Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай»
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай» Одно дерево — два дерева — пять деревьев, одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев
Упражнение «Посчитай» Одно дерево- два дерева- пять деревьев Одно высокое дерево- два высоких дерева-пять высоких деревьев Одна ветка — две ветки — пять веток, одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток, один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.
ДЕРЕВЬЯ Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая? » Лист березы — березовый; ветка сосны — сосновая; ... рябины — рябиновый; ... ели — еловая; ... дуба — дубовый; ... тополя — тополиная; ... сосны — сосновый; ... осины — осиновая; ... клена — кленовый; ... липы — липовая.
ДЕРЕВЬЯ Поиск соответствующего понятия «Чьи плоды (семена)? » Желуди растут на — дубе; яблоки растут на — яблоне; круглая шишка на — сосне; длинная шишка у — ели; грозди рябины растут на — рябине; сережки растут — на березе, ольхе, иве. Поиск соответствующего понятия «Какие бывают леса? » Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес — лиственный; если в лесу растут сосны и елки — хвойный; если в лесу растут ели, березы и дубы, то этот лес — смешанный. Классификация понятий «Четвертый лишний» Клен, рябина, ель, осина (ель); липа, тополь, ива, яблоня (ива); береза, дуб, клен, смородина (смородина); яблоня, груша, слива, рябина (рябина). ТЕМА «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Дети должны знать: — названия водоплавающих, болотных, диких лесных перелетных птиц; — понятие «перелетные птицы» (уметь объяснить); — куда улетают птицы, почему; — части тела птицы, чем оно покрыто (различать птиц по внешнему виду, образу жизни); — голоса, повадки птиц, их жилье. Расширение словарного запаса детей: названия: грач, жаворонок, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, трясогузка, стриж, аист, цапля, журавль, вершина, дерево, сад, лес, роща, ветка, пруд, река, озеро, болото, гнездо, яйца, скворечник, птенцы, корм (семена, ягода, рыба, лягушка), перелет, крик, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, крылья, оперенье, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван; признаки: перелетные, водоплавающие, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, пушистый, болотные, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, трудный, тяжелый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный; действия: летать, возвращаться, кормить, выводить, вить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ Грамматический строй речи Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково» Птенец — птенчик, перо — перышко, голова — головка, головушка, соловей — соловушка, шея — шейка, крыло — крылышко, скворец — скворушка, гусь — гусек, гусенок, утка — уточка, лебедь — лебедушка, гнездо — гнездышко, журавль — журавушка, аист — аистенок,
цапля— цапелька. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша» (детям 6 — 8 лет) Грач — грачонок — грачата, аист — аистенок — аистята, стриж — стриженок — стрижата, журавль — журавленок — журавлята, кукушка — кукушонок — кукушата, лебедь — лебеденок — лебедята, скворец — скворчонок — скворчата, утка — утенок — утята, гусь — гусенок — гусята. Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая? » (детям 6 — 8 лет) Клин лебедей — лебединый, караван журавлей —..., стая уток —...,... грачей —..., ... соловьев —.... Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много» Грач — грачи — грачей, птица — птицы — птиц, стриж — стрижи — стрижей, аист — аисты — аистов, жаворонок — жаворонки — жаворонков, скворец — скворцы — скворцов, журавль-журавли-журавлей, гусь-гуси-гусей, ласточка-ласточки-ласточек, утка-утки-уток, соловей-соловьи-соловьев, лебедь-лебеди-лебедей, гнездо-гнезда-гнезд, яйцо-яйца-яиц, птенец-птенцы-птенцов.
РАССКАЖИ О ПТИЦЕ ПО ПЛАНУ 1)Кто это 2)какая птица(перелетная, зимующая) 3)Внешний вид(размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва) 4)Чем питается 4)как поет, где зимует, как выращивает своих птенцов НАПРИМЕР: Лебедь -перелетная птица. Тело вытянутое, шея длинная, клюв средней величины и красный. Живет на болотах и озерах. Гнезда вьет на суше в камышах. Лебеди бывают белыми и черными по цвету. Кормится зелеными травами, листьями и стеблями растений.
Составить, записать и рассказать рассказ о любой перелетной птице(утка, ласточка, скворец, грач, журавль, аист, цапля, кукушка)
Выучи стихотворение Осень непогодушка, Ветка чуть качается, Тополь пожелтел, Дождик не кончается, Вдруг на ветке скворушка С нами милый скворушка Песенку запел. До весны прощается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|