Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русская философия всеединства: реконструкция логоса




 

Вторая часть посвящена реконструкции философского логоса в русской философии всеединства, она составляет смысловой центр всего произведения. Перед нами стоит задача переосмысления философии всеединства в плане именно логико-философском. Это необходимо убедительно показать, и в случае русской философии всеединства вернуться к самим оригинальным текстам, вчитаться в них и всмотреться. Только при кропотливой работе с каждым фрагментом и складывании их всех в единое целое можно позволить себе принятие сделанных заявлений. Это и определило выбранный во второй части метод исследования. Мы рассматриваем ниже в пяти главах наиболее крупные и показательные с точки зрения поставленных задач произведения пяти русских философов: В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, С.Л.Франка и Л.П.Карсавина. Почему именно такой выбор? Вне нашего поля зрения остались работы братьев Трубецких, Г.Г.Шпета, В.Ф.Эрна, Н.О.Лосского, А.Ф.Лосева и др. Во-первых, наша “выборка” достаточно репрезентативна, а всех и во всем в любом случае рассмотреть бы не удалось и пришлось бы все-равно вносить какие-то ограничения. Во-вторых, центр тяжести в нашем исследовании всегда должен быть связан, по-видимому, с философией Соловьева, приводя к некоторой “фоновости” всех остальных его последователей. В-третьих, уже представленный материал, как нам представляется, не прост для восприятия, в то время как увеличение числа анализируемых материалов, начиная с некоторого момента, приводит к определенной смысловой насыщенности обсуждаемой проблематики. Вообще, стоит отметить, что наша работа не носит кумулятивного характера. Скорее, основные идеи и концепты воспроизводятся уже в части, посвященной анализу работ Соловьева, и далее эти идеи лишь вновь и вновь находят свое подкрепление и новые оттенки интерпретации. По поводу философии Г.Г.Шпета автор мог бы в какой-то мере отослать читателя к своей статье (19), переживание ментальной оппозиции Логоса и Ratio в философии Эрна отчасти выражено нами в первой части этой книги, по поводу некоторых аспектов философской логики А.Ф.Лосева можно посмотреть Приложение 11. В целом, мы считаем, что нам в определенной мере удалось приблизиться к выделению ядра логоса всеединства и его основных конструкций, которые лишь по-разному интерпретировались и оттенялись отдельными представителями школы, хотя окончательное решение здесь конечно же за читателем – ему судить, в какой мере автор справился с заявленной программой.

Более конкретно, в книге принята следующая методика исследования. Обычно у каждого философа анализируется какое-то достаточно крупное в логико-философском плане произведение. Если привлекаются другие работы, то только как дополнение к основному анализу. Среди всех философов в свою очередь акцент сделан на логико-философских аспектах творчества Вл.Соловьева. Форма анализа носит более или менее выраженный комментаторский характер. Мы кратко излагаем ряд идей анализируемого произведения, затем их комментируем. Т.о. структура нашего текста периодична, для удобства читателя мы попытались разграничить фрагменты изложения и комментирования разной формой шрифта: изложение (в том числе цитаты) дается курсивом. Следует, однако, заметить, что такое разграничение текста носит несколько условный характер: даже фрагменты изложения даются нами чаще всего не как простое повторение мыслей исследуемых философов, но как уже концентрированная логико-философская структура и концептуализация излагаемого материала.

Вторая часть состоит из пяти глав, главы – из параграфов. Перед каждым параграфом более мелким шрифтом дается сжатая сводка его содержания.

Глава1

Система Вл.Соловьева: реконструкция логоса

Раздел 1

Мир Соловьева: “Философские начала цельного знания”

 

