Модели организации внеурочной деятельности сельских школьников
Модель — это образец, «заменитель» оригинала. Она позволяет, с одной стороны, несколько упростить явление, отвлечься от несуществующих свойств, схематизировать описание объекта действительности, а с другой — установить и описать компоненты объекта, взаимосвязь между ними, дать сведения об управлении объектом и прогнозировать его развитие. Один и тот же процесс, явление можно представить разными моделями в зависимости от поставленной цели моделирования или подхода к рассмотрению объекта. В педагогической науке часто используют модели статические и динамические. Статическая модель характеризует объект в конкретный момент времени, динамическая модель показывает, как изменяется состояние объекта во времени, в процессе развития. Статическая модель организации деятельности предполагает описание упорядоченности действий относительно поставленной цели. В этой связи чаще всего модель организации внеурочной деятельности можно представить с учетом следующих компонентов: - концептуально-целевой, включающий цели, задачи, идеи и принципы организации деятельности по решению поставленных задач. Определение целей возможно, с одной стороны, на основе более полного учета интересов ребенка, с другой — с учетом тенденций общественного развития и требований, которые предъявляет общество к образовательным учреждениям; - содержательный, т.е. направления, сферы и виды внеурочной деятельности. Содержание деятельности отражает цель и задачи воспитания и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса социальных ролей в различных сферах социальных отношений. Деятельность ориентирована на развитие личности, предполагает формирование тех качеств, которые составляют основу взаимоотношений школьника с людьми, обществом, государством и миром в целом;
- процессуальный или операционно-деятельностный, включающий технологии, формы, методы, средства, которые используются при организации внеурочной деятельности в соответствии с целями и задачами воспитания; - аналитико-результативный, предусматривающий определение критериев и показателей для установления эффективности внеурочной деятельности детей, а также методик и способов их замера, подбор средств аналитической деятельности; предполагает отслеживание эффективности внеурочной деятельности, определение особо важных причин недостатков и успехов в работе педагогов, что позволяет затем более удачно проектировать новые этапы организации деятельности. Данная модель, как правило, в идеальном виде характеризует ориентир для организаторов внеурочной деятельности. Она определяется концепцией и конкретизируется программой внеурочной деятельности. Динамическая модель отражает этапы развития процесса. Это может быть представлено поэтапным усложнением задач, стоящих перед педагогами. Соответственно поставленным задачам на каждом этапе определяются конкретные педагогические средства и технологии организации внеурочной деятельности. Схематично это выглядит следующим образом:
Разработка такой модели важна для педагогического коллектива, так как она позволяет целенаправленно выстроить работу на каждом этапе, видеть ближайшие ориентиры, постоянно отслеживать результаты работы, своевременно вносить коррективы. Это обеспечивает мобильность и системность в работе учреждения. Субъектно-организационный подход позволяет представить различные модели организации внеурочной деятельности детей в зависимости от того, какая структура и кто является организатором и координатором этой деятельности. В аспекте данного подхода можно обозначить модели организации внеурочной деятельности на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, уровне учреждения, конкретной группы людей (методобъединения, проблемная группа), отдельных личностей. Так, например, организатором внеурочной деятельности сельских школьник в районе может быть школа, ресурсный центр муниципального района, учреждение дополнительного образования, в школе - педагог-организатор, орган самоуправления детского коллектива и др.
В аспекте интегративного подхода рассматривают модели организации внеурочной деятельности в зависимости от уровня интеграции педагогических средств общего и дополнительного образования. Существует модель, которая не предусматривает эту интеграцию, учебный процесс не связан с внеурочной деятельностью детей. Данная модель организации внеурочной деятельности представляет собой случайный набор кружков, секций, объединений, не связанных между собой. Достаточно много таких учреждений, которые выстраивают свою деятельность с учетом данной модели, ориентируются при этом не на общие цели и потребности ребенка, а на имеющиеся кадровые и материальные возможности. Вторая модель характеризуется появлением некоторых форм, объединяющих учебную и внеурочную деятельность под решение определенных общих образовательных и воспитательных задач, например, проведение предметных недель, общешкольных ключевых дел. В этом случае происходит интеграция усилий педагогов школы, содержания и форм учебной и внеучебной деятельности детей. Деятельность кружков, секций, творческих объединений подкрепляет учебный процесс, а содержание учебных дисциплин, познавательной деятельности детей обогащаются, расширяются за счет внеурочной деятельности детей. В условиях стандарта ФГОС предлагается модель, когда осуществляется глубокая интеграция основного и дополнительного образования. В этом случае разрабатывается единая концепция, основная общеобразовательная программа, обеспечивающая развитие учреждения в целом. Главным ориентиром при этой модели являются индивидуальные потребности, интересы и возможности детей, заказ родителей на образовательные услуги.
Достаточно широко обсуждаются модели в зависимости от уровня организации внеурочной деятельности, которые также отражают интеграционные процессы основного и дополнительного образования. Чаще всего выделяют следующие модели с учетом уровня организации внеурочной деятельности: 1) случайный набор воспитательных мероприятий, кружков и клубных объединений, деятельность которых не координируется, связи между ними ситуативны; 2) сходные по профилю кружки, объединения по интересам объединены в клубные центры, работающие по единой программе; 3) деятельность разнообразных клубных объединений, кружков, секций, проведение внеклассных и внешкольных мероприятий выстраиваются под единую программу внеурочной воспитательной работы; 4) создается единая образовательная программа, которая разрабатывается с учетом общей концепции на основе интеграции основного и дополнительного образования. Можно также различать модели организации внеурочной деятельности по уровню связей образовательного учреждения со средой: а) школа использует собственные ресурсы для организации внеурочной деятельности детей; б) школа привлекает специалистов из других образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, специалистов различных организаций; в) школа объединяет свои ресурсы с ресурсами других учреждений или организаций для построения внеурочной деятельности детей, взаимно используя кадровые и материальные ресурсы друг друга. В процессе обсуждения ФГОС второго поколения предлагаются различные модели внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, которые строятся с учетом выше изложенных подходов и предусматривают развитие интеграционных процессов, связей со средой, социальными партнерами: - школа продленного дня — единая комплексная программа внеурочной деятельности; - школа полного дня — единая программа воспитывающей деятельности в урочное и внеурочное время; - школа-комплекс — объединение субъектов воспитания для реализации образовательного процесса на основе единой программы; - ассоциация школ — объединение ресурсов школ МР и субъектов воспитания МР на основе комплексной программы внеурочной деятельности нескольких учреждений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|