Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы организации внеурочной деятельности детей в сельской школе




Цели, задачи образования и воспитания школьников, подходы к организации внеурочной деятельности, изложенные в документах ФГОС второго поколения, являются ориентиром для всех образовательных учреждений. В то же время с учетом особенностей сельской школы целесообразно уточнить цели и задачи воспитания сельских школьников, чтобы учесть их при организации внеурочной деятельности детей.

Цели воспитания: формирование и реализация потребностей учащегося в саморазвитии и самообразовании, в преобразовании окружающего мира; воспитание гражданина, способного и желающего ответственно трудиться на селе, с полноценным общекультурным уровнем развития; выявление и развитие индивидуальных способностей каждого учащегося, обеспечивающих успешную и достойную жизнь.

Для достижения этой цели необходимо решение трех групп задач.

Воспитательные задачи:

· формирование целостного и гармоничного представления о ценностях материальной и духовной культуры, различных сферах искусства, экономической, правовой политической, коммуникативной культуры, культуры быта и семейных отношений и др.;

· обучение учащихся умелому сочетанию деятельности в сельском хозяйстве с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе как основе жизнедеятельности человека;

· формирование экологического сознания как внутреннего регулятора поведения учащихся в окружающей природной среде;

· развитие компетентностей, обеспечивающих включение выпускников школ в общественную жизнь на основе принципов гуманизма и демократии;

· воспитание личности, способной к свободному и добровольному выбору сельского образа жизни и сельскохозяйственному труду в соответствии с законами природы и интересами человека;

· формирование потребности в получении профессионального образования и самосовершенствовании.

Организационно-педагогические задачи:

- создание условий и возможностей для получения сельскими школьниками образования, соответствующего требованиям Федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения и удовлетворяющего образовательным и личностным потребностям учащихся;

- разработка и использование программ, обеспечивающих разностороннее развитие с учетом региональных факторов и тенденций развития науки и техники в сельском хозяйстве и обществе в целом;

- разработка методик и педагогических средств, повышающих эффективность воспитания в сельской школе;

- обеспечение индивидуальной траектории развития ребенка с учетом включения его в различные виды деятельности, обозначенные ФГОС;

- осуществление интеграции средств учебной и внеучебной деятельности детей, основного и дополнительного образования;

- оптимальное использование воспитательных ресурсов сельского социума;

- осуществление сотрудничества, взаимодействия участников образовательного процесса, школы и социума.

Управленческие задачи:

- оптимизация образовательного пространства на селе;

- рациональное использование всех имеющихся в школе и на селе ресурсов (кадровых, культурных, материальных, информационных и т. п.) при организации внеурочной деятельности школьников;

- специальная подготовка и повышение квалификации педагогов сельских школ;

- разработка научно-методического обеспечения внеурочной деятельности детей сельских школ, в том числе малочисленных;

- мониторинг эффективности воспитательной деятельности в школах.

Решение указанных задач предусматривает достижение следующих результатов:

- для ребенка – получение полноценного образования и развития, социальная ответственность, потребность в здоровом образе жизни, конкурентоспособность, подготовленность к организации собственного дела, рефлексивное отношение к окружающему миру и к себе;

- для педагога – рост профессионализма, социально-педагогической защищенности, формирование новой профессиональной позиции, сотрудничество с коллегами;

- в учебно-воспитательном процессе – обновление содержания воспитательной работы и обеспечение разнообразия видов внеурочной деятельности детей, создание методической базы, вариативных воспитательных программ с учетом специфики работы сельской школы, разработка и использование новых педагогических технологий, вариативность построения воспитательного процесса, обусловленная интересами и потребностями учащихся, заказом родителей и местного социума, использование воспитательного потенциала среды, взаимодействие с учреждениями села, культурными центрами и другими школами;

- для села – укрепление и развитие местного производства, экономики села за счет роста качества подготовки специалистов, обогащение духовного и культурного потенциала села, развитие и укрепление положительных традиций, рациональное использование имеющихся на селе ресурсов.

Чтобы обеспечить решение намеченных задач и достижение планируемых результатов, важно организовать воспитательную работу в сельской школе с учетом вышеизложенных идей ФГОС второго поколения. При этом важно руководствоваться общеизвестными принципами организации внеурочной деятельности детей: гуманистической направленности, системности, добровольности, вариативности и гибкости, самостоятельности и активности и др. В то же время необходимо, учитывая проблемы, возможности и ресурсы сельской школы, обозначенные в предыдущем разделе, обратить внимание на следующие принципы организации внеурочной деятельности детей в сельской школе:

- обеспечение субъектной позиции учащихся, учителей, родителей;

- развитие социальных связей ребенка;

- создание духовно-нравственной среды;

- развитие социального партнерства, сотрудничества и созидательного творчества;

- обеспечение многообразия, вариативности и самостоятельного выбора детьми видов и способов внеурочной деятельности.

Обеспечение субъектной позиции учащихся, учителей, родителей.

