Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Н – критерий Крускала-Уоллиса




 

Критерий применяется для оценки различий по степени выраженности исследуемого признака, если выборок три и более.

Составляются ненаправленные гипотезы.

Эмпирическое значение критерия вычисляется по формуле:

где N - общее количество испытуемых в объединенной выборке;

nj - количество испытуемых в j -ой группе;

Tj - суммы рангов в j -ой группе;

k – количество выборок (групп).

Алгоритм вычисления Нэмп подобен алгоритму критерия Манна-Уитни. Ранжирование осуществляется по единой выборке, составленной из первичных данных всех групп.

При количестве групп с>3 или количестве испытуемых n1,n2,n3>5, критические значения определяются по таблице для критерия χ2-Пирсона. Число степеней свободы определяется по формуле: ν=с-1. Где с -количество выборок.

 

 

S – критерий Джонкира

Критерий предназначен для выявления тенденций изменения признака при сопоставлении от трех до шести выборок.

Выборки должны быть одинаковы по объему и упорядочены в порядке возрастания среднего значения признака. Если число данных в каждой выборке различно, то следует случайным образом уравнять выборки. Количество элементов в каждой выборке не менее двух и не более 10.

Составляются направленные гипотезы.

Эмпирическое значение критерия вычисляется по формуле:

Sэмп=2A-B

Сумма инверсий определяется по формуле: А = ,

где, Si -равно количеству значений справа, превышающих i–е значение по величине.

В - максимально возможное количество превышающих значений, которое мы получили бы, если бы все значения справа были выше значений слева:

с - количество столбцов (сопоставляемых групп);

n - количество наблюдений в каждом столбце (группе).

 

Примеры решения задач

Критерий Манна-Уитни

Используя тестГилфорда-Салливена исследователь определил показатели социального интеллекта у двух групп студентов. В исследовании приняли участие десять студентов первого курса и одиннадцать студентов четвертого курса специальности информатика. Результаты исследования социального интеллекта (SQ) у студентов первого курса: 35, 18, 26, 29, 33, 31, 25, 27, 31, 33. Результаты исследования социального интеллекта (SQ) у студентов четвертого курса: 29, 33, 31, 30, 36, 31, 35, 28, 26, 30, 38.

Определить достоверно ли различие по уровню социального интеллекта между студентами первого и четвертого курса.

Решение.

Для решения выбираем критерий Манна-Уитни.

Гипотезы:

Н0: Социальный интеллект студентов четвертого курса не выше социального интеллекта студентов первого курса

Н1: Социальный интеллект студентов четвертого курса выше социального интеллекта студентов первого курса

 

Эмпирическое значение критерия вычисляется по формуле:

 

где n1 - количество испытуемых в первой выборке;

n2 - количество испытуемых во второй выборке;

Tx – большая из двух ранговых сумм;

nx – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

 

По условию задачи, в исследовании приняло участие 10 студентов первого курса (n1=10) и одиннадцать студентов четвертого курса (n2=11).

Для определения Tx переводим индивидуальные значения социального интеллекта в ранговые. Для этого из данных двух выборок составляем единый вариационный ряд, который содержит 21 значение (n1+ n2=10+11=21). Данные этого ряда ранжируем. Правило ранжирования представлено в разделе «измерение в психологии».

Результаты ранжирования представлены в таблице.

 

Результаты ранжирования

 

№ п/п SQ (социальный интеллект) ранг
     
     
    3,5
    3,5
     
     
    7,5
    7,5
    9,5
    9,5
    12,5
    12,5
    12,5
    12,5
     
     
     
    18,5
    18,5
     
     
Сумма рангов    

 

Проверим правильность ранжирования. В ранжируемом вариационном ряду 21 значение, N=21. Общая сумма рангов равна 231.

По формуле для проверки правильности ранжирования она также равна 231.

 

= = 231

Суммы рангов, полученные путем сложения и рассчитанные по формуле, совпадают. Следовательно, ранги проставлены правильно.

Ранги записываются в исходной таблице рядом с индивидуальными значениями.

Подсчитывается сумма рангов для каждой группы: T1 и T2.

 

№ п/п Студенты 1 курса Студенты 4 курса
социальный интеллект, SQ Ранг, R социальный интеллект, SQ Ранг, R
    18,5   7,5
         
    3,5   12,5
    7,5   9,5
         
    12,5   12,5
        18,5
         
    12,5   3,5
        9,5
         
Сумма рангов   94,5   136,5

 

Сумма рангов по выборке студентов первого курса Т1=94,5. Сумма рангов по выборке студентов четвертого курса Т2=136,5.