К сожалению, сегодня распространено, как кажется, довольно печальное отношение к русской философии всеединства – это отношение, питающееся из убеждения близости и понятности, можно даже сказать, “домашности”, этой философии. У одних оно порождает оттенок снисходительности, облекающийся в формулу: русская философия – “слабая” философия, она во многом подражательная по отношению к западной, потому так настойчиво и вынуждена подчеркивать свою оригинальность (см. напр.9). Другие уже поспешили заключить сокровища философии всеединства в философскую лавку отечественных древностей, и тоже как-то закрыли вопрос. Например, известный специалист по русской философии всеединства, С.С.Хоружий, придерживается позиции своего рода «геронтологического редукционизма», полагая, что настоящий Соловьев – это поздний Соловьев. Концепция всеединства у Соловьева, по мнению Хоружего, – это наименее оригинальная (и наиболее молодая) часть его философии, заимстванная у западной философии. Если и было нечто оригинальное в философии Соловьева, так это его приближение к идеям феноменологии в его поздних работах. При такой трактовке, конечно, не остается ничего иного, как признать Соловьева «Царь-Пушкой русской философии», из которой невозможно стрелять. Мы не будем пытаться свести цельное творчество Соловьева к какому-то одному его периоду. Идеи философии всеединства должны быть применены в том числе и к анализу творчества основателя этой философии. Отказ от этого чреват превращением живого творчества философа в одно из отвлеченных начал – яркий пример чего С.С.Хоружий и демонстрирует нам в «поминках» по Соловьеву и попытках превращения образа Соловьева пускай и в грозный, но мертвый и бесполезный музейный экспонат. Дихотомия западничества и почвенничества продолжает жить по отношению к философии синтеза – и это лучшее подтверждение ее непонимания. Да, нам нужно признать, и вся книга ставит себе это одной из своих главных целей, – мы не понимаем и не знаем русской философии всеединства. Это нужно конечно же пояснить. Мы несомненно как-то знаем эту философию, и со стороны этого “как-то” – даже очень хорошо знаем. Мы знаем, что писали эти философы, как они жили, но в некотором смысле все это поверхностное знание закрывает от нас тайну философии всеединства. В этой философии заключена тайна, в ней, кроме «соматического» и «психического», есть еще и «пневматический» смысл, который требует своей расшифровки. Такое значение русская философия всеединства получает с точки зрения будущего, а не прошлого. Это философия-откровение, которая лишь намечает пути к будущему синтезу и может быть прочитана совершенно по-новому.

В этом разделе мы попытаемся заложить основы такого нового прочтения и начнем конечно же с философии всеединства Владимира Соловьева.

 

§ 1. “Философские начала цельного знания”(первая глава): идеи витологии

Выяснение предмета философии в истории. История как развитие, условия развития. Общество как организм (существо). Необходимость общей теории существ, ее несовпадение с биологией. Идея витологии как общего учения о живом. История как прикладная витология. Изучение существ в экстенсиональном и интенсиональном измерениях. Два интенсиональных измерения в общечеловеческом субъекте. Деление субъекта на подсубъекты как процедура введения базиса. Понятие о субъектной онтологии, условия ее теоретического представления в пространстве (функционирование) и времени (развитие).

Мы начинаем логико-философский анализ философии Соловьева с его работы “Философские начала цельного знания”, впервые опубликованной в 1877 г. Почему именно с этой работы? Во-первых, сам автор считал ее одним из значительных своих произведений и потому назвал ее в “Списке сочинений”, составленном в 1890 г. по просьбе Я.Н.Колубовского для третьего тома перевода Иберверга “История философии”. Во-вторых, эта работа не столь тематична, как “Оправдание добра” или “Чтения о Богочеловечестве”, она ставит своей целью введение в проблематику всеединства вообще, но не разработку какого-то отдельного ее раздела. Наконец, это по-настоящему логико-философское произведение Соловьева, в котором он анализирует статус и структуру логики всеединства, употребляя для этого термин “органическая логика”. И хотя “Начала” не закончены, но как раз логическая их часть прописана близко к полноте. Здесь мы не ставили себе целью анализ социально-культурных особенностей русской философии всеединства. Для этого можно посоветовать обратиться, например, к (1). Также предполагается минимальное предварительное знакомство читателя с основными представителями и идеями русской философии всеединства. В плане историко-философском можно ознакомиться с философией всеединства, например, в (7, 17). Мы ставим себе задачу смены принятой точки зрения на русскую философию всеединства, обнажения ее неизвестного до сих пор “пневматического” смысла. Новизна такого подхода вынуждает нас к довольно кропотливой работе по крайней мере с рядом оригинальных текстов, наиболее концентрирующих в себе идеи философского логоса.

В Собрании сочинений В.С.Соловьева второго издания под редакцией С.М.Соловьева и Э.Л.Радлова “Философские начала цельного знания” помещены в первом томе. В силу большей доступности, мы будем цитировать некоторые произведения Соловьева, в том числе и “Начала”, по I, под которым в рамках первого раздела мы будем иметь в виду т.2 из I.

