Формирование системы развития предприятия.
⇐ ПредыдущаяСтр 39 из 39 Формирование системы научно-технического развития предприятия предполагает: У организацию собственных подразделений технического развития (проектно-конструкторские бюро, опытные и экспериментальные производства и лаборатории, монтажно-наладочные службы и т. д.); ^ привлечение внешних организаций (или их подразделений), выполняющих во взаимодействии с внутренними подразделениями те или иные функции развития предприятия (в области продукции, технологической системы или технологических процессов, монтажно-строительных работ, подготовки кадров); > определение и организацию каналов повышения научно-технического уровня производства; 315 > формирование в системе управления предприятием целевой (программно-целевой) подсистемы управления развитием производства и качеством продукции. Предприятия имеют различный набор функций по жизненному циклу продукции. Наиболее типичный вариант: предприятие выполняет функции производства продукции и ее сбыта, частично — функцию НИОКР в части продукта производства и очень ограниченно — в части технологической системы. Чем выше сложность выпускаемой продукции, тем в большей степени функция НИОКР принадлежит внешним организациям. Таким образом, схема «НИОКР — производство — маркетинг» реализуется предприятиями не полностью. При определении структуры собственной системы развития перед диверсифицированной фирмой встает вопрос — что разрабатывать самим и что внедрять на основе приобретения лицензии на использование технологии, разработанной другой организацией? Не исключено, что ближайшие цели могут быть достигнуты более эффективно в случае приобретения лицензий. Но как это скажется на перспективах дальнейшего развития? Следует считаться с тем, что в технологических системах и продуктах собственной разработки легче обеспечить конструктивную и технологическую преемственность и тем самым обеспечить эффективность последующих нововведений в действующий производственный процесс. Лицензионные технологии надолго связывают предприятие с их разработчиками, поэтому выбор партнера целесообразно осуществлять с учетом долговременности сотрудничества. Возможно, лучшие условия для такого сотрудничества могут быть созданы взаимным приобретением лицензий, руководствуясь мотивами кооперации и максимизации общего успеха.
Ориентация разработчика не на конкретный продукт, а на потребности приводит к существенным изменениям в представлениях разработчика о характере преобразования его научно-технического потенциала в цели бизнеса, так как сам научно-технический потенциал способен формировать новые цели. Продукт при таком представлении превращается лишь в носителя (образ) технологии, а его параметры определяются в результате приведения технологии в соответствие с самой потребностью. Если разработчик находится в составе предприятия, его связи с потребителями осуществляются через подразделения маркетинга, что облегчает разработчику понимание целей бизнеса. В этом случае НИОКР и маркетинг являются главными источниками идей. Когда же разработчик находится вне предприятия, он сам должен заняться изучением потребностей и состояния рынка. Круг участников выдвижения идей сужается. Однако подразделения маркетинга привязаны к существующим потребителям, рынкам и продуктам. И ориентация разработчика только на их требования может затруднить осуществление радикальных нововведений, когда потенциал новой техники позволяет создавать совершенно новые продукты для новых рынков. В этом случае большую свободу действий имеют организации разработчиков, находящиеся вне предприятия.