Общая сумма рангов Т12=94,5+136,5=231 совпадает с расчетной.

Из этих двух сумм определяется большая, ей присваивается обозначение – Тх. Большая сумма рангов у студентов четвертого курса, поэтому Тх=136,5. Так как, nx – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов, nx=11.

Рассчитаем эмпирическое значение критерия.

По таблице Приложения определим критические значения. Для уровня статистической значимости р=0,05 критическое значение критерия U0,05=31, для уровня статистической значимости р=0,01 критическое значение критерия U0,01= 22.

Результаты исследования представим наглядно.

 

 

Статистический вывод: так как рэмп>0,05 мы принимаем нулевую гипотезу - Н0.

Психологический вывод: социальный интеллект студентов четвертого курса не выше социального интеллекта студентов первого курса.

 

Задания для самостоятельной работы

№ 4.1. Определялся уровень субъективного контроля учеников одиннадцатых классов. В исследовании приняло участие 12 учеников гимназического класса и 13 учеников обычного класса. Можно ли утверждать, что уровень субъективного контроля у учащихся гимназического и обычного класса различен?

Гимназический класс: 20, 19, 27, 20, 25, 21, 19, 13, 15, 13, 22, 26.

Обычный класс: 15, 25, 25, 19, 29, 28, 23, 25, 28, 26, 16, 30, 30.

№ 4.2. В марте определялся уровень астенического состояния студентов медицинского училища. В исследовании принимали участие студенты первого и третьего курса (возраст от 17 до 21 года). В исследовании приняло участие 14 студентов первого курса и 12 студентов третьего курса. Можно ли утверждать, что астеническое состояние студентов первого курса превосходит астеническое состояние студентов третьего курса?

Показатели астенического состояния студентов первого курса: 61, 51, 52, 45, 43, 74, 47, 48, 50, 52, 57, 56, 68, 43.

Показатели астенического состояния студентов третьего курса: 63, 57, 64, 67, 44, 50, 42, 45, 40, 42, 45, 63.

 

№ 4.3. Уровень общей тревожности определялся у учеников седьмого класса средней школы в марте. Результаты исследования представлены в таблице.

 

№ п/п Мальчики Девочки Различаются ли мальчики и девочки по уровню общей тревожности?
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

№ 4.4. Можно ли утверждать, что уровень вербальной агрессии учеников девятого класса превосходит уровень вербальной агрессии учеников одиннадцатого класса? Уровень вербальной агрессии определялся по тесту Басса-Дарки.

 

Код ученика 9-й класс 11-й класс
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

№ 4.5. С целью определения уровня развития интеллектуальных процессов в младшем школьном возрасте, проведено тестирование школьников второго и третьего классов. В исследовании приняло участие 13 учеников второго класса и 14 учеников третьего класса. Можно ли утверждать, что уровень развития интеллектуальных процессов учеников третьего класса превосходит уровень развития интеллектуальных процессов учеников второго класса? Результаты исследования представлены в таблице.

 

2-й класс                            
3-й класс                            

 

№ 4.6. Школьная готовность двух подготовительных групп детского сада определялась по тесту Керна-Йерасека. Объем первой выборки – 14 детей, второй – 11 детей. Различаются ли эти две группы по уровню готовности к обучению в школе? Результаты исследования представлены в таблице.

 

Группа 1                            
Группа 2                            

№ 4.7. Для определения объема кратковременной зрительной памяти студентам был предложен ряд из двенадцати двузначных цифр для запоминания. В исследовании участвовали студенты первого курса техникума. Индивидуальные значения для студентов «экономистов» и «электриков» представлены в таблице. Можно ли утверждать, что уровень кратковременной зрительной памяти в одной из групп выше, чем в другой?

 

Код студента экономисты электрики
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

№ 4.8. С помощью теста Векслера исследовался уровень образного мышления детей посещающих детский сад. Дошкольникам предъявлялось 14 картинок. За каждый правильный ответ начислялся 1 балл. В таблице представлены полученные результаты. Можно ли утверждать, что одна из групп превосходит другую по уровню образного мышления?