“Начала” состоят из пяти глав: 1. Общеисторического введения с подзаголовком “О законе исторического развития”, 2. “О трех типах философии”. Последующие главы (3 – 5) посвящены идеям органической логики: 3. “Начала органической логики: характеристика цельного знания”. 4. “Начала органической логики. Понятие абсолютного. Основные определения по категориям сущего, сущности и бытия”. 5. “Начала органической логики: относительные категории, определяющие идею как существо”.

В первой главе Соловьев подходит к проблематике философии с точки зрения цели и смысла человеческого существования. Отдельные цели нашей жизни в конце концов требуют всеобщей цели человечества, а эта последняя предполагает идею развития в истории. Так возникает задача для философии понять свое предназначение в историческом развитии человечества.

Анализируя развитие, Соловьев выясняет следующие его условия: 1) развитием предполагается субъект развития – тот, кто развивается, 2) этот субъект не может быть простой субстанцией, но “только единое существо, содержащее в себе множественность элементов, внутренне между собою связанных, то есть живой организм ”(I, С.141), 3) развитие – это только внутреннее (имманентное) развитие организма (преимущественный автогенез), 4) развитие – это ряд изменений, и в этом ряду есть начало и конец (=этот ряд конечен).

В целом, развитие есть ряд изменений, имеющий начало (первый момент развития), конец (третий момент развития) и множество промежуточных этапов (второй момент развития). “Общая формула, выражающая эти три момента, есть закон развития ”(I, С.142). Т.о. закон развития – это задание развития в его целостности, в единстве всех его моментов. Зная один момент, мы, благодаря закону развития, знаем и все иные его моменты. Здесь в достаточно сильной мере Соловьев стоит на позициях органического преформизма, т.е. идеи свёрнутости в зародыше организма всего организма в целом. Развитие не прибавляет ничего нового, но лишь разворачивает и упорядочивает целое, предданное в зародыше. Поэтому и получить зародыш из целого можно на основе двух основных сил: изменения состояния частей (их потенциализации) и нарушения их расположения в иерархии целого (смешения).

Соловьев набрасывает логику происходящих изменений при развитии, следуя здесь Гегелю и Спенсеру: в первом моменте развития существует недифференцированное равновесие частей организма, во втором моменте – неравновесная дифференцировка (она может быть либо более-менее одновременная, как в биологических процессах, либо последовательная, с периодическим господством одного из начал, как в ментальных процессах), в третьем моменте – дифференцированное равновесие, соединение единства и полной актуализации частей.

Соловьев отмечает особенность органического равновесия, сравнительно с таковым в неорганической природе (простым равновесием): равновесие в организме предполагает различие всех элементов (частей), и здесь равновесие выражается в нахождении каждой части на своем месте в иерархии организма, а не просто равенстве частей как в случае неорганического равновесия.

Каждому моменту развития соответствует его динамический аспект – сила, удерживающая и подвигающая структурно-морфологический принцип соответствующего момента. Т.о. можно выделить в развитии первую, вторую и третью силы, доминирующие в соответствующие этапы развития.

Итак, прежде чем приступить к исследованию развития в истории, Соловьев находит необходимым очертить общую проблематику теории развития. Возвысившись в теоретическую область, теперь можно с чувством нового масштаба вернуться к истории как прикладной области общей теории развития. Эта теория глубоко органична в изложении Соловьева, субъект развития – организм, и Соловьев делает оговорку об основаниях применимости органического мировоззрения к историческим субъектам (обществу, народам и т.д.). Здесь нужно избежать двух крайностей – биологизма, т.е. прямого рассмотрения исторических субъектов как биологических организмов, и органического атомизма – когда организмами считаются только субъекты некоторого выделенного уровня, с достаточно высокой степенью целостности своего тела (клетки или индивидуальные биологические макроорганизмы).

Возражая последнему, Соловьев утверждает многоуровневость бытия организма. Он пишет: “Обыкновенно, когда говорят о человечестве как о едином существе или организме, то видят в этом едва ли более чем метафору или же простой абстракт: значение действительного единичного существа, или индивида, приписывается только каждому отдельному человеку. Но это совершенно неосновательно” (I,С.145). Итак, видее организменности человечества заключена более чем метафора. Человечество, а значит и исторические индивидуальности вообще (нации, народы, государства и т.д.), – тоже существа и организмы, хотя и более “разряжённые” в своем теле, чем тело человека. Здесь Соловьев указывает на относительность этой “разряжённости”, собирательный характер тела любого организма: для какого-нибудь эритроцита в нашем теле это последнее такая же абстракция, как для нас – тело человечества. “...мы признаём человечество как настоящий органический субъект исторического развития,” – заключает Соловьев (I, С.145).

