Развитие социальных связей учащихся с окружающим миром.
Необходимость реализации данного принципа обусловлена автономностью и замкнутостью пространства, в котором происходит социальное становление сельского школьника, бедностью и ограниченностью общения в условиях сельской школы и социума. Реализация данного принципа позволит обогатить сферу социальных связей детей, обеспечить их адаптацию, автономизацию, социальную устойчивость и активность в условиях современной жизни, повысить культурный и образовательный уровень школьников, обогатить их социальный опыт, а также расширяет возможности ребенка осуществлять социальные пробы, важные для его успешного развития. Расширение связей учащихся с окружающим миром ведет к коррекции действий школьников, системы отношений со сверстниками, педагогами, другими людьми. Для обеспечения этого принципа необходимо шире использовать возможности прежде всего самой школы, изменив структуру организации учебно-воспитательного процесса. В условиях сельской школы неэффективно проведение воспитательных мероприятий по классам, где обучаются менее 10 человек. В этой связи целесообразно создание разновозрастных временных и постоянных групп (РВГ), объединений (РВО), что позволит развивать контакты детей и создавать новые ситуации общения, меняя состав РВГ в зависимости от дел, задач, видов деятельности, интересов детей (см. раздел 7). Расширению связей и отношений детей в школе также способствуют: - встречи, дискуссии, обсуждения с участием успешных жителей, тружеников села, специалистов, интересных и увлеченных людей; - выполнение творческих работ, проектов с участием специалистов и умельцев села; - организация кружков, творческих объединений не только силами педагогического коллектива, но и специалистами, жителями села;
- приглашение учащихся других школ к проведению совместных мероприятий, встреч, конкурсов, соревнований, олимпиад; - организация выставок достижений селян, творческих работ умельцев в школе; - создание музеев, тематических выставок и уголков; - привлечение различных информационных средств, интернет не только для получения, сбора информации и ее обсуждения, но и для взаимодействия с другими школами, учреждениями, специалистами. Особо следует отметить важность развития взаимодействия детей и родителей. С этой целью целесообразно следующее: - проводить внеурочные мероприятия с участием родителей (дискуссии, встречи, экскурсии, праздники, смотры); - организовывать совместную деятельность детей и родителей, бабушек, дедушек через систему семейных конкурсов в течение всего учебного года, семейные проекты, выставки семейного творчества, семейных достижений, праздники семьи; - создавать семейные клубы, творческие и спортивные коллективы детей и родителей; - стимулировать взаимодействие детей и родителей (присвоение званий «Семья года», «Самая дружная семья», «Самая творческая семья», «Образцовая семья», «Спортивная семья» и т.п., материальные поощрения семьям за особые достижения, пропаганда семейных достижений через печатные и наглядные средства, местное радио и др.); - поощрять родителей, активно участвующих в организации деятельности детей (присвоение званий, благодарственные письма, рассказ о лучших через средства массовой информации). Обогатить социальный опыт детей и их контакты позволяет внешняя среда школы: - природа, где можно проводить экскурсии, походы, исследования, мероприятия, в том числе с целью ее охраны, изучения и улучшения; - местные предприятия, организации, учреждения, где могут проходить встречи с трудовыми коллективами, совместные праздничные, спортивные, культурные мероприятия, конкурсы, трудовые дела, социальные практики профессиональной направленности;
- культурные, исторические и природные памятники, знакомство с которыми и их охрана могут стать основой экскурсий, походов, исследовательской и проектной деятельности; - местные и районные культурно-оздоровительные учреждения, которые организуют досуговые мероприятия для населения, взрослых и детей; - ближайшие общеобразовательные школы, совместно с которыми могут создаваться ассоциации для проведения внеурочной деятельности, что позволяет использовать кадровые и материальные ресурсы друг друга, проводить совместные мероприятия, дела, создавать творческие и спортивные коллективы; - профессиональные образовательные учреждения, где организуются встречи с преподавателями и учащимися, совместные мероприятия, конкурсы, экскурсии и другие формы профориентационной работы; - областные, федеральные очно-заочные школы, центры, которые предлагают участие отдельным детям и коллективам в различных конкурсах, олимпиадах, проектах, играх и т.