Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешний долг Российской Федерации по срокам погашения 3 глава




В договорах страхования часто используется франшиза, которая представляет собой личное участие страхователя в покрытии ущерба. Франшиза устанавливается в рублях или процентах к страховой сумме или ущербу. Франшиза выгодна и страхователю и страховщику. Страхователь при этом получает скидки со страхового тарифа, а страховщик часть ущерба перекладывает на страхователя. Франшиза бывает двух видов условная и безусловная.

Условная (невычитаемая)франшиза означает, что страховщик освобождается от ответственности за ущерб, если он не превышает процента франшизы. Если ущерб больше франшизы, то страховщик обязан возместить ущерб полностью. При наличии условной франшизы в договоре страхования делается запись «Свободно от … процентов».

Безусловная (вычитаемая) франшиза означает, что страховое возмещение всегда равно ущербу за минусом безусловной франшизы. При наличии безусловной франшизы в договоре страхования делается запись «Свободно от первых,,, процентов».

Страховой рынок – это рынок, где объектом купли-продажи является страховая услуга. На страховом рынке, как и на любом другом рынке, есть продавцы, покупатели и посредники.

Покупатели страховой услуги – это любые юридические или физические лица, если это не противоречит условиям страхования. В качестве продавцов страховой услуги могут выступать:

- прямые страховщики – это страховые компании, которые заключают со страхователем договоры страхования;

- перестраховщики – организации, которые перестрахуют уже застрахованные объекты, в этом случае риск перераспределяется между несколькими страховыми компаниями, в том числе и иностранными; в РФ перестраховочный рынок развит слабо; из 30 официально зарегистрированных перестраховочных обществ реально функционируют только 10;

- объединения страховщиков – это союзы и ассоциации. Примером может служить создание транснациональной страховой компании «Ингосстрах», которая включает в себя 27 российских и зарубежных компаний из 17 стран и имеет сеть из 131 филиала. Крупными ассоциациями являются «Страховой союз России» и Всероссийский союз страховщиков.

Страховой рынок РФ регулируется. Государственный надзор над деятельностью рынка осуществляет Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ. Он выполняет следующие функции:

- выдает лицензии на осуществление страховой деятельности;

- ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также страховых брокеров;

- контролирует обоснованность страховых тарифов;

- устанавливает правила формирования страховых резервов;

- разрабатывает нормативные и методические указания по страховой деятельности и т.д.;

- лишает страховые компании лицензий;

- обращается с иском в арбитражный суд о ликвидации страховщика, если он нарушает законодательство РФ и др.

 

ТЕМА 9. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

В рыночной экономике процесс формирования, распределения и использования финансовых ресурсов негосударственного коммерческого предприятия лишь косвенным образом подвергается регулированию со стороны государства. Однако наибольшая часть финансовых решений должна приниматься управленческим персоналом самих предприятий, что требует высокой подготовки специалистов в области финансового менеджмента.

В общем виде финансовый менеджмент можно определить как специфическую область управленческой деятельности, связанную с организацией денежных потоков предприятия, формированием и использованием капитала, денежных доходов и фондов, необходимых для достижения стратегических и тактических целей развития предприятия.

Многообразие функций финансового менеджмента следует систематизировать следующим образом:

- Планирование. Включает в себя стратегическое и текущее финансовое планирование. Составление различных смет и бюджетов для любых мероприятий.

- Участие в определенной ценовой политики и прогнозировании сбыта.

- Оценка возможных изменений структуры в виде слияний или разделений.

- Обеспечение источниками финансирования (капиталом). Поиск внутренних и внешних источников кратко- и долгосрочного финансирования. Выбор оптимального их сочетания.

- Управление финансовыми ресурсами. Управление денежными средствами на счетах и в кассе, в расчетах. Управление портфелями ценных бумаг. Управление заемными средствами.

- Учет, контроль и анализ. Выбор учетной политики. Обработка и представление учетной информации в виде финансовой отчетности. Анализ и интерпретация результатов. Сопоставление отчетности данных с планами и стандартами. Внутренний аудит.