Но здесь нельзя впасть и в другую крайность – крайность биологизма, излишнего отождествления исторических организмов с биологическими. Соловьев замечает: “Обыкновенно за образец для общечеловеческого организма принимают организм животного, причем между ними приводятся различные параллели и аналогии, часто доходящие до смешного; между тем животное тело есть только частный случай организма... синтетический взгляд на общую историю человечества сохраняет специфические особенности духовного организма, не сводя его к организациям низшего порядка, и определяет его отношения из самой идеи организма, а не из случайных аналогий с другими низшими существами”(I,С.176-177. Выделено мной – В.М. ).

Итак, здесь мы сталкиваемся с одной из важнейших предпосылок Соловьева и вообще философии всеединства, что будет неоднократно отмечаться в последующем анализе. Это органическая картина мира, идея организма, проявляющаяся на разных уровнях существования. Организм не есть только животный организм, но, например, и организм исторический. “Животное тело есть только частный случай организма”, существует некоторая “идея организма”, обобщающая биологический организм, есть некоторое фундаментальное знание (“синтетический взгляд”) об организмах, существах вообще, включающее в себя знания о частных существах – биологических или исторических, или еще каких-то. Учение о развитии любого организма и существа – часть этого знания, и Соловьев обращается к нему, исследует его, предваряя им свой анализ истории человечества.

Универсальное знание о существах и организмах – это универсальное знание о живом, некоторая “философская биология”, философия и учение о жизни. Био-логия. Но то, что названо сегодня биологией, конечно же не может вместить в себя всей полноты универсальной идеи существа. По имени, это биология, учение о живом, по значению, – нечто гораздо более общее. Предваряя уже сейчас дальнейший анализ, можно заметить, что в русской философии всеединства очень сильны идеи философского витализма – первичности живого, жизни как концентрированнейшей формы бытия. Но vita – тоже жизнь, корень vit – латинизированный вариант bioV’а, вобравший в себя более универсальное звучание “жизни”. Отсюда скорее не био-логия, но вито-логия. Витология – так можно обозначить учение о живом вообще, включающее в себя возможность существа быть воплощенным в разных телах и разных онтологиях. Витология в своем философском и методологическом звучании приводит к витализму.

Хотелось бы сразу же оговориться по поводу используемого нами термина «витология». Правилом хорошего тона при образовании неологизмов на основе греческого и латинского языков является, как известно, допущение возможности смешанных греко-латинских терминов только в том случае, если смысл термина не может быть передан средствами одного из языков. Для термина, выражающего идею науки о живом, казалось бы, вполне можно было бы обойтись средствами только греческого, используя давно используемое слово «биология». С этой точки зрения возможность монолингвистического решения существует, и использование термина «витология» может показаться выражением дурного тона. Следут однако заметить, что с термином «биология» сегодня очень прочно связан четко оформленный смысл, ограничивающий рамки понимания феномена жизни только животными и растениями. Распространение своих теорий на область, например, исторических организмов современная биология ни в коем случае не предполагает. Тем самым представление об организме и субъекте резко суживается. Биология предстает не вообще как наука о живом, но как наука о весьма определенных формах жизни. В то же время мы нуждались в термине, в точности совпадающим с буквальным смыслом термина «биология» как «науки о живом», но в гораздо более универсальном звучании идеи «жизни». С этой точки зрения, можно представить сложившуюся смысловую ситуацию таким образом, что для идеи «жизни» в современном восприятии греческого языка как бы нет сегодня подходящего эквивалента – bioV оказался жестко связанным в современной европейской культуре с чем-то, гораздо более узким, чем идея жизни в ее универсальном звучании. Греческий термин обнаружил себя принадлежащим уже не только греческому языку, этот термин вобрал в себя сопутствующие социокультурные детерминации своего словоупотребеления в современной культуре. Такого рода ситуацию можно проинтерпретировать как своего рода смысловой аналог отсутствия в греческом языке подходящего словесного эквивалента и разрешение на билингвистическое словообразование. Так мы решились на использование латинско-греческого термина «вито-логия», имея в виду, что корень vit – латинизированный вариант bioV’а, вобравший в себя, благодаря философии витализма, гораздо более универсальное звучание идеи “жизни”. Отсюда скорее не био-логия, но вито-логия. Наконец, автору приятно ощущать в термине, призванном выразить в первую очередь идею синтеза естественнонаучной (греческой) и гуманитарной (латинской) культур, символизацию этого синтеза уже в своей билингвистической форме.