п. Руководство сельских школ должно найти возможности для выезда детей и педагогов в театры, областные и районные музеи, другие города, исторические и культурные центры, инновационные школы и образовательные учреждения. Создание здоровой духовно-нравственной среды. Необходимость реализации данного принципа обусловлена социальными проблемами, имеющимися на селе: падение духовности, снижение образованности сельского населения, рост числа жителей, совершающих асоциальные поступки и действия (пьянство, воровство, насилие, бродяжничество), что связано с отсутствием культурно-оздоровительных центров во многих поселениях, безработицей, оттоком наиболее образованной части населения и другими причинами. В этой связи возрастает роль внеурочной воспитательной работы, которая направлена на духовное возрождение села и создает здоровую духовно-нравственную среду в самой школе и социальном окружении. Именно такая среда позволит успешно решать современные задачи образования сельских школьников. Реализация данного принципа означает:
- изучение учащимися исторического и культурного наследия своей страны, села, знакомство с местными и национальными традициями; - включение членов коллектива в активное освоение отечественной культуры, национального достояния, духовных ценностей своего народа, жителей села; - вклад учащихся, педагогов, родителей в обогащение национальных и местных традиций, активное участие в преобразовании окружающей жизни, развитии культуры села, делах своей школы, направленных на заботу о людях, сверстниках, старших и младших; - опору на лучшие образцы семейного воспитания, семейных отношений детей и родителей; - использование в воспитании положительных образцов, примеров ответственного отношения к труду, семье, окружающим людям, достойных и успешных жителей села; - использование при организации внеурочной деятельности местных музеев, памятников культуры, природы. Реализация этого принципа требует: - духовно-нравственного обогащения содержания внеурочной деятельности детей; - учета социокультурных ценностей страны, региона, села при определении содержания и форм деятельности школьников; - внесения в содержание внеурочной деятельности местного компонента, материалов, собранных в ходе исследовательской, поисковой деятельности школьников; - знакомства учащихся с проблемами, трудностями села, включение педагогов, учащихся и родителей в их обсуждение, разработку проектов развития села, школы, местного хозяйства, производства; - создания культурных и досуговых центров, где представлены экспонаты, отражающие духовное наследие местных жителей, результаты поисковых экспедиций, достижения местного населения, педагогов, учащихся, их семей и другие материалы, собранные взрослыми и детьми, где проводятся встречи, мероприятия, отмечаются главные события в жизни страны, села, школы; - использования специальных педагогических средств, стимулирующих внимательные и чуткие отношения между педагогами, учащимися и родителями (совместные праздники, учебные занятия, совместные творческие объединения и др.);
- презентации, пропаганды достижений учащихся, родителей, семей, селян, предприятий села; - создания символики, развития традиций, закрепляющих нравственные нормы взаимоотношений членов коллектива, жителей села. Принцип социального партнерства, сотрудничества и созидательного творчества. Для реализации данного принципа на селе имеются благоприятные условия, обусловленные взаимной зависимостью школы и села, необходимостью взаимодействия образовательного учреждения и всех структур сельского социума. Сельская школа не может в полной мере решить весь комплекс социально-педагогических задач, создать здоровую духовно-нравственную среду без взаимодействия и сотрудничества со своими социальными партнерами: местной администрацией, предприятиями, культурными учреждениями, профессиональными учебными заведениями, общественными организациями. Школа, реализуя этот принцип, с одной стороны, использует воспитательные, образовательные, кадровые и материальные ресурсы социума для воспитания и обучения подрастающего поколения, а с другой — способствует культурному, образовательному и нравственному обогащению своих партнеров, а также помогает решать проблемы социального и экономического развития села. При этом необходимо включить всех участников педагогического процесса и партнеров школы в процесс совместного творческого поиска средств улучшения окружающей жизни, жизни села и самих себя и созидательную деятельность. Реализация данного принципа обеспечивает не только успешность социализации и развития сельских школьников, но и способствует более эффективному решению проблем села, росту социальной активности всех жителей, взрослых и детей. Данный принцип означает: - разработку комплексных программ развития села детьми и взрослыми; - создание общественных управляющих советов; - проведение общих трудовых дел, субботников; - организацию и поддержку постоянных творческих коллективов детей и жителей села; - поддержку и развитие местных традиций, праздников села; - взаимовыгодное использование материальной, производственной и культурной базы села (предприятий, учреждений, клубов, спортивных площадок и др.); - создание совместных творческих коллективов и групп по разработке проектов для решения местных проблем. Данный принцип требует: - принятия договорных документов, определяющих содержание и формы социального партнерства субъектов социума, права и обязанности партнеров по взаимодействию; - разработку положений, регулирующих отношения жителей села, взрослых и детей;