В условиях села, сельской школы имеются реальные условия для проявления и развития индивидуальных качеств личности всех участников образовательного процесса, взрослых и детей. Возрастает значимость формирования умений самоорганизации, где значительное место занимают различные способы организации индивидуальной деятельности. В этой связи становится необходимым и реальным формирование субъектной позиции каждого участника деятельности.

Субъектная позиция характеризуется следующими признаками:

- осознанием, пониманием и принятием каждым участником целей и задач как общей совместной деятельности, так и своей деятельности, своего развития;

- адекватностью самооценки своих возможностей и способностей, критичность по отношению к себе и окружающим, потребностью в самоконтроле;

- способностью каждого действовать целенаправленно и самостоятельно, принимать ответственные решения;

- активностью и заинтересованностью каждого участника в собственном развитии, в достижении положительного результата, инициативностью;

- потребностью в самоопределении и самореализации;

- способностью анализировать деятельность, рефлексивно относиться к своим действиям, результату, принятым решениям.

Для формирования субъектной позиции участников деятельности необходимы:

- использование специальных диагностических средств тестирования и самотестирования, позволяющих осознать способности, склонности, возможности ребенка, а также свои собственные;

- помощь детям и взрослым в оценке имеющихся условий для выстраивания индивидуальных планов, траекторий развития каждого учащегося, профессиональных планов учителя;

- целенаправленное создание ситуаций успеха для детей, педагогов, родителей, позволяющих добиться удовлетворения от совершенных действий как основы положительного настроя на дальнейшую деятельность;

- создание системы стимулов для развития и проявления индивидуальности каждого члена коллектива, способствующих самореализации и личному успеху участников внеурочной деятельности.

Важным средством формирования субъектной позиции участников внеурочной деятельности является самоуправление. Под самоуправлением понимается форма организации деятельности коллектива, обеспечивающая самостоятельность членов коллектива в принятии и реализации решений по достижению общих целей. Если дети (родители, педагоги) сами определяют проблему, ищут пути ее решения, принимают решения, организуются для ее реализации, можно говорить о детского (родительском, педагогическом) самоуправлении.

Развитие самоуправления предполагает:

- передачу ряда управленческих функций органам самоуправления коллектива (детям, родителям, педагогам);

- включение членов коллектива, объединений в проектировочную деятельность по созданию концепций, программ, планов деятельности учреждения, входящих в него коллективов и организаций;

- создание условий для выдвижения и поддержки инициатив со стороны членов коллективов, детей, родителей, педагогов;

- выявление, подготовку, стимулирование лидеров, организаторов, руководителей детских организаций, объединений и органов самоуправления педагогов и родителей;

- подготовку педагогов к развитию детского и родительского самоуправления, прежде всего через формирование опыта самоуправленческой деятельности в педагогическом коллективе.

Необходимым средством формирования субъектной позиции взрослых и детей является специальная субъектно-ориентированная технология, алгоритм которой в обобщенном виде можно представить следующим образом:

- самодиагностика (осознание себя: «Какой я?», «Что я знаю?», «Что я умею делать в данной ситуации?», и наоборот: «Чего не знаю?», «Чего не умею?» и т.п.);

- самоанализ (поиск ответов на вопросы: «Смогу ли я выполнить эту работу?», «Что (кто) может помочь мне добиться положительного результата?», «Что может помешать мне добиться успеха»);

- самоопределение (постановка целей и задач, определение перспектив, путей их достижения: «К чему мне стремиться?», «Каким должен быть результат», «Как этого добиться?», «К кому могу обратиться за помощью?» «С кем объединить свои усилия», «Какие я буду выполнять обязанности?», «За что отвечаю?» и др.);

- самоорганизация и самореализация (самостоятельный поиск способов решения детьми, взрослыми поставленных задач, выполнение взятых на себя обязательств, принятие самостоятельных решений: «Как действовать, чтобы принять правильное решение?»);

- самооценка (сопоставление достигнутого результата с намеченным, выявление и обоснование причин успехов и неудач: «В какой мере я выполнил (а) взятые на себя обязательства?», «Какие общие результаты достигнуты в результате моих действий?», «В каких ситуациях нужно было проявить большую ответственность? И т.д.);

- самоутверждение (вывод о целесообразности выбранного объема ответственности, поставленных целей и задач, внесение корректив в дальнейшие действия: «Сделал(а) ли я, все, что мог?», «Соответствовал ли объем взятых обязательств моим возможностям?», «Могу ли я считать себя ответственным человеком?», «Какие качества надо в себе развивать?» и др.).

Задавая себе вопросы на осмысление действий и их последствий, ребенок приобретает опыт ответственного поведения, принятия самостоятельных и обоснованных решений. Данная технология применима при подготовке и проведении различных коллективных дел, при выполнении ребенком индивидуальных поручений, в различных повседневных жизненных ситуациях и событиях

Субъектная позиция участников деятельности является, с одной стороны, необходимым условием проявления и развития индивидуальности каждого члена школьного коллектива, а с другой — основой диалога, сотрудничества и сотворчества всех участников деятельности, что, в свою очередь, может обеспечить развитие внеурочной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...