Обращаясь к идеям организма и развития вообще, Соловьев чувствует потребность в универсальном знании о живом, в витологии. С позиций витологии как фундаментального знания он обращается к истории. Здесь мы сразу почувствуем, что это не просто история, но просвечивание в истории универсального логоса о живом вообще, это история как прикладная витология.

Во всяком организме есть части (органы) и системы, проникающие все части. Это верно и по отношению к организму человечества. Части его – племена и народы. Системы его, проникающие любое племя и народ, – системы общественного бытия, основанные на воле, представлении и чувстве.

Итак, единый субъект человечества должен быть подразделен на подсубъекты – таков первый шаг при изучении крупных субъектов в витологии, когда можно отвлечься от отношений субъекта с другими субъектами. Членение субъекта может быть двоякое – экстенсиональное, на части, и интенсиональное, на системы. В субъекте можно выделить экстенсиональные и интенсиональные подсубъекты. Это деление, стоит заметить, не абсолютное. В свей абстрактности это просто два “ортогональные” друг к другу деления, которыми обнаруживается некоторая двумерность всякого субъекта (организма). Однако, в рамках конкретной онтологии экстенсиональные подсубъекты задают план некоторого первичного деления, онтологическая фиксация которого приводит к возможности относительно высокой самостоятельности выделенных подсубъектов как независимых субъектов. Иное дело – интенсиональные подсубъекты (моменты-качествования, по Карсавину, – см. ниже). В данной онтологии невозможно их реальное обособление, т.к. бытие экстенсиональных субъектов требует слиянного со-бытия интенсиональных субъектов. Народ можно представить себе в исторической онтологии обособленно существующим, волю этого народа – только в абстракции.

Соловьев подчеркивает, что именно интенсиональные подсубъекты (деление организма на системы, а не на части) “составляют собственно содержание (интенсионал – В.М.) исторического развития, и потому на них мы и должны остановиться”(I,С.146). Здесь некоторая асимметрия: Соловьев уделяет больше внимания системному (интенсиональному) членению организма.

Соловьев очерчивает трех системных подсубъектов общечеловеческого организма. Это: 1)общественная жизнь как воля, составляющая основу практической деятельности людей, 2)общественная жизнь как представление (знание) – основа теоретической деятельности, и 3)общественная жизнь как чувство, олределяющее творчество (художество) человека.

Внутри каждой сферы могут быть выделены три формы-степени: экономика (семья), политика (государство) и религия (церковь) в первой, наука (факт), философия (идея) и теология (абсолютное существо) во второй, и техническое, изящное художества и мистика в третьей. В качестве обоснования выделения именно трех форм в каждом интенсиональном подсубъекте человечества Соловьев использует схему трех причин: материальной (causa materialis), формальной (causa formalis) и целевой (causa finalis). Заметим, что в этой аристотелевской схеме причинности нет четвертого основания: causa efficiens, т.е. действующей причины. Это вполне объяснимо на основании того, что Соловьев рассматривает структуру существ, и тем самым деятельная причина уже предположена. Любое существо в своей деятельности (и это тоже на уровне витологических обобщений) использует материал, оформляет его и подчиняет выполнению своих целей. При достаточном развитии субъекта он выделяет в себе подсубъекты, акцентирующие в своих деятельностях тот или иной ее момент. Намечается еще одно интенсиональное деление – на материальный, формальный и финальный подсубъекты. Это второе деление должно выражаться в параллелизмах соответствующих уровней (экономики и науки, государства и философии, и т.д.) первого интенсионального деления.

Окончательно субъект оказывается трехмерным (экстенсиональное измерение и два интенсиональных, причем, второе интенсиональное измерение (деление) столь же интенсионально по отношению к экстенсиональному, что и первое), и два интенсиональных измерения Соловьев представляет в таблице (I, С.153). Здесь структура общечеловеческого организма представлена синоптически: после всех делений на подсубъекты субъект вновь собран воедино, но уже единство его – дифференцированное. Это и есть синопсис.

