Интеллектуальная сфера– виды и стиль мышления, качества ума, познавательные процессы, мыслительные операции, познавательные умения, умения учиться, надпредметные знания и умения, предметные знания, умения и навыки, целостная система общеобразовательных и специальных знаний
-формирование представлений о гражданственности, понимания сущности гражданской позиции, национального идеала, ценностей гражданина России;
- повышение интеллектуальной составляющей в социально значимой деятельности ребенка;
- развитие творческого мышления и исследовательских умений
- методы убеждения и самоубеждения;
- технология развития критического мышления;
- индивидуальные задания, способы деятельности с учетом особенностей развития мышления и других интеллектуальных особенностей;
- дискуссии и дебаты;
- занятия-практикумы, упражнения по развитию способов мыслительной деятельности детей;
- конкурсы на лучший способ решения практической задачи;
- деловые и интеллектуальные игры;
- поисковая, проектная, исследовательская деятельность;
- создание проблемных ситуаций, требующих осмысления действий и деятельности;
- проведение занятий-практикумов, тренингов по формированию культуры умственного труда, по разработке плана действий при решении конкретной проблемы;
- организация анализа и самоанализа жизненных ситуаций и социально-значимой деятельности;
- поддержка проявления нестандартности, оригинальности мышления при обсуждении спорных вопросов, проблем в процессе коллективного поиска
Мотивационная сфера – совокупность потребностей, мотивов и целей
- помощь ребенку в осознании своих потребностей;
- формирование понимания смысла жизни как гражданина своей страны;
- формирование потребности действовать на благо своей Родины;
- формирование осознанных побуждений к социально значимой деятельности на благо других людей;
- обучение способам обоснованного личностного целеполагания своих действий в интересах семьи, школы, других людей, своего Отечества
- организация ситуаций, в которых ребенок осознает свои возможности, свою национальную и этническую принадлежность;
- соотносит свои возможности с реальной предстоящей работой, сравнивает свои достижения с успехами других;
- определение самим ребенком целей и конечного результата предстоящей социально-значимой деятельности;
- составление перечня качеств, необходимых, по мнению ребенка, для формирования гражданственности и патриотизма, оценка реального уровня сформированности у себя этих качеств;
- организация самотестирования с целью осознания себя как гражданина России, жителя города;
- помощь в осознании личных целей ребенком, нахождение личного смысла деятельности в общем деле;
- организация анализа деятельности с точки зрения лично поставленных задач, индивидуального продвижения и роста;
- поиск положительных достижений ребенка в любом виде социально значимой деятельности, их поддержки;
- разъяснение важности общественной и личной значимости деятельности, ее результатов для других людей, своей малой родины и Отечества;
— опора на положительные достижения воспитанника;
— создание ситуаций успеха;
— поиск интересных для ребенка аспектов содержания деятельности, связанных с новым общением, практической значимостью, общественной и гражданской направленностью;
— использование игровых, занимательных и соревновательных приемов;
— стимулирование взаимоконтроля и взаимопомощи;
— опора на общественное мнение коллектива, группы, мнение авторитетного для ребенка человека
Эмоциональная сфера – эмоции, чувства, самооценка, тревожность, навыки в управлении своими чувствами и эмоциями (гнев, беспокойство, страх, вина, стыд, сочувствие, жалость, эмпатия, гордость, благородство, любовь и др.).
- обучение детей адекватной самооценке и оценке достижений;
- формирование чувств и эмоций, связанных с делами для других людей, проявлением гражданственности и патриотизма у себя и других людей;
- стимулирование проявления положительных чувств радости, любви, жалости, сочувствия в общении и совместной деятельности, делах на благо других людей;
- обучение пониманию своего эмоционального состояния, сочувствия и понимания других людей;
- предупреждение чрезмерной тревожности, излишних переживаний;
- формирование навыков управления своими чувствами и эмоциями
- эмоциональный рассказ, вызывающий приятные или неприятные переживания, настраивающий на полезные дела;
- поддержка ярких и неожиданных событий в семье, коллективе, связанных с традициями, делами в стране;
- чтение книг с неожиданными, сильно воздействующими на ребенка событиями, яркими фактами, отражающими отношения человека к своей малой родине, семье, стране;
- просмотр фильмов с яркими событиями, судьбами героев, самоотверженно выполняющих свой долг гражданина, патриота, семьянина, труженика, обсуждение этих произведений;
- подготовка детьми сюрпризов друг другу, окружающим людям;
- использование театрализации при подготовке и подведении итогов деятельности, имеющей социальную, гражданскую ценность;
- музыкальное сопровождение социально значимых событий;
- создание ситуаций радости за свой успех в делах на пользу людям, достижения близких людей, коллектива, страны;
- приглашение людей на подведение итогов деятельности, благодарных за результаты выполненной работы;
- реклама трудовых и общественно полезных дел;
- творческие презентации достижений семьи, школы, поселка, страны;
- творческий отчет о выполненной работе, демонстрация итогов полезных дел
- расширение объема и усложнение целей (формирование целеустремленности);
- формирование силы воли;
- воспитание выносливости;
- формирование способности произвольного торможения своих побуждений;
- формирование способности ставить далекие цели и направлять свои усилия на их достижение;
- формирование способности преодолевать трудности
- проведение занятий или привлечение специалистов для обсуждения следующих вопросов: «Как стать волевым?», «Как научиться владеть собой?», «Как стать хозяином своего слова?», «Как добиваться цели?», «Как организовать себя?» или «Как стать организованным человеком?» и др.;
