Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешний долг Российской Федерации по срокам погашения 1 глава




(на 1 января 2003 г. и на 1 января 2004г.)

Существенно увеличилась иностранная задолженность банковского сектора – с 14,2 до 24,8 млрд дол. В ее состав на обязательства со сроком погашения до одного года приходилось 67% (16,5 млрд дол.).

Наиболее весомый рост долговых обязательств перед нерезидентами зафиксирован по сектору нефинансовых предприятий: на отчетную дату они оценивались в 50,3 млрд дол. За 2003 г. увеличение составило 16,5 млрд дол. Прирост задолженности происходил в основном в форме кредитов (с 24,8 до 40,5 млрд дол.), преимущественно долгосрочных.

В целом структура внешнего долга всех секторов экономики по срокам погашения не изменилась, а в его валютной структуре, как всегда, преобладали обязательства в иностранных денежных единицах (97%).

На 1 января 2004г. отношение внешнего долга всех секторов экономики к объему ВВП составило 42% (44% – на начало 2003г.). по сектору государственного управления (включая задолженность перед МВФ) данный показатель снизился с 30 до 24%. (Деньги и кредит 5/2004 г.)

Местные региональные финансы

Во многих странах обязательным компонентом демократического государственного строя является местное самоуправление, главная черта которого заключается в том, что его осуществляет само население через свободно выбранные им представительные органы. Региональные представительные и исполнительные органы для выполнения функций возложенных на них наделяются определёнными имущественными и финансово-бюджетными правами. В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются местные (региональные) финансы, которые охватывают региональный бюджет, бюджет административно-территориальных единиц и финансовых субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения региональных потребностей.

Региональные финансы обеспечивают финансированием широкий круг мероприятий связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Местные финансы – это система экономических отношений, посредством которых распределятся и перераспределятся национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. Через региональные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. За счёт средств регионального бюджета финансируются не только общеобразовательные школы, но и ВУЗы, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и другие программы. С помощью регионального финансирования государства осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали от других районов страны. Для этого составляются региональные программы, средства на их осуществление формируются за счёт источников доходов бюджета соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом региональные бюджеты выделяют отчисления от государственных налогов, но чаще всего субвенции предоставляются из вышестоящих бюджетов на определённые цели: развитие здравоохранения, дорожное строительство, содержание коммунальных объектов и другие цели.

Региональные финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств созданных и использованных на экономическое и социальное развитие территории. Главным направлением использования региональных финансов является финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основной составной частью региональных финансов являются региональные бюджеты. В США к ним относятся бюджеты штатов, графств, муниципалитетов, во Франции – регионов, департаментов, округов, коммун, в германии – земель, уездов, городов, общин, в России – бюджеты республик в составе Р.Ф., краёв, областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах. Одним из звеньев регионального финансирования являются средства субъектов хозяйствования, к ним относятся финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности, финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.

Третьим компонентом региональных финансов являются территориальные внебюджетные фонды. Источником формирования таких фондов служат заёмные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы, поступления из нецентральных внебюджетных фондов, например: пенсионных и других. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.

Роль региональных органов власти в хозяйственном и культурном строительстве на современном этапе неуклонно повышается. Для решения задач экономического и духовного развития общества требуется дальнейшее расширение прав, а также развитие материально-финансовой базы. В известной мере это нашло отражение в законе Р.Ф. "Об основах бюджетных прав по формированию и использованию органами государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления" от 15.04.1993 г.

Региональный бюджет – это главная финансовая база региональных органов власти. Бюджетные и имущественные права, предоставленные органом власти, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их введенье предприятиями и получать с них доходы. Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении, они выполняют следующие функции:

1) формирование денежных фондов, служащих финансовым обеспечением деятельности региональных органов власти;

2) распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

3) контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти.

Распределение и доведение до населения производственных благ осуществляется с помощью бюджетной системы, т.е. через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления. На народное образование и профессиональную подготовку кадров из региональных бюджетов выделяется более 65% всех бюджетных средств, на здравоохранение свыше 80%, на социальное обеспечение около 90% и на жилищно-коммунальное хозяйство 100%. Осуществление государственной программы в области социального развития требует больших материальных и финансовых ресурсов. Доходы региональных бюджетов формируются за счёт закрепленных и регулирующих источников. Закреплённые или собственные доходы, это средства принадлежащие субъекту бюджетного права, т.е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступающие в соответствующие бюджеты, минуя вышестоящие бюджеты. Основу закреплённых доходов составляют местные налоги, сборы и платежи из прибыли предприятий местного подчинения. Термин регулирующие доходы означает и охватывает всю совокупность денежных средств из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования или сбалансирования их расходов и доходов. К регулирующим относятся все финансовые ресурсы, используемые для этих целей: процентные отчисления от общегосударственных доходов и налогов, дотации, субвенции, средства полученные из вышестоящих бюджетов, т.е. это средства переданные вышестоящим органом власти нижестоящим на основании юридического акта (закон, постановление, решение или распоряжение). Регулирующие доходы местного бюджета можно систематизировать следующим образом:

 

 
 
Регулирующие доходы

 


Рис. 6. Регулирующие доходы

 

Основу закреплённых доходов регионального бюджета составляют налоги на прибыль предприятий, подведомственных региональным органам. Их удельный вес в закреплённых доходах растёт, но темпы роста имеют тенденцию к снижению. Главная причина этого – снижение уровня рентабельности ряда отраслей местного хозяйства из-за повышения уровня заработной платы работникам, роста цен на основные на основные производства, сырьё и материалы, повышения качества оказываемых услуг и других факторов. В результате эксплуатационные расходы растут быстрее, чем валовые доходы. Отдельные отрасли, например: городской пассажирский транспорт, вообще стали убыточными.

