Н – критерий Крускала-Уоллиса
Критерий применяется для оценки различий по степени выраженности исследуемого признака, если выборок три и более. Составляются ненаправленные гипотезы. Эмпирическое значение критерия вычисляется по формуле: где N - общее количество испытуемых в объединенной выборке; nj - количество испытуемых в j -ой группе; Tj - суммы рангов в j -ой группе; k – количество выборок (групп). Алгоритм вычисления Нэмп подобен алгоритму критерия Манна-Уитни. Ранжирование осуществляется по единой выборке, составленной из первичных данных всех групп. При количестве групп с>3 или количестве испытуемых n1,n2,n3>5, критические значения определяются по таблице для критерия χ2-Пирсона. Число степеней свободы определяется по формуле: ν=с-1. Где с -количество выборок.
S – критерий Джонкира Критерий предназначен для выявления тенденций изменения признака при сопоставлении от трех до шести выборок. Выборки должны быть одинаковы по объему и упорядочены в порядке возрастания среднего значения признака. Если число данных в каждой выборке различно, то следует случайным образом уравнять выборки. Количество элементов в каждой выборке не менее двух и не более 10. Составляются направленные гипотезы. Эмпирическое значение критерия вычисляется по формуле: Sэмп=2A-B Сумма инверсий определяется по формуле: А = , где, Si -равно количеству значений справа, превышающих i–е значение по величине. В - максимально возможное количество превышающих значений, которое мы получили бы, если бы все значения справа были выше значений слева: с - количество столбцов (сопоставляемых групп); n - количество наблюдений в каждом столбце (группе).
Примеры решения задач Критерий Манна-Уитни Используя тестГилфорда-Салливена исследователь определил показатели социального интеллекта у двух групп студентов. В исследовании приняли участие десять студентов первого курса и одиннадцать студентов четвертого курса специальности информатика. Результаты исследования социального интеллекта (SQ) у студентов первого курса: 35, 18, 26, 29, 33, 31, 25, 27, 31, 33. Результаты исследования социального интеллекта (SQ) у студентов четвертого курса: 29, 33, 31, 30, 36, 31, 35, 28, 26, 30, 38. Определить достоверно ли различие по уровню социального интеллекта между студентами первого и четвертого курса. Решение. Для решения выбираем критерий Манна-Уитни. Гипотезы: Н0: Социальный интеллект студентов четвертого курса не выше социального интеллекта студентов первого курса Н1: Социальный интеллект студентов четвертого курса выше социального интеллекта студентов первого курса
Эмпирическое значение критерия вычисляется по формуле:
где n1 - количество испытуемых в первой выборке; n2 - количество испытуемых во второй выборке; Tx – большая из двух ранговых сумм; nx – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
По условию задачи, в исследовании приняло участие 10 студентов первого курса (n1=10) и одиннадцать студентов четвертого курса (n2=11). Для определения Tx переводим индивидуальные значения социального интеллекта в ранговые. Для этого из данных двух выборок составляем единый вариационный ряд, который содержит 21 значение (n1+ n2=10+11=21). Данные этого ряда ранжируем. Правило ранжирования представлено в разделе «измерение в психологии». Результаты ранжирования представлены в таблице.
Результаты ранжирования
Проверим правильность ранжирования. В ранжируемом вариационном ряду 21 значение, N=21. Общая сумма рангов равна 231. По формуле для проверки правильности ранжирования она также равна 231.
= = 231 Суммы рангов, полученные путем сложения и рассчитанные по формуле, совпадают. Следовательно, ранги проставлены правильно. Ранги записываются в исходной таблице рядом с индивидуальными значениями. Подсчитывается сумма рангов для каждой группы: T1 и T2.
Сумма рангов по выборке студентов первого курса Т1=94,5. Сумма рангов по выборке студентов четвертого курса Т2=136,5. Общая сумма рангов Т1+Т2=94,5+136,5=231 совпадает с расчетной. Из этих двух сумм определяется большая, ей присваивается обозначение – Тх. Большая сумма рангов у студентов четвертого курса, поэтому Тх=136,5. Так как, nx – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов, nx=11. Рассчитаем эмпирическое значение критерия. По таблице Приложения определим критические значения. Для уровня статистической значимости р=0,05 критическое значение критерия U0,05=31, для уровня статистической значимости р=0,01 критическое значение критерия U0,01= 22. Результаты исследования представим наглядно.
Статистический вывод: так как рэмп>0,05 мы принимаем нулевую гипотезу - Н0. Психологический вывод: социальный интеллект студентов четвертого курса не выше социального интеллекта студентов первого курса.
