Периодизация творчества Шекспира.
Периодизация творчества Шекспира. Шекспир написал 37 драм (17 комедий, 10 трагедий, 10 исторических хроник), 2 поэмы и 154 сонета. Творческий путь драматурга принято делить на три периода. 1) Первый период (1591 – 1601). Литературная деятельность Шекспира в 90-е годы протекала в обстановке относительного единства всех прогрессивных сил в стране. Англия процветала в экономическом и хозяйственном отношениях. Королева Елизавета I, опираясь на новое дворянство и буржуазию, проводил прогрессивную политику. Этим определяется оптимизм и жизнерадостность произведений Шекспира этого времени. В это время автор создаёт сонеты, исторические хроники и большинство своих комедий. В конце первого периода были написаны две трагедии: «Ромео и Джульетта» и «Юлий Цезарь». 2) Второй период (1601 – 1608). В начале 600-х годов наметились изменения в общественной и политической жизни Англии. Перед Шекспиром раскрываются во всей полноте общественные противоречия. Он ощущает глубину трагических противоречий, понимает, что потребуется упорная борьба и много жертв, прежде чем высокие принципы человечности восторжествуют. Вот почему светлые оптимистические настроения первого периода сменяются трагическим мироощущением. В это время были созданы великие трагедии: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский». По сравнению с первым периодом значительно расширяется тематика произведений Шекспира. Автор ставит сложные моральные, психологические, общественные, политические, философские проблемы. Его понимание общественных противоречий и человеческой психологии углубляется. 3) Третий период (1608 – 1612) уступает первым двум по глубине раскрытия общественных противоречий и человеческой психологии, по художественной яркости воплощения в жизни. Этот спад объясняется изменениями в общественно-политической и культурной жизни Англии. В годы правления короля Якова I Стюарта реакция усилилась. Труппа, в которой работал Шекспир, часто выступала при дворе. Поэтому Шекспиру приходилось ориентироваться на придворного зрителя. Особенным успехом пользовались трагикомедии, которые были рассчитаны на развлечение зрителя. Большое место в них занимали музыка, танцы и пение. Трагикомедия имела обязательно благополучную развязку. В этом жанре Шекспир написал пьесы «Перикл», «Цембелин», «Зимняя сказка», «Буря». Используя придворный жанр трагикомедии, Шекспир стремился вложить в него более глубокое социальное содержание.
В каждый из периодов своего творчества Шекспир создает произведения непреходящей идейной и художественной ценности. Шекспир всегда писал о современной ему действительности, хотя действие его пьес происходит не в Англии (Италия - «Ромео и Джульетта» и «Отелло», древняя Дания -«Гамлет» древняя Британия - «Король Лир», старинная Шотландия -«Макбет»). Шекспироведы объясняют это двумя обстоятельствами: во-первых, тем, что зритель шекспировской эпохи был воспитан на традициях устной средневековой литературы - на легендах, сказаниях, сагах; во-вторых, прямо говорить о действительности в то время было опасно. Но сквозь иноземные легендарные и мифологические образы трагедий проступает современная драматургия Англии. Схема творческого пути Шекспира.
