Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стандарты сестринской деятельности при бронхиальной астме.




I. Возможные нарушения потребностей пациента.

1. Физиологические:

·Есть (ограничение в диете, исключение аллергогенных продуктов).

·Дышать (удушье, одышка).

·Спать (приступы удушья по ночам, утром).

·Двигаться (одышка, удушье при физической нагрузке).

2. Психо-социальные:

·Общаться (приступы удушья, усиление одышки при разговоре, контакте с аллергенами - запахи духов).

·Нарушение самореализации (ограничение трудоспособности, изменение образа жизни, страх инвалидизации).

·Работать (ограничение трудоспособности в связи с ухудшением состояния при эмоциональных и физических нагрузках, контакте с аллергенами).

II. Возможные проблемы пациента.

1) Физиологические:

·Удушье.

·Экспираторная одышка.

·Кашель с трудноотделяемой мокротой.

·Неэффективность очищения дыхательных путей.

·Сердцебиение

·Головная боль.

·Дискомфорт в носоглотке.

·Бледность.

·Цианоз

·Слабость

·Снижение физической активности.

·Дыхательная недостаточность.

·Сердечная недостаточность.

2) Психологические:

·Депрессия из-за приобретенного заболевания.

·Страх неустойчивости жизнедеятельности.

·Недооценка тяжести состояния.

·Дефицит знаний о болезни.

·Страх из-за возможности возникновения повторных приступов.

·Дефицит самообслуживания.

·Уход в болезнь.

·Дискомфорт в связи с необходимостью постоянно пользоваться медикаментами, ингаляторами, изменение образа жизни.

·Конфликтная ситуация в семье из-за необходимости расстаться с любимым животным.

3. Социальные:

·Утрата трудоспособности, ивалидизация.

·Материальные трудности в связи со снижением трудоспособности.

·Социальная изоляция.

·Отсутствие специалиста - аллерголога в той местности, где проживает пациент.

·Невозможность смены жительства.

Проблема: Удушье.

Цели: Краткосрочная: Облегчить состояние пациента, купировать приступ;

Долгосрочная: Научить пациента справляться с начальными признаками удушья, предотвращая его развитие.

Сестринские вмешательства:

1. Исключить контакт с аллергеном.

2. Успокоить пациента.

3. Придать удобное положение (сидя с упором на руки).

4. Расстегнуть стесняющую одежду.

5. Научить пациента правильному дыханию (удлинённый и глубокий выдох).

6. Обеспечить доступ свежего воздуха (проветривание помещения 2-3 раза в день, оксигенотерапия) по 15-20 минут.

7. Контролировать соблюдение лечебно-охранительного режима.

8. Использовать отвлекающие средства (горчичники на грудную клетку, перцовый пластырь, ножные горчичные ванны)! При отсутствии аллергии на горчицу.

9. Дать горячий чай.

10. Использовать карманные ингаляторы (сальбутамол, беротек) по назначению врача, научить больных пользоваться ими:

·прочитать маркировку;

·снять колпачок;

·встряхнуть;

·выдохнуть, не форсируя дыхание;

·мундштук плотно захватить губами, дно ингалятора вверху;

·синхронно с нажатием, вдохнуть;

·задержать дыхание на несколько секунд;

·выдохнуть через нос;

·при использовании спейсера лекарственное вещество впрыскивается в него, а затем делается глубокий вдох, задержка дыхания, выдох через нос.

11. При отсутствии эффекта по назначению врача ввести медикаменты парентерально (эуфиллин, адреналин, преднизолон - под контролем АД. )

12. Контролировать цвет кожи, частоту дыхания, пульс, АД.

Проблема: Кашель с трудноотделяемой (вязкой) мокротой.

Цель: Проведение мероприятий, способствующих разжижению и отхождению мокроты.

План сестринского вмешательства:

1. Успокоить пациента.

2. Объяснить причину данного состояния и его преходящий характер.

3. По назначению врача дать отхаркивающие, бронхолитические, муколитические средства.