Задания для самостоятельной работы № 4.1. Определялся уровень субъективного контроля учеников одиннадцатых классов. В исследовании приняло участие 12 учеников гимназического класса и 13 учеников обычного класса. Можно ли утверждать, что уровень субъективного контроля у учащихся гимназического и обычного класса различен?
Гимназический класс: 20, 19, 27, 20, 25, 21, 19, 13, 15, 13, 22, 26. Обычный класс: 15, 25, 25, 19, 29, 28, 23, 25, 28, 26, 16, 30, 30. № 4.2. В марте определялся уровень астенического состояния студентов медицинского училища. В исследовании принимали участие студенты первого и третьего курса (возраст от 17 до 21 года). В исследовании приняло участие 14 студентов первого курса и 12 студентов третьего курса. Можно ли утверждать, что астеническое состояние студентов первого курса превосходит астеническое состояние студентов третьего курса? Показатели астенического состояния студентов первого курса: 61, 51, 52, 45, 43, 74, 47, 48, 50, 52, 57, 56, 68, 43. Показатели астенического состояния студентов третьего курса: 63, 57, 64, 67, 44, 50, 42, 45, 40, 42, 45, 63.
№ 4.3. Уровень общей тревожности определялся у учеников седьмого класса средней школы в марте. Результаты исследования представлены в таблице.
№ 4.4. Можно ли утверждать, что уровень вербальной агрессии учеников девятого класса превосходит уровень вербальной агрессии учеников одиннадцатого класса? Уровень вербальной агрессии определялся по тесту Басса-Дарки.
№ 4.5. С целью определения уровня развития интеллектуальных процессов в младшем школьном возрасте, проведено тестирование школьников второго и третьего классов. В исследовании приняло участие 13 учеников второго класса и 14 учеников третьего класса. Можно ли утверждать, что уровень развития интеллектуальных процессов учеников третьего класса превосходит уровень развития интеллектуальных процессов учеников второго класса? Результаты исследования представлены в таблице.
№ 4.6. Школьная готовность двух подготовительных групп детского сада определялась по тесту Керна-Йерасека. Объем первой выборки – 14 детей, второй – 11 детей. Различаются ли эти две группы по уровню готовности к обучению в школе? Результаты исследования представлены в таблице.
№ 4.7. Для определения объема кратковременной зрительной памяти студентам был предложен ряд из двенадцати двузначных цифр для запоминания. В исследовании участвовали студенты первого курса техникума. Индивидуальные значения для студентов «экономистов» и «электриков» представлены в таблице. Можно ли утверждать, что уровень кратковременной зрительной памяти в одной из групп выше, чем в другой?
№ 4.8. С помощью теста Векслера исследовался уровень образного мышления детей посещающих детский сад. Дошкольникам предъявлялось 14 картинок. За каждый правильный ответ начислялся 1 балл. В таблице представлены полученные результаты. Можно ли утверждать, что одна из групп превосходит другую по уровню образного мышления?
№ 4.9. По методике Айзенка был определен показатель нейротизма подростков 14-15 лет. Показатели нейротизма в группах: Девочки: 16, 14, 18, 11, 11, 19, 12, 11, 13, 16, 9, 13 Мальчики: 12, 10, 19, 15, 4, 9, 7, 11, 14, 5, 11, 9, 16 Можно ли утверждать, что в подростковом возрасте нейротизм мальчиков превосходит нейротизм девочек?
№ 4.10. Определялся уровень развития психических процессов у учащихся одиннадцатых классов - гимназического и обычного – по методике «Опросник для выявления общих способностей для учащихся 8-11 классов» (модификация В.Ф.Сафина).
Гимназический класс
Обычный класс
Можно ли утверждать, что уровень развития психических процессов в гимназическом классе выше, чем в обычном?
№ 4.11. В дипломном исследовании Л.И.Киселева изучала взаимосвязь уровня самооценки и характеристик затрудненного общения. Выборку составили студенты индустриального колледжа в возрасте 16 лет. В таблице представлены сводные результаты по методике исследования самооценки личности и опроснику «Социально-психологические характеристики субъекта общения», для шкал ЭР (экспрессивно-речевые особенности) и СП (социально-перцептивные особенности). Более высокие значения по этим шкалам соответствуют более высокой оценке степени затруднений, которые испытывает субъект во взаимодействии.
Построить графики, отражающие значение показателей «экспрессивно-речевые особенности» и «социально-перцептивные особенности» у студентов с разной самооценкой. Определить, достоверно ли, что люди с адекватной самооценкой испытывают субъективно меньше затруднений во взаимодействии, чем люди с неадекватной самооценкой.