Осуществляя описанное структурное представление общечеловеческого субъекта, Соловьев стоит перед следующими основными проблемами: 1) проблемой реальности вводимых дроблений, в связи с чем теоретические целостности должны хорошо поддерживаться выявленными в реальности членениями (такова, например, интерпретация трех причин в практической сфере делением на семью, государство и церковь, и т.д.), 2) проблемой независимости вводимых целостностей: элементы разных измерений не должны выводиться друг из друга, 3) проблемой полноты исследуемых измерений: любой исторический субъект и его деятельность должны вполне раскладываться по степеням и формам выделенных “базовых” субъектов. Две последние проблемы во многом решаются признанием ментальной базисности в европейской традиции за трихотомией “воля-представление-чувство” и тетрахотомией аристотелевских причин.

Все описанные проблемы – проблемы введения субъектного базиса (аналогично введению системы координат в трехмерном пространстве) в некотором пространстве субъектной онтологии, которой в данном случае служит пространство мировой истории. Субъектная онтология – это та реальность, в которую воплощен субъект, т.е. которую он представляет и чувствует, с которой связаны его ценности и в которую он воплощен через свое тело, в которой он действует и живет. Это как бы бытие сквозь внутренний мир того или иного существа, с точки зрения восприятия и переживания его субъектом. Вовне субъектные онтологии чаще всего даны как факты, т.е. некоторые фрагменты единой жизнедеятельности субъекта (субъектная онтология – это и есть вся совокупная жизнедеятельность некоторого субъекта). Создать теорию субъектной онтологии в этом случае означает создать модель такого субъекта, жизнедеятельность которого совпала бы с исследуемой онтологией (в ее фактичности). Соловьев именно это и пытается сделать по отношению к фактам такой субъектной онтологии, как мировая история. Теоретическое представление субъекта этой истории предполагает его дифференциацию на подсубъекты, множество которых исчерпает полного субъекта и предстанет как базис пространства субъектной онтологии. Этим выполняется задача теоретического описания функционирования субъекта, т.е. обратимой составляющей его жизнедеятельности. Следующий шаг – теоретическое представление необратимой компоненты жизнедеятельности, которая в “Началах” отождествляется Соловьевым с развитием общечеловеческого субъекта.

Подчеркивая объективное значение общественной жизни только в ее связи с абсолютным (I, С.146) и примат сферы творчества (а в ней – мистики) (I, С.153-154), Соловьев раскрывает свою устремленность изучить субъектную онтологию истории в ее усовершенности – как необратимое развитие и приращение абсолютного.

 

§ 2. “Философские начала цельного знания”(первая глава): общий закон развития

Подробная структура общего закона развития относительных субъектов. Его применение Соловьевым к мировой истории. Цель истории как свободный синтез всех начал в цельной жизни.

Соловьев напоминает и уточняет общую формулу закона развития. Субъект мировой истории развивается в плане второго интенсионального измерения, членения которого Соловьев называет степенями: c.finaflis – первая (высшая) степень, остальные два основания – низшие степени, c.formalis – вторая, c.materialis – третья. Далее им выдвигается своеобычная концепция развития субъекта относительно указанных степеней во всех трех моментах развития (пример формальной трактовки этого закона см. в Приложении 3):

Первый момент развития: состояние безразличного смешения степеней. Именно: 1)каждая степень не имеет самостоятельного бытия, но дана лишь потенциально, 2) высшая (абсолютная) степень поглощает в себе все остальные, не давая им раскрыться, 3) высшая степень не обладает собственной свободой, не определена в своем самобытии, но только как единство (на уровне смешения) низших степеней.

Второй момент развития: Здесь можно выделить два подмомента (2.1-й и 2.2-й моменты), а второй подмомент еще поделить на два (2.2.1-й и 2.2.2-й моменты). Итак:

2.1-й момент: 1) низшие степени высвобождаются из-под власти высшей и противопоставляются ей, оставаясь слиянными между собой в этом противопоставлении. Такая слиянность второй и третьей степени обусловлена включением третьей степени во вторую: “две низшие степени отделяются вместе от высшей...; точнее говоря, вторая степень, еще включая в себя третью, отделяется от первой”(I,С.156-157). 2) высшая степень отделяется от низших степеней и обретает свое самобытие. Здесь высшая степень получает свободу от низших степеней, которая в третьем моменте развития даст основу свободного единства низших степеней.

2.2-й момент: низшие степени утверждают свое самобытие не в противопоставлении с высшей степенью, но в противопоставлении друг с другом.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...