Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жизнеутверждающий характер комедий Шекспира («Укрощение строптивой»).




Жизнерадостность молодого Шекспира сильнее всего выражена в его комедиях 90-х гг. Оптимистическое настроение властвует в «Комедии ошибок» (1592), «Укрощение строптивой» (1593), «Двух веронцах» (1594), «Сне в летнюю ночь» (1595), «Много шума из ничего» (1598), «Как вам это понравится», «Двенадцатой ночи» (1599). Это пьесы со счастливым финалом.

Сюжет комедии включает в себя главным образом события частной жизни, перипетии любви, дружбы, неожиданных знакомств и встреч. Автор беззлобно подсмеивается над своими героями, а последние беспрестанно подшучивают друг над другом. Так, в «Виндзорских насмешниках» действующие лица соревнуются в том, чья проделка окажется изобретательнее.

Насмешка делается язвительней, когда шекспировский герой сталкивается с глупостью. Этот порок высмеивается без всякого снисхождения. Пример тому – Мальволио из «Двенадцатой ночи», ставший всеобщим посмешищем. Или полицейские и сторожа в «Много шума из ничего», у которых недостаток ума сочетается с раздутым самомнением. Глупость комична, потому что ей непонятна суть жизни и потому что она претендует на роль авторитетного судьи в делах человеческих.

Контраст глупости – разум. Т. к. в комедиях предстают события частной жизни, интеллект героя обычно проявляется в беседе или шутливой выходке.

Герои шекспировских пьес считают, что остроумие – одно из самых ценных достоинств человека. Состязание в остроумии – их любимое занятие. Даже умственно ограниченный Батиста из «Укрощение строптивой» понимает, как действенно меткое слово. Услышав неотразимую, как ему кажется, реплику в адрес Петруччо, Батиста восклицает: «Ого, Петруччо! Это выстрел в цель».

Как сказал английский исследователь Э. Дауден, «Шекспир мог смеяться». Это свойство его характера, это отношение к жизни, и это школа.

Разрабатывая свои комедии, Шекспир использовал традиции античного драматурга Плавта, у которого заимствовал фабулу «Комедии ошибок».

В отличие от желчного Аристофана Плавт всегда снисходителен и добродушен. В своих комедиях Плавт воспроизводит неожиданные совпадения, крутые повороты событий и судеб. Во всем этом римский драматург видит неиссякаемый источник комического. И всем этим он близок раннему Шекспиру.

Однако Шекспир всегда остаётся самим собой. У Плавта характеры статичны и схематичны – у английского драматурга они полны жизненности и движения.

Шекспир удивительно весел и изобретателен в обрисовке всякого рода чудачеств, похождений, превращений и забав.

Однако Шекспир всегда остаётся самим собой. У Плавта характеры статичны и схематичны – у английского драматурга они полны жизненности и движения.

Шекспир удивительно весел и изобретателен в обрисовке всякого рода чудачеств, похождений, превращений и забав.

Однако и в самых жизнерадостных комедиях подмечены противоречия реальной действительности. Смех Шекспира редко бывает сатирическим, но у него всегда есть своя направленность. Достаточно рассмотреть, в чём заключена суть конфликта, на котором основывается комическое действие. В «Укрощении строптивой» и в «Много шума из ничего» деятельные, самостоятельные характеры сопоставлены с натурами слабовольными, тяготеющими к устаревшим жизненным традициям.

Не только глупость, но и косность служит объектом осмеяния. Иногда оба этих качества составляют суть комического характера.

И всё-таки не надо думать, что у Шекспира комическое всегда синоним отрицательного. Комическое пронизывает всю жизнь, составляя неотъемлемую особенность положительных характеров.

Беатриче («Много шума из ничего») и Розалинда («Как вам это понравится») – благородные, умные и начитанные девушки. Однако это не мешает им попадать в комические ситуации и вести себя довольно странно.

Т. о., у Шекспира можно обнаружить 2 разновидности комического: комическое порицаемое и комическое привлекательное. И второй вывод: комизм ситуаций сочетается в его пьесах с комизмом характеров.

Центральное место в комедиях занимает тема любви. Шекспир прославляет любовь земную, плотскую, чувственную. Тема любви становится часто средством разоблачения старых феодальных отношений. Во многих комедиях Шекспир показывает, как сословные предрассудки, средневековые домостроевские обычаи становятся препятствием на пути любящих. Комедии Шекспира проникнуты уверенностью в победе нового над старым. Поэтому влюблённые – носители новых чувств и взглядов – разрушают все преграды и торжествуют победу. Так, в комедии «Виндзорские насмешницы» простая городская девушка Анна Пейдж выходит замуж за молодого дворянина Фентона; в комедии «Сон в летнюю ночь» Деметрий женится на Гермин вопреки деспотической воле родителей, а царица эльфов Титания влюбляется в простого парня.

Любовь разрушает все искусственные, противоречащие природе человека преграды. Однако не правильно было бы считать, что любовь в трактовке Шекспира – это только торжество чувственного начала. Любовь раскрывается Шекспиром в её глубоко человечном содержании. Истинная любовь заставляет человека быть добрым и самоотверженным. Именно такой любовью наделена Виола в комедии «Двенадцатая ночь».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...