- выполнение взаимодействующими сторонами взятых на себя обязанностей; - заинтересованной взаимоподдержки, инициатив, идущих от партнеров; - выявления актуальных социальных проблем села, школы, ближайших учреждений, их совместного обсуждения и решения; - участия социальных партнеров в развитии материально-технической базы учреждений образования и культуры на селе, в материальной поддержке обучающихся и их семей. Принцип многообразия, вариативности и самостоятельного выбора учащимися видов и способов внеурочной деятельности обусловлен существенной зависимостью работы каждой сельской школы от конкретных условий, которые определяют в значительной мере построение внеурочной деятельности детей. Необходимость его реализации объясняется также тем, что в сельской школе особенно важно найти ресурсы для разнообразия жизни ребенка, поскольку здесь гораздо больше чем в городской, ребенок испытывает давление от однообразия обстановки, т. к. часто нет других учреждений на селе, а также ограничены возможности для выбора контактов, партнеров для общения. Принцип означает: - определение каждой школой, коллективом, учителем обоснованного варианта организации внеурочной деятельности детей, содержания, форм, технологий воспитательной работы, различных видов деятельности, приемлемых для сельской школы; - использование разнообразных педагогических средств при организации дел; - создание условий для самостоятельного выбора учащимися видов деятельности, форм участия во внеурочной работе, ролей, степени ответственности в системе социальных связей; - поддержку различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности как педагогов, так и учащихся. Основные требования принципа заключаются в следующем: - при организации внеурочной деятельности детей учитывать конкретные условия деятельности школы, села, воспитательные возможности социума, экономические, кадровые, учебно-методические ресурсы школы; - обеспечить многообразие и вариативность внеурочной деятельности, дополнительного образования, удовлетворяющих запросы и потребности детей, родителей, учитывая индивидуальные планы детей и возможности педагогов; - создавать ситуации социальных проб, позволяющих выявить способности, проблемы, трудности детей и учесть их в отборе соответствующих педагогических средств при сопровождении внеурочной деятельности школьников; - предоставить детям возможность добровольно включаться в различные сферы деятельности, постоянно расширяя и обогащая их; - разнообразить формы организации внеучебной работы в школе, развивать их содержание с учетом интересов и потребностей детей разного возраста; - стимулировать появление новых, ранее не использовавшихся форм деятельности детей; - обоснованно выбирать формы совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей в соответствии с целями, содержанием воспитательного процесса, возрастным, половым, количественным, социальным составом группы, индивидуальными особенностями школьников; - использовать индивидуально-ориентированные технологии, позволяющие самому ребенку принимать решения, делать осознанный выбор; - одновременно организовывать различные виды и формы деятельности школьников, обеспечивая тем самым добровольный и самостоятельный выбор, создавать ситуации для познания учащимися своих возможностей, склонностей и осознанного выбора своих действий; - стимулировать создание разнообразных объединений, которые бы позволяли учащимся выбирать и выполнять разные роли (старшего и младшего, ведущего и ведомого, лидера-организатора и рядового участника и т.д.); - обеспечить сменяемость социальных ролей, постоянно расширяя диапазон и повышая уровень освоения социальных ролей школьниками. Рассмотренные принципы тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Их реализация позволяет повысить образовательную и воспитательную эффективность внеурочной деятельности сельских школьников при оптимальном использовании используя возможностей, ресурсов самого учреждения и его социального окружения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|