Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучения и оценки состояния и эффективности системы внеурочной деятельности младших школьников




(Составитель Е.Н.Степанов)

Предмет изучения Критерии анализа и оценки Показатели Приемы и методы изучения
1 2 3 4
Состояние системы внеурочной деятельности учащихся – Включенность учащихся в систему внеурочной деятельности – Охват учащихся программами внеурочной деятельности – Сформированность активной позиции учащихся во внеурочной деятельности – Статистический анализ участия учащихся во внеурочной деятельности, освоения ими программ дополнительного образования – Педагогическое наблюдение – Метод незаконченного предложения (недописанного тезиса)
– Соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы – Гуманистическая направленность деятельности – Системность организации внеурочной деятельности – Вариативность видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности – Направленность деятельности на развитие и появление творчества детей и взрослых – Ориентация внеурочной деятельности на формирование у детей желания быть полезным окружающим людям и потребности в достижении успеха – Методы системного анализа (морфологический, структурный, функциональный анализ) – Метод экспертной оценки – Методы индивидуальной и групповой самооценки – Анкетирование – Педагогическое наблюдение
– Ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся – Обеспеченность кадровыми ресурсами – Обеспеченность информационно-технологическими ресурсами – Обеспеченность финансовыми ресурсами – Обеспеченность материально-техническими ресурсами – Обеспеченность организационно-управленческими ресурсами – Метод экспертной оценки – Методы индивидуальной и групповой самооценки – Анкетирование – Тестирование – Педагогическое наблюдение
Эффективность системы внеурочной деятельности – Продуктивность внеурочной деятельности – Знания, умения и навыки, сформированные у школьников в процессе занятий в объединениях дополнительного образования и в ходе подготовки и проведения внеурочных воспитательных дел – Достижения учащихся в культивируемых видах внеурочной деятельности – Методика «Репка» – Анализ освоения учащимися программ дополнительного образования – Метод незаконченного рассказа (предложения) – Педагогическое наблюдение – Анализ содержания «портфеля достижений» учащихся – Анализ результатов участия детей в мероприятиях состязательного характера – Метод экспертной оценки – Метод индивидуальной и групповой оценки
– Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами – Удовлетворенность младших школьников участием во внеурочной деятельности – Сформированность у родителей чувства удовлетворенности посещением ребенка внеурочных занятий – Удовлетворенность педагогов организацией и ресурсным обеспечением внеурочной деятельности, ее результатами – Тестирование – Беседа – Анкетирование – Цветопись, ассоциативный рисунок – Метод незаконченного рассказа (недописанного тезиса)

 

Приложение 6

Методика изучения эффективности воспитательных средств

 

Цель: определить, что и в какой мере является значимым для учащихся, влияет на их отношение к окружающему миру; изучить эффективность воспитательных средств, степень их влияния на результаты воспитательного процесса.

Проведение. Каждому учащемуся предлагается оценить степень влияния нижеперечисленных средств на а) его отношение к жизни; б) формирование у него личностных качеств; в) обстановку и психологический климат в коллективе. Оценить предлагается по следующей шкале: 6 - «повлияло очень сильно»; 5 - «повлияло сильно»; 4 - «повлияло в значительной мере»; 3 - «повлияло в значительной мере»; 2 - «почти не повлияло»; 1 - «не повлияло»; 0 - «совсем не повлияло»; -1 - «отрицательно повлияло».

Таблица 1

Изучение эффективности воспитательных средств

№ п/п Название средств Степень влияния
А Б В
1 – 5 Дела в учреждении (перечисляются)      
7 – 25 Дела в группе (перечисляются)      
  Взаимоотношения с педагогами      
  Взаимоотношения а группе учащихся      
  Взаимоотношения с родителями      
  Занятия в клубе, кружке, секции или другом объединении по интересам      
  Обстановка в группе      
  Пример родителей      
  Пример педагогов      
  Отношение к вам ваших товарищей      
  Ваше увлечение в свободное время      
34 – 40 Другие формы и средства организации внеурочной деятельности (перечисляются)      

Обработка результатов. Подсчитывается средний балл из всех оценок каждого средства и определяется эффективность его влияния на учащихся в сопоставлении с другими. В ходе коллективного анализа могут быть определены причины высоких и низких показателей.

Приложение 7

Я и моя семья

Материалы к планированию проблемно-тематических дней

 

Н.В. Головяшкина, И.В. Смирнова, Т.Н Бахвалова

Пояснительная записка

Воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических задач, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом. В создании союза родителей и детей важнейшая роль принадлежит педагогам. Но не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалификационная помощь со стороны школы.

По-прежнему семья для детей является неотъемлемой средой полноценного развития и успешного социального становления. Поэтому учителя используют самые разнообразные формы и методы работы, для того, чтобы содействовать развитию отношений детей и родителей.

Тема «Я и моя семья» может найти отражение во всех предметах в большей или меньшей степени. Многие проблемы семьи затрагиваются в окружающем мире, в литературном чтении, изо и музыке, на уроках развития речи. Можно также отразить эту тему на уроках математики и технологии.

Проблемно-тематические дни составлены с учетом содержания предметов и соответствуют тематическому планированию.

Проблемно-тематические дни по теме «Я и Моя семья» проводятся в течение учебного года. Мы структурно представили тематические дни с проблемными вопросами. При проведении каждого дня используется учебное содержание всех предметов, при этом за основу взят тот предмет, который обозначен первым. По каждому классу и по каждому предмету указаны основные темы из тематического планирования и вопросы, связанные с семьей.

Цель цикла проблемно-тематических дней «Я и моя семья»: формировать у детей чувство гордости за свою семью и ответственность за её благополучие, развивать взаимоотношения в семье.

Задачи:

-формирование понимания сопричастности семьи к роду, выражаемое через почитание родителей, предков;

-формирование осознания важности нравственных семейных ценностей – любви, дружбы, верности, уважения – как основы семьи;

-развитие потребности передавать и умножать национальные, культурные традиции семьи, стремления к здоровому образу жизни;

-формирование эмоциональной отзывчивости, переживания и чувства заботы о членах семьи;

-формирование умения владеть собой, быть способным любить, жить по нравственным законам, анализировать и принимать важные жизненные решения, реально оценивать внутрисемейные отношения, принимать активное участие в жизни семьи.

Программа проведения тематических дней для начальной школы состоит из следующих разделов:

- название тематических дней;

- содержание каждого дня;

- цели и задачи;

- формы и методы;

- место проведения;

- участники педагогического процесса.

Формы и методы работы по данному направлению разнообразны:

- интегрированные занятия;

- экскурсии в семью, в музей;

- встречи с интересными людьми разных профессий;

- беседы;

- дидактические и сюжетно-ролевые игры;

- трудовые десанты;

- праздники;

- круглые столы;

- диспуты;

- дебаты;

- акции;

- конкурс презентаций;

- написание сочинений и стихов о своей семье.

Участники: учащиеся начальной школы, родители, жители, специалисты, учащиеся старших классов.

Место проведения дней: школа, дом одной семьи, сквер у памятника воинам, погибшим во время В.О. войны, ферма, ремонтная мастерская, школьная мастерская, зерносушилка, дошкольная группа, сельская библиотека, музей.

Предполагаемый результат: улучшение взаимодействия педагогов, детей, родителей; повышение уровня психолого-педагогической культуры педагогов и родителей; создание содружества в структуре «семья - класс - школа»; активизация традиционных и современных форм взаимодействия с семьей в новых условиях; организация эффективного взаимодействия учителей и родителей учащихся.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...