Общая схема финансовых ресурсов предприятия на рис..

Конкретные формы и методы реализации этих функций определяются финансовой политикой предприятия. Методической основой при разработке финансовой политики на конкретном предприятии может служить Приказ Министерства экономики РФ «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия» от 1.01.97 г. № 118, в котором предусмотрены следующие элементы:

- учетная политика;

- кредитная политика;

- политика управления денежными средствами;

- политика в отношении управления издержками;

- дивидендная политика.

Выбор варианта учетной политики предприятие должно осуществлять в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета. В РФ таким документом является Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) № 1/98.

В рамках кредитной политики решается вопрос об обеспеченности оборотными средствами – определение величины собственных оборотных средств, потребности в заемных средствах. В случае необходимости привлечения долгосрочного кредита изучается структура капитала и финансовая устойчивость.

Политика управления денежными средствами связана с оптимизацией необходимых остатков средств на счетах предприятия, минимизация разрывов между поступлением средств и их использованием, применением различных схем расчетов, предусматриваемых в договорах, инкассацией дебиторской задолженности.

Политика в отношении управления издержками реализуется с помощью разработки системы бюджетирования, предусматривающей разработку бюджетов (смет) по всем основным элементам затрат и осуществления эффективного контроля за исполнением.

       
 
 
   

 


Рис. 11 Общая схема финансовых ресурсов предприятия

Дивидендная политика должна уравновешивать защиту интересов собственников с интересами менеджеров и инвесторов в соответствии с теорией агентских отношений и целью максимизации цены предприятия. Возможны следующие варианты дивидендной политики.

- Дивиденды как постоянный процент от прибыли. Преимущество данного метода – простота. Выгодна акционерам в период роста прибыли, так как растут и дивиденды, однако при снижении дивиденды падают.

- Политика фиксированных дивидендных выплат – дивиденды выплачиваются в фиксированном размере на каждую акцию. Преимущество – простота, сглаживаются рыночные колебания; недостатки – при снижении прибыли предприятие оказывается без прибыли.

- Политика выплат гарантированного минимума и экстра дивидендов.

- Капитализация дивидендов – выплата дивидендов акциями (при финансовых затруднениях).

Основная задача финансового менеджмента – построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей деятельности. Как уже отмечалось, организация управления финансами на конкретных предприятиях зависит от ряда факторов: формы собственности, организационно-правового статуса, отраслевых и технологических особенностей, размера самого предприятия.

Исходя из объема и сложности решаемых задач финансовая служба предприятия может быть представлена финансовым управлением – на крупных предприятиях, финансовым отделом – средних предприятиях, либо только финансовым директором или главным бухгалтером, который занимается не только вопросами бухгалтерского учета, но и вопросами финансовой стратегии на малых предприятиях.

Структура финансовой службы представлена на рис. 12

 
 
Финансовый директор

 

 


 


Рис. 12 Структура финансовой службы

 

На финансовую бухгалтерию возлагается обязанность вести бухгалтерский учет хозяйственных операций предприятия и формировать публичную финансовую отчетность в соответствии с установленными стандартами и требованиями.

Аналитический отдел занимается анализом и оценкой финансового состояния предприятия выполнения плановых заданий по прибыли, объемам реализации, поддержанию ликвидности и рентабельности. В его задачу также входит прогнозирование финансовых показателей исходя из конъюнктуры рынка, деятельности предприятий-аналогов и предприятий-контрагентов. Специалистами данного отдела может осуществляться оценка предполагаемых инвестиционных проектов.

Отдел финансового планирования (как краткосрочного, так и долгосрочного) – разрабатывает основные плановые документы: баланс доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, плановый баланс активов и пассивов. Информационной основой процесса планирования выступают данные аналитического и оперативного отделов, бухгалтерского учета, других экономических служб предприятия, а также нормативные и инструктивные материалы.

