Виды антимонопольной политики
Для динамичного развития российской экономики очень важна антимонопольная политика, проводимая современным правительством. Так, должным образом продуманные меры по регулированию монополий будут всячески способствовать достижению таких целей: Будет стабилизирован рынок · Будет усовершенствована экономика в целом · Будет развиваться конкуренция. На данный момент различают две разновидности антимонопольной политики: В отношении искусственным монополиям · В отношении естественных монополий. Однако прежде, чем мы углубимся в вопрос, который связан с российской антимонопольной политики, вниманию читателя предлагается сама сущность монополии. Какие признаки имеет монополия? На монополизированном рынке работает только 1 продавец и присутствует множество покупателей; · Продукция, производимая монополистом, уникальна – товаров-заменителей на рынке нет · Новые продавцы не могут войти в рынок (по причине созданных барьеров – система выдаваемых на деятельность лицензий, размеры предприятий, монопольное право собственности в том числе); · Нечестная конкуренция.
Виды монополий Закрытая монополия. Наиболее защищенная от конкуренции, может быть использован институт авторских прав, патентная защита, юридические ограничения. Естественная монополия. Образуется в отраслях, где средние долгосрочные издержки достигнут абсолютного минимума лишь тогда, когда один продавец начинает обслуживать весь рынок. Открытая монополия. В этом случае продавец – единый поставщик продукции, не имеющие юридической защиты от конкуренции. Простой пример – фирмы, которые вышли на рынок с новым продуктом, не имеющим аналогов.
Монополия – естественное явление, которое существует практически во всех странах. Основная особенность монополии в России – ее наследственность от государственного монополизма (еще советской экономики).
Как формировалась российская антимонопольная политика? На самом деле, антимонопольная политика РФ, созданная в государстве, преследует несколько глобальных целей: Развить конкурентные начала; · Стимулировать частное предпринимательство. Антимонопольное же регулирование представлено в России в двух методах: Косвенный метод – финансово-кредитное регулирование, направленное на преодоление монополий в экономике; · Простой метод – регулирование, которое предупреждает или устраняет монопольное положение субъектов рынка. Основная суть проводимой правительством антимонопольной политики – с выгодой использовать крупномасштабную экономику и, при этом, нейтрализовать ее побочные последствия, которые возникают по причине ослабления конкуренции на рынках страны. Таким образом, специфика отечественных монополий оказала существенное влияние на особенности регулирования их деятельности законодателем. Так, в странах развивающегося капитализма монополии были организованы лишь после появления рыночных отношений – при этом государство, стремящееся препятствовать удушению конкуренции, вводит ограничивающие нормы. В свою очередь, отечественное законодательство, регулирующее вопросы конкуренции разрабатывалось только при формировании рыночных отношений и при очень серьезных существующих монополиях. Антимонопольная политика преследует несколько важных целей: Ограничение монополизма, · Ограничение злоупотребления доминирующим положением, · Исполнение правил конкуренции, · Наказание за нарушение правил, · Создание конкурентной среды. Отметим, что первый антимонопольный закон был издан 22.03.1991 года - «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Со времени приобретения независимости и по 1999 год российское правительство принимает множество необходимых законов, которые впоследствии были трансформированы в организационно-правовую базу, призванную регулировать монополии. Впрочем, спустя 8 лет со старта государственных реформ 1991 года появилась реальная необходимость совершенствования антимонопольного законодательства, которая выражается в обновлении правовой базы. Новая правовая база позволит: Пресечь ущемление интересов хозяйствующих субъектов, · Пресекать злоупотребления рыночной властью, · Применение штрафных санкций по отношению к физическим и юридическим лицам, · Регулировать качество товаров и услуг на рынке. Как следствие, в 1999 году создается МАП – Министерство по антимонопольной политике. Причем создан МАП на базе ГКАП (Государственный комитет по антимонопольной политике). Сегодня МАП включает в себя следующие органы ФСЕМС - Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи; · ФСЕМТ - Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте; · ГКРП - Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства. Впрочем, на данный момент, предпринятые меры для успешного и свободного развития конкуренции в стране явно недостаточны. По мнению специалистов, основные причины невысокого уровня развития конкуренции на территории страны: Не появилось эффективных собственников, которые заботятся про развития предприятия · Неиспользование потенциала реструктуризации предприятий · Малый бизнес не получит серьезного развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|