Терминологический словарь
Абстрагирование — мысленное отвлечение от несущественных, второстепенных признаков и аспектов изучаемых явлений. Адекватность — степень соответствия чего-либо объективным условиям, требованиям, потребностям и т. п. Акт — единичное проявление какой-либо деятельности; поступок, действие. Актуальность — критерий соответствия опыта современным тенденциям общественного развития и уровню развития науки. Анализ — 1) мыслительная операция, позволяющая производить расчленение целого на части; 2) метод исследования объектов, позволяющий вычленять отдельные части из целого и подвергать их самостоятельному изучению; 3) поэлементное, отдельное изучение компонентов, блоков, подсистем изучаемого процесса. Анкетирование — разновидность исследовательского опроса, позволяющего на основе письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе испытуемых. Аннотация — краткое изложение статьи, книги. Антиципация — предугадывание возможного будущего, ожидание его наступления. Апробация — установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методов и результатов исследовательской работы, одобрения ее. Аргументировать — доказывать, приводя факты, обоснования. Артефакт — недостоверный факт, искаженный в результате влияния случайных факторов. Аспект — та или иная сторона предмета, явления, понятия; точка зрения, взгляд на что-либо; точка зрения, с которой рассматривается какое-либо явление, понятие, перспектива. Атрибут — необходимый, постоянный признак, принадлежность чего-либо. Беседа — исследовательский метод, позволяющий познать особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков на основе анализа ответов на поставленные вопросы.
Библиография — перечень книг, статей, других источников по какому-либо вопросу. Вариативный — допускающий варианты, видоизменения частей чего-либо при сохранении основы. Вероятность — объективная возможность осуществления чего-либо, степень осуществимости. Внешняя деятельность — деятельность чувственно-предметная, материальная. Внутренняя деятельность — деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах, иначе — идеальная деятельность сознания. Гипотеза — научно обоснованное, но неочевидное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения или его опровержения. Действие — единица деятельности, преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Деятельностный подход — признание единства психики и деятельности, единства внутренней и внешней деятельности. Диагностика — процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в развитии, общении, а также эффективности функционирования и развития систем, технологий, методик, педагогических проектов. Динамика — 1) ход развития какого-либо явления, процесса; 2) движение, развитие, внутренняя энергия. Дискретный — прерывистый, дробный, состоящий из отдельных частей. Доклад — устное научное сообщение или письменное изложение существа исследования и его выводов, предназначенное для зачитывания вслух. Достоверный — верный, не вызывающий сомнений. Задача — предполагаемый локализованный результат исследования, включающий в себя требования и условия (известное и искомое). Закон — положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области. Научный закон — это знание, формулируемое людьми в понятиях, которое имеет свое основание в природе (в объективном бытие).
Закономерность — объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого-либо процесса. Замысел — идея, обеспеченная средствами ее осуществления. Идеализировать — наделять идеальными свойствами. Идеальный объект — это предмет исследования на теоретическом уровне, взятый в виде определенной мысленной модели. Идея — мысль о содержании и способах преобразования действительности при достижении желаемой цели. Изучение продуктов деятельности — исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Инновации педагогические — распространение в образовательной практике педагогических новшеств и нововведений. Инструкция — 1) правила, устанавливающие порядок и способ осуществления чего-либо; 2) руководящие указания, наставления. Инструментарий — совокупность методов, способов деятельности, применяемых для выполнения этой деятельности. Интервью — разновидность исследовательского опроса. Предполагает в процессе устного общения выявить опыт, оценку и точку зрения опрашиваемого. Интервьюер — человек, получающий интервью от кого-либо. Интерпретация — истолкование, раскрытие смысла, разъяснение смысла полученных результатов, объяснение причин и условий, их породивших. Интуиция — способность к свернутым, логически не проработанным решениям, к верной ориентации в ситуации на основе предшествующего опыта. Исследование — процесс научного рассмотрения, изучения какого-либо явления или процесса. Исследовательский подход — исходный принцип, исходная позиция поиска. Компетентность — обладание основательными знаниями в какой-либо области; осведомленность; авторитетность. Комплексный подход — рассмотрение группы явлений в совокупности. Компонент — составная часть чего-либо. Конкретизация — воссоздание возможно полного знания о реальной действительности с учетом всех признаков и аспектов изучаемого объекта.
