Механизм правового регулирования
Механизм правового регулирования — это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Цель механизма правового регулирования — обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования - система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей (формальный признак). Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути. Механизм правового регулирования можно изобразить следующим образом: - норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов); - юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт; - правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов); - акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования); - охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения). Многообразие теорий происхождения государства. Общая характеристика Власть как общесоциологическая категория. Государственная (политическая) власть как особая разновидность социальной власти Понятие сущности государства Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта: 1) любое государство есть организация политической власти (формальная сторона); 2) обстоятельство, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона). Можно выделить следующие подходы к сущности государства: - классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса (Здесь государство используется как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивление других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план); - общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп (здесь государство уже используется в более широких целях - как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс). Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства. Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.
Типология государства Типы государства призваны раскрыть их социальную сущность, что до недавнего времени было возможно в рамках двух подходов - формационного и цивилизационного. В первом случае главным критерием согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу выступает общественно-экономическая формация, которая включает в себя тип производственных отношений и соответствующую надстройку в виде государства, права и т.д. Соответственно выделяют пять типов формаций и три типа государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное государства; в первобытнообщинной и коммунистической формациях государство отсутствует. В рабовладельческом государстве ведущими классами оказываются рабовладельцы и рабы, в феодальном - феодалы и крестьяне, в буржуазном - буржуа и пролетарии. Подобный подход при всей его внешней логичности страдает излишней абстрактностью и невозможностью охватить многие детали. В частности, возникает проблема так называемого азиатского способа производства в странах Востока, в котором не рабовладельческий уклад, а крестьянская община занимает центральное место. Более того, страны Востока не знали и привычного для Европы феодализма. Своеобразно, вне рамок формационной схемы, развивались и страны Центральной и Южной Америки до их колониального порабощения европейцами. Наконец, не сбылось и пророчество авторов формационной концепции о ближайшем крахе буржуазного общества. Капитализм перестроился, как и, безусловно, подверглось определенным коррекциям буржуазное государство. Цивилизационный подход в работах А. Тойнби, П. Сорокина, О. Шпенглера, М. Вебера оперирует понятием цивилизация как замкнутым и локальным состоянием общества, отличающимся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. Многие правоведы приветствуют «перемещение центра внимания в историю общества на мировоззрение человека, его культуру, религиозно-философские установки, систему ценностей», но вместе с тем настораживает нарочитая субъективизация цивилизационного процесса, аморфность его характеристик. Обычно выделяют до двух десятков цивилизаций: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, дальневосточную, иранскую, сирийскую и др. Вызывает большой вопрос отождествление развития цивилизаций с жизненным циклом организма с выделением в нем стадий роста, надлома и упадка. Нельзя не согласиться с мнением виднейшего социолога П. Сорокина, что кривая жизни больших культурных систем более сложна и включает в себя постоянно меняющийся ритм взлета и падения. Кроме того, нам представляется излишне поверхностной концепция вызовов, на которые, по А. Тойнби, каждая цивилизация ищет ответы. Главный представитель цивилизационного подхода жестко классифицирует эти вызовы на две группы - природной среды и человеческой. К первым относятся стимулирующие воздействия природы (например, сурового климата) и «новой земли» (т.е. открытия новых стран). Вторые включают в себя «стимул внешних ударов», «стимул внешних давлений» и «стимул внутренних ущемлений». По нашему мнению, подобная надуманная классификация обедняет наше представление о чрезвычайно разнообразном процессе развития общества. Но самый главный недостаток цивилизационного подхода - «множественность оценочных критериев, используемых различными авторами для анализа той или иной цивилизационной формы, обуславливает неопределенность данного подхода, усложняет его применение в научно-исследовательском и учебном процессе».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|