Особенности организации внеурочной деятельности сельских школьников
При организации внеурочной деятельности следует учитывать особенности региона, социума и, в частности, специфику сельской школы. В этой связи целесообразно остановиться на особенностях, возможностях и проблемах организации внеурочной деятельности сельских школьников. Замкнутость социального пространства, удаленность многих сельских школ от культурных центров создают особые проблемы при организации внеурочной деятельности детей: - большая загруженность учащихся бытовым трудом, что снижает возможности для самообразования и развития детей во внеурочное время; - учащиеся видят вокруг себя мало высоких уровней жизненных образцов, поэтому часто наблюдается занижение требований к своему развитию и образованию; - низкий уровень социально-психологической помощи и поддержки учащихся в связи с отсутствием в большинстве школ специалистов, социально-психологической службы и большой загруженностью учителей; - отсутствие в большинстве сел учреждений дополнительного образования, культурно-образовательных и спортивных центров и соответственно специалистов-организаторов внеурочной деятельности, что затрудняет удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей; - необходимость организации психолого-педагогической и социальной поддержки разных категорий детей, в том числе с особыми потребностями и проблемами в развитии при отсутствии специалистов коррекционных учреждений на селе, психологов, социальных педагогов и других специалистов; - ограниченность, обедненность социальных контактов школьников, что затрудняет успешность их социализации; - большая степень ответственности сельской школы за организацию летнего отдыха детей, каникулярного времени школьников;
- ограниченный доступ учащихся и педагогов к некоторым информационным источникам, сложность посещения культурных и образовательных центров региона и др. Задача школы независимо от условий – помочь детям освоить различные формы общения, взаимодействия и жизненного уклада на селе, предоставить им равные с городскими школьниками возможности для разностороннего развития. Поэтому организация школой внеурочной деятельности сельских детей имеет гораздо большее значение, так как учащиеся (в отличие от городских сверстников) ограничены в возможности выбирать объединения по интересам, посещать желаемые кружки и секции в различных учреждениях. Несмотря на вышеизложенные трудности и проблемы, сельская школа имеет и благоприятные условия для организации внеурочной деятельности сельских школьников: -повседневные тесные связи учащихся с жителями села; -включенность учащихся в производственные и социально-экономические проблемы села; -территориальная приближенность школы к предприятиям, учреждениям, хозяйству села; -хорошее знание жителями, педагогами, учащимися особенностей друг друга; -раннее привлечение детей к домашнему труду; -систематическое освоение детьми опыта практического сельскохозяйственного труда и др. -устойчивые положительные традиции, культура, атмосфера общинности на селе; -непосредственная близость детей к живой природе; В условиях сельской школы имеются благоприятные условия для осуществления интеграции, развития интегративных связей в самых различных аспектах. Малочисленность коллектива школы и классов позволяет гибко выстраивать учебно-воспитательный процесс, мобильно корректировать режим деятельности школы и учебное расписание, оперативнее изучать и быстрее реагировать на потребности каждого ребенка, заказ родителей, запросы педагогов, социальных партнеров.
Важно подчеркнуть, что интеграция педагогических средств в сельской школе позволяет разнообразить учебно-воспитательный процесс, жизнь детей, расширить и обогатить их социальный опыт, сделать более увлекательной учебу и интересным досуг. В ФГОС второго поколения особое внимание уделяется исследовательской и проектной деятельности, которую можно рассматривать как средство интеграции. К такой деятельности могут приобщаться дети с начальной школы. Особенно привлекательны для учащихся проекты с краеведческим содержанием. Дети разного возраста могут объединиться в поиске сведений о жизни и творчестве своих земляков, сборе материалов о местных событиях, о способах защиты окружающей природы и т.д. Многим видам внеурочной деятельности можно придать исследовательский характер, привлекая детей к исследованию проблем, важных для села, способствуя тем самым формированию гражданской ответственности за свое дело, выявлению и развитию профессиональных интересов. Для расширения контактов детей, их социального общения, важным является организация взаимодействия детей и родителей. Тем более в концепции ФГОС особое внимание уделяется взаимодействию педагогов с семьей, родителями как важными союзниками и заказчиками на образовательные услуги. В условиях села для такого взаимодействия в целом имеются благоприятные условия. Хотя здесь сегодня значительно больше проблемных семей, чем в городе, тем не менее, многие родители детей учились в этой школе, все взрослые и дети на селе хорошо знают друг друга, постоянно общаются, родители хорошо информированы о том, что происходит в школе. Участие родителей в решении проблем детей, в организации внеурочной деятельности позволяет родителям стать единомышленниками, союзниками педагогов, выработать взрослым единые подходы к обучению и воспитанию ребенка. Можно также отметить еще несколько факторов и условий, которые необходимо учитывать при организации внеурочной деятельности детей на селе: - благоприятные условия и возможности включить в процесс обсуждения дополнительного образования школьников, программ и планов внеурочной деятельности детей всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей), социальных партнеров, выпускников;
- относительная стабильность коллектива учителей и детей, сохранение традиций в школе, имеющие как положительные стороны (хорошее знание особенностей друг друга, способствующих взаимопониманию и взаимоподдержке, семейный характер отношений, преемственность), так и создающие определенные проблемы (формирование стереотипов, корпоративности, замкнутости, тормозящие инновационные процессы); - некоторая облегченность и мобильность отслеживания результатов воспитательной работы и внеурочной деятельности детей, возможность наблюдения за судьбами выпускников; - общественный контроль за деятельностью школы, учителей, детей. На построении внеурочной деятельности учащихся в сельской школе отражается ее малочисленность, которая имеет как положительные, так и негативные стороны. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися, существует реальная возможность проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий. В такой школе все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. В сельской школе имеются особенно благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших, так как нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами и школьниками. При соблюдении ряда педагогических условий в небольшой школе формируется атмосфера многодетной семьи. Малочисленность коллектива благоприятна для развития школьного и детского самоуправления, т. к. есть реальная возможность оперативно собраться всем взрослым и детям для обсуждения важных проблем и принятия решений, и также оперативно отследить их реализацию. В ряде школ еженедельно проводятся общие сборы или «линейки» для подведения итогов работы и принятия новых решений по организации деятельности на ближайший период. Коллективность выработки решений, доступность каждому ребенку, старшему и младшему, принять участие в обсуждении школьных проблем формирует ответственность, коммуникативность, субъектность позиции в деятельности.
Малая наполняемость классов позволяет педагогу организовать аналитическую и рефлексивную деятельность каждого ребенка. Ученик имеет возможность в кругу хорошо знакомых людей высказаться, поразмышлять о своих успехах, что побуждает его к осознанной дальнейшей деятельности и реализации своих способностей. Педагог и ученик, вместе рассуждая, определяют ресурсы для развития, конкретные шаги для достижения успеха, что является стимулом для проявления способностей ребенка. В то же время малочисленность школы создает определенные проблемы в организации внеурочной деятельности. Затруднен и ограничен выбор форм внеурочной деятельности в классном коллективе такой школы, некоторые из них теряют всякий смысл. Одна из идей ФГОС — это формирование у детей коммуникативной компетентности, однако малочисленность классов в большинстве школ ограничивает круг общения детей, затрудняет развитие коммуникативных умений, способности быстро ориентироваться в новой обстановке. При организации внеурочной деятельности учащихся важно учитывать проблемы и трудности, которые объективно существуют в сельской школе, а также обеспечить реализацию ее ресурсов, опираясь на достоинства и благоприятные условия как самой школы, так и ее социума. Именно с этих позиций важно определить концептуальные основы и методику организации внеурочной деятельности сельских школьников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|