Оперативный отдел производит сбор счетов, накладных и т.д., отслеживает их оплату и в условиях регулирования государством наличного обращения следит, чтобы расчеты наличными деньгами между юридическими лицами не превышали установленного лимита. Оперативный отдел обеспечивает взаимоотношения с банками по поводу безналичных расчетов и получения наличных денежных средств. Претензионная группа решает возникающие споры между контрагентами предприятия (поставщиками, покупателями), государством (налоговой инспекцией, налоговой полицией, различными внебюджетными фондами) по поводу уплаты штрафов, неустоек, начисления пени и других мер экономического воздействия на предприятие, вытекающее из условий договоров и законодательства, регулирующего деятельность предприятий.

Отдел по работе с ценными бумагами и валютными ценностями занимается формированием и управлением портфелем ценных бумаг, обеспечивает его эффективность с позиции доходности и риска. Принимает участие в работе валютных и фондовых бирж с целью обеспечения нужд предприятия в рублевых или валютных средствах.

В процессе управления финансами применяется широкий круг методов, основными из которых являются: прогнозирование, налоговый менеджмент, страхование и самострахование, кредитование, система финансовых санкций и экономических воздействий на предприятие, системы стимулирования, ценообразования и применения инвестиционных инструментов (лизинг, аренда). Для осуществления этих методов используются приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировки валютных курсов, дисконтирование.

Функционирование любой системы управления финансами осуществляется в рамках действующих законодательных актов и нормативной базы, начиная с законов и указов Президента и заканчивая ведомственными указаниями и инструкциями. Используется также другая информация финансового характера, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, информации товарно-фондовых бирж, кредитной системы.

Таким образом, управление финансами предприятия требует от специалиста глубоких знаний и широкого круга навыков, необходимых для решения стратегических и тактических задач.

В отечественной теории и практике вопросы стратегического управления деятельностью предприятия до сих пор недостаточно разработаны. Это связано с тем, что до начала экономических реформ функция стратегического управления принадлежала государству. Именно государство в рамках своей политики формировало стратегию экономического развития страны на пятилетку и дальнейшую перспективу, выделяло приоритетные стратегические отрасли предприятия.

Сегодня деловая стратегия ведущих (и не только) мировых корпораций нацелена на достижение стратегических конкурентных преимуществ. Таким образом, стратегию можно определить как обобщенный план управления, ориентированный на достижение основополагающих целей компании путем выявления и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ на данном рынке.

Количество и формулировка стратегических целей могут быть самой разнообразной в каждой конкретной компании. Все они связаны между собой, взаимодополняют друг друга и предприятие всегда должно иметь ввиду весь комплекс целей. Ранжировать стратегические цели финансового менеджмента можно следующим образом:

- избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

- рост объемов производства и реализации;

- лидерство в борьбе с конкурентами (с точки зрения финансиста, конкурентоспособность выражается показателем рентабельности капитала, т.е. прибыль на одну единицу капитала);

- максимизация цены компании.

Тактическими задачами, решение которых должен обеспечивать финансовый менеджмент в современных условиях являются: обеспечение сбалансированности и сроков поступления денежных средств; обеспечение необходимых объемов поступлений денежных средств; обеспечение рентабельности продаж (т.е. конкурентоспособности на оперативном уровне).

Таким образом, оперативное (тактическое) управление сводится по существу, к управлению оборотным капиталом предприятия. Первоочередной же задачей оперативного управления финансами предприятия является обеспечение ликвидности и платежеспособности. Серьезным основанием для поддержания ликвидности служат последствия неплатежеспособности в виде объявления о банкротстве и прекращения существования предприятия. Все стратегические и оперативные решения нужно проверять на предмет того, способствуют ли их действия поддержанию такого равновесия или нарушают его.

