Задания для самостоятельной работы
№ 7.1. Американский психолог У.Ламберт на основе анализа социально-психологических публикаций, представленных в журнале «Journal of Abnormal and Social Psychology», в 1963 г. получил данные о доминирующих в социальной психологии теоретических ориентациях. Оказалось, что 20 исследований можно считать выполненными в рамках необихивиористической традиции, 19 – в неофрейдистской ориентации, 22 – в традициях когнитивизма (Л.А.Петровская). Достоверно ли, что полученное распределение отличается от равномерного?
№ 7.2. Определить, отличается ли распределение, полученное при бросании монеты достоинством в 2 рубля от равномерного распределения Эмпирические частоты встречаемости «орла» и «решки»
№ 7.3. Исследователя интересовала взаимосвязь успеваемости ребенка с образованием родителей. Данные представлены в таблице.
№ 7.4. Определить, влияет ли употребление наркотика на глазодвигательную координацию. Данные представлены в виде таблицы эмпирических частот.
№ 7.5. Для проверки гипотезы о равномерном распределении возрастного состава большого лагеря отдыха, где отдыхала молодежь от 16 до 24 лет, была организована случайная выборка отдыхающих объемом n=144. Данные по возрастным интервалам представлены в таблице.
№ 7.6. В вуз сдавали экзамены выпускники двух школ: №1 и №2. Отличается ли подготовленность учеников этих школ? (Отличаются ли распределения?)
№ 7.7. В дипломном исследовании Р.А.Факиева изучала особенности мотивационно-личностной сферы студентов с разным уровнем успешности в обучении. Одним из аспектов исследования явилось выявление взаимосвязи направленности личности и успешности обучения. Направленность личности исследовалась по методике В.Смекала и М.Кучера. В исследовании приняли участие студенты первого курса психологического факультета, объем выборки 60 человек. Различаются ли студенты с разным уровнем успешности в обучении по ведущей направленности?
№ 7.8. Проверить отличается ли игральный кубик с цифрами на гранях от 1 до 6 от «идеального» кубика. Для эмпирической проверки кубик был подброшен 60 раз. Количество выпадения каждой грани распределилось следующим образом:
№ 7.9. Проверить отличаются ли игральные кубики друг от друга. Для эмпирической проверки каждый кубик был подброшен по 60 раз. Количество выпадения каждой грани распределилось следующим образом:
№ 7.10. В результате психологического эксперимента была получена таблица сопряженности двух признаков: производственных достижений и психологических оценок. По производственным достижениям изучаемая выборка (90 человек) делится на три группы: группа с достижениями ниже среднего уровня, группа со средними достижениями и группа с достижениями выше среднего уровня. Всех испытуемых делят на три равные группы в зависимости от того, какую психологическую оценку в рассматриваемой методике получил испытуемый: ниже среднего, среднюю, выше средней. Достоверно ли, что в каждой из групп испытуемых производственные достижения распределены независимо от их психологических оценок?
№ 7.11. Изучались особенности мотивационно-личностной сферы студентов с разным уровнем успешности в обучении. Рассматривалась взаимосвязь успешности в обучении с мотивацией к успеху и к избеганию неудач. В исследовании приняло участие 60 студентов первого курса психологического факультета. Различаются ли студенты с разным уровнем успешности в обучении по уровню мотивации к успеху? Различаются ли студенты с разным уровнем успешности в обучении по уровню мотивации избегания неудач?
8. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ
Многофункциональные статистические критерии– это критерии, которые могут использоваться по отношению к самым разнообразным данным, выборкам и задачам. Это означает, что: 1) данные могут быть представлены в любой шкале; 2) выборки могут быть как независимыми, так и зависимыми, то есть мы можем с помощью многофункциональных критериев сравнивать и разные выборки испытуемых, и показатели одной и той же выборки, измеренные в разных условиях. Многофункциональные критерии построены на сопоставлении долей, выраженных в долях единицы или в процентах. Суть критериев состоит в определении того, какая доля наблюдений (реакций, выборов, испытуемых) в данной выборке характеризуется интересующим исследователя эффектом и какая доля этим эффектом не характеризуется.
Эффектом может быть: А) определенное значение качественно определяемого признака – например, выражение согласия с каким-либо предположением; выбор правой дорожки из двух симметричных дорожек и др. Б) определенный уровень количественно измеряемого признака, например, получение оценки, превосходящей проходной балл; решение задачи менее чем за 10 сек; В) определенное соотношение значений или уровней исследуемого признака, например, более частый выбор альтернатив А и Б по сравнению с альтернативами В и Г; преимущественное появление крайних значений признака, как самых высоких, так и самых низких и др.
Критерий j* - угловое преобразование Фишера Критерий предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Можно применять для оценки различий в любых двух выборках – зависимых или независимых. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий исследователя эффект. Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле соответствует больший угол j. Формула для расчета эмпирического значения критерия: j* = (j1 - j2) · где j1 – угол, соответствующий большей процентной доле; j2 – угол, соответствующий меньшей процентной доле; n1 – количество наблюдений в выборке 1; n2 – количество наблюдений в выборке 2; Критические значения для 5% и 1% уровня значимости имеют фиксированную величину и составляют: φ0,05=1,64; φ0,01=2,28. Биномиальный критерий m Предназначен для сопоставления частоты встречаемости какого-либо эффекта с теоретической или заданной частотой его встречаемости. Применяется в случае если обследована лишь одна выборка.
Определить теоретическую частоту встречаемости эффекта по формуле: fтеор = n·P, где n – количество наблюдений в обследованной выборке; Р – заданная вероятность исследуемого эффекта. Примеры решения задач Задача. Из 20 девушек с заданием справилось 15 девушек, а из 30 юношей с заданием справилось 20 юношей. Можно ли считать, что различие в успешности решения заданий юношами и девушками не достоверно. Решение. Для решения задачи воспользуемся критерием j* - угловое преобразование Фишера. Гипотезы: Н0: Доля лиц, успешно справившихся с заданием в выборке девушек не больше, чем в выборке юношей. Н1: Доля лиц, успешно справившихся с заданием в выборке девушек больше, чем в выборке юношей.
Эмпирическое значение критерия вычисляется по формуле: j* = (j1 - j2) · где j1 – угол, соответствующий большей процентной доле; j2 – угол, соответствующий меньшей процентной доле; n1 – количество наблюдений в выборке 1, n1=20; n2 – количество наблюдений в выборке 2, n2=30. В качестве эффекта выступает успешность в решении заданий. Для решения задачи с помощью критерия φ*-Фишера показатели успешности необходимо перевести в проценты. В процентах это составит: (15/20)·100%=75% для девушек; (20/30)·100%= 66,7% для юношей.
По таблице приложения определить величины φ1 и φ2 – соответствующие процентным долям в каждой группе. φ1(75%)=2,094 φ2(66,7)=1,911
Эмпирическое значение критерия рассчитывается по формуле: Критические значения для 5% и 1% уровня значимости имеют фиксированную величину и составляют: φ0,05=1,64; φ0,01=2,28. Сопоставив значения, мы можем заключить, что рэмп>0,05, следовательно, мы не можем отклонить нулевую гипотезу.
Статистический вывод: так как рэмп>0,05, принимается нулевая гипотеза. Психологический вывод: различие в успешности решения заданий юношами и девушками не достоверно
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|