 

№ п/п 5-6 лет 6-7 лет
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

№ 4.9. По методике Айзенка был определен показатель нейротизма подростков 14-15 лет. Показатели нейротизма в группах:

Девочки: 16, 14, 18, 11, 11, 19, 12, 11, 13, 16, 9, 13

Мальчики: 12, 10, 19, 15, 4, 9, 7, 11, 14, 5, 11, 9, 16

Можно ли утверждать, что в подростковом возрасте нейротизм мальчиков превосходит нейротизм девочек?

 

№ 4.10. Определялся уровень развития психических процессов у учащихся одиннадцатых классов - гимназического и обычного – по методике «Опросник для выявления общих способностей для учащихся 8-11 классов» (модификация В.Ф.Сафина).

Гимназический класс

Инициалы Общая активность (А) Эмоциональность (Э) Образная память (П) Воображение (Во) Саморегуляция (С) Воля (В) Аналитическое мышление (М) Уровень развития психических процессов
Е.О.                
Ш.Е.                
А.А.                
М.И.                
Р.Г.                
Б.И.                
Ф.И.                
С.И                
См.И                
Л.Т                

Обычный класс

Инициалы Общая активность (А) Эмоциональность (Э) Образная память (П) Воображение (Во) Саморегуляция (С) Воля (В) Аналитическое мышление (М) Уровень развития психических процессов
К.О.                
С.Л.                
Х.С.                
М.Р.                
И.Л.                
П.Н.                
М.А.                
Б.И.                
Н.И.                
П.А.                
В.Н.                
М.В                

Можно ли утверждать, что уровень развития психических процессов в гимназическом классе выше, чем в обычном?

 

№ 4.11. В дипломном исследовании Л.И.Киселева изучала взаимосвязь уровня самооценки и характеристик затрудненного общения. Выборку составили студенты индустриального колледжа в возрасте 16 лет. В таблице представлены сводные результаты по методике исследования самооценки личности и опроснику «Социально-психологические характеристики субъекта общения», для шкал ЭР (экспрессивно-речевые особенности) и СП (социально-перцептивные особенности). Более высокие значения по этим шкалам соответствуют более высокой оценке степени затруднений, которые испытывает субъект во взаимодействии.

 

№ участника заниженная самооценка адекватная самооценка завышенная самооценка
  ЭР СП ЭР СП ЭР СП
6,5 8,1 8,6 11,9     5,9 11,6 8,1 8,6   10,3 7,0 7,6 7,8   7,3 7,6 6,7 6,8 7,3 8,4 11,6 10,3 7,8 8,4 6,7 9,4 7,0 8,4 9,2 8,1 9,9 10,5 7,3 11,3
среднее 8,8 8,6 8,2 7,1 8,7 8,5

 

Построить графики, отражающие значение показателей «экспрессивно-речевые особенности» и «социально-перцептивные особенности» у студентов с разной самооценкой.

Определить, достоверно ли, что люди с адекватной самооценкой испытывают субъективно меньше затруднений во взаимодействии, чем люди с неадекватной самооценкой.

 

№ 4.12. Среди учеников 6, 8, 9, 10-х классов средней школы методом тестирования определялся уровень общительности.

Можно ли утверждать, что общительность в старших классах выше, чем в младших.

 

Код учащегося 6 класс 8 класс 9 класс 10 класс
         
         
         
         
         

№ 4.13. Решить задачу, обосновав выбор статистического критерия.

Для случайной выборки из 5 учеников каждой школы в таблице представлены результаты контрольного задания, содержащего 10 задач. Одинакова ли подготовленность по заданному предмету учеников пятых классов трех различных школ?

 

  Номер школы
№1 №2 №3
Результаты учеников      
     
     
     
     

5. ОЦЕНКА ДОСТОВЕРНОСТИ СДВИГА
В ЗНАЧЕНИЯХ ИССЛЕДУЕМОГО ПРИЗНАКА

Критерии, представленные в данном разделе предназначены для работы с зависимыми выборками.

Выборки называются зависимыми (связными), если процедура эксперимента и полученные результаты измерения некоторого свойства, проведенного на одной выборке, оказывают влияние на другую.

Примером зависимых выборок является группа, на которой дважды проводилось психологическое обследование (или группа в условиях «до» и «после» воздействия).

Типичные сдвиги - сдвиги, которые нам кажутся преобладающими.

Нетипичные сдвиги – сдвиги более редкого, противоположного направления.

 

G – критерий знаков

Критерий часто применяется для решения задачи выявления изменения признака. Применяется, если в исследовании два замера (чаще условие «до-после»).

Составляются ненаправленные гипотезы.