При продаже технологий возможны следующие стратегии: Стратегия усиления своих позиций на рынке за счет продажи технологий как единственной возможности достижения успеха. Эта стратегия применима к нововведениям высокой радикальности, как в оценке лицензиара, так и в оценке лицензиата. В продукции и технологии предприятия-лицензиата осуществляются радикальные преобразования (4-5 категорий). Реализация такой стратегии требует рынков новых технологий, высокого имиджа лицензиара, а также определения целесообразного класса лицензии и условий лицензирования. Стратегия продажи технологий, не усиливающих конкурента. Такая стратегия может распространяться на нововведения, не вносящие коренных изменений (в оценке лицензиара это 3—4 категории изменений). Но для предприятия-лицензиата приобретение такой технологии может оказаться радикальным как в области продукции, так и в области технологической системы. Одним из ведущих условий создания предприятием собственных подразделений технического развития является наличие технических специалистов высокого уровня квалификации. Как
316 317 показало, например, изучение уровня квалификации специалистов предприятий легкой промышленности, этот уровень различен для специалистов разных профессий; квалификация конструкторов технологического оборудования находится на среднем уровне отрасли или ниже среднего уровня; конструкторов-модельеров — на уровне передовых предприятий отрасли, а в ряде случаев — на уровне передовых зарубежных фирм; технологов — на уровне передовых предприятий отрасли или на среднем уровне отрасли; организаторов производства — на среднем уровне отрасли. Это означает, что на предприятиях легкой промышленности собственными силами успешно могут решаться вопросы создания новых моделей (структур) продукции; достаточно успешно может осуществляться модернизация технологических процессов; менее успешно — нововведения в области организации производства и наибольшие трудности будут иметь место в осуществлении модернизации технологического оборудования и внедрении нового оборудования. Разбалансированность уровня квалификации специалистов различных профессий снижает восприимчивость предприятия к нововведениям: менее квалифицированные специалисты в меньшей степени заинтересованы (или вообще не заинтересованы) в нововведениях, чем более квалифицированные, так как реализация нововведений создает сложности в их работе, и они опасаются, что не смогут преодолеть возникающие трудности.
Недостаточный уровень квалификации своих конструкторов технологического оборудования или их отсутствие вынуждает предприятия ориентироваться на внешних разработчиков, даже при решении задач модернизации оборудования. Использование научно-технического потенциала внешней системы технического развития предлагается ряд моделей распространения технологических новшеств: > двухэтапная модель — ранние новаторы (предприятия, > «инфекционная» модель — нововведение получает 318 распространение благодаря наличию взаимосвязей между потребителями новшеств. Динамика восприятия данного новшества в группе взаимосвязанных предприятий (его потенциальных потребителей) может быть описана S-образной кривой (кривой «диффузии нововведений»), Эта модель представляет собой рыночный аналог широко известной отечественной модели распространения передового опыта; > модель «ведущего пользователя» — нововведение первым внедряет предприятие, способное более полно выявить возможности новой техники, что способствует ускорению его распространения. В отечественной практике в роли ведущего пользователя выступало головное предприятие, которое являлось «ранним новатором» и распространяло свой опыт внедрения среди других предприятий отрасли. Таким образом, дореформенные аналоги этих моделей достаточно широко известны специалистам промышленности и могут быть адаптированы к рыночным условиям.
Рассматриваемые модели отражают процесс распространения нововведений с момента, когда новшество уже представлено на рынке. При этом роль потребителя в разработке технологического нововведения пассивна и ограничивается рамками маркетинга фирмы-производителя: его мнения выясняются при изучении рыночного спроса. Потребитель, не воспринявший направление, предложенное поставщиком, будет исключен из числа возможных клиентов, так как не попадает в нишу интересов предприятия-производителя. Цикл нововведения на предприятии ограничивается в этом случае стадиями: получение информации о наличии новшества, анализ свойств и отбор по определенным критериям, внедрение новшества, дальнейшее развитие внутри внедрившего предприятия. Ведущими факторами успешности использования внешней системы научно-технического развития являются: S наличие высокоразвитой научно-производственной базы, способной осуществить создание перспективных технологических систем и технологических процессов, иначе говоря — конкурентоспособной отрасли, производящей новую технику; •S отсутствие монополии предприятия-производителя новой 319 техники; •f активное воздействие предприятия-потребителя новой техники на предприятие-производителя на этапах создания и освоения новшества; S активное поведение предприятия-потребителя новой техники на рынке нововведений в соответствии с выработанной им стратегией научно-технического развития. При выборе и организации внешних каналов научно технического развития, возможно, руководствоваться несколькими взаимосвязанными стратегиями: Стратегия мобилизации внешнего научно-технического потенциала в форме подрядных НИОКР и организации научно-технической кооперации. Эта стратегия тесно увязывается со стратегией формирования собственной программы НИОКР. Может быть также сформирована более широкая программа: собственные НИОКР, разработки в кооперации с внешними организациями, подрядные НИОКР. Основными задачами управления в этой стратегии являются: выбор подрядчика и организация научно-технической кооперации; координация и научно-техническая экспертиза разработок; организация внедрения разработок. Стратегия мобилизации внешних технологических ресурсов: > покупка лицензий (простых, исключительных, полных) и > покупка технологического оборудования и инженерных > привлечение инвестиций. При реализации данной стратегии предприятие осуществляет управление лицензированием и другими формами научно-технического обмена (определение класса лицензии, организация конкурса лицензий, заключение соглашения, контроль выполнения обязательств и т. д.). Так как многие зарубежные фирмы продают лицензии и осуществляют поставки устаревших технологий, должна осуществляться тщательная экспертиза предложений по лицензиям, поставкам, услугам, инвестициям. Для реализации такой стратегии потребуется комплексное изучение рынка товаров и рынка технологий, отбор перспективных технологий, определение условий
320 лицензирования и организация внедрения нововведений. Стратегия межотраслевого и внутриотраслевого научно-технического обмена: заказы на разработку новых и покупка готовых технологий, оборудования и ноу-хау, а также покупка предприятий. Делая заказы на новые разработки, предприятия ориентируются на решение задач отдаленной перспективы, а покупая готовые технологии — на решение среднесрочных задач. Основными задачами управления при реализации данной стратегии являются: выдвижение социально-экономических требований к новым технологиям, поиск и отбор разработчиков и поставщиков, научно-техническая экспертиза проектов, испытания разрабатываемых образцов продукции и технологических систем. Таким образом, концепция формирования конкурентоспособного потенциала промышленных предприятий включает: использование общих методологических подходов и принципов к процессу стратегического управления инновационным развитием; обоснование применения инструментария модернизации предприятий. Инновационный потенциал промышленного предприятия представлен как взаимодействие различных элементов, каждый из которых характеризует возможности предприятия, имеет внутреннюю структуру и особенности. Стратегическое управление инновационным потенциалом осуществляется на основе использования общих и специальных функций менеджмента, среди которых выделяется функция диагностики. Реализация этой функции предполагает оценку элементов, образующих инновационный потенциал и его интегральную.оценку, а также анализ синергизма элементов. Реализация концепции достигается на основе создания механизма управления инновационным потенциалом промышленного предприятия, действие которого направлено на стратегическое проектирование и реализацию стратегий развития. Концепция стратегического управления инновационным потенциалом промышленных предприятий постоянно адаптируется к состоянию внешней среды предприятия. 321 Практикум к модулю 4. Тесты. 1. Оперативный план инвестиционной деятельности а) бюджет реализации инвестиционного проекта б) календарный план реализации инвестиционного проекта в) бизнес-план г) инвестиционный проект 2. Вероятность возникновения неблагоприятных финансовых а) проектный риск б) политический риск в) хозяйственный риск г) инфляционный риск 3. Проектный риск, независящий от деятельности предприятия, а) прогнозируемый проектный риск б) непрогнозируемый проектный риск в) систематический проектный риск г) несистематический проектный риск 4. Инвестиционная политика, часть общей инвестиционной а) политика управления реальными инвестициями б) политика управления финансовыми инвестициями в) политика формирования инвестиционных ресурсов 322 г) инновационная политика 5. Целенаправленно сформированная совокупность финансовых а) инвестиционная программа б) инвестиционный портфель в) инвестиционная стратегия г) инвестиционная политика 6. Инвестиционный портфель, сформированный по