4. Обеспечить проведение ингаляции с использованием лекарственных сборов (мать-и-мачеха, морошка, подорожник, эвкалипт, хвоя) и прием их настоев.

! При отсутствии аллергии на них.

5. Обучать пациента правильному дыханию, провести массаж грудной клетки, отвлекающие процедуры (горчичники).

6. При отхождении мокроты: обучить гигиене кашля, обеспечив индивидуальной плевательницей.

7. Проводить осмотр мокроты и её дезинфекцию 3% раствором хлорамина.

8. Разъяснить пациенту правила сбора мокроты на исследования (общий анализ, бактериологическое исследование, БК) для исключения сопутствующей патологии.

Проблема: Страх из-за возможности возникновения повторных приступов.

Цель: Краткосрочная: Успокоить пациента, научить правильному поведению при первых признаках удушья.

Долгосрочная: Пациент научится контролировать дыхание и предотвращать возможные приступы удушья.

План сестринского вмешательства:

1. Убедить пациента в необходимости обучения в «Астма – школе».

2. Ежедневно по 15 - 20 мин. проводить беседы о важности выполнения всех рекомендаций врача.

3. Разъяснить необходимость отказа от курения, важность занятия физ. культурой (плавание, лыжи, теннис), прогулки на свежем воздухе.

4. Рассказать пациенту о необходимости исключения контакта с аллергенами:

·Гипоаллергенная диета (исключить яйца, мёд, рыбу, шоколад, спиртные напитки, цитрусовые, орехи и т. д. ).

·Влажная уборка в помещении, где живёт больной в его отсутствии ежедневно.

·Замена постельных принадлежностей, содержащих перо и пух. Смена белья 1 раз в неделю.

·Отказ от домашних животных.

5. Рассказать пациенту о вреде самолечения.

6. Разъяснить необходимость санации очагов инфекции (стоматолог, лор - врач - 1 раз в год)

7. Обучить пациента контролировать функцию дыхания, используя пикфлоуметр:

·вставьте конец («соску») в прибор, если он еще не вставлен. Убедитесь, что указатель установлен на нуле (позиция «L/ min»);

·держите PFM так, чтобы ваши пальцы не перекрывали отверстия и шкалу. Не перекрывайте отверстие на конце PFM;

·встаньте, если можете. Сделайте глубокий вдох, поместите PFM в рот и держите горизонтально, обхватив конец губами, затем дуньте со всей силой;

·отметьте число на шкале, указываемое указателем;

·верните указатель на «ноль» (позиция «L/min») и повторите процедуру еще два раза, чтобы получить три результата. Отметьте высший в таблице.

8. Объяснить необходимость проведения базисной терапии (кромоглин, интал) с целью профилактики обострений.

9. Обучить пользованию карманным ингалятором, объяснив необходимость его применения перед возможной физической и эмоциональной нагрузкой.

10. Познакомить пациента с человеком, страдающим бронхиальной астмой, соблюдающим все рекомендации и сохраняющим высокую работоспособность и эмоциональный статус.

11. Рекомендовать санаторно-курортное лечение 1 раз в 2 года.

Проблема: Риск утраты жизнедеятельности в результате удушья.

Цель: Сохранить жизнедеятельность.

План сестринского вмешательства:

1. Срочный вызов врача

2. Купировать приступ удушья:

а) придать вынужденное положение;

б) расстегнуть стесняющую одежду, проветрить помещение, ингаляции увлажненного О2;

в) отвлекающие мероприятия (горчичники, ножные ванны, горячий чай);

г) применение карманного ингалятора;

д) по назначению врача медикаментозная терапия.

3. Постоянное наблюдение за пациентом: состояние, сознание, цвет кожи и слизистых Ps, АД, ЧД – каждые 15 мин.

4. Подготовить растворы, систему для в/в вливания и по назначению врача провести его.

5. При отсутствии эффекта перевод в ИТАР.

6. Подготовить все необходимое для интубации и катетеризации подключичной вены.

7. Помощь врачу при проведении реанимационных мероприятий.

