Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы




 

№ 7.1. Американский психолог У.Ламберт на основе анализа социально-психологических публикаций, представленных в журнале «Journal of Abnormal and Social Psychology», в 1963 г. получил данные о доминирующих в социальной психологии теоретических ориентациях. Оказалось, что 20 исследований можно считать выполненными в рамках необихивиористической традиции, 19 – в неофрейдистской ориентации, 22 – в традициях когнитивизма (Л.А.Петровская). Достоверно ли, что полученное распределение отличается от равномерного?

 

№ 7.2. Определить, отличается ли распределение, полученное при бросании монеты достоинством в 2 рубля от равномерного распределения

Эмпирические частоты встречаемости «орла» и «решки»

«орел» «решка» Всего бросаний
     

 

№ 7.3. Исследователя интересовала взаимосвязь успеваемости ребенка с образованием родителей. Данные представлены в таблице.

 

Успеваемость ученика Образование родителей
Среднее среднее техническое высшее
4 – 5      
3-4      
2-3      

№ 7.4. Определить, влияет ли употребление наркотика на глазодвигательную координацию. Данные представлены в виде таблицы эмпирических частот.

 

  Результаты
Ухудшение Без изменения или улучшение Итого
Условия После употребления наркотика      
Без наркотика      
Итого      

№ 7.5. Для проверки гипотезы о равномерном распределении возрастного состава большого лагеря отдыха, где отдыхала молодежь от 16 до 24 лет, была организована случайная выборка отдыхающих объемом n=144. Данные по возрастным интервалам представлены в таблице.

 

Интервалы (в годах) Число отдыхающих
[16-17)  
[17-18)  
[18-19)  
[19-20)  
[20-21)  
[21-22)  
[22-23)  
[23-24)  

 

№ 7.6. В вуз сдавали экзамены выпускники двух школ: №1 и №2. Отличается ли подготовленность учеников этих школ? (Отличаются ли распределения?)

 

№ школы Число сдавших Число не сдавших
     
     

 

№ 7.7. В дипломном исследовании Р.А.Факиева изучала особенности мотивационно-личностной сферы студентов с разным уровнем успешности в обучении. Одним из аспектов исследования явилось выявление взаимосвязи направленности личности и успешности обучения. Направленность личности исследовалась по методике В.Смекала и М.Кучера. В исследовании приняли участие студенты первого курса психологического факультета, объем выборки 60 человек. Различаются ли студенты с разным уровнем успешности в обучении по ведущей направленности?

 

Группы студентов Направленность личности
На себя На общение На деятельность
Высокая успешность      
Средняя успешность      
Низкая успешность      

№ 7.8. Проверить отличается ли игральный кубик с цифрами на гранях от 1 до 6 от «идеального» кубика. Для эмпирической проверки кубик был подброшен 60 раз. Количество выпадения каждой грани распределилось следующим образом:

 

Грани кубика            
Эмпирические частоты            

№ 7.9. Проверить отличаются ли игральные кубики друг от друга. Для эмпирической проверки каждый кубик был подброшен по 60 раз. Количество выпадения каждой грани распределилось следующим образом:

 

Грани кубика            
Эмпирические частоты для кубика 1            
Эмпирические частоты для кубика 2            

№ 7.10. В результате психологического эксперимента была получена таблица сопряженности двух признаков: производственных достижений и психологических оценок. По производственным достижениям изучаемая выборка (90 человек) делится на три группы: группа с достижениями ниже среднего уровня, группа со средними достижениями и группа с достижениями выше среднего уровня. Всех испытуемых делят на три равные группы в зависимости от того, какую психологическую оценку в рассматриваемой методике получил испытуемый: ниже среднего, среднюю, выше средней. Достоверно ли, что в каждой из групп испытуемых производственные достижения распределены независимо от их психологических оценок?

 

    Производственные достижения
Ниже среднего средние Выше среднего всего
Психологические оценки Ниже среднего        
Среднее        
Выше среднего        
Всего        

 

№ 7.11. Изучались особенности мотивационно-личностной сферы студентов с разным уровнем успешности в обучении. Рассматривалась взаимосвязь успешности в обучении с мотивацией к успеху и к избеганию неудач. В исследовании приняло участие 60 студентов первого курса психологического факультета. Различаются ли студенты с разным уровнем успешности в обучении по уровню мотивации к успеху? Различаются ли студенты с разным уровнем успешности в обучении по уровню мотивации избегания неудач?

