T – критерий Стьюдента для независимых выборок
t = , где х1 - среднее арифметическое значение 1-й выборки; - дисперсия 1-й выборки; n1 – объем первой выборки (количество индивидуальных значений в первой выборке); число степеней свободы: n = n1 + n2 – 2
t – критерий Стьюдентадля зависимых выборок t = ,
где d – разность между результатами в каждой паре (d=хпосле-хдо); n – число пар данных (объем выборки). число степеней свободы: n = n – 1 или , где - среднее значение сдвигов. Оценка достоверности различий выборочной средней В некоторых случаях значение генеральной средней известно, например оно может быть получено в процессе стандартизации психодиагностического теста с помощью весьма большой по объему, в несколько тысяч испытуемых, выборки стандартизации. Для этой цели используется формула: Где - ошибка репрезентативности для генерального среднего; - выборочное среднее; μ – генеральное среднее; ошибка репрезентативности n - объем выборки; число степеней свободы n = n – 1, Например, в тесте Векслера, измеряющем уровень умственного развития, среднее значение генерального среднего =100.
F- критерий Фишера Назначение. Определение достоверности или недостоверности различия двух выборочных дисперсий в сравниваемых выборках. Критерий Фишера позволяет сравнивать величины выборочных дисперсий двух рядов наблюдений. Для вычисления Fэмп нужно найти отношение дисперсий двух выборок, причем так, чтобы большая по величине дисперсия находилась бы в числителе, а меньшая – в знаменателе.
df1 – число степеней свободы, df1 = n1 -1 n1 – объем первой выборки (). df2 – число степеней свободы, df2 = n2 -1 n2 – объем второй выборки (). Если выборки взяты из одной генеральной совокупности или из разных совокупностей с одинаковыми генеральными дисперсиями, то подтверждается нулевая гипотеза.
Примеры решения задач Критерий Стьюдента для независимых выборок. Задача. Рассмотрим задачу раздела 4, которая ранее была решена по критерию Манна-Уитни. Исследование социального интеллекта студентов специальности информатика проводилось по тесту Гилфорда-Салливена. Достоверно ли различие между средними значениями показателей социального интеллекта студентов первого и четвертого курса. Результаты исследования социального интеллекта (SQ) у студентов первого курса: 35, 18, 26, 29, 33, 31, 25, 27, 31, 33. Результаты исследования социального интеллекта (SQ) у студентов четвертого курса: 29, 33, 31, 30, 36, 31, 35, 28, 26, 30, 38. Решение. Решение задачи при помощи критерия Стьюдента для независимых выборок. Гипотезы: Н0: Среднее значение социального интеллекта студентов четвертого курса не выше среднего значения социального интеллекта студентов первого курса Н1: Среднее значение социального интеллекта студентов четвертого курса выше среднего значения социального интеллекта студентов первого курса
Эмпирическое значение критерия вычисляется по формуле: , где, и - средние арифметические значения для первой и второй выборок соответственно; и - дисперсии первой и второй выборок соответственно; n1 и n2 – объем первой выборки (количество индивидуальных значений в первой выборке) и второй выборки; Среднее арифметическое значение вычислим по формуле:
В исследовании приняло участие 10 студентов первого курса (n1=10) и одиннадцать студентов четвертого курса (n2=11). Среднее арифметическое значение социального интеллекта у студентов первого курса , у студентов четвертого курса . Так как, n<30, выборочную дисперсию вычислим по формуле:
Дисперсия для первой выборки (студенты первого курса), , дисперсия для второй выборки (студенты второго курса), .
Вычислим эмпирическое значение критерия Число степеней свободы: n = n1 + n2 – 2 = 10 + 11 – 2 = 19 По таблице Приложения определим критические значения. Для уровня статистической значимости р=0,05 критическое значение критерия t0,05=2,09, для уровня статистической значимости р=0,01 критическое значение критерия t0,01= 2,86. На этапе принятия решения рассматривается абсолютная величина эмпирического критерия, то есть знак не учитывается. Тэмп=1,45. Сопоставив значения, мы можем заключить, что рэмп>0,05, следовательно, мы не можем отклонить нулевую гипотезу. Результаты исследования представим наглядно.
Статистический вывод: так как уровень статистической значимости эмпирического значения критерия рэмп>0,05, мы принимаем нулевую гипотезу - Н0. Психологический вывод: Социальный интеллект студентов четвертого курса не выше социального интеллекта первого курса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|