Следующим компонентом закреплённых доходов регионального бюджета являются местные налоги и сборы. Сюда можно отнести налог с владельцев имущества, земельный налог и другие виды налогов. Нормативные отчисления регулируемых доходов утверждаются вышестоящими региональными органами власти в зависимости от общей суммы расходов регионального бюджета и объёма их закреплённых доходов. Существующая система регулирования местных бюджетов имеет ряд достоинств, она позволяет обеспечить необходимыми средствами региональные бюджеты независимо от производительности местных источников, создаёт предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует территориальные органы к выполнению планов мобилизации общегосударственных финансовых ресурсов.

 

ТЕМА 6. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

 

Основным источником дохода государства в цивилизованном обществе являются налоги. Налоги – это обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня на основании Федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов самоуправления в соответствии с их компетентностью. Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты взимания и контроля. Объект налога – это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты установленные законодательными актами.

Субъект налога – налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо. Источник налога – их доход, из которого выплачивается налог. Ставка налога – величина налога с единицы объекта налога. Налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1. Кадастровый (кадастр – таблица, справочник) – когда объект налога дифференцирован на группы по определённому признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта, примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств, он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, независимо от того используется это транспортное средство или простаивает.

2. На основе декларации. Декларация – это документ, в котором налогоплательщик приводит расчёт дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получаемым доход, примером может служить налог на прибыль.

3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход, поэтому оплата налога производится до получения дохода, причём получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога, например подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, где работает физическое лицо, т.е. до выплаты заработной платы из неё вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Принципы построения налоговой системы:

1. Всеобщность, т.е. охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно-правовой формы.

2. Стабильность, т.е. устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

3. Равнонапряжённость, т.е. взимание налога по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам в доле от дохода и прибыли.

4. Обязательность, т.е. принудительность налога. Неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога.

5. Социальная справедливость. Предполагает установление налоговых ставок и налоговых льгот ставящих всех в примерно равные условия и оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

В зависимости от органа, который взимает налог и его использует, различают:

- федеральные налоги;

- региональные налоги – налоги национально-государственных и административно-территориальных образований;

- местные налоги.

Состав основных платежей налоговой системы России представлен на рис. 7.

 

 


Рис. 7. Состав основных платежей налоговой системы России

 

 

       
 
   
 

 


Существует 2 вида налоговой системы: модуллярная и глобальная. В модуллярной весь доход, получаемый налогоплательщиками, делится на части (модули), каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных модулей могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчёт налога и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Классификация налогов представлена на рис. 9.

 

 


Рис. 9. Классификация налогов

Функции налогов:

1. Регулирующая функция – государственное планирование осуществляется в двух направлениях: а) регулирование рыночных, товарно-денежных отношений, оно состоит главным образом в определении "правил игры", т.е. разработке законов, нормативных актов, определении взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наёмных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающих порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п.; б) регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом действующим в обществе является закон стоимости. Главным образом речь идёт о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Развитие рыночной экономики регулируется финансово – экономическими методами, т.е. путём применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками. Выделение из бюджета капитальных вложений и дотаций государственных закупок и осуществление народно-хозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития отдельных отраслей и производств, способствует решению актуальных для обществ проблем.

2. Стимулирующая функция – с помощью налогов, льгот и санкций, государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и другое. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется в том, что сумма прибыли направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудования для производства продуктов и ряда другого освобождаются от налогообложения.

3. Распределительная функция – посредством налогов в госбюджете концентрируются средства, направляемые затем на снижение народно-хозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ, создаются научно-технические, экономические и другие фонды.

4. Фискальная функция – изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет своих источников дохода (многие учреждения культуры, архивы, театры), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития, например: фундаментальная наука, театры, музеи, многие учебные заведения.

Налоговые ставки бывают:

1. Предельная ставка – прирост выплачиваемых налогов поделён на прирост дохода.

2. Средняя ставка – общий налог, поделенный на величины налогооблагаемого дохода.

3. Льготная ставка – полное или частичное освобождение от налогообложения юридических или физических лиц, предприятий или производств в зависимости от их профиля, характера производимой продукции и выполнения работ, используемой рабочей силы и зоны расположения в соответствии с действующим законодательством.

