20.3. Френч прессы. 20.4. Исинские чайники.
20. 3. Френч прессы Отдельно остановимся на заварочных чайниках с системой «чайный пресс». Эти чайники имеют встроенный поршень, который нужно опустить через 5–7 минут с начала заваривания, чтобы отжать заварку и получить терпкий напиток с насыщенным вкусом, либо остановить этот процесс в любой момент. Чайники с прессом очень удобны и подходят для заваривания любых чаев. Но нужно помнить, что время заваривания чая не должно быть более 5 минут. И при использовании френч прессов чай нужно по истечению времени заваривания либо сразу разлить по чашкам, либо перелить в другой чайник, в котором нет заварки. По сути заваривание чая во френч прессе не отличается от традиционного, но применяется прибор, который для многих является удобным. И, конечно, в последние годы придумано немало новых современных разновидностей, некоторые из которых представлены в Ти Лаунже при Международном центре и музее чая. Главный недостаток френч пресса в том, что в нем как правило чай остается до конца чаепития, то есть зачастую значительно дольше 5 минут. Предпочтительнее являются чайники с внутренними колбами для заваривания, которые можно вынуть из чайника вместе с заваркой через положенное время.
20. 4. Исинские чайники. Самым главным предметом при употреблении китайского коллекционного чая является чайник из исинской глины. Это совершенно необыкновенная вещь! Красивый и грамотно сделанный чайник - это центральный предмет чайной церемонии и чаепития, и от него в большой степени зависит вкус чая. Исин — это город в провинции Цзянсу, где добывают эту необыкновенную глину уже более 1000 лет. Сейчас там более 50 месторождений, где добывают разные ее виды, отличающиеся составом, цветом и свойствами. Исинская глина при изготовлении сохраняет пористую структуру, благодаря чему через стенку чайника проникает воздух, и чай не запаривается, дышит. Кроме того, чайник долго держит тепло, и чай в нем не остывает. А главное, стенка чайника впитывает в себя чай, запоминает и накапливает качества чаев, которые в нем были.
Считается, что глиняный чайник является воплощением женского начала, и глина все впитывает и сохраняет, как любая женщина, которую недаром называют хранительницей очага. Иньские качества глиняного чайника позволяют чаю каждый раз становиться все вкуснее, но не позволяют заваривать в нем разные виды чаев, чтобы вкусы и ароматы не смешивались. Есть даже термин «убийство чайника» — это тот случай, когда его вымыли с моющим средством. Если такое случилось, то чайник можно смело выбросить, т. к. все чаи будут иметь этот запах и вкус. Хороший чайник очень простой, его форма близка к круглой. Он должен иметь личное клеймо мастера на донышке и крышке. И чайник не должен быть слишком большим. 200 мл чайника достаточно, чтобы напоить китайским чаем компанию из 5 человек, сделав например 5 проливов. И каждый участник получит по 5 пиалок с напитком.
Считается, что во время чайной церемонии происходит соединение мужского и женского начала. Когда речь идет о посуде, то это соединение чайника из исинской глины и чашечек из тонкого голубого или белого фарфора. Наиболее признанными и знаменитыми являются чайники из пурпурной исинской глины. Мы в Клубе чайной культуры используем глиняные чайники разных размеров: на 1–2, на 3–4, на 5–6 человек.
Для определения потребительских свойств чайника важно, чтобы при всей причудливости формы носик был достаточно прямой и ровный, крышка плотно прилегала и в ней имелось отверстие. Носик и крышка должны находиться на одном уровне. У дорогих чайников крышка притерта. Если налить воду, закрыть крышку пальцем и попробовать вылить чай через носик, она не должна выливаться. Если же открыть отверстие в крышке, то чай должен выливаться ровной, гладкой струей. С точки зрения практического повседневного использования важно, чтобы в чайник было удобно насыпать чай, наливать воду, вытаскивать из него спитой чай и, особенно для россиян, чтобы чай из чайничка выливался аккуратно (только через носик) и достаточно быстро. Это не так важно для китайцев, потому что они обычно используют специальную подставку или поднос при заваривании чая и обильно поливают его снаружи горячей водой на этом подносе, так что все равно мокро.
Почему цена исинских чайников часто различается в разы? Как отличить настоящее произведение прикладного искусства от массовой продукции или халтурной поделки? Самое главное: если бурый керамический чайник покрыт глазурью — это не исинский чайник. Изделие из исинской глины можно визуально и на ощупь отличить от похожих чайников из других мест — исинские более тяжелые, черепок их более однородный, создается впечатление, что гладкость или шершавость поверхности — это свойство самого материала, а не каких-то дополнительных технологических ухищрений. Для хорошего вкуса чая важно, чтобы чайник был сделан именно из исинской глины. В остальном цена определяется качеством отделки, правильностью форм, аккуратностью исполнения чайника. Производство чайников — это мелкий кустарный бизнес. Один мастер умеет делать несколько форм или элементов, другой — красиво вырезать иероглифы на подсохшем чайнике, третий — гравировать красивый рисунок. Эти работы всегда выполняются вручную, требуют большого умения. Даже при условии разделения труда на операции один мастер может сделать за день меньше десятка чайников. Перед тем как чайник попадет в печь, он должен полностью высохнуть и затвердеть на воздухе. Это занимает несколько дней и зависит от погоды. Сохнущий чайник легко сломать или деформировать. Поэтому настоящий исинский чайник не может стоить дешево — дорог ручной труд, потери при производстве, энергия при обжиге. В каждой партии бывает только несколько десятков — максимум две сотни одинаковых чайников. Именно такое количество производится традиционным способом за один–два месяца. Отсюда и разнообразие форм, и эксклюзивность каждого, даже серийного чайника.
По-настоящему дорого — десятки тысяч юаней (тысячи долларов) — стоят авторские работы, когда форма, декор, надписи и рисунки созданы впервые мастером высокого уровня. Такие чайники участвуют в конкурсах и продаются на аукционах по очень высоким ценам. Особенно впечатляет, когда мастер так обрабатывает поверхность глины, что она по фактуре практически неотличима от природного материала — коры или среза дерева, поверхности овоща (тыквы или огурца) или шерсти обезьяны. Причем это результат механической обработки подсыхающего чайника, который не должен потеряться при обжиге. Никакие химические ухищрения и дополнительные составы при этом не применяются. Это уже настоящее искусство. В Китае мне приходилось держать в руках чайник, стоимость которого была равна стоимости 3-х комнатной квартиры в центре Петербурга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|