Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы обучения технике соревновательных упражнений




 

К основам обучения технике соревновательных упражнений относятся такие упраж­ нения, которые протекают в определенных условиях и характеризуются рациональными и эффективными двигательными действиями (навыками), обеспечивающими их главную цель. Двигательный навык в силовых видах спорта - это автоматизированный способ выпол­ нения упражнения. От степени автоматизации зависят проявление двигательной деятель­ ности спортсмена, а также способ выполнения упражнения и его спортивная техника. Важная особенность двигательного навыка - его прочность, стабильность, позволяющая спортсмену много раз повторять заученное действие стереотипно. Атлету необходимо одинаково уверенно научиться поднимать разные и постоянно увеличивающиеся веса. Только при этом условии в процессе спортивной тренировки происходят повышение уровня физических качеств и совершенствование техники выполнения упражнений до полного автоматизма.

 

Выполнение соревновательных упражнений в пауэрлифтинге требует соответствую­ щего навыка. В процессе педагогической деятельности тренер должен не только руковод­ ствоваться педагогическими принципами, учитывая при этом физиологические закономерно­ сти формирования и развития двигательного навыка, но и решать некоторые частные вопросы обучения. К ним относятся, например, последовательность освоения классических упражне­ ний и их компонентов, обучение стилю в приседаниях и тяге, выбор отягощения и применение методов обучения на разных его этапах.

 

Процесс обучения двигательным действиям подразделяют на три этапа:

 

1. Овладение основами техники соревновательных упражнений при подъеме штанги постоянного веса.

 

2. Овладение основами техники соревновательных упражнений при подъеме штанги переменного веса.


 

2 8 9


Пауэрлифтинг. От новичка до мастера

 

 

3- Рациональное выполнение соревновательных упражнений в любых условиях, в том ч

 

и на соревнованиях.

В зависимости от конкретных задач каждого этапа изучаемых двигательных действий процесс обучения имеет свои особенности: первые два этапа могут длиться от одного до двух или трех месяцев, а третий этап - многие годы, до тех пор, пока спортсмен совершенствует свою технику, доводя ее до идеальных модельных характеристик.

 

В процессе обучения юных спортсменов (И. П. Ратов и Ф. Н. Насриддинов, 1991) выделяют пять стадий формирования спортивной техники:

 

1) создание представлений о двигательном действии и формирование установки на ее обучение; 2) овладение основами техники и ритмом действия. Для этой стадии характерно последо­ вательное акцентирование нескольких наиболее главных, ведущих элементов координационных

 

системностей;

 

3) формирование умений совершенного выполнения двигательного действия; 4 ) полное образование навыка характеризуется закреплением двигательных действий, их

 

автоматизацией и стабилизацией; 5) достижение вариабельного навыка и его применение.

При организации тренировочной работы необходимо учитывать, что процесс обучения движениям или элементам спортивной техники должен быть максимально приближен к усло­ виям соревновательной практики (Б. А. Головин, 1991). Для облегчения освоения техники сорев­ новательных упражнений уже на ранних этапах подготовки с учетом индивидуальных особенно­ стей развития юных спортсменов необходимо применять метод расчленения основного упраж­ нения на более простые движения, соединяя их по мере освоения. А. В. Ивойлов и А. Н. Лапутин (1986) советуют использовать специальные упражнения для развития тех мышечных групп, которые задействованы в специализированном движении. Большая часть таких упражнений должна подбираться по принципу структурной схожести со специализированными и соревнова­ тельными движениями, но каждое из них должно носить локальный характер.

 

Комбинированный метод объединяет достоинства двух первых. Он позволяет обучать упражнению в целом и при этом, выделяя ошибки в различных фазах, устранять их.

 

Большое значение в обучении упражнениям в пауэрлифтинге имеет поднимаемый вес штанги, поскольку он влияет на формируемый двигательный навык. Вес не должен быть большим. У спортсменов, которые при разучивании упражнений часто применяют большие отягощения, возникают значительные изъяны в технике. Но в то же время не должна иска­ жаться правильная динамическая структура движения, из-за того что вес штанги чрезмерно мал. Поэтому в зависимости от сложности изучаемого упражнения, технической и физической подго­ товленности спортсменов (пол, возраст, рост, весовая категория), для каждого из них должен быть определен оптимальный вес штанги. Установлено, что небольшой вес дает недостаточный тренировочный эффект, а больший, чем оптимальный вес, приводит к возникновению утомления, которое нарушает технику выполнения движений и не дает должного тренировочного эффекта.

 

На первоначальном этапе освоения техники в течение нескольких занятий вес штанги должен быть постоянным, затем для закрепления навыков и совершенствования техники упраж­ нение можно выполнять с разным весом штанги. Для повышения эффективности обучения важно включать в занятия имитационные упражнения из основной части урока, которые следует выпол­ нять с небольшими отягощениями (металлическая палка, гриф штанги) [209].

 

Длительность освоения спортивной техники во многом зависит от индивидуальных качеств спортсмена и от знаний и опыта тренера, который должен подсказывать спортсмену пути быстрей­ шего становления мастерства.


 

2 9 0


Методика обучения технике соревновательных упражнений

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...