Алгоритм. Определить для каждой пары значений направление сдвига d=хпоследо. Подсчитать количество «положительных» (G+) и «отрицательных» (G-) сдвигов. Считать меньшее из двух вычисленных значений нетипичным, Gнетип.. Считать Gэмп= Gнетип. Сопоставить Gэмп с Gкр(n). Где n – общее количество сдвигов. При наличии нулевых сдвигов, общее количество сдвигов (n) меньше объема выборки.

 

Т – критерий Вилкоксона

Критерий применяется для решения задачи выявления изменения признака количественно измеренного. Применяется, если в исследовании два замера (чаще условие «до-после»). Данный критерий более мощный, чем критерий знаков, так как учитывает не только направление сдвига, но и его выраженность.

Для данного критерия составляются направленные гипотезы.

Эмпирическое значение критерия вычисляется по формуле:

где R-ранги, нетипичного направления сдвига

Алгоритм. 1)Определить для каждой пары значений направление и значение сдвига d=xпоследо. 2) Проранжировать ряд, полученный из абсолютных значений сдвигов (знак сдвига не учитывается, нулевой сдвиг не ранжируется).

3) Подсчитать суммы рангов: T+ = и T- =

где R+ – ранговые значения сдвигов с положительным знаком.

R- – ранговые значения сдвигов с отрицательным знаком.

4. Считать меньшую из двух ранговых сумм эмпирическим значением критерия (Tэмп). 5.Сопоставить Tэмп с Tкр(n). Где n – общее количество сдвигов. При наличии нулевых сдвигов, общее количество сдвигов (n) меньше объема выборки.

 

Критерий Фридмана

Критерий можно рассматривать как распространение критерия Вилкоксона на три и большее количество значений признака связной выборки испытуемых. Критерий не позволяет выявить направление изменений, позволяет лишь установить достоверность различий признака в разных условиях.

Составляются ненаправленные гипотезы.

Эмпирическое значение критерия рассчитывается по формуле:

=

При этом,

где с – количество условий;

n – объем выборки;

Tj – сумма рангов по j-му условию.

 

Ранжирование осуществляется по строкам, т.е. ранжируются индивидуальные значения испытуемого, полученные в разных условиях.

При общем количестве измерений с=3 и числе испытуемых от 2 до 9 критические значения определяются по таблице Приложения для критерия Фридмана. При общем количестве измерений с=4 и числе испытуемых от 2 до 4 критические значения определяются по таблице Приложения для критерия Фридмана.

При большем количестве измерений и/или испытуемых критические значения определяются по таблице для критерия χ2-Пирсона. Число степеней свободы определяется по формуле ν=с-1.

 

L – критерий Пейджа

Критерий применяется для сопоставления показателей измеренных в трех и более условиях на одной и той же выборке испытуемых.

Критерий позволяет выявить тенденции в изменении величин признака при переходе от условия к условию. Он не только констатирует различия, но и указывает на направление изменений.

Применим когда n≤12 (объем выборки) и количество замеров с≤6.

Составляются направленные гипотезы.

 

Ранжирование осуществляется по строкам, т.е. ранжируются индивидуальные значения участника исследования, полученные в разных условиях (по строке).

Эмпирическое значение критерия рассчитывается по формуле:

Lэмп = ,

где, Тj – сумма рангов по данному условию.

j – порядковый номер, приписанный данному условию в упорядоченной последовательности условий.

 

Выборки (условия) должны быть упорядочены в соответствии с суммой рангов по выборке. Выборке с меньшей ранговой суммой присваивается значение j=1.

 

Тест МакНемара

(данные представлены в дихотомической шкале)

 

Значения A и D определяются из таблицы сопряженности

 

    после
- +
до + А В
- С D

 

где A – количество человек имеющих: до «+» и «-» после;

B – количество человек имеющих: до «+» и «+» после;

C - количество человек имеющих: до «-» и «-» после;

D - количество человек имеющих: до «-» и «+» после;

 

По категории «до» - плюс обозначает проявление изучаемого показателя, или его высокое значение; минус – отсутствие проявления изучаемого показателя или его низкое значение. По категории «после» - «плюс» обозначает увеличение изучаемого показателя, «минус» – отсутствие изменения или уменьшение изучаемого показателя.

 

Примеры решения задач

Задача. Исследование социального интеллекта студентов специальности информатика проводилось по тесту Гилфорда-Салливена. Достоверно ли изменение социального интеллекта у студентов четвертого курса вследствие проведения тренинга коммуникативной компетентности? В таблице приведены результаты измерения.