Бронхиальная астма относится к аллергическим заболеваниям. Источником могут стать продукты, пыль, пыльца растений, шерсть животных. Стойкий аллергический воспалительный процесс дыхательных путей захватывает слизистую носа и распространяется до самых мелких бронхов и бронхиол. Один из характеризующих признаков патологии - это приступы удушья. На то, как будет развиваться болезнь, влияет множество разных факторов.

К таким относят: Наследственную предрасположенность. Повышенную чувствительность бронхов. Повышенное количество иммуноглобулинов Е. Бронхиальная астма часто встречается в детском возрасте. И одной из причин развития патологии являются частые респираторные заболевания. В этом случае сестринский уход при атопической бронхиальной астме включает информирование взрослых о важности профилактики простудных заболеваний. Если болезнь не проходит продолжительное время, то это может привести к инвалидизации ребенка в самых тяжелых формах, даже к смерти. Для каждого случая лечение подбирается индивидуально. В него входит: Соблюдение диеты. Проведение медикаментозной терапии. В силу того, что приступы повторяются и представляют опасность для жизни, родители больных детей и взрослые должны уметь пользоваться ингалятором. Обучить этому обязана медицинская сестра. В чем заключается сестринский уход при бронхиальной астме, рассмотрим далее. Этапы сестринского процесса

Необходимо соблюдать при таком заболевании, как бронхиальная астма, уход и сестринский процесс в отношении пациента. Это залог скорейшего выздоровления и снижения частоты приступов болезни. Хочется отметить, что сестринский уход может быть:

Зависимым. Медсестра выполняет указания врача.

 Взаимозависимым. Процесс осуществляет вся медицинская бригада.

Независимым. Медсестра действует самостоятельно.

Рассмотрим этапы сестринского процесса при бронхиальной астме:

1. Опрос пациента и сбор информации о развитии заболевания. Важно получить следующие данные: В случае с детьми, опрашивают родителей или родственников. Выявление сопутствующих патологий у пациента. Наличие аллергических заболеваний у родителей или родственников. Непереносимость лекарственных препаратов. Выясняют, как часто случаются приступы, свистящее дыхание, отдышка. Характер кашля в утренние и ночные часы.

2. Проводят осмотр пациента: Занятая поза пациента. Состояние кожных покровов. Имеются ли хрипы. Каков характер отдышки. Характер сердечного ритма. В конце осмотра производят замер артериального давления, пульса.

3. Выделяют имеющиеся проблемы у пациента: Нарушение дыхания. Отсутствие аппетита. Проблемы со сном. Имеется ли отдышка. Кашель с вязкой мокротой. Тахикардия. При этом возрастает риск развития пневмоторекса, сердечной недостаточности, эмфиземы, ателектаза.

4. Планируется оптимальный уход за пациентом, который согласовывается с лечащим врачом.

5. Реализация плана, а именно, сестринский уход за пациентами с бронхиальной астмой.

6. Оценивание результата ухода, прогноз для пациента на будущее.

Далее рассмотрим действия медицинской сестры в условиях стационара. Сестринский уход при бронхиальной астме в стационаре Сестринский уход в стационаре должен состоять из следующих пунктов:

Оказывать психологическую поддержку пациенту.

Следить за соблюдением режима дня.

Расширять багаж знаний о бронхиальной астме, о ее профилактике и особенностях лечения.

Необходимо организовать правильный рацион и осуществлять контроль за соблюдением режима питания.

Правильно организовать досуг пациента.

В палате должна проводиться регулярная влажная уборка, проветривание. Это существенно снизит риск развития приступов у пациента.

 Контролировать регулярную смену белья.

Необходимо контролировать соблюдение правил гигиены.

Осуществлять проведение базовых терапевтических процедур.

Обучить правилам использования ингалятора и ДАИ, а также методике проведения пиклоуметрии.

Сопровождать больного на диагностические процедуры, а также объяснять их значимость и цель.

Предупредить родителей и пациентов о возможном развитии побочных реакций при приеме медикаментов.