Сонетный мир У. Шекспира К выдающимся поэтическим произведениям Шекспира относятся его 154 сонета, созданные между 1592 и 1598 гг., которые были опубликованы в 1609г. Сонет [ит. < прованc, звук> ] - ямбическое четырнадцатистишие из четырех законченных строф, обладающее канонической
системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Среди различных видов сонета выделяются два основных - итальянский и английский. Классическая (итальянская) схема сонета - два четверостишия (катрена) со сквозными рифмами и два трехстишия (терцины); шекспировская - три четверостишия и двустишие. Традиционные стилевые требования к сонету: возвышенная лексика и интонация, точные и редкие рифмы, запрет на переносы и на повторение знаменательного слова в одном и том же значении. Все эти ограничения обусловлены художественной целью сонета как интеллектуального жанра лирики, где каждая строфа - шаг в развитии единой диалектической мысли. История сонета начинается с XIII в. Родился он в Италии. Известен даже его создатель - это адвокат, поэт Якопо да Лентини, живший в Палермо в первой половине XIII в. По общему мнению, высшей точки итальянский сонет достигает в творчестве Фр. Петрарки. Блестящие образцы итальянского сонета оставили Микеланджело, Дж. Бруно, Дж. Марино, Т. Тассо. В конце XVII в. этот сонет теряет свое место в итальянской поэзии вплоть до XIX в., когда ряд прекрасных произведений в этом жанре создает Дж. Леопарди. Сонет был введён в английскую поэзию ещё в царствование короля Генриха VIII подражателями Петрарки – Уайаттом и Серрейем. Но они успели лишь наметить путь, т. к. оба умерли в молодые годы: здоровье Уайатта было подорвано пятилетним заключением в Тауере, Серрей сложил голову на плахе. На настоящую высоту сонет в английском языке поднялся вместе с расцветом Ренессанса в Англии. Об этом говорят сонеты Спенсера, Филиппа Сиднея и т. п. Шекспир начал писать сонеты, вероятно, ещё в начале 90-х годов. В ранней комедии «Тщетные усилия любви» диалог приближается к форме сонета. Как предполагают биографы, Шекспир в то время посещал дворец графа Саутгэптона, которому он посвятил две свои поэмы – «Венера и Адонис» и «Лукрецию». В этом дворце, украшенном резьбой по дереву, красочными стенными коврами и картинами итальянских мастеров, часто слышалась итальянская музыка и, вероятно, ещё чтение сонетов. В 1598г. Мерес в своей «Сокровищнице Паллады» упоминает о «сладостных сонетах Шекспира, известных в кругу его друзей». В 1599 году издатель Вильям Джаггорд напечатал 2 шекспировских сонета. И, наконец, в 1609? г. знаменитые 154 сонета вышли отдельной книжкой. Весь цикл распадается на тематические группы:
Ø Сонеты, посвященные другу: 1 – 126 Ø Воспевание друга: 1 – 26. Ø Испытания дружбы: 27 – 99 Ø Горечь разлуки: 27 – 32 Ø Первое разочарование в друге: 33 – 42 Ø Тоска и опасения: 43 – 55 Ø Растущее отчуждение и меланхолия: 56 – 75 Ø Соперничество и ревность к другим поэтам: 76 – 96 Ø «Зима» разлуки: 97 – 99 Ø Торжество возобновленной дружбы: 100 – 126 Ø Сонеты, посвященные смуглой возлюбленной: 127 – 152 Ø Заключение - радость и красота любви: 153 – 154 Исследователи давно обратили внимание на тесную связь сонетов и драматургии Шекспира. Эта связь проявляется не только в органическом сплаве лирического элемента с трагическим, но и в том, что идеи страсти, одухотворяющие шекспировские трагедии, живут и в его сонетах. Гак же, как в трагедиях, Шекспир затрагивает в сонетах коренные, от века волновавшие человечество проблемы бытия, ведет речь о счастье и смысле жизни, о соотношении времени и вечности, о бренности человеческой красоты и ее величии, об искусстве, способном преодолеть неумолимый бег времени, о высокой миссии поэта. Как и в классическом итальянском сонете, каждое стихотворение посвящено одной теме. Как правило, Шекспир следует обычной схеме: первое четверостишие содержит изложение темы, второе - ее развитие, третье - подводит к разрядке, и заключительное двустишие в лаконичной афористической форме выражает итог. Вечная неисчерпаемая тема любви, одна из центральных в сонетах, тесно переплетена с темой дружбы. В любви и дружбе поэт облетает подлинный источник творческого вдохновения независимо от того, приносят ли они ему радость и блаженство или же муки ревности, печаль, душевные терзания. Тематически весь цикл принято делить на две группы: считается, что первая (1-126) обращена к другу поэта, вторая (127 - 154) - к его возлюбленной - «смуглой леди». Стихотворение, разграничивающее эти две группы (возможно, именно в силу своей особой роли в общем ряду), строго говоря, сонетом не является: в нем лишь 12 строк и смежное расположение рифм.
Лейтмотив скорби о бренности всего земного, проходящий через весь цикл, отчетливо осознаваемое поэтом несовершенство мирз не нарушает гармоничность его мироощущения. Иллюзия загробного блаженства чужда ему - человеческое бессмертие он видит во славе и потомстве, советуя другу увидеть свою молодость возрожденной в детях. Только потомство может стать «защитой против косы времени». Шекспир жалуется на свою тяжелую долю, в которой любовь к другу единственное утешение. В литературе Возрождения тема дружбы, в особенности мужской, занимает важное место: она рассматривается как высшее проявление человечности. В такой дружбе гармонично сочетаются веления разума с душевной склонностью свободной от чувственного начала. Первые 99 сонетов обращены к другу. Шекспир считал дружбу самым высоким и прекрасным чувством (он воспел верность дружбы, например, в «Двух веронцах» - в образе Валентина, в Гамлете – в образе Горацио). По мнению Шекспира, дружба обладает всей полнотой любовных переживаний: и радостью свидания, и горечью разлуки, и муками ревности. Поэт в своих сонетах уговаривает друга отказаться от одиночества и «восстановить» себя в потомстве, ибо потомство является защитой против «косы времени». Поэт жалуется на свою судьбу, в которой любовь к другу является единственным утешением. По догадкам толкователей, сонеты 100 – 125 посвящены тому же другу. Но в них атмосфера становится более тревожной, сумрачной. В сонетах 127 – 152 на сцене появляется новое лицо – «смуглая дама», которая поселяет рознь между поэтом и другом. Поэт страстно её любит и вместе с тем сетует на неё за те страдания, которые она причиняет ему и другу. Её образ подчёркнуто нетрадиционен. В облике этой женщины нет ничего мистического, что приравнивало бы ее к божеству. В ней все сугубо человеческое, и этим она интересна: В эпоху Шекспира непременным признаком красоты считались белокурые волосы. Но Шекспир считал иначе - человек красив независимо от цвета волос. О радости и красоте любви ещё никто не сказал так прекрасно, как Шекспир в сонетах 153 и 154. С темами любви и дружбы связан один из самых сложных и многозначных образов в сонетах - образ Времени, благодаря этому образу личные чувства поэта воспринимаются как проявление общих законов развития и изменения. В первых сонетах варьируется одна мысль: поэт заклинает друга жениться и тем сохранить свою красоту в потомстве - только так он сможет победить всесильное Время. С образом Времени связаны картины увядания в природе, которые должны напомнить другу о грозящей ему старости. Время выступает как живое существо, как могущественная разрушительная и созидательная сила. Оно не знает отдыха, оно служит воплощением разрушительной деятельности людей: я вижу, говорит поэт, как благородные башни сравниваются с землей, как вечная медь становится жертвой ярости смертных людей, как государства клонятся к упадку, голодный океан поглощает королевства. Эти метафорические картины завершаются горьким выводом: значит, и любимый друг обречен на смерть, Время иссушит его кровь, проведет глубокие борозды па его лицо, уничтожит его красоту. Время разрушает не только замки и памятники, но и духовные ценности - в сонете 60 содержится метафорическое описание движения Времени: подобно волнам, набегающим на покрытый галькой берег, минуты нашей жизни спешат к концу, сменяя друг друга, все рожденное «ползет» к зрелости, «коронование» успехом сменяется «сгорбленными затмениями», которые «сражаются» с его славой. В этом сонете Время выступает сначала как «даритель» красоты и успеха человеку, но затем «оно прорывает борозды на челе красоты», кормится редкостями природной истины («Feeds on tne rarities of nature′ s truth»), т. е. оно пожирает самое совершенное в природе, - оно скашивает все своей косой.
О «тирании Времени» поэт говорит и в сонете 115: миллионами случайностей Время «вползает, нарушая обеты, меняет законы королей, заставляет померкнуть священную красоту, притупляет острейшие намерения, увлекает сильные умы на путь изменения вещей». В этомбуквальном переводе сохраняется одна из важнейших метафор: Время не только разрушает, оно и порождает новое, и творцами нового, творцами изменении: становятся «сильные умы» или «сильные духом». Поэт объявляет войну Времени. Оружие поэта - его стихи, а силу в этой борьбе ему даст любовь к другу. Личная тема любви сплетается с темой бессмертия искусства: оно призвано сохранить в веках такие ценности, как любовь, мысль, красота, истина. Душа поэта живет в его стихах, «дети», порожденные его мозгом, будут жить в листках бумаги. Поэт называет еще одну силу, которая не склоняется перед Временем Ø свою любовь. Если вдуматься в метафоры, связанные с этой глубоко личной темой, то легко увидеть, как любовь поэта к другу и возлюбленной Ø таинственной «смуглой леди» - впитывает весь мир, все отношения в природе и обществе, даже очень далекие от темы любви. Например, сонет 4 целиком состоит из слов, обозначающих деловые отношения: наследство, дар, торговля, душеприказчик, прибыль, скряга, растрата, - и все образы находятся в движении, общая картина лишена искусственности и помогает выражению главной мысли: друг должен жениться, чтобы породить детей и тем отдать долг природе. В некоторых сонетах поэт говорит о своей личной судьбе, мы ощущаем горечь его суровой жизни, полной труда и борьбы. В 66-м сонете характер образов напоминает о монологе Гамлета «Быть или не быть». Поэт страдает не только от личных бед и горестных утрат, но и от господства зла в мире: чистейшая вера предана, совершенство поругано, язык искусства связан властями, глупость властвует над мудростью, простая истина слывет наивностью. Оценка века завершается трагическим выводом: «пленник - добро влачится за господином - злом». Это глубоко социальное стихотворение завершается личной темой: от самоубийства его удерживает любовь к другу, он не хочет оставить друга в одиночестве. Из описаний чувств поэта мы видим большой и сложный образ главного лирического героя сонетов. Лирический герой возникает перед нами еще не очень искушенным в жизни, полным идеалов и иллюзий. Затем он проходит через испытания, его дух закаляется, обретая понимание действительности во всей ее сложности и противоречиях. Он сознается в своих слабостях, но не замыкается в мире личных переживаний. Ему открывается зрелище бедствий, оскверняющих всю жизнь. И, однако, чем пристальней всматриваешься сонеты, тем настойчивей становятся сомнения. Уж слишком различны сонеты по настроению и по самому характеру выраженных в них мыслей и чувств. И невольно склоняешься к тому предположению, что сонеты Шекспира по содержанию не образуют единого сюжетного цикла; что Шекспир ведет в них речь не о двух, а о многих лицах; что отражают они самые различные факты столь мало известной нам биографии великого поэта, так как они были написаны в разное время и при разных обстоятельствах. Шекспир писал свои сонеты в первый период творчества, когда еще сохранял веру в торжество гуманистических идеалов. Даже отчаяние в знаменитом 66-м сонете находит оптимистический выход в «сонетном ключе». Любовь и дружба пока выступают, как в «Ромео и Джульетте», силой, утверждающей гармонию противоположностей. Разрыв Гамлета с Офелией еще впереди, как и разорванность сознания, воплощенная в принце датском. Пройдет несколько лет — и победа гуманистического идеала отодвинется для Шекспира в далекое будущее. Самое примечательное в сонетах Шекспира - постоянное ощущение внутренней противоречивости человеческого чувства; то что является источником наивысшего блаженства, неизбежно порождают страдания и боль, и наоборот, в тяжких муках рождается счастье. Это противоборство чувств самым естественным образом, какой бы сложной не была метафорическая система Шекспира, укладывается в сонетную форму, которой диалектичность присуща «от природы». То, что сонеты начинаются гимном жизни, а завершаются настроениями, близкими к трагизму, отражает в этом цикле всю духовною, реалъную историю эпохи. Сонеты - лирический синтез эпохи Возрождения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|