в ней срок с выплатой фиксированного процента

в) ценная бумага, выпускаемая инвестиционным фондом или
инвестиционной компанией и дающая право ее владельцу на
получение дохода в виде дивидендов

329


г) письменное свидетельство банка о депонировании денежных средств, которое подтверждает право вкладчика на получение после окончания установленного срока депозита и процента по нему

28. Инвестиционные ресурсы, характеризующие общую
стоимость средств предприятия, обеспечивающих его
инвестиционную деятельность и принадлежащую ему на правах
собственности, - это:

а) собственные инвестиционные ресурсы

б) заемные инвестиционные ресурсы

в) привлеченные инвестиционные ресурсы

29. Инвестиционные ресурсы, привлекаемые предприятием для
финансирования инвестиционной деятельности на возвратной основе,
- это:

а) собственные инвестиционные ресурсы

б) заемные инвестиционные ресурсы

в) привлеченные инвестиционные ресурсы

30. Инвестиционные ресурсы, привлекаемые предприятием для
финансирования инвестиционной деятельности за счет эмиссии
акций, - это:

а) собственные инвестиционные ресурсы

б) заемные инвестиционные ресурсы

в) привлеченные инвестиционные ресурсы

ресурсы предприятия могут

31. Инвестиционные формироваться:

а) в денежной форме

б) в материальной форме

в) в нематериальной форме

г) все ответы верны

32. Инвестиционная политика, часть общей инвестиционной стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его инвестиционной деятельности и

330


выборе наиболее эффективных форм привлечения заемного капитала из различных источников для осуществления инвестиций, - это:

а) политика управления реальными инвестициями

б) политика управления финансовыми инвестициями

в) политика формирования инвестиционных ресурсов

г) политика снижения инвестиционного риска

33. Показатель эффективности инвестиционной деятельности
предприятия, который представляет собой разницу между
приведенной к настоящей стоимости суммой денежного притока за
период эксплуатации инвестиционного проекта и суммой
инвестиционных затрат на его реализацию, это:

а) чистый приведенный доход (эффект)

б) индекс рентабельности инвестиций

в) норма внутренней рентабельности проекта

г) период окупаемости проекта

34. Показатель эффективности инвестиционной деятельности
предприятия, который представляет собой отношение приведенных
доходов к приведенным на эту же дату инвестиционным расходам,
это:

а) чистый приведенный доход (эффект)

б) индекс рентабельности инвестиций

в) норма внутренней рентабельности проекта

г) период окупаемости проекта

35. Показатель эффективности инвестиционной деятельности
предприятия, характеризующий срок, в течение которого инвестиции
полностью окупаются, это:

а) чистый приведенный доход (эффект)

б) индекс рентабельности инвестиций

в) норма внутренней рентабельности проекта

г) период окупаемости проекта

331


 


36. Безопасность, призванная обеспечить защищенность, как
человеческого общества, так и производства и техники, от вредного
воздействия природных факторов, - это:

а) геобиофизическая безопасность

б) техногенная безопасность

в) социальная безопасность

37. Безопасность, призванная обеспечить защиту
человеческого общества и природы от опасностей, исходящих от
современных технических систем, - это:

а) геобиофизическая безопасность

б) техногенная безопасность

в) социальная безопасность

38. Безопасность, призванная обеспечить защиту от
опасностей и угроз, возникающих в самом обществе и порожденных
присущими ему социальными противоречиями, - это:

а) геобиофизическая безопасность

б) техногенная безопасность

в) социальная безопасность

39. Теоретическое обоснование последовательности
происходящих событий по обеспечению экономической безопасности
- это:

а) механизм обеспечения экономической безопасности

б) стратегия экономической безопасности

в) концепция экономической безопасности

40. Состояние защищенности государственного суверенитета,
конституционного строя, территориальной целостности,
экономического научно-технического и оборонного потенциала
страны, законных интересов и прав граждан - это:

а) национальная безопасность

б) национальная экономическая безопасность

в) стратегия обеспечения национальной безопасности

г) стратегия обеспечения национальной экономической

332


безопасности

41. Система показателей регионального развития,
функционирование которой направлено на согласование интересов
всех участников процесса регионального развития, - это:

а) экономическая безопасность региона

б) концепция экономической безопасности региона

в) социально-экономические ориентиры развития региона

г) показатели экономической безопасности региона

42. Научное обоснование совокупности идей, целей и способов
обеспечения экономической безопасности региона - это:

а) мониторинг экономической безопасности региона

б) концепция экономической безопасности региона

в) социально-экономические ориентиры развития региона

г) показатели экономической безопасности региона

43. Состояние корпоративных ресурсов и предпринимательских
возможностей, при котором гарантируется наиболее эффективное их
использование для стабильного функционирования и динамического
развития, предупреждения внутренних и внешних негативных
влияний,- это:

а) экономическая безопасность предприятия

б) информационная безопасность предприятия

в) национальная безопасность

г) национальная экономическая безопасность

44. Функциональная составляющая экономической безопасности
предприятия, обеспечивающая высокую финансовую эффективность
работы, финансовую устойчивость и независимость предприятия, -
это:

а) финансовая

б) интеллектуальная
в)информационная
г) политико-правовая

333


 


45.Функциональная составляющая экономической безопасности предприятия, обеспечивающая высокий уровень квалификации персонала и его интеллектуального потенциала, надлежащей эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок предприятия, - это:

а) технико-технологическая

б) интеллектуальная и кадровая

в) информационная

г) политико-правовая

46. Функциональная составляющая экономической безопасности
предприятия, обеспечивающая технологическую независимость и
достижение высокой конкурентоспособности технического
потенциала предприятия, - это:

а) финансовая

б) технико-технологическая

в) информационная
г)силовая

47. Функциональная составляющая экономической безопасности
предприятия, обеспечивающая качественную правовую
защищенность всех аспектов деятельности предприятия, - это:

а) финансовая б)силовая

в) информационная

г) политико-правовая

48. Функциональная составляющая экономической безопасности
предприятия, обеспечивающая защиту информационного поля,
коммерческой тайны и достижение необходимого уровня
информационного обеспечения работы всех подразделений
предприятия, - это:

а) финансовая

б) интеллектуальная и кадровая

в) информационная

334


г) политико-правовая

49. Функциональная составляющая экономической безопасности
предприятия, обеспечивающая эффективную организацию
безопасности персонала предприятия, его капитала и имущества, а
также коммерческих интересов, - это:

а) финансовая

б) интеллектуальная и кадровая
в)силовая

г) политико-правовая

50. Изменение стратегических целей деятельности предприятия
или способов достижения этих целей для достижения экономической
безопасности - это:

а) адаптивная реакция

б) процесс адаптации

в) концепция экономической безопасности

г) направления экономической безопасности

51. Процесс внесения изменений в функционирование
внутренних систем и деятельность подразделений предприятия - это:

а) адаптивная реакция

б) процесс адаптации

в) концепция экономической безопасности

г) направления экономической безопасности

52. Осуществление организационно-экономических, правовых,
технических мероприятий, направленных на изменение структуры
предприятия, управления им, форм собственности, организационно-
правовых форм, как возможность привести предприятие к
финансовому оздоровлению, увеличить объем выпуска продукции,
повысить эффективность производства - это:

а) реструктуризация предприятия

б) санация предприятия

в) перепрофилирование предприятия

335


53. Комплекс последовательных взаимосвязанных мероприятий
финансово-экономического, производственно-технического,
организационного, социального характера, направленных на
выведение субъекта хозяйствования из кризиса и достижение им
прибыльности и конкурентоспособности, - это:

а) реструктуризация предприятия

б) санация предприятия

в) перепрофилирование предприятия

54. Связанная с нехваткой активов в ликвидной форме
неспособность предприятия удовлетворить в установленный для
этого срок предъявленные к нему со стороны кредиторов требования
и выполнить обязательства перед бюджетом - это:

а)санация

б) ба

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...