Для поддержания платежеспособности предприятия необходимо эффективное управление его денежными потоками. Денежные средства являются наиболее ограниченным ресурсом в условиях перехода к рыночным механизмам хозяйствования, и успех предприятия во многом определяется эффективностью их использования. Поэтому задачи планирования и контроля потоков (движения) денежных средств предприятия приобретают исключительное значение.

Научный интерес к управлению денежными потоками появился сравнительно недавно. Понятие «денежные потоки» впервые появилось в экономической литературе США после второй мировой войны. Разброс в определениях обусловлен не только погрешностями перевода. Двойственная природа денежного потока проявляется в том, что он используется для оценки как доходности, так и ликвидности фирмы. Д. Хан писал в своей книге «Планирование и контроль: концепция контроллинга»: поток представляет собой излишек средств, имеющийся в неограниченном распоряжении предприятия для целей финансирования. В этом качестве денежный поток является для руководства предприятия прежде всего масштабом измерения возможности внутреннего финансирования».

В первую очередь следует отметить, что понятие потока противоположно понятию запаса: поток соотносится с течением времени. А запас – это величина, измеряемая на определенный момент. Так, налоги и отчисления, уплачиваемые предприятием за тот или иной отчетный период – это поток, тогда как задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами – это запас, измеренный, например, на конец периода.

У предприятия есть различные виды потоков:

Товарно-денежный поток – это распределенная в пространстве и времени масса товаров и денежных средств, рассматриваемая при операциях купли-продажи и сходных с ними. Таким образом, данный поток имеет отношение к сфере расчетов.

В качестве денежных потоков обычно рассматривается поступление денежной выручки от реализации, распределенной во времени и по каналам движения. Таким образом, потоки денежных средств – это количество денежных средств, которое получает и выплачивает предприятие в течение отчетного или планового периода.

Термин финансовые потоки применяют в отечественной литературе, имея ввиду потоки денежных средств (платежи).однако, если учесть использование этим термином категории «финансовый», будет правильнее считать таковыми потоки денежных средств, связанные с бюджетом и внебюджетными фондами, т.е. перераспределительной сферой. Тем не менее, рассмотренные термины и их трактовка не в полной мере раскрывают содержание исследуемого понятия «Денежный поток» – аналог английского cash (поток наличности) – показатель, характеризующий результат движения денежных средств предприятия за тот или иной период времени.

Первые отчеты о движении денежных средств составлялись и использовались финансовыми аналитиками для работы на рынке ценных бумаг. Такие отчеты служили удобным инструментом для оценки акций каких-либо предприятий и поиска перспективных вложений.

В процессе исследования аналитики обратили внимание на амортизацию как на важнейший элемент себестоимости, не связанный с затратами реальных денег в отчетном периоде, но существенно занижающий финансовый результат. Чтобы внешний пользователь отчетности смог получить показатель свободный от таких недостатков, объединили финансовые результаты периода и амортизацию в денежные потоки.

 

Денежные потоки = прибыль + начисленная амортизация

           
 
   
Увеличение собственного капитала
 
   
Нетто-денежные потоки
 

 

 


Использование

       
 
   
 

 


Рис. 13 Денежные потоки

 

Необходимо обратить внимание на противоположность целей использования денежного потока. Эта противоположность проявляется в первую очередь при распределении прибыли на увеличение собственного капитала или на выплату дивидендов. Эти цели несовместимы, то есть приоритет одной цели мешает достижению другой. Может возникнуть ситуация, когда желаемое увеличение собственного капитала не происходит, так как полученной прибыли едва хватает, чтобы удовлетворить ожидания акционеров.

Аналогичные конфликты существуют между собственной потребностью в финансовых средствах и выплатой дивидендов, так как «слишком высокие» дивиденды могут сократить самофинансирование текущих инвестиций. Возможность конфликтов существуют и тогда, когда нетто-денежных потоков недостаточно, чтобы одновременно финансировать инвестиции и погашать долги. Указанные конфликты, как правило, решаются на основе компромисса.