- обучение воспитанников ставить цель, требующую преодоления трудностей, составлять план достижения этой цели и отслеживать результат;
- составление вместе с ребенком конкретной программы работы, учитывающей его индивидуальные особенности и конкретные условия;
- упражнения и тренинги для развития воли;
- обеспечение точности и своевременности выполнения отдельных требований и заданий, взятых на себя обязательств и поручений;
- использование тактичных, скрытых форм контроля за самостоятельной работой детей;
- проявление нетерпимости к нарушениям договоренностей, добровольно принятых обязательств, установленных норм труда, дисциплины
Сфера саморегуляции - свободный выбор целей и средств их достижения, осознанность их выбора; совестливость; самокритичность; разносторонность и осмысленность действий; умение соотносить свое поведение с действиями других людей; добропорядочность, рефлексия, оптимистичность и
способность управлять своим поведением
- формирование навыков психологических и физических саморегуляций;
- развитие навыков анализа жизненных ситуаций;
- обучение навыкам осознания своего поведения и действий других людей;
- формирование критичности к себе и другим;
- обучению управлению своими состоянием и действиями;
- формирование уверенности в самом себе, своих силах;
- обучение умению прислушиваться к себе, к собственному Я;
- формирование реального представления о себе, о своей социальной роли, собственном физическом состоянии и здоровье, о своих жизненных целях, планах и желаниях на будущее
- создание ситуации выбора, в которых ребенок должен принимать решения, регулирующие его дальнейшие действия;
-создание ситуаций идентификации, когда ребенок соотносит себя, свои действия с общественными нормами и правилами, осознает себя в сопоставлении с другими людьми, которые являются настоящими гражданами своей страны;
-анализ поступков других людей в соотнесении с собственными действиями
- анализ, самоанализ и взаимоанализ деятельности детей при подведении итогов общественно значимых дел, подведении итогов работы над собой на каждом этапе развития;
- рефлексия поведения, поступков ребенка, участия в делах коллектива, на пользу других людей;
-самоанализ результатов тестирования, анкетирования, опросников по итогам выполненной работы, по осмыслению ее значимости и полезности для себя и других людей, своей семьи, коллектива, школы, страны;
- использование методов повышения саморегуляции, аутогенной тренировки, способов преодоления стереотипов мышления и поведения, стрессов;
- применение способов расслабления, снятия напряженности, зажатости;
Предметно-практическая сфера-способности, поступки, умения в различных видах деятельности и общения, общие умственные, интеллектуальные способности, специальные (к отдельным видам деятельности)
- формирование у детей активной позиции, способствующей формированию гражданских качеств;
- развитие общих, специальных, профессиональных, творческих способностей;
- обучение способам гражданского, ответственного поведения, организации трудовой и общественно-полезной деятельности, взаимодействия детей с другими людьми;
- выявление и формирование способностей, необходимых для проявления гражданской идентичности
- организация различных видов деятельности с целью выявления и развития способностей школьника;
- поддержка, поощрение проявления особых способностей у ребенка, позволяющих реализовать себя в социально значимой деятельности на пользу, семьи, своей страны;
- поиск сферы, создание ситуаций, в которых ребенок осознает свои особые способности;
— создание ситуации для свободного выбора социально значимой деятельности, которая будет выполняться с удовольствием;
- создание ситуаций социальных и проб;
- проявление уверенности в положительных достижениях ребенка, создание ситуации успеха в делах на пользу других людей, своей страны, города, поселка;
- обеспечение системности деятельности ребенка, в которой формируются способности, необходимые для воспитания гражданственности и патриотизма детей;
- показ значимости способностей ребенка для него самого и других людей;
- создание ситуации признания, одобрения товарищами, авторитетными лицами индивидуальных способностей ребенка
Экзистенциальная сфера – ценностные ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром; умение управлять своими физическими и психическими состояниями, удерживать их на должном уровне; гармония чувств и поступков, гармония слова и дела, отношения с другими людьми
- развитие плодотворной, созидательной ориентации у детей;
- нравственное, ценностное обогащение деятельности детей;
-формирование нравственного идеала служения своему народу, отечеству;
- раскрытие смысла жизни и труда, (каким быть, как жить, как трудиться, для чего, какие идеи исповедовать, во что верить, каким нормам следовать, на что ориентироваться)
- организация общественно-полезной деятельности, в ходе которой дети проявляют заботу о слабых, младших, пожилых людях, преобразуют окружающую жизнь;
- поиск детьми дел, нужных для других людей, на пользу своей малой родины, страны;
- создание ситуаций, когда ребенок приходит на помощь слабому, нуждающемуся, сопереживает другим людям, заботится об улучшении окружающего мира;
- показ нравственного и гражданского смысла трудовой и общественной деятельности на примере успешных людей;
- проведение воспитательных мероприятий, занятий, встреч с другими людьми, в ходе которых полезны упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости;
- решение моральных дилемм о смысле жизни, о служении Родине, об отношении людей разных национальностей;
- проведение дискуссий, диспутов, где обсуждаются вопросы нравственного содержания деятельности отношений между людьми;
- использование технологии «Дебаты» («Жизнь для других – (не) основа счастья человека» и др.);
- выбор и освоение ребенком своей позиции при утверждении спорного положения, имеющего ценностно-нравственное содержание