 

№ п/п Значение социального интеллекта до тренинга Значение социального интеллекта после тренинга Сдвиг
      +2
      +6
      +3
      -3
      +1
       
      +4
      -2
      +3
      +4
      +1
      +5
      -1
       
      +6

 

Вариант 1. Для решения выбираем G-критерий знаков.

 

Гипотезы:

Н0: Тренинг коммуникативной компетентности не повлиял на значение социального интеллекта студентов

Н1: Тренинг коммуникативной компетентности повлиял на значение социального интеллекта студентов

 

Для каждой пары значений определить направление сдвига d = хпосле - хдо. Значение записать в таблицу.

Подсчитать количество положительных и отрицательных сдвигов. Количество «положительных» сдвигов десять, G+=10; количество «отрицательных» сдвигов три, G-=3.

Меньшее из двух значений считается нетипичным сдвигом (Gнетип.), поэтому Gнетип.=3.

Считать Gэмп= Gнетип=3.

Для принятия решения - выбора гипотезы - необходимо сопоставить Gэмп с Gкр(n), где n – общее количество сдвигов.

Общее количество сдвигов n=13, так как положительных сдвигов десять, отрицательных сдвигов три, нулевые сдвиги не учитываются.

По таблице определяем критические значения критерия при данном количестве сдвигов.

Для уровня статистической значимости р=0,05 критическое значение критерия G0,05=3, для уровня статистической значимости р=0,01 критическое значение критерия G0,01=1.

Результаты вычисления представим наглядно.

 

 

 

 

Статистический вывод: так как рэмп=0,05 нулевая гипотеза Н0 отклоняется и принимается альтернативная гипотеза на уровне статистической значимости р=0,05.

Психологический вывод: тренинг коммуникативной компетентности повлиял на социальный интеллект студентов (р=0,05).

 

Вариант 2. Для решения выбираем T-критерий Вилкоксона.

Гипотезы:

Н0: Показатель социального интеллекта после тренинга коммуникативной компетентности не выше, чем до тренинга

Н1: Показатель социального интеллекта после тренинга коммуникативной компетентности выше, чем до тренинга

 

Для каждой пары значений определить направление и значение сдвига d=xпоследо. Результат вычисления записывается в таблицу.

В соседний столбик записываются абсолютные значения сдвигов, то есть, знак не учитывается.

Полученный ряд ранжируется, при этом нулевой сдвиг не ранжируется.

Ранг числа записывается в следующий столбик

 

№ п/п Значение социального интеллекта до тренинга Значение социального интеллекта после тренинга Сдвиг, d Абсолютные величины сдвига Ранги абсолютных величин разностей
      +2   4,5
      +6   12,5
      +3    
      -3    
      +1    
          -
      +4   9,5
      -2   4,5
      +3    
      +4   9,5
      +1    
      +5    
      -1    
          -
      +6   12,5
сумма          

 

Проверим правильность ранжирования.

Сложим все ранги и подсчитаем сумму рангов: 4,5+12,5+7+7+2+9,5+4,5+7+9,5+2+11+2+12,5=91.

 

Подсчитаем сумму рангов по формуле:

 

Обе величины совпали, 91=91, следовательно, ранжирование проведено правильно.

Ориентируясь на знак сдвига, подсчитать суммы рангов соответствующие положительному направлению сдвигов T+ = и отрицательному направлению сдвигов T- = .

Где R+ – ранговые значения сдвигов с положительным знаком;

R- – ранговые значения сдвигов с отрицательным знаком.

T+ = =4,5+12+7+2+9,5+7+9,5+2+12+4,5=77,5

T- = =7+4,5+2=13,5

Эмпирическое значение критерия (Tэмп) соответствует меньшей из двух ранговых сумм, следовательно Tэмп=13,5.

Общее количество сдвигов n=13, так как десять положительных сдвигов и три отрицательных сдвига.

По таблице определяем критические значения критерия при данном количестве сдвигов. Для уровня статистической значимости р=0,05 критическое значение критерия Т0,05=21, для уровня статистической значимости р=0,01 критическое значение критерия Т0,01=12.

Результаты вычисления представим наглядно.

 

 

Статистический вывод: так как рэмп<0,05, нулевая гипотеза Н0 отклоняется и принимается альтернативная гипотеза на уровне статистической значимости р<0,05.

Психологический вывод: тренинг коммуникативной компетентности способствовал развитию социального интеллекта студентов (р<0,05).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...