Принципы организации внеурочной деятельности детей в сельской школе
Цели, задачи образования и воспитания школьников, подходы к организации внеурочной деятельности, изложенные в документах ФГОС второго поколения, являются ориентиром для всех образовательных учреждений. В то же время с учетом особенностей сельской школы целесообразно уточнить цели и задачи воспитания сельских школьников, чтобы учесть их при организации внеурочной деятельности детей. Цели воспитания: формирование и реализация потребностей учащегося в саморазвитии и самообразовании, в преобразовании окружающего мира; воспитание гражданина, способного и желающего ответственно трудиться на селе, с полноценным общекультурным уровнем развития; выявление и развитие индивидуальных способностей каждого учащегося, обеспечивающих успешную и достойную жизнь. Для достижения этой цели необходимо решение трех групп задач. Воспитательные задачи: · формирование целостного и гармоничного представления о ценностях материальной и духовной культуры, различных сферах искусства, экономической, правовой политической, коммуникативной культуры, культуры быта и семейных отношений и др.; · обучение учащихся умелому сочетанию деятельности в сельском хозяйстве с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе как основе жизнедеятельности человека; · формирование экологического сознания как внутреннего регулятора поведения учащихся в окружающей природной среде; · развитие компетентностей, обеспечивающих включение выпускников школ в общественную жизнь на основе принципов гуманизма и демократии; · воспитание личности, способной к свободному и добровольному выбору сельского образа жизни и сельскохозяйственному труду в соответствии с законами природы и интересами человека;
· формирование потребности в получении профессионального образования и самосовершенствовании. Организационно-педагогические задачи: - создание условий и возможностей для получения сельскими школьниками образования, соответствующего требованиям Федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения и удовлетворяющего образовательным и личностным потребностям учащихся; - разработка и использование программ, обеспечивающих разностороннее развитие с учетом региональных факторов и тенденций развития науки и техники в сельском хозяйстве и обществе в целом; - разработка методик и педагогических средств, повышающих эффективность воспитания в сельской школе; - обеспечение индивидуальной траектории развития ребенка с учетом включения его в различные виды деятельности, обозначенные ФГОС; - осуществление интеграции средств учебной и внеучебной деятельности детей, основного и дополнительного образования; - оптимальное использование воспитательных ресурсов сельского социума; - осуществление сотрудничества, взаимодействия участников образовательного процесса, школы и социума. Управленческие задачи: - оптимизация образовательного пространства на селе; - рациональное использование всех имеющихся в школе и на селе ресурсов (кадровых, культурных, материальных, информационных и т. п.) при организации внеурочной деятельности школьников; - специальная подготовка и повышение квалификации педагогов сельских школ; - разработка научно-методического обеспечения внеурочной деятельности детей сельских школ, в том числе малочисленных; - мониторинг эффективности воспитательной деятельности в школах. Решение указанных задач предусматривает достижение следующих результатов: - для ребенка – получение полноценного образования и развития, социальная ответственность, потребность в здоровом образе жизни, конкурентоспособность, подготовленность к организации собственного дела, рефлексивное отношение к окружающему миру и к себе;
- для педагога – рост профессионализма, социально-педагогической защищенности, формирование новой профессиональной позиции, сотрудничество с коллегами; - в учебно-воспитательном процессе – обновление содержания воспитательной работы и обеспечение разнообразия видов внеурочной деятельности детей, создание методической базы, вариативных воспитательных программ с учетом специфики работы сельской школы, разработка и использование новых педагогических технологий, вариативность построения воспитательного процесса, обусловленная интересами и потребностями учащихся, заказом родителей и местного социума, использование воспитательного потенциала среды, взаимодействие с учреждениями села, культурными центрами и другими школами; - для села – укрепление и развитие местного производства, экономики села за счет роста качества подготовки специалистов, обогащение духовного и культурного потенциала села, развитие и укрепление положительных традиций, рациональное использование имеющихся на селе ресурсов. Чтобы обеспечить решение намеченных задач и достижение планируемых результатов, важно организовать воспитательную работу в сельской школе с учетом вышеизложенных идей ФГОС второго поколения. При этом важно руководствоваться общеизвестными принципами организации внеурочной деятельности детей: гуманистической направленности, системности, добровольности, вариативности и гибкости, самостоятельности и активности и др. В то же время необходимо, учитывая проблемы, возможности и ресурсы сельской школы, обозначенные в предыдущем разделе, обратить внимание на следующие принципы организации внеурочной деятельности детей в сельской школе: - обеспечение субъектной позиции учащихся, учителей, родителей; - развитие социальных связей ребенка; - создание духовно-нравственной среды; - развитие социального партнерства, сотрудничества и созидательного творчества; - обеспечение многообразия, вариативности и самостоятельного выбора детьми видов и способов внеурочной деятельности.