Констатация — сообщение о точно установленном, непреложном факте или явлении. Конструировать — создавать что-либо из отдельных частей. Конструктивный — создающий основу для дальнейшей работы; плодотворный, результативный. Конфиденциальный — не подлежащий огласке, разглашению, секретный; интимный, доверительный. Концептуальный — содержащий концепцию, основанный на концепции. Концепция — 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов, руководящая идея для их трактовки и освещения; ведущий замысел деятельности; 2) система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского подхода. Корректный — 1) правильный, точный; 2) тактичный, вежливый, учтивый. Коррекция — исправление ошибок, исправление чего-либо. Косвенный — не непосредственный, не прямой; побочный. Критерий — обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности, основа для классификации. Предполагает выделение ряда признаков, по которым можно определять показатели. Личностный подход — предполагающий отношение к воспитаннику как к личности, как к самосознательному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Личность — человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию. Логика — 1) наука о законах и формах мышления; 2) ход рассуждения, умозаключений; 3) внутренняя закономерность, присущая явлению, процессу, обществу. Логика исследования — содержание и последовательность поисковых шагов, которые должны обеспечить решение поставленных задач. Метод — путь познания; способ построения и обоснования научного знания; способ, посредством которого познается предмет науки. Методика — различные формы и способы использования методов, при помощи которых осуществляется познание явлений и процессов. Методические рекомендации — краткое изложение современных научных данных и подробное — практических рекомендаций к осуществлению деятельности в какой-либо области.
Методологическая культура — культура мышления, которая предполагает знание педагогом определенных правил и приемов научного познания и умение их применять в процессе решения педагогических задач. Методология — 1) наиболее общая система принципов организации научного исследования, способов достижения и построения научного знания; 2) учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в какой-либо науке; система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. В педагогике методологию определяют как учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Методы педагогического исследования — приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Мобильность — способность к быстрому движению, изменению, ориентировке в ситуациях. Моделирование — процесс создания моделей, схем, знаковых или реальных аналогов, отражающих существенные свойства более сложных объектов. Модернизация — изменение чего-либо в соответствии с современными требованиями, вкусами. Мониторинг — система контроля, слежения за процессом и результатами исследования, включающая сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих исследовательский процесс. Наблюдение — исследовательский метод, который заключается в систематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения объекта для его изучения. Наука — форма общественного сознания, в которой отражаются и накапливаются знания о сущности, связях и зависимостях, объективных законах развития природы, общества и мышления. Научный метод — способ познания, который исследователь использует для достижения поставленной цели, руководствуясь своей гипотезой. Научный отчет — официальная форма подведения результатов научной работы; подробное описание предпосылок, задач, методики, содержания, хода и результатов поисковой работы. Негативный — отрицательный. Нейтральный — не примыкающий ни к одной из сторон, не оказывающий ни положительного, ни отрицательного влияния. Несостоятельный — лишенный необходимого обоснования, доказательности, убедительности. Нивелировка — сглаживание различий между кем- или чем-либо. Новаторский опыт — опыт разработки и реализации новых педагогических систем обучения и воспитания.
Нравственные идеалы — совершенные образцы, к которым стремится человек в своем нравственном развитии. Обоснованный — подтвержденный убедительными доказательствами, доводами. Объект исследования — явления, процессы, подлежащие исследованию. Операция — способ осуществления действия, определяемый условиями данной ситуации. Опосредованный — данный через посредство кого- или чего-либо другого. Оппонент — возражающий; противник в споре; лицо, которому поручена оценка результатов исследования. Опробовать — подвергнуть испытанию, прежде чем начать использование, применение. Опрос — исследовательский метод, позволяющий выявлять психологические особенности людей на основе их ответов на предложенные устные или письменные вопросы. Оптимизация — улучшение какого-либо процесса для достижения его максимальной эффективности; повышение интенсивности процесса в целях достижения высоких результатов. Опыт — непосредственное наблюдение, практические действия для приобретения знаний. Опытная педагогическая работа — специально организованная исследовательская работа, проводимая по заранее разработанной программе или проекту. Оценивание — оценка изучаемых явлений с привлечением наиболее компетентных лиц, мнения которых, дополняя друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемые явления. Педагогика — совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Педагогические новации — разработка прогрессивных образовательных систем, методик, технологий образовательных программ, которые отвечают актуальным запросам общества и личности и которые в конкретном виде еще не были представлены. Педагогическое проектирование — разработка проектов развития образовательных систем или учреждений, создание любых образовательных программ, методик, технологий. Передовой педагогический опыт — опыт, опирающийся на педагогические новации и позволяющий получать результаты, отвечающие современным требованиям и оптимальные для конкретных условий. Перспективный — 1) предусматривающий, планирующий будущее развитие; 2) подающий большие надежды в какой-либо области. Позитивный — положительный. Познавательный процесс — деятельность, направленная на получение достоверных знаний о мире. Познание — 1) процесс психического отражения и восприятия объективного мира в сознании, результатом которого является новое знание о его сущности; 2) творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Предмет исследования — совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решения. Предпосылка — 1) предварительное условие; 2) отправное положение какого-либо рассуждения. Преимущество — качество, свойство, выгодно отличающее кого- или что-либо от других. Принцип — основное, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности. Принцип генетический — принцип, требующий изучения процессов и явлений в их развитии, позволяющий отследить их возникновение и этапы преобразования. Принцип объективности — основополагающий принцип, выражающийся во всестороннем учете факторов и условий, в которых возникают и развиваются явления. Принцип системного изучения явления — основан на положении о том, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями ее составляющих, а связана с характером взаимодействия между ее элементами. Принцип сущностного анализа — связан с соотнесением в изучаемых явлениях общего и частного, раскрытием законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития, возможностей целенаправленного их изменения. Принципы методологические — основные положения, на которых базируется исследовательское и практическое преобразование педагогических систем. Принципы всегда должны быть научно обоснованными, носить обобщенный характер и быть обязательными для исполнения. Проблема — теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Прогноз — научное предсказание хода или результатов каких-либо событий, процессов. Процедура — установленная последовательность действий для осуществления или оформления чего-либо; последовательность действий в каком-либо деле. Процесс — 1) последовательная смена состояний в развитии чего-либо; развитие какого-либо явления; 2) совокупность последовательных действий, направленных на достижение результата. Психология — наука, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека. Психолого-педагогическое обследование — комплекс диагностических процедур, необходимых для первоначальной ориентировки относительно объекта изучения. Развитие — процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Регламент — правила, регулирующие порядок проведения какой-либо работы. Респондент — тот, кто дает ответы на социологическую анкету или при опросе. Рефлексия — способность человека сосредоточиться на самом себе, анализировать свою деятельность, переосмысливать основания и обосновывать правильность своих действий. Синтез — создание целостного представления, обобщенных характеристик, формулирование выводов о состоянии, тенденциях развития изучаемого объекта. Системный подход — подход, ориентирующий исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его внутренних связей и отношений. Совокупность — объединение, соединение, сочетание чего-либо. Социальная педагогика — теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и воздействия на взрослых. Специфика — совокупность отличительных особенностей чего-либо. Стабильность — постоянство, устойчивость. Статистика — вид практической деятельности, направленный на собирание, обработку и анализ информации, характеризующий количественную сторону процесса или явления. Статус — положение, состояние. Субъективный — 1) относящийся к человеку, связанный с ним; 2) пристрастный, предвзятый, лишенный объективности. Сущность — самое главное и существенное в чем-либо; внутренняя основа предметов и явлений. Сфера — отрасль; область жизни, деятельности. Тема исследования — лаконичная формулировка проблемы исследования. Тенденция — направление, в котором совершается развитие; направленность во взглядах или действиях. Теоретический метод — глубокий анализ фактов, раскрытие существенных закономерностей, образование мысленных моделей. Теоретическое знание — полученное путем переноса выводов, сделанных в одних условиях и на основе анализа одних объектов, на другие условия и объекты. Тест — стандартизированное задание, позволяющее выявить наличие или отсутствие каких-либо характеристик у изучаемого объекта, знаний, умений, способностей, а также отношение к тем или иным объектам. Тестирование — исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, а также способностей и других качеств личности путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Трансляция — передача информации. Требование — правило, условие, обязательное для выполнения. Унификация — приведение чего-либо к единой форме, единому виду, системе. Условие — обстоятельство, от которого что-либо зависит; обстановка, в которой что-либо происходит. Факт — явление или достоверно зафиксированные связи между явлениями и событиями, истинность которых может быть научно доказана. Фактор — движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении. Философия — 1) наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления; 2) концепция, сложившееся мнение по поводу чего-либо. Формализация — такое отражение знаний, которое делает возможным и целесообразным использование математических средств исследования. Формирование — процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности. Функция — деятельность, обязанность, работа. Хронометраж — фиксация временных затрат при выполнении какой-либо деятельности. Целеполагание — определение и формулирование целей и задач деятельности. Целостный — обладающий внутренним единством, воспринимающийся как единое целое. Цель — 1) осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека; 2) замысел исследования; научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Ценностные ориентации — система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества. Эксперимент — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются процессы и явления природы и общества. Эксперимент естественный — проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности, в рамках которого создается изучаемое явление. Эксперимент лабораторный — проводится в специально оборудованных помещениях, что обеспечивает возможность управления условиями экспериментирования и получения точных данных. Эксперимент формирующий — ориентирован на изучение динамики развития психологических свойств или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности. Эксперт — специалист, проводящий экспертизу. Экспертиза — рассмотрение, исследование каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства и т. д. Эмпирический метод — фиксация и описание непосредственно наблюдаемых явлений, фактов и видимых связей между ними. Эмпирическое знание — приобретаемое в ходе практической деятельности, чувственного восприятия сущности предметов, процессов; непосредственное отражение вещи в чувственном восприятии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|