№ 4.12. Среди учеников 6, 8, 9, 10-х классов средней школы методом тестирования определялся уровень общительности. Можно ли утверждать, что общительность в старших классах выше, чем в младших.
№ 4.13. Решить задачу, обосновав выбор статистического критерия. Для случайной выборки из 5 учеников каждой школы в таблице представлены результаты контрольного задания, содержащего 10 задач. Одинакова ли подготовленность по заданному предмету учеников пятых классов трех различных школ?
5. ОЦЕНКА ДОСТОВЕРНОСТИ СДВИГА Критерии, представленные в данном разделе предназначены для работы с зависимыми выборками. Выборки называются зависимыми (связными), если процедура эксперимента и полученные результаты измерения некоторого свойства, проведенного на одной выборке, оказывают влияние на другую. Примером зависимых выборок является группа, на которой дважды проводилось психологическое обследование (или группа в условиях «до» и «после» воздействия). Типичные сдвиги - сдвиги, которые нам кажутся преобладающими. Нетипичные сдвиги – сдвиги более редкого, противоположного направления.
G – критерий знаков Критерий часто применяется для решения задачи выявления изменения признака. Применяется, если в исследовании два замера (чаще условие «до-после»). Составляются ненаправленные гипотезы. Алгоритм. Определить для каждой пары значений направление сдвига d=хпосле-хдо. Подсчитать количество «положительных» (G+) и «отрицательных» (G-) сдвигов. Считать меньшее из двух вычисленных значений нетипичным, Gнетип.. Считать Gэмп= Gнетип. Сопоставить Gэмп с Gкр(n). Где n – общее количество сдвигов. При наличии нулевых сдвигов, общее количество сдвигов (n) меньше объема выборки.
Т – критерий Вилкоксона Критерий применяется для решения задачи выявления изменения признака количественно измеренного. Применяется, если в исследовании два замера (чаще условие «до-после»). Данный критерий более мощный, чем критерий знаков, так как учитывает не только направление сдвига, но и его выраженность. Для данного критерия составляются направленные гипотезы. Эмпирическое значение критерия вычисляется по формуле:
где R-ранги, нетипичного направления сдвига Алгоритм. 1)Определить для каждой пары значений направление и значение сдвига d=xпосле-хдо. 2) Проранжировать ряд, полученный из абсолютных значений сдвигов (знак сдвига не учитывается, нулевой сдвиг не ранжируется). 3) Подсчитать суммы рангов: T+ = и T- = где R+ – ранговые значения сдвигов с положительным знаком. R- – ранговые значения сдвигов с отрицательным знаком. 4. Считать меньшую из двух ранговых сумм эмпирическим значением критерия (Tэмп). 5.Сопоставить Tэмп с Tкр(n). Где n – общее количество сдвигов. При наличии нулевых сдвигов, общее количество сдвигов (n) меньше объема выборки.
Критерий Фридмана Критерий можно рассматривать как распространение критерия Вилкоксона на три и большее количество значений признака связной выборки испытуемых. Критерий не позволяет выявить направление изменений, позволяет лишь установить достоверность различий признака в разных условиях. Составляются ненаправленные гипотезы. Эмпирическое значение критерия рассчитывается по формуле: = При этом, где с – количество условий; n – объем выборки; Tj – сумма рангов по j-му условию.
Ранжирование осуществляется по строкам, т.е. ранжируются индивидуальные значения испытуемого, полученные в разных условиях. При общем количестве измерений с=3 и числе испытуемых от 2 до 9 критические значения определяются по таблице Приложения для критерия Фридмана. При общем количестве измерений с=4 и числе испытуемых от 2 до 4 критические значения определяются по таблице Приложения для критерия Фридмана. При большем количестве измерений и/или испытуемых критические значения определяются по таблице для критерия χ2-Пирсона. Число степеней свободы определяется по формуле ν=с-1.
L – критерий Пейджа Критерий применяется для сопоставления показателей измеренных в трех и более условиях на одной и той же выборке испытуемых. Критерий позволяет выявить тенденции в изменении величин признака при переходе от условия к условию. Он не только констатирует различия, но и указывает на направление изменений. Применим когда n≤12 (объем выборки) и количество замеров с≤6. Составляются направленные гипотезы.
Ранжирование осуществляется по строкам, т.е. ранжируются индивидуальные значения участника исследования, полученные в разных условиях (по строке). Эмпирическое значение критерия рассчитывается по формуле: Lэмп = , где, Тj – сумма рангов по данному условию. j – порядковый номер, приписанный данному условию в упорядоченной последовательности условий.
Выборки (условия) должны быть упорядочены в соответствии с суммой рангов по выборке. Выборке с меньшей ранговой суммой присваивается значение j=1.