Основанием для льготных ставок служат:

- материально-имущественное положение налогоплательщика;

- особые заслуги граждан перед государством;

- необходимость развития отдельных производств, промыслов или районов;

- стимулирование научно-технического прогресса.

Также при определении льгот учитываются размеры и источники доходов, формы собственности, категории плательщиков. Льготы могут быть в виде необлагаемого минимума, процентных скидок с исчисленной суммы налога, не включение в облагаемый объект некоторых доходов. Льготы в силу их разнообразного характера в суммарном выражении способны охватывать значительное количество налогоплательщиков и приводить к весьма ощутимому снижению реальной ставки налогообложения по сравнению с номинальной ставкой.

Кривая Лаффера – это кривая показывает связь между налоговыми ставками и объёмом налоговых поступлений, выявляющая такую налоговую ставку, от 0% до 100%, при которой налоговые поступления достигают максимума.

 

           
   
 
     
 
 

 

 


 

 

0 m 100

ставка налога (в %)

 

Рис. 10 Кривая Лаффера

 

Кривая даёт ответ на вопрос: "При какой ставке налога налоговые поступления в бюджет максимальны?". При дальнейшем повышении ставки мотивация предпринимательской деятельности ослабевает, падают объёмы производства и уменьшаются налоговые поступления. Реальная ставка налога различна для разных стран, и далеко не всегда является оптимальной. Экономическая сущность налогов исследуется многими учёными. Наиболее обширные исследования выполнили Д. Рикардо и А. Смит.

Два принципиальных взгляда на налоги можно проиллюстрировать на примере классических экономических школ. Кейсианская считает, что налоги – это орудие государственного регулирования. Неоклассическая школа рассматривает налоги как чисто фискальный инструмент. Фактически данное противоречие вытекает из двух функций налогов: экономической и фискальной. Их сочетание – основная проблема для экономики любой страны. Наряду с зарубежными учёными определённый вклад в разработку теории и принципов налогообложения внесли и отечественные экономисты, такие как Н. Тургенев, А. Тривус, В. Твердохлебов, Н. Соколов и др. При некоторых разногласиях в полноте определения налога все они едины во мнении, что он имеет принудительный характер и служит, прежде всего, для покрытия государственных расходов. Соколов, расширяя такую трактовку, писал, что под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц и хозяйств, для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач в экономической политике без предоставления плательщикам его специального эквивалента. Хорошо известны принципы налогообложения, сформулированные в XVIII в. Адамом Смитом:

– поданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей платёжеспособности;

– налог должен быть точно определён, размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны;

– налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;

– каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика меньше сверх того, что поступает из кассы государства.

Шарль Монтескье в книге "О духе закона" (1748 г.) отмечал следующие особенности налогов: "чем больше свободоподанных, тем больше можно взимать с них налоги, и чем больше рабства, тем более приходится снижать их платежи. Природа справедлива к людям, она не оставляет без вознаграждения их труды, она учит их трудолюбию, ибо с большой работой связывает о большое вознаграждение, но если произвол власти лишил их установленных природой наград, они проникаются отвращением к труду".

 

 

ТЕМА 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В РФ

 

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы, порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды – это один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определённых социальных групп населения. Государство мобилизует часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами используются для процесса воспроизводства. В финансовой системе Р.Ф. государственные внебюджетные фонды возникли в соответствии с законом Р.Ф. "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса". Главная причина возникновения внебюджетных фондов – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

С помощью внебюджетных фондов возможно:

– влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

– обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

– оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

– предоставлять займы в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание Р.Ф., а также Государственные представительные органы субъектов федерации или местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными, они имеют, как правило, строго целевое назначение и обычно наименование фонда отражает направление используемых средств. К доходам внебюджетных фондов относится:

1) специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

2) отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

3) средства бюджета;

4) прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

5) займы, полученные фондом в Сбербанке или в коммерческих банках.

С 1992 г. в России начали действовать социальные и экономические внебюджетные фонды. К социальным фондам относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд здравоохранения, Фонд социальной поддержки малоимущих слоев населения и другие фонды. К экономическим фондам относятся: дорожные, воспроизводства минеральной сырьевой базы, фонд финансового регулирования и другие. Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин. Правом образования внебюджетных фондов обладают как федеральные власти, так и республиканские, и местные органы.

На региональном уровне формируются свои внебюджетные фонды за счёт местных источников. Среди таких источников можно выделить:

- фонды развития территории;

- фонды природоохранных мероприятий;

- фонды социальной поддержки малоимущих слоёв населения;

- валютные фонды.

Целевые внебюджетные фонды находятся в распоряжении государственных органов власти, но оперативное управление ими осуществляется специально созданным аппаратом. Управляемые структуры имеют определённые права и обязанности по использованию фондов, оговоренные законом.

Пенсионный фонд Р.Ф. образован в соответствии с постановлением Верховного совета РСФСР от 22.12.1990 г., как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Важнейший принцип Пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений, он преследует обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путём перераспределения средств во времени, (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние возьмут обеспечение сегодняшних) и в пространстве (где бы человек ни жил, даже за границей, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определённый прожиточный уровень в будущем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...