Какие же модели могут стать ориентиром при организации внеурочной деятельности сельских школьников?
Выбор моделей зависит от условий школы и социума. Сельские школы и их социальное окружение очень разные, и поэтому при построении внеурочной деятельности могут быть учтены разные модели. Выделим наиболее типичные условия и соответствующие им модели организации внеурочной деятельности детей в сельских учреждениях. Школа районного центра, где имеются культурные и спортивные учреждения, ПУ, действующие предприятия и другие школы. Таких сельских школ немного и у них есть возможность ориентироваться на модели с высоким уровнем интеграционных процессов и связи с окружающей средой. Школы такого типа близки по условиям финансирования и материальным возможностям к городским и могут выбирать те модели, где возможно привлечение специалистов к организации внеурочной деятельности, дополнительного образования, организации кружков на базе этих учреждений. Школа поселковая, где есть действующий спортивно-оздоровительный или культурный центр и можно привлекать специалистов этих учреждений и использовать их базу. В этом и предыдущем случае могут быть созданы школа полного дня, школа-комплекс, школа-клуб и др. Школа малочисленная, как правило, удаленная от районных и культурных центров. Здесь существуют особые проблемы в организации внеурочной деятельности детей, рассмотренных в разделе 1.2. Поэтому возникает потребность в поиске вариантов организации внеурочной деятельности, не рассчитывая на дополнительное финансирование и используя имеющиеся ресурсы. В этой связи можно предложить еще несколько вариантов организации внеурочной деятельности на селе, тем более, что имеется реальный опыт такой работы. Первый вариант - создание ресурсного центра на базе одной из сельских школ для организации внеурочной деятельности учащихся нескольких близлежащих школ, где отсутствуют кадровые и материальные возможности для полноценной воспитательной работы, дополнительного образования детей.
Второй вариант – организация внеурочной деятельности в ассоциации сельских школ по единой программе: на базе опорной школы или на базе всех школ, в зависимости от ресурсов каждой школы и ее социума. Эти два варианты возможны, если школы находятся на небольшом расстоянии друг от друга и уже существует опыт совместной работы нескольких школ. Третий вариант. Достаточно много школ, которые удалены от культурно-образовательных центров, других школ и могут рассчитывать только на собственные возможности, привлекая к организации внеурочной деятельности родителей и жителей. Как правило, это малочисленные школы, где трудятся около десятка учителей, нет специалистов для организации разносторонней внеурочной деятельности. В этом случае также возможны различные варианты построения внеурочной деятельности детей: - проведение различных ключевых дел, охватывающих всех детей и предоставляющих возможность участвовать учащимся в различных видах внеурочной деятельности на этапе подготовки и проведения этих дел; - создание творческого коллектива при наличии педагога-специалиста, местного умельца, увлеченного человека, объединяющего весь школьный коллектив, а возможно и жителей, совместным и индивидуальным творчеством в различных видах деятельности (например, театр, творческий коллектив народного танца и песни, экологический клуб и т. п.); - проведение проблемно-тематических дней на основе интеграции средств учебной и внеурочной деятельности детей (см. раздел 9); - создание детской общественной организации, которая предусматривает включение детей в различные виды деятельности;
- организация внеурочной деятельности детей через общешкольные дела, кружки, руководителями которых являются учителя, жители, родители и др. Отметим, что каждая сельская школа выстраивая внеурочную деятельность, ориентируется на те модели, которые отражают решение конкретных задач и соответствуют условиям. Выбор, разработка собственных моделей будут зависеть от опыта работы педагогического коллектива в данном направлении, субъектов и масштабов организации этой деятельности, наличия образовательных, кадровых, материальных, социальных ресурсов. Итак, мы определили ряд подходов к рассмотрению моделей организации внеурочной деятельности школьников. Представленные выше модели не исключают друг друга, а позволяют увидеть организацию внеурочной деятельности детей с разных сторон. Вероятно, возможны и другие подходы к рассмотрению моделей. При этом следует иметь в виду, что любая созданная педагогами модель всегда относительно завершена. Чем дальше и глубже осуществляется поиск — тем совершенней будет модель. II. Методика организации внеурочной деятельности детей в сельской школе Содержание и формы внеурочной деятельности детей в сельской школе
Содержание внеурочной деятельности детей отражает цели и задачи воспитания и направлено на их достижение. Под содержанием воспитания понимают систему знаний, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должны овладеть дети в соответствии с поставленными целями и задачами. В связи с разнообразием современных отечественных концепций воспитания, разными подходами к определению целей и задач воспитания в последнее десятилетие сложились и разные подходы к рассмотрению содержания воспитания. Содержание внеурочной деятельности учащихся складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом образовательного учреждения совместно с социальными партнерами – учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта. В ФГОС стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей (общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное).
Для проектирования и построения системы внеурочной деятельности школьников возможно использование научно-методических разработок отечественных исследователей по классификации видов деятельности. Например, избрав основанием для классификации возникающие в процессе деятельности субъект-объектные отношения, профессор Н.Е. Щуркова выделяет следующие виды деятельности: познавательную (субъект познает объект), преобразовательную (субъект преобразует объект), ценностно-ориентировочную (субъект оценивает объект), художественную (субъект воспринимает художественный образ), коммуникативную (субъект взаимодействует с другим субъектом). Создатели методического конструктора внеурочной деятельности Д.В. Григорьев и П.В. Степанов считают, что в школе целесообразно предусмотреть такие виды деятельности: - игровую деятельность; - познавательную деятельность; - проблемно-ценностное общение; - досугово-развлекательную деятельность (досуговое общение); - художественное творчество; - социальное творчество (социально преобразующую добровольческую деятельность); - трудовую (производственную) деятельность; - спортивно-оздоровительную деятельность; - туристско-краеведческую деятельность. При этом авторы справедливо отмечают, что виды и направления внеурочной деятельности школьников связаны между собой. Авторы предлагают направления внеурочной деятельности рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности. [2] При определении содержания внеурочной деятельности детей также следует учитывать Концепцию духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России[3], где изложены базовые национальные ценности. В документах ФГОС второго поколения, а также пособиях, раскрывающих его положения, предлагаются различные формы внеурочной деятельности детей. Многообразие этих форм подтверждается наличием классификаций на основе следующих признаков:
- количество участников (массовые, групповые, индивидуальные); - виды деятельности (формы познавательной, трудовой, художественно-эстетической, игровой, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельности); - затраты времени для подготовки (экспромтные и требующие предварительной подготовки); - способы передвижения участников (статичные, статично-динамичные, динамично-статичные); - характер включения учащихся в деятельность (формы, предусматривающие обязательное участие, и формы, предполагающие добровольное участие); - способ организации (организуемые одним человеком, или группой участников, или всеми членами коллектива); - взаимодействие с другими коллективами и людьми («открытые», проводимые совместно с другими, и «закрытые», проводимые внутри своего коллектива только его членами); - способ влияния педагога (непосредственные и опосредованные); - степень сложности (простые, составные, комплексные). Ценным помощником при определении содержания и форм внеурочной деятельности с учетом достижения воспитательных результатов является пособие Д.В. Григорьева и П.В. Степанова. [4] Опираясь на него, представим таблицу 1, где в обобщенном виде предлагаются формы воспитательной работы по развитию, например, гражданской идентичности. Таблица 1 Формы в зависимости
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|