Тест МакНемара (данные представлены в дихотомической шкале)
Значения A и D определяются из таблицы сопряженности
где A – количество человек имеющих: до «+» и «-» после; B – количество человек имеющих: до «+» и «+» после; C - количество человек имеющих: до «-» и «-» после; D - количество человек имеющих: до «-» и «+» после;
По категории «до» - плюс обозначает проявление изучаемого показателя, или его высокое значение; минус – отсутствие проявления изучаемого показателя или его низкое значение. По категории «после» - «плюс» обозначает увеличение изучаемого показателя, «минус» – отсутствие изменения или уменьшение изучаемого показателя.
Примеры решения задач Задача. Исследование социального интеллекта студентов специальности информатика проводилось по тесту Гилфорда-Салливена. Достоверно ли изменение социального интеллекта у студентов четвертого курса вследствие проведения тренинга коммуникативной компетентности? В таблице приведены результаты измерения.
Вариант 1. Для решения выбираем G-критерий знаков.
Гипотезы: Н0: Тренинг коммуникативной компетентности не повлиял на значение социального интеллекта студентов Н1: Тренинг коммуникативной компетентности повлиял на значение социального интеллекта студентов
Для каждой пары значений определить направление сдвига d = хпосле - хдо. Значение записать в таблицу. Подсчитать количество положительных и отрицательных сдвигов. Количество «положительных» сдвигов десять, G+=10; количество «отрицательных» сдвигов три, G-=3. Меньшее из двух значений считается нетипичным сдвигом (Gнетип.), поэтому Gнетип.=3. Считать Gэмп= Gнетип=3. Для принятия решения - выбора гипотезы - необходимо сопоставить Gэмп с Gкр(n), где n – общее количество сдвигов. Общее количество сдвигов n=13, так как положительных сдвигов десять, отрицательных сдвигов три, нулевые сдвиги не учитываются. По таблице определяем критические значения критерия при данном количестве сдвигов. Для уровня статистической значимости р=0,05 критическое значение критерия G0,05=3, для уровня статистической значимости р=0,01 критическое значение критерия G0,01=1. Результаты вычисления представим наглядно.
Статистический вывод: так как рэмп=0,05 нулевая гипотеза Н0 отклоняется и принимается альтернативная гипотеза на уровне статистической значимости р=0,05. Психологический вывод: тренинг коммуникативной компетентности повлиял на социальный интеллект студентов (р=0,05).
Вариант 2. Для решения выбираем T-критерий Вилкоксона. Гипотезы: Н0: Показатель социального интеллекта после тренинга коммуникативной компетентности не выше, чем до тренинга Н1: Показатель социального интеллекта после тренинга коммуникативной компетентности выше, чем до тренинга
Для каждой пары значений определить направление и значение сдвига d=xпосле-хдо. Результат вычисления записывается в таблицу. В соседний столбик записываются абсолютные значения сдвигов, то есть, знак не учитывается. Полученный ряд ранжируется, при этом нулевой сдвиг не ранжируется. Ранг числа записывается в следующий столбик
Проверим правильность ранжирования. Сложим все ранги и подсчитаем сумму рангов: 4,5+12,5+7+7+2+9,5+4,5+7+9,5+2+11+2+12,5=91.
Подсчитаем сумму рангов по формуле:
Обе величины совпали, 91=91, следовательно, ранжирование проведено правильно. Ориентируясь на знак сдвига, подсчитать суммы рангов соответствующие положительному направлению сдвигов T+ = и отрицательному направлению сдвигов T- = . Где R+ – ранговые значения сдвигов с положительным знаком; R- – ранговые значения сдвигов с отрицательным знаком. T+ = =4,5+12+7+2+9,5+7+9,5+2+12+4,5=77,5 T- = =7+4,5+2=13,5 Эмпирическое значение критерия (Tэмп) соответствует меньшей из двух ранговых сумм, следовательно Tэмп=13,5. Общее количество сдвигов n=13, так как десять положительных сдвигов и три отрицательных сдвига. По таблице определяем критические значения критерия при данном количестве сдвигов. Для уровня статистической значимости р=0,05 критическое значение критерия Т0,05=21, для уровня статистической значимости р=0,01 критическое значение критерия Т0,01=12. Результаты вычисления представим наглядно.
Статистический вывод: так как рэмп<0,05, нулевая гипотеза Н0 отклоняется и принимается альтернативная гипотеза на уровне статистической значимости р<0,05. Психологический вывод: тренинг коммуникативной компетентности способствовал развитию социального интеллекта студентов (р<0,05).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|