Способность к самофинансированию рассчитываются путем исключения из cash распределенной прибыли. Полученная таким образом величина носит название «валовое финансирование». Вычитая из нее отчисления в резервные фонды, получаем чистое самофинансирование (или чистый денежный поток) – ту часть прибыли, которая остается в руках компании по завершении всех распределительных операций. Показатели способности к самофинансированию имеют большое значение при разработке инвестиционной политики предприятия и для принятия оперативных решений.

Эффективное управление денежными потоками предполагает взвешивание многих альтернативных решений. Важной частью его деятельности является оценка различных инвестиционных проектов с целью отбора реалистичных и приносящих прибыль. Здесь осуществляется не только управление ликвидными средствами в коротких периодах, но и участие в принятии решений высшего руководства на перспективу. Свою независимость предприятие может обеспечить только с помощью достаточного собственного капитала.

Денежный оборот предприятия складывается из движения денежных средств в связи с различными хозяйственными операциями. Эти операции могут быть разделены по их экономическому содержанию на три основные категории – по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Такая группировка позволяет выявить финансовый результат от каждого из трех направлений деятельности предприятия. Сумма этих результатов определяет чистое изменение денежных средств за период, и выверяется с начальным и конечным сальдо денежных средств по бухгалтерскому балансу.

Следует подчеркнуть приоритетное значение денежных потоков именно по текущей деятельности. Положительный из года в год денежный поток по текущей деятельности – это первостепенное условие успешной работы предприятия и свидетельство его финансовой устойчивости. Он означает, что поступлений от текущей деятельности достаточно на осуществление не только простого, но и расширенного воспроизводства.

Желательно, чтобы погашение долгов и приобретение имущества финансировались в основном за счет положительных потоков от текущей деятельности. Компании, способные стойко следовать подобной стратегии, имеют более высокий кредитный рейтинг и является более финансово стабильными.

Отрицательный денежный поток по текущей деятельности свидетельствует, в первую очередь, о недостатке собственных оборотных средств даже для простого воспроизводства. Предприятия, имеющие отрицательный денежный поток по текущей деятельности, вынуждены либо прибрать к увеличению задолженности для поддержания производства на прежнем уровне, либо к продаже имущества и сворачиванию инвестиционных программ, а в более тяжелых случаях и к сокращению объемов производства. В случае устойчивости тенденции в отрицательных результатах текущей деятельности предприятие со временем становится неплатежеспособным и риск наступления банкротства оценивается очень высоко.

Учету и оценке факторов риска придается большое значение в управлении финансами
предприятий. Риск — это вероятность потенциальной потери вложенных средств, либо
недополучения дохода по сравнению с проектом или планом. Риск может быть оценен с помощью статистических методов, построенных на расчете стандартного отклонения переменной величины, например объема продаж или прибыли. В практической деятельности широкое применение нашли способы оценки риска с помощью эффекта рычага (левериджа). В соответствии с концепцией рычага

Общий леверидж - = Операционный леверидж х Финансовый леверидж.

Оценка силы производственного рычага зависит от соотношения постоянных затрат и прибыли предприятия. Сила воздействия выражается в процентном изменении валовой прибыли, вызванным каждым процентом изменения выручки от реализации. Рассчитывается уровень производственного рычага как следующее отношение:

Валовая прибыль + Постоянные издержки/Валовая прибыль = 1 + Постоянные издержки/Валовая прибыль.

Сила воздействия операционного рычага указывает на уровень предпринимательского риска
предприятия: при высоком значении силы операционного рычага каждый процент снижения выручки дает значительное снижение прибыли.

Финансовый леверидж связан с решением о выборе тех или иных форм привлечения заемных средств. Эффективное управление заемным капиталом увеличивает рентабельность собственных средств. Перед финансовым менеджером стоят две противоположные задачи — не допустить потери финансовой независимости, и вместе с тем увеличить рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств. Механизм оценки влияния использования заемных средств на рентабельность собственного капитала основан на эффекте финансового рычага.

