Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие же модели могут стать ориентиром при организации внеурочной деятельности сельских школьников?




Выбор моделей зависит от условий школы и социума. Сельские школы и их социальное окружение очень разные, и поэтому при построении внеурочной деятельности могут быть учтены разные модели.

Выделим наиболее типичные условия и соответствующие им модели организации внеурочной деятельности детей в сельских учреждениях.

Школа районного центра, где имеются культурные и спортивные учреждения, ПУ, действующие предприятия и другие школы. Таких сельских школ немного и у них есть возможность ориентироваться на модели с высоким уровнем интеграционных процессов и связи с окружающей средой. Школы такого типа близки по условиям финансирования и материальным возможностям к городским и могут выбирать те модели, где возможно привлечение специалистов к организации внеурочной деятельности, дополнительного образования, организации кружков на базе этих учреждений.

Школа поселковая, где есть действующий спортивно-оздоровительный или культурный центр и можно привлекать специалистов этих учреждений и использовать их базу. В этом и предыдущем случае могут быть созданы школа полного дня, школа-комплекс, школа-клуб и др.

Школа малочисленная, как правило, удаленная от районных и культурных центров. Здесь существуют особые проблемы в организации внеурочной деятельности детей, рассмотренных в разделе 1.2. Поэтому возникает потребность в поиске вариантов организации внеурочной деятельности, не рассчитывая на дополнительное финансирование и используя имеющиеся ресурсы. В этой связи можно предложить еще несколько вариантов организации внеурочной деятельности на селе, тем более, что имеется реальный опыт такой работы.

Первый вариант - создание ресурсного центра на базе одной из сельских школ для организации внеурочной деятельности учащихся нескольких близлежащих школ, где отсутствуют кадровые и материальные возможности для полноценной воспитательной работы, дополнительного образования детей.

Второй вариант – организация внеурочной деятельности в ассоциации сельских школ по единой программе: на базе опорной школы или на базе всех школ, в зависимости от ресурсов каждой школы и ее социума.

Эти два варианты возможны, если школы находятся на небольшом расстоянии друг от друга и уже существует опыт совместной работы нескольких школ.

Третий вариант. Достаточно много школ, которые удалены от культурно-образовательных центров, других школ и могут рассчитывать только на собственные возможности, привлекая к организации внеурочной деятельности родителей и жителей. Как правило, это малочисленные школы, где трудятся около десятка учителей, нет специалистов для организации разносторонней внеурочной деятельности.

В этом случае также возможны различные варианты построения внеурочной деятельности детей:

- проведение различных ключевых дел, охватывающих всех детей и предоставляющих возможность участвовать учащимся в различных видах внеурочной деятельности на этапе подготовки и проведения этих дел;

- создание творческого коллектива при наличии педагога-специалиста, местного умельца, увлеченного человека, объединяющего весь школьный коллектив, а возможно и жителей, совместным и индивидуальным творчеством в различных видах деятельности (например, театр, творческий коллектив народного танца и песни, экологический клуб и т. п.);

- проведение проблемно-тематических дней на основе интеграции средств учебной и внеурочной деятельности детей (см. раздел 9);

- создание детской общественной организации, которая предусматривает включение детей в различные виды деятельности;

- организация внеурочной деятельности детей через общешкольные дела, кружки, руководителями которых являются учителя, жители, родители и др.

Отметим, что каждая сельская школа выстраивая внеурочную деятельность, ориентируется на те модели, которые отражают решение конкретных задач и соответствуют условиям. Выбор, разработка собственных моделей будут зависеть от опыта работы педагогического коллектива в данном направлении, субъектов и масштабов организации этой деятельности, наличия образовательных, кадровых, материальных, социальных ресурсов.

Итак, мы определили ряд подходов к рассмотрению моделей организации внеурочной деятельности школьников. Представленные выше модели не исключают друг друга, а позволяют увидеть организацию внеурочной деятельности детей с разных сторон.

Вероятно, возможны и другие подходы к рассмотрению моделей. При этом следует иметь в виду, что любая созданная педагогами модель всегда относительно завершена. Чем дальше и глубже осуществляется поиск — тем совершенней будет модель.

II. Методика организации внеурочной деятельности детей в сельской школе

Содержание и формы внеурочной деятельности детей в сельской школе

 

Содержание внеурочной деятельности детей отражает цели и задачи воспитания и направлено на их достижение.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должны овладеть дети в соответствии с поставленными целями и задачами.

В связи с разнообразием современных отечественных концепций воспитания, разными подходами к определению целей и задач воспитания в последнее десятилетие сложились и разные подходы к рассмотрению содержания воспитания.

Содержание внеурочной деятельности учащихся складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом образовательного учреждения совместно с социальными партнерами – учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта.

В ФГОС стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей (общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное).

Для проектирования и построения системы внеурочной деятельности школьников возможно использование научно-методических разработок отечественных исследователей по классификации видов деятельности. Например, избрав основанием для классификации возникающие в процессе деятельности субъект-объектные отношения, профессор Н.Е. Щуркова выделяет следующие виды деятельности: познавательную (субъект познает объект), преобразовательную (субъект преобразует объект), ценностно-ориентировочную (субъект оценивает объект), художественную (субъект воспринимает художественный образ), коммуникативную (субъект взаимодействует с другим субъектом).

Создатели методического конструктора внеурочной деятельности Д.В. Григорьев и П.В. Степанов считают, что в школе целесообразно предусмотреть такие виды деятельности:

- игровую деятельность;

- познавательную деятельность;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово-развлекательную деятельность (досуговое общение);

- художественное творчество;

- социальное творчество (социально преобразующую добровольческую деятельность);

- трудовую (производственную) деятельность;

- спортивно-оздоровительную деятельность;

- туристско-краеведческую деятельность.

При этом авторы справедливо отмечают, что виды и направления внеурочной деятельности школьников связаны между собой. Авторы предлагают направления внеурочной деятельности рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности. [2]

При определении содержания внеурочной деятельности детей также следует учитывать Концепцию духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России[3], где изложены базовые национальные ценности.

В документах ФГОС второго поколения, а также пособиях, раскрывающих его положения, предлагаются различные формы внеурочной деятельности детей. Многообразие этих форм подтверждается наличием классификаций на основе следующих признаков:

- количество участников (массовые, групповые, индивидуальные);

- виды деятельности (формы познавательной, трудовой, художественно-эстетической, игровой, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельности);

- затраты времени для подготовки (экспромтные и требующие предварительной подготовки);

- способы передвижения участников (статичные, статично-динамичные, динамично-статичные);

- характер включения учащихся в деятельность (формы, предусматривающие обязательное участие, и формы, предполагающие добровольное участие);

- способ организации (организуемые одним человеком, или группой участников, или всеми членами коллектива);

- взаимодействие с другими коллективами и людьми («открытые», проводимые совместно с другими, и «закрытые», проводимые внутри своего коллектива только его членами);

- способ влияния педагога (непосредственные и опосредованные);

- степень сложности (простые, составные, комплексные).

Ценным помощником при определении содержания и форм внеурочной деятельности с учетом достижения воспитательных результатов является пособие Д.В. Григорьева и П.В. Степанова. [4] Опираясь на него, представим таблицу 1, где в обобщенном виде предлагаются формы воспитательной работы по развитию, например, гражданской идентичности.

Таблица 1

Формы в зависимости

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...