Осуществлять наблюдение за процессом лечения.

Узнавать появляющиеся жалобы, побочные реакции, о температуре тела, ЧСС, ЧД.

 А также следить регулярно за характером кашля, отдышки.

Вовремя реагировать на возникающие побочные реакции на лекарства. Обо всем сообщать лечащему врачу. Сестринский уход при бронхиальной астме будет эффективным при соблюдении всех этапов. Решение проблем пациента при бронхиальной астме Как указано выше, у пациента при бронхиальной астме есть проблемы, угрожающие и усложняющие жизнь, которые уметь решать входит в обязанности медицинской сестры. Перечислим еще раз эти проблемы: Кашель с мокротой. Состояние паники. Возможно удушье. Развитие дыхательной недостаточности. Опасность гипоксии. Все эти состояния существует вероятность перенести при бронхиальной астме.

Как необходимо действовать в таких ситуациях, в чем заключается сестринский уход? При кашле с мокротой действия должны быть следующими: Обеспечить введение бронходилататоров при помощи небулайзера. Своевременно давать муколитики перорально, назначенные врачом. Оказывать содействие в использовании ингалятора. Может быть «Амброксол», « Ацитилцистеин». Контролировать выход секрета у тяжелобольных пациентов. Фиксировать в листе наблюдения: частоту и особенности дыхания, цвет кожных покровов, характер отделяемого секрета. Действия при панике у больного бронхиальной астмой. В начале приступа пациентов охватывает чувство паники, страх удушья. Сестринский уход заключается в следующих шагах: Провести спокойную и убедительную беседу спациентом, объяснить механизм возникновения. Объяснить принципы лечения и возможные последствия патологии, но не пугать больного. Успокоить пациента в момент приступа, посидеть с ним рядом, поговорить. Сестринский уход при бронхиальной астме у детей обязательно включает обучение родителей. Контролировать свои эмоции и спокойно приступать к оперативной помощи. А также снимать стресс у ребенка.