Обеспечение субъектной позиции учащихся, учителей, родителей. В условиях села, сельской школы имеются реальные условия для проявления и развития индивидуальных качеств личности всех участников образовательного процесса, взрослых и детей. Возрастает значимость формирования умений самоорганизации, где значительное место занимают различные способы организации индивидуальной деятельности. В этой связи становится необходимым и реальным формирование субъектной позиции каждого участника деятельности. Субъектная позиция характеризуется следующими признаками: - осознанием, пониманием и принятием каждым участником целей и задач как общей совместной деятельности, так и своей деятельности, своего развития; - адекватностью самооценки своих возможностей и способностей, критичность по отношению к себе и окружающим, потребностью в самоконтроле; - способностью каждого действовать целенаправленно и самостоятельно, принимать ответственные решения; - активностью и заинтересованностью каждого участника в собственном развитии, в достижении положительного результата, инициативностью; - потребностью в самоопределении и самореализации; - способностью анализировать деятельность, рефлексивно относиться к своим действиям, результату, принятым решениям. Для формирования субъектной позиции участников деятельности необходимы: - использование специальных диагностических средств тестирования и самотестирования, позволяющих осознать способности, склонности, возможности ребенка, а также свои собственные; - помощь детям и взрослым в оценке имеющихся условий для выстраивания индивидуальных планов, траекторий развития каждого учащегося, профессиональных планов учителя; - целенаправленное создание ситуаций успеха для детей, педагогов, родителей, позволяющих добиться удовлетворения от совершенных действий как основы положительного настроя на дальнейшую деятельность; - создание системы стимулов для развития и проявления индивидуальности каждого члена коллектива, способствующих самореализации и личному успеху участников внеурочной деятельности.
Важным средством формирования субъектной позиции участников внеурочной деятельности является самоуправление. Под самоуправлением понимается форма организации деятельности коллектива, обеспечивающая самостоятельность членов коллектива в принятии и реализации решений по достижению общих целей. Если дети (родители, педагоги) сами определяют проблему, ищут пути ее решения, принимают решения, организуются для ее реализации, можно говорить о детского (родительском, педагогическом) самоуправлении. Развитие самоуправления предполагает: - передачу ряда управленческих функций органам самоуправления коллектива (детям, родителям, педагогам); - включение членов коллектива, объединений в проектировочную деятельность по созданию концепций, программ, планов деятельности учреждения, входящих в него коллективов и организаций; - создание условий для выдвижения и поддержки инициатив со стороны членов коллективов, детей, родителей, педагогов; - выявление, подготовку, стимулирование лидеров, организаторов, руководителей детских организаций, объединений и органов самоуправления педагогов и родителей; - подготовку педагогов к развитию детского и родительского самоуправления, прежде всего через формирование опыта самоуправленческой деятельности в педагогическом коллективе. Необходимым средством формирования субъектной позиции взрослых и детей является специальная субъектно-ориентированная технология, алгоритм которой в обобщенном виде можно представить следующим образом: - самодиагностика (осознание себя: «Какой я?», «Что я знаю?», «Что я умею делать в данной ситуации?», и наоборот: «Чего не знаю?», «Чего не умею?» и т.п.); - самоанализ (поиск ответов на вопросы: «Смогу ли я выполнить эту работу?», «Что (кто) может помочь мне добиться положительного результата?», «Что может помешать мне добиться успеха»); - самоопределение (постановка целей и задач, определение перспектив, путей их достижения: «К чему мне стремиться?», «Каким должен быть результат», «Как этого добиться?», «К кому могу обратиться за помощью?» «С кем объединить свои усилия», «Какие я буду выполнять обязанности?», «За что отвечаю?» и др.); - самоорганизация и самореализация (самостоятельный поиск способов решения детьми, взрослыми поставленных задач, выполнение взятых на себя обязательств, принятие самостоятельных решений: «Как действовать, чтобы принять правильное решение?»);
- самооценка (сопоставление достигнутого результата с намеченным, выявление и обоснование причин успехов и неудач: «В какой мере я выполнил (а) взятые на себя обязательства?», «Какие общие результаты достигнуты в результате моих действий?», «В каких ситуациях нужно было проявить большую ответственность? И т.д.); - самоутверждение (вывод о целесообразности выбранного объема ответственности, поставленных целей и задач, внесение корректив в дальнейшие действия: «Сделал(а) ли я, все, что мог?», «Соответствовал ли объем взятых обязательств моим возможностям?», «Могу ли я считать себя ответственным человеком?», «Какие качества надо в себе развивать?» и др.). Задавая себе вопросы на осмысление действий и их последствий, ребенок приобретает опыт ответственного поведения, принятия самостоятельных и обоснованных решений. Данная технология применима при подготовке и проведении различных коллективных дел, при выполнении ребенком индивидуальных поручений, в различных повседневных жизненных ситуациях и событиях Субъектная позиция участников деятельности является, с одной стороны, необходимым условием проявления и развития индивидуальности каждого члена школьного коллектива, а с другой — основой диалога, сотрудничества и сотворчества всех участников деятельности, что, в свою очередь, может обеспечить развитие внеурочной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|