 

Учебная успешность Уровень мотивации к успеху
Слишком высокий высокий средний низкий
Высокая        
Средняя        
Низкая        
  Уровень мотивации к избеганию неудач
Слишком высокий высокий средний низкий
Высокая        
Средняя        
Низкая        

8. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ

 

Многофункциональные статистические критерии– это критерии, которые могут использоваться по отношению к самым разнообразным данным, выборкам и задачам. Это означает, что:

1) данные могут быть представлены в любой шкале;

2) выборки могут быть как независимыми, так и зависимыми, то есть мы можем с помощью многофункциональных критериев сравнивать и разные выборки испытуемых, и показатели одной и той же выборки, измеренные в разных условиях.

Многофункциональные критерии построены на сопоставлении долей, выраженных в долях единицы или в процентах. Суть критериев состоит в определении того, какая доля наблюдений (реакций, выборов, испытуемых) в данной выборке характеризуется интересующим исследователя эффектом и какая доля этим эффектом не характеризуется.

Эффектом может быть:

А) определенное значение качественно определяемого признака – например, выражение согласия с каким-либо предположением; выбор правой дорожки из двух симметричных дорожек и др.

Б) определенный уровень количественно измеряемого признака, например, получение оценки, превосходящей проходной балл; решение задачи менее чем за 10 сек;

В) определенное соотношение значений или уровней исследуемого признака, например, более частый выбор альтернатив А и Б по сравнению с альтернативами В и Г; преимущественное появление крайних значений признака, как самых высоких, так и самых низких и др.

 

Критерий j* - угловое преобразование Фишера

Критерий предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Можно применять для оценки различий в любых двух выборках – зависимых или независимых. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий исследователя эффект.

Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле соответствует больший угол j.

Формула для расчета эмпирического значения критерия:

j* = (j1 - j2) ·

где j1 – угол, соответствующий большей процентной доле;

j2 – угол, соответствующий меньшей процентной доле;

n1 – количество наблюдений в выборке 1;

n2 – количество наблюдений в выборке 2;

Критические значения для 5% и 1% уровня значимости имеют фиксированную величину и составляют: φ0,05=1,64; φ0,01=2,28.

Биномиальный критерий m

Предназначен для сопоставления частоты встречаемости какого-либо эффекта с теоретической или заданной частотой его встречаемости. Применяется в случае если обследована лишь одна выборка.

Определить теоретическую частоту встречаемости эффекта по формуле:

fтеор = n·P,

где n – количество наблюдений в обследованной выборке;

Р – заданная вероятность исследуемого эффекта.

Примеры решения задач

Задача. Из 20 девушек с заданием справилось 15 девушек, а из 30 юношей с заданием справилось 20 юношей. Можно ли считать, что различие в успешности решения заданий юношами и девушками не достоверно.

Решение. Для решения задачи воспользуемся критерием j* - угловое преобразование Фишера.

Гипотезы:

Н0: Доля лиц, успешно справившихся с заданием в выборке девушек не больше, чем в выборке юношей.

Н1: Доля лиц, успешно справившихся с заданием в выборке девушек больше, чем в выборке юношей.

 

Эмпирическое значение критерия вычисляется по формуле:

j* = (j1 - j2) ·

где j1 – угол, соответствующий большей процентной доле;

j2 – угол, соответствующий меньшей процентной доле;

n1 – количество наблюдений в выборке 1, n1=20;

n2 – количество наблюдений в выборке 2, n2=30.

В качестве эффекта выступает успешность в решении заданий. Для решения задачи с помощью критерия φ*-Фишера показатели успешности необходимо перевести в проценты. В процентах это составит:

(15/20)·100%=75% для девушек;

(20/30)·100%= 66,7% для юношей.

 

По таблице приложения определить величины φ1 и φ2 – соответствующие процентным долям в каждой группе.

φ1(75%)=2,094

φ2(66,7)=1,911

 

Эмпирическое значение критерия рассчитывается по формуле:

Критические значения для 5% и 1% уровня значимости имеют фиксированную величину и составляют: φ0,05=1,64; φ0,01=2,28.

Сопоставив значения, мы можем заключить, что рэмп>0,05, следовательно, мы не можем отклонить нулевую гипотезу.

 

 

Статистический вывод: так как рэмп>0,05, принимается нулевая гипотеза.

Психологический вывод: различие в успешности решения заданий юношами и девушками не достоверно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...