 Далее рассмотрим сестринский уход в решении более сложных ситуаций. Действия при удушье и дыхательной недостаточности Состояние дыхательной недостаточности характеризуется учащением пульса, поднятием артериального давления, приступами тахикардии. Сестринский уход заключается в контролировании сердечных показателей и нормализации их в течение суток. Контроль необходимо сохранять после приступа еще час. Возможно назначение врачом «Нефидипина» или «Кордафена». Нельзя в такие периоды назначать бетаблокаторы. Удушье является довольно опасным для пациента состоянием. В чем заключается сестринский уход в таких случаях: Помочь человеку занять сидячее положение. Ослабить ворот, освободить от тесной одежды. В помещение обеспечить хороший приток воздуха. Провести ингаляцию с препаратом «Атровент» для взрослых, для детей используют «Сальбутамол». Только по назначению врача вводить «Эуфиллин». Необходимо подготовить кислородный аппарат, если ситуация усугубится. Можно ставить горчичники, если нет на них аллергической реакции. Если наблюдается гипоксия у пациента, сестра должна проводить повторные кислородные ингаляции. В течение суток вести наблюдение за пациентом. У ребенка при гипоксии, как правило, может сильно снизиться артериальное давление. В этом случае необходимо ввести «Кордиамин» или «Этимизол» внутримышечно. После инъекций важно следить за такими показателями, как пульс, давление, температура, дыхание. Сестринский уход при бронхиальной астме в моменты обострений играет самую важную роль, так как есть угроза жизни пациента. От поведения медицинского персонала зависит жизнь пациента. Особенности сестринского ухода за детьми Сестринский уход при бронхиальной астме у детей основывается на активной работе с родителями: Необходимо провести беседу с родителями о необходимости стационарного лечения. Также о важности исполнения всех предписаний врача, о возможных осложнениях. Рассказать о соблюдении щадящего режима ребенком, особенно, что касается органов дыхания. Родители должны способствовать соблюдению диеты ребенком. Маме и папе необходимо объяснить важность эмоционального состояния малыша. Нервные стрессы и перенапряжение повышают риск развития приступа. Если ребенок проходит лечение в стационаре, пусть с ним будут его любимые книги, игрушки. Необходимо осуществлять контроль над проведением влажной уборки, проветривания, соблюдением гигиенических процедур. Важно обучить родителей пользоваться ингалятором и вести дневник контроля над состоянием ребенка. При прохождении процедур сестра должна присутствовать и осуществлять контроль над их проведением. По окончании стационарного лечения медсестра должна объяснить ребенку и родителям важность соблюдения диеты, предписаний врача и регулярных осмотров. Бронхиальной астмой болеют не только дети, но и взрослые. Рассмотрим особенности ухода за ними. Особенности сестринского ухода за взрослыми Сестринский уход при бронхиальной астме у взрослых заключается в следующем: Обеспечение соблюдения палатного режима пациентом. Своевременно проветривать и осуществлять влажную уборку помещения. Эффективность лечения поддерживать соблюдением гипоаллергенной диеты, следить за тем, что приносят родственники больному, провести с ними на этот счет беседу, чтобы исключить любые аллергены. Регулярно проводить наблюдения и фиксировать их в специальном журнале. За ЧСС, артериальным давлением, температурой, цветом кожных покровов, частотой дыхания. Обучить пользоваться карманным ингалятором. Провести беседу о важности влажных уборок в помещении, соблюдении диеты, о вреде курения. Научить выполнению дыхательной гимнастики. Оказание неотложной помощи при приступе Приступ может начаться неожиданно и быстро развиваться. Появляется отдышка, кожные покровы синеют, дыхание становится свистящим, шумным. Действие сестры в таких случаях заключаются в следующем: Прежде всего, обеспечить приток воздуха. Ввести внутривенно «Эуфиллин» с изотоническим раствором " Хлорида натрия". Необходимо выяснить, сколько раз использовал пациент ингалятор, и какой, чтобы не ухудшить состояние пациента из-за передозировки препарата. Если пульс выше 90 ударов в минуту, необходимо введение «Строфантина», «Коргликона» подкожно или «Эфедрина» внутримышечно. Провести ингаляцию с препаратом «Астмопент», «Сальбутамол». Ингаляции с увлажненным кислородом. Регулярно измерять пульс, следить за кашлем, отхождением мокроты, за дыханием и АД. Все препараты медицинская сестра должна вводить строго по назначению врача.

Если приступ затягивается, и проводимая терапия не оказывает должного эффекта, такое состояние называется астматическим статусом. Астматический статус Это приступ удушья в затянувшейся форме. Этому состоянию характерны еще такие признаки: Дыхательная недостаточность. Бронхолитики не оказывают должного эффекта. Дыхание шумное. Синюшность кожных покровов и слизистой. Одутловатость лица. Артериальное давление низкое, при этом наблюдается тахикардия. Также можно заметить заторможенность пациента. При таких симптомах необходима срочная реанимация пациента. Сестринский уход при бронхиальной астме в реанимации заключается в следующем: Запретить применение карманного ингалятора. Провести кислородную терапию. Провести инфузионную терапию. Ввести «Эуффилин» внутривенно. «Гепарин» внутривенно. «Преднизадол» внутривенно каждые 4 часа.

Выделим несколько целей, в которых заключается сестринский уход: Снизить или исключить приступы в ночное время. Исключить обращения за неотложной помощью. Обострения снизить до минимума. Нормализовать функцию легких. Снизить риск проявления побочных реакций от противоастматических препаратов. Достигнуть долгого периода ремиссии. Цели достигаются при грамотном выполнении всех этапов сестринского ухода за больным бронхиальной астмой. Это очень важно. Принципы сестринского ухода при бронхиальной астме следующие: Улучшение качества жизни пациента. Облегчение состояния. Подготовка пациента к возможным методам исследования. Выполнение врачебных предписаний. Устранение внешних раздражителей. Недопущение нервного возбуждения и переутомлений. Помощь в адаптации в социуме. Проведение профилактических мер обострения заболевания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...