Уровень эффекта финансового рычага зависит условий кредитования, наличия льгот при налогообложении релитов, займов, ссуд и порядка оплаты процентов по кредитам и займам. Если рентабельность активов Предприятия выше, чем цени привлечения заёмных средств; то возникает положительный эффект финансового рычага, то есть увеличивается рентабельность собственного капитала.

Другой подход к определению эффекта финансового рычага выражает американскую концепцию, основанную на приоритетной роли фондового рынка в принятии финансовых решений. В рамках этого подхода ключевыми являются показатель прибыли, приходящейся на акцию ЕР5, и показатель цены акции к прибыли на акцию ЕР8. Поэтому при выборе источников финансирования в первую очередь анализируется влияние принятого решения на показатель ЕР8.

Идея финансового рычага здесь та же, что и у производственного: оценить уровень колебаний показателя чистой прибыли на одну обыкновенную акцию в зависимости от изменения прибыли до выплаты налогов и процентов.

Таким образом, совокупный риск оценивается как чувствительность чистой прибыли на акцию к изменениям в объемах реализации и выражается с помощью совокупного эффекта финансового и операционного рычагов. Из этого вытекает основное правило финансового менеджмента: никогда не совмещать высокий уровень производственного и финансового риска, то есть высокий уровень постоянных издержек со значительной долей заемного капитала. Теория структуры капитала является одной из важнейших в финансовом менеджменте. На первый взгляд определение оптимальной структуры капитала является вполне осуществимой задачей, по крайней мере, в странах с низким уровнем инфляции, однако на этот счет в зарубежной финансовой науке нет единого мнения.

В России данная проблема имеет особую актуальность, поскольку процесс формирования финансовой структуры акционерных обществ еще далеко не завершен. Многие приватизированные предприятия, с одной стороны, имеют недостаточный капитал (особенно собственный), а с другой — полное отсутствие долгосрочных заемных источников финансирования, что еще более усугубляет проблему обеспеченности капиталом и оптимизации его структуры. Кроме того, значительная часть имущества представляет собой либо излишние материальные запасы, либо неиспользуемое, изношенное оборудование.

Каково же должно быть соотношение между различными источниками финансирования? Как известно, в неоклассической теории, в которой функционирует совершенный рынок и налоги не нарушают его работы, фирме безразлично, из.каких источников финансируется ее деятельность. Очевидно, что в действительности механизм современной экономики подразумевает налоги, а также наличие крупных финансовых институтов и механизмов государственного регулирования. Традиционный взгляд, принятый в финансовом менеджменте, предполагает, что компаниям следует использовать заемный капитал, но не более, чем собственный, поскольку с увеличением доли заемного капитала значительно возрастает риск для держателей акций, так как кредиторы обладают первоочередным правом на получение причитающихся сумм, в то время как выплаты
дивидендов акционеров осуществляются из чистой прибыли. При значительных выплатах в погашение задолженности и колебаниях в размерах прибыли акционеры рискуют недополучить или вообще не получить дивиденды.

Одним из важнейших показателей при выборе оптимальной структуры капитала является цена привлечения капитала. Считается, что эффект финансового рычага возникает за счет того, что привлечение заемного капитала обходится предприятию дешевле, чем акционерного. Финансовый менеджер должен стремиться использовать капитал с наименьшими издержками. Для этого необходимо минимизировать средневзвешенную цену капитала.

В соответствии с традиционным взглядом, средневзвешенная цена капитала фирмы
уменьшается при повышении доли заемных средств до уровня 50%, а затем начинает плавно снижаться. Это связано с тем, что в этих условиях начинает возрастать риск для акционеров в получении дивидендов, и они, как правило, соглашаются оставаться акционерами компании только при гарантии более высокой доходности, чем предлагается в среднем на рынке, а повышение размера дивидендов означает возрастание цены собственного капитала.

В реальной жизни финансовые менеджеры, принимая решения о структуре капитала, учитывают целый комплекс факторов. Как правило, наиболее существенными среди них считаются:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...