Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы




 

№ 6.1. В рамках дипломного проекта изучались особенности профессионально важных качеств. Выборку составили студенты первого и четвертого курсов специальности «профессиональное образование» в количестве 62 человек. В таблице представлены результаты исследования таких показателей как: эмпатия, личностный эгоцентризм, толерантность, рефлексивность, общительность, уровень социального интеллекта студентов.

 

№ п/п 1 курс 4 курс
эмпатия эго толерантность рефлексивность Прогн. способн. общительность соц инт эмпатия эго толерантность рефлексивность прогн. способн. общительность соц инт
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

Выявить по каким показателям наблюдаются статистически достоверные различия. Однородны ли сравниваемые выборки?

№6.2. В тесте Векслера, измеряющем уровень умственного развития, значение генерального среднего μ=100. В выборке из 25 человек получено выборочное среднее хср=114 и стандартное отклонение σ=16. Достоверно ли отличие генерального среднего и выборочного?

№ 6.3. На группе из 30 добровольцев – студентов и студенток, курящих обычные сигареты, но не марихуану, - был проведен опыт по изучению глазодвигательной координации. Задача испытуемых заключалась в том, чтобы поражать предъявляемые на дисплее движущиеся мишени, манипулируя подвижным рычагом. Каждому испытуемому были предъявлены 10 последовательностей из 25 мишеней.

Для того чтобы установить исходный уровень, рассчитывали среднее число попаданий из 25, а также среднее время реакций для 250 попыток. Далее группа была разделена на две подгруппы как можно более равным образом. Семь девушек и восемь юношей из контрольной группы получили сигарету с обычным табаком и сушеной травой, дым от которой напоминал по запаху дым марихуаны. В отличии от этого семь девушек и восемь юношей из опытной (экспериментальной) группы получили сигарету с табаком и марихуаной. Выкурив сигарету, каждый испытуемый снова был подвергнут тесту на глазодвигательную координацию. В таблицах представлены средние результаты.

 

Результативность испытуемых контрольной и опытной группы (среднее число пораженных мишеней из 25 в 10 сериях испытаний)

Контрольная группа Опытная группа
Испытуемые До (фон) После Испытуемые До (фон) После
Девушки       Девушки      
           
           
           
           
           
           
Юноши       Юноши      
           
           
           
           
           
           
           

Время реакции испытуемых контрольной и опытной группы

(среднее время 1/10 с. в серии из 10 испытаний)

Контрольная группа Опытная группа
Испытуемые До (фон) После Испытуемые До (фон) После
Девушки       Девушки      
           
           
           
           
           
           
Юноши       Юноши      
           
           
           
           
           
           
           

 

Провести первичную обработку результатов: определить меры центральной тенденции, меры изменчивости.

Определить в какой из групп, контрольной или опытной, наименьшая индивидуальная изменчивость результатов.

Проверить, однородны ли сравниваемые выборки.

Можно ли сравнивать выборочные средние двух групп?

Определить достоверно ли различие между фоновыми уровнями контрольной и опытной группой.

Определить достоверно ли различие между контрольной и опытной группой до воздействия. Определить достоверно ли различие между контрольной и опытной группой после воздействия


7. ВЫЯВЛЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПРИЗНАКА

 

В психолого-педагогических исследованиях часто возникает задача сравнения распределений значения признака. Например, изменилась ли успеваемость школьников после введения новой программы обучения. Представив процентное распределение оценок до и после внедрения новой программы, мы сталкиваемся с задачей, а достоверно ли наблюдаемое изменение. Мы решаем задачу сравнения двух эмпирических распределений. Кроме необходимости сопоставления двух или нескольких эмпирических распределений признака между собой, часто возникает задача сопоставления эмпирического распределения признака с теоретическим.

Для решения данного круга задач часто применяют критерии c2 – Пирсона или l - Колмогорова – Смирнова.

 

Критерий c2 – критерий Пирсона

Критерий c2 –Пирсона один из критериев, который наиболее часто применяют в психолого-педагогических исследованиях.

Данный критерий часто применяют для сопоставления распределений: эмпирического распределения с теоретическим (равномерным, нормальным и т.д.); сопоставления двух и более эмпирических распределений одного и того же признака друг с другом. Критерий используется также для определения взаимосвязей между признаками в таблицах сопряженности.

Исходные данные могут быть представлены в любой шкале, начиная со шкалы наименований. Выборки должны быть случайными и независимыми. Желательно, чтобы объем выборки был ≥20, с увеличением объема выборки точность критерия повышается. Теоретическая частота для каждого выборочного интервала не должна быть меньше 5.

Формула расчета эмпирического значения критерия:

c2 = ,

где fэj – j-е значение эмпирической частоты (наблюдаемой);

fT – теоретическая частота (расчетная);

k – количество разрядов признака.

Количество разрядов признака – это возможные значения признака. Например, если мы сопоставляем распределения оценок, то разряды – это значения, которые может принимать оценка: «неудовлетворительно, «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Таким образом, разрядов четыре, k=4.

При сопоставлении эмпирического распределения с равномерным (теоретическим) распределением теоретические частоты рассчитываются по формуле:

Где, n – общее количество наблюдений;

k- количество разрядов признака.

При сопоставлении двух или более эмпирических распределений, теоретическая частота определяется для каждого значения эмпирической частоты:

 
 

Для удобства рекомендуется расчеты эмпирических частот представлять в таблице. Частоты встречаемости различных значений мы можем обозначить буквами.

Для нахождения критических значений критерия - cкр, определяют число степеней свободы:

n = (k – 1)·(c - 1)

где, с – количество сравниваемых распределений;

k – количество разрядов признака

Для четырехклеточных матриц с общим числом испытуемых не более тридцати при расчетах величины c2 рекомендуется вводить поправку Йетса на непрерывность. Поправка заключается в уменьшении разности между эмпирической и теоретической частотами, взятой по абсолютной величине, на 0,5 для каждой клетки таблицы:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...