критерию а) портфель дохода б) портфель роста в) агрессивный портфель г) консервативный портфель 7. Инвестиционный портфель, сформированный по критерию а) портфель дохода б) портфель роста в) агрессивный портфель г) консервативный портфель 8. Инвестиционный портфель, сформированный по критерию а) портфель дохода б) портфель роста в) агрессивный портфель г) консервативный портфель 323 9. Инвестиционный портфель, сформированный по критерию а) портфель дохода б) портфель роста в) агрессивный портфель г) консервативный портфель 10. Инвестиционный портфель, в котором удельные веса а) портфель с фиксированной структурой активов б) портфель с гибкой структурой активов в) моноцелевой портфель г) полицелевой (комбинированный) портфель 11. Инвестиционный портфель, в котором удельные веса а) портфель с фиксированной структурой активов б) портфель с гибкой структурой активов в) моноцелевой портфель г) полицелевой (комбинированный) портфель 12. Инвестиционный портфель, в котором все входящие в его а) портфель с фиксированной структурой активов б) портфель с гибкой структурой активов в) моноцелевой портфель г) полицелевой (комбинированный) портфель 13. Инвестиционный портфель, который предусматривает 324 его формирования, - это: а) портфель с фиксированной структурой активов б) портфель с гибкой структурой активов в) моноцелевой портфель г) полицелевой (комбинированный) портфель 14. Портфель дохода - это: а) инвестиционный портфель, сформированный по критерию б) инвестиционный портфель, сформированный по критерию в) инвестиционный портфель, сформированный по критерию г) инвестиционный портфель, сформированный по критерию 15. Портфель роста - это: а) инвестиционный портфель, сформированный по критерию б) инвестиционный портфель, сформированный по критерию в) инвестиционный портфель, сформированный по критерию г) инвестиционный портфель, сформированный по критерию 325 минимизации уровня инвестиционного риска 16. Агрессивный портфель - это: а) инвестиционный портфель, сформированный по критерию б) инвестиционный портфель, сформированный по критерию в) инвестиционный портфель, сформированный по критерию г) инвестиционный портфель, сформированный по критерию 17. Консервативный портфель -это: а) инвестиционный портфель, сформированный по критерию б) инвестиционный портфель, сформированный по критерию в) инвестиционный портфель, сформированный по критерию г) инвестиционный портфель, сформированный по критерию 18. Обоснование и реализация управленческих решений, 326 направленности сформированного портфеля по параметрам его доходности, риска и ликвидности путем замены отдельных его инструментов, - это: а) формирование инвестиционного портфеля б) оперативное управление реструктуризацией в) оценка эффективности инвестиционного портфеля г) контроль инвестиционного портфеля 19. Юридическое лицо, которое от своего имени выпускает а) инвестор б)кредитор в) эмитент г) подрядчик 20. Ценная бумага без установленного срока обращения, которая а) акция б) облигация в) сберегательный сертификат г) инвестиционный сертификат 21. Акция, дающая право на участие в управлении акционерным а) простая акция б) привилегированная акция в) все виды акций 22. Акция, обеспечивающая стабильный доход в виде заранее 327 а) простая акция б) привилегированная акция в) все виды акций 23. Ценная бумага, свидетельствующая о внесении ее а) простая акция б) привилегированная акция в) облигация г) инвестиционный сертификат 24. Ценная бумага, выпускаемая инвестиционным фондом или а) простая акция б) привилегированная акция в) облигация г) инвестиционный сертификат 25. Акция - это а) ценная бумага без установленного срока обращения, которая б) ценная бумага, свидетельствующая о внесении ее владельцем в) ценная бумага, выпускаемая инвестиционным фондом или 328 г) письменное свидетельство банка о депонировании денежных средств, которое подтверждает право вкладчика на получение после окончания установленного срока депозита и процента по нему 26. Облигация - это а) ценная бумага без установленного срока обращения, которая б) ценная бумага, свидетельствующая о внесении ее владельцем в) ценная бумага, выпускаемая инвестиционным фондом или г) письменное свидетельство банка о депонировании денежных 27. Инвестиционный сертификат - это а) ценная бумага без установленного срока обращения, которая б) ценная бумага, свидетельствующая о внесении ее владельцем в) ценная бумага, выпускаемая инвестиционным фондом или 329 г) письменное свидетельство банка о депонировании денежных средств, которое подтверждает право вкладчика на получение после окончания установленного срока депозита и процента по нему 28. Инвестиционные ресурсы, характеризующие общую а) собственные инвестиционные ресурсы б) заемные инвестиционные ресурсы в) привлеченные инвестиционные ресурсы 29. Инвестиционные ресурсы, привлекаемые предприятием для а) собственные инвестиционные ресурсы б) заемные инвестиционные ресурсы в) привлеченные инвестиционные ресурсы 30. Инвестиционные ресурсы, привлекаемые предприятием для а) собственные инвестиционные ресурсы б) заемные инвестиционные ресурсы в) привлеченные инвестиционные ресурсы ресурсы предприятия могут 31. Инвестиционные формироваться: а) в денежной форме б) в материальной форме в) в нематериальной форме г) все ответы верны 32. Инвестиционная политика, часть общей инвестиционной стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его инвестиционной деятельности и 330 выборе наиболее эффективных форм привлечения заемного капитала из различных источников для осуществления инвестиций, - это: а) политика управления реальными инвестициями б) политика управления финансовыми инвестициями в) политика формирования инвестиционных ресурсов г) политика снижения инвестиционного риска 33. Показатель эффективности инвестиционной деятельности а) чистый приведенный доход (эффект) б) индекс рентабельности инвестиций в) норма внутренней рентабельности проекта г) период окупаемости проекта 34. Показатель эффективности инвестиционной деятельности а) чистый приведенный доход (эффект) б) индекс рентабельности инвестиций в) норма внутренней рентабельности проекта г) период окупаемости проекта 35. Показатель эффективности инвестиционной деятельности а) чистый приведенный доход (эффект) б) индекс рентабельности инвестиций в) норма внутренней рентабельности проекта г) период окупаемости проекта 331
36. Безопасность, призванная обеспечить защищенность, как а) геобиофизическая безопасность б) техногенная безопасность в) социальная безопасность 37. Безопасность, призванная обеспечить защиту а) геобиофизическая безопасность б) техногенная безопасность в) социальная безопасность 38. Безопасность, призванная обеспечить защиту от а) геобиофизическая безопасность б) техногенная безопасность в) социальная безопасность 39. Теоретическое обоснование последовательности а) механизм обеспечения экономической безопасности б) стратегия экономической безопасности в) концепция экономической безопасности 40. Состояние защищенности государственного суверенитета, а) национальная безопасность б) национальная экономическая безопасность в) стратегия обеспечения национальной безопасности г) стратегия обеспечения национальной экономической 332 безопасности 41. Система показателей регионального развития, а) экономическая безопасность региона б) концепция экономической безопасности региона в) социально-экономические ориентиры развития региона г) показатели экономической безопасности региона 42. Научное обоснование совокупности идей, целей и способов а) мониторинг экономической безопасности региона б) концепция экономической безопасности региона в) социально-экономические ориентиры развития региона г) показатели экономической безопасности региона 43. Состояние корпоративных ресурсов и предпринимательских а) экономическая безопасность предприятия б) информационная безопасность предприятия в) национальная безопасность г) национальная экономическая безопасность 44. Функциональная составляющая экономической безопасности а) финансовая б) интеллектуальная 333
45.Функциональная составляющая экономической безопасности предприятия, обеспечивающая высокий уровень квалификации персонала и его интеллектуального потенциала, надлежащей эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок предприятия, - это: а) технико-технологическая б) интеллектуальная и кадровая в) информационная г) политико-правовая 46. Функциональная составляющая экономической безопасности а) финансовая б) технико-технологическая в) информационная 47. Функциональная составляющая экономической безопасности а) финансовая б)силовая в) информационная г) политико-правовая 48. Функциональная составляющая экономической безопасности а) финансовая б) интеллектуальная и кадровая в) информационная 334 г) политико-правовая 49. Функциональная составляющая экономической безопасности а) финансовая б) интеллектуальная и кадровая г) политико-правовая 50. Изменение стратегических целей деятельности предприятия а) адаптивная реакция б) процесс адаптации в) концепция экономической безопасности г) направления экономической безопасности 51. Процесс внесения изменений в функционирование а) адаптивная реакция б) процесс адаптации в) концепция экономической безопасности г) направления экономической безопасности 52. Осуществление организационно-экономических, правовых, а) реструктуризация предприятия б) санация предприятия в) перепрофилирование предприятия 335 53. Комплекс последовательных взаимосвязанных мероприятий а) реструктуризация предприятия б) санация предприятия в) перепрофилирование предприятия 54. Связанная с нехваткой активов в ликвидной форме а)санация б) ба
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|