Этапы принятия статистического решения
1. В зависимости от типа решаемой психологической задачи выбирается статистический метод (критерий). 2. Проверяется возможность применения выбранного критерия исходя из его ограничений. 3. Формулируются нулевая и альтернативная гипотезы. Нулевая гипотеза (Н0) – гипотеза об отсутствии различий. Альтернативная (Н1) – гипотеза о значимости различий. 4. Записывается математическая формула критерия. 5. По эмпирическим данным вычисляется эмпирическое значение критерия. 6. По таблице Приложения, для выбранного статистического критерия, определяются критические значения, соответствующие уровням статистической значимости р=0,05 и р=0,01. 7. Принимается решение – осуществляется выбор статистической гипотезы. Нулевая гипотеза отклоняется, если уровень статистической значимости, который соответствует вычисленному эмпирическому значению критерия, меньше или равен 0,05 (pэмп≤0,05). 8. Записывается статистический и психологический вывод. В случае выбора альтернативной гипотезы, указывается уровень статистической значимости, при котором отклонена нулевая гипотеза.
Задания для самостоятельной работы №3.1. Среди представленного перечня гипотез выделить и записать в таблицу гипотезы: направленные, ненаправленные; нулевые; альтернативные.
Гипотезы: 1). Тенденция возрастания значений признака при переходе от выборки к выборке является случайной; 2). Тенденция возрастания значений признака при переходе от выборки к выборке не является случайной; 3). Студенты-физкультурники превосходят студентов-психологов по уровню социального интеллекта;
4). Студенты-физкультурники не превосходят студентов-психологов по уровню социального интеллекта; 5). Уровень признака в группе 2 не ниже уровня признака в группе 1; 6).Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1; 7).Между выборками существуют лишь случайные различия. 8). Между выборками существуют лишь не случайные различия. 9). Сдвиг в сторону повышения эмпатии после тренинга не является случайным; 10).Сдвиг в сторону повышения эмпатии после тренинга является случайным; 11). Распределения уровней самооценки в группе юношей и группе девушек различаются между собой; 12). Распределения уровней самооценки в группе юношей и группе девушек не различаются между собой.
№3.2. Исходя из вопроса составьте гипотезы: направленные (нулевую и альтернативную); ненаправленные (нулевую и альтернативную). 1) Достоверно ли, что показатель эмпатии участников первой группы отличается от показателя эмпатии участников второй группы. Известно, что в первой группе среднее значение эмпатии равно 16 баллов, во второй группе среднее значение эмпатии равно 20 баллов; 2) Достоверно ли, что показатель рефлексии в первой группе выше, чем во второй группе. Известно, что в первой группе среднее значение рефлексии составляет 112,4 балла, во второй группе среднее значение рефлексии 127,2 балла; 3) Достоверно ли, что после тренинга уверенность участников изменилась? Известно, что до тренинга показатель самооценки уверенности был равен 6,1 балла, после тренинга 7,5 баллов; 4) Достоверно ли что социальный интеллект в первой группе выше, чем во второй группе. Известно, что в первой группе среднее значение социального интеллекта составляет 31,2 балла, во второй группе среднее значение равно 38,5 балла.
№3.3. Исходя из представленных результатов, решить какая статистическая гипотеза будет принята. Обосновать принятие решения.
1) рэмп=0,11; 2) рэмп=0,008; 3) рэмп=0,03; 4) рэмп=0,05; 5) Q0,05=7, Q0,01=9, Qэмп=5; 6) n1=22, n2=18, Qэмп=8; 7) U0,05=26, U0,01=17, Uэмп=10; 8) n1=10, n2=15, Uэмп=30. 4. ВЫЯВЛЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ В УРОВНЕ
Выборки называются независимыми (несвязными), если процедура эксперимента и полученные результаты измерения некоторого свойства у испытуемых одной выборки не оказывает влияния на особенности протекания этого же эксперимента и результаты измерения этого же свойства у испытуемых другой выборки. Независимыми выборками являются две или более выборок, состоящих из разных испытуемых: испытуемый, который входит в одну выборку, уже не может входить в другую. Пример независимых выборок: группа мальчиков и группа девочек. Критерии, представленные в данном разделе, используются для оценки различий между двумя (Q, U-критерии), тремя и более независимыми выборками (H, S-критерии), по уровню какого-либо признака, количественно измеренного.
Q - критерий Розенбаума Критерий применим для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Составляются ненаправленные гипотезы. Расчетная формула критерия: Qэмп = S1 + S2 где S1 – количество значений в выборке, которые по величине превышают максимальное значение другой выборки. S2 – количество значений в выборке, которые по величине меньше минимального значения другой выборки.
Последовательность вычисления. Для каждой выборки построить вариационный ряд (два вариационных ряда). Сравниваемые ряды данных расположить рядом друг с другом.
Подсчитать количество значений признака, находящихся в зонах неперекрещивающихся значений двух упорядоченных выборок: S1 и S2. Вычислить эмпирическое значение критерия: Qэмп = S1 + S2 где S1 – количество значений в выборке, которые по величине превышают максимальное значение другой выборки. S2 – количество значений в выборке, которые по величине меньше минимального значения другой выборки. Полученное Qэмп сопоставить с критическими (табличными) значениями Qкр и принять решение. U – критерий Манна-Уитни Критерий используется для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Критерий Манна-Уитни более мощный, чем критерий Розенбаума.
Составляются направленные гипотезы. Эмпирическое значение критерия вычисляется по формуле: где n1 - количество испытуемых в первой выборке; n2 - количество испытуемых во второй выборке; Tx – большая из двух ранговых сумм; nx – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
Для определения Tx осуществляют перевод индивидуальных значений в ранговые. Для этого из данных двух выборок составляется единый вариационный ряд, который ранжируется. Полученные ранги, записываются в исходной таблице рядом с индивидуальными значениями. Подсчитывается сумма рангов для первой выборки – Т1 и для второй – Т2. Затем из этих двух сумм определяется большая